СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 2-4 кл. (к УМК Матвеевой Н.В.)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов к УМК  Матвеевой Н.В. составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 2-4 кл. (к УМК Матвеевой Н.В.)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Лесосибирска»




УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от ________ 2018 года протокол № 1

Председатель _________ Цзян Е.А.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По информатике

Уровень образования (класс) начальное общее образование (2-4 классы)


Количество часов: 102

Учитель: Савченко Н.А.








Программа разработана на основе


  • требований ФГОС начального общего образования;

  • основной образовательной программы школы;

  • авторской программы «Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова





СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 9

от ___________ 2018 года № 1

_____________ Пядышева О.А.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Рословец Н.В.

____________ 2018 года











































Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой, Е. И. Челак, Н. К. Конопатовой Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013год. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цели изучения курса информатики в начальной школе

Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего обучения, раз­витие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опор­ных знаний и умений, но и развитие способности к сотруд­ничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух ас­пектах.

Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общнос­ти информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые пер­вичные представления об информационной деятельности человека.

Второй аспект пропедевтического курса инфор­матики – освоение методов и средств получения, обработ­ки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся на­чальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фоно­тек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятель­ности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и ком­муникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств лич­ности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).

Рабочая программа курса информатики для началь­ной школы разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результа­тов: личностных, метапредметных и предметных.


Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в курсе начального общего образования


С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частнос­ти с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного ком­понента УУД (универсальных учебных действий), форми­рование которых является одним из приоритетов начально­го общего образования. Более того, информатика как учеб­ный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.

Важной проблемой реализации непрерывного курса ин­форматики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявля­ется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Авторы УМК делают попытку выстроить многоуров­невую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информати­ки и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школь­никами на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информацион­ные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной дея­тельности человека, живой природе, технике.

В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидак­тики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, ре­шать нестандартные задачи. Развитие творческого потен­циала каждого ребенка происходит при формировании на­выков планирования в ходе решения различных задач.

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действи­тельность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников посте­пенно вводятся термины информатики: источники, прием­ники, носители информации; кодирование информации; языки людей и языки программирования. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с элект­ронными документами.

В 3 классе авторы учебника расширяют представление о полученных знаниях во 2 классе. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети продолжают осваивать информационные технологии: технологию со­здания электронного документа, технологию его редакти­рования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инстру­ментами работы с информацией (мобильный телефон, элек­тронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллель­но учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя эле­ментарные технологические операции своими именами.

В 4 классе введены новые темы: «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводит­ся понятие информационной модели, в том числе компью­терной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгорит­ма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, технически­ми устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управ­ления. Школьники учатся понимать, что средства управле­ния влияют на ожидаемый результат, и что иногда полу­ченный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной дея­тельностью и компьютером школьники осваивают соот­ветствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружа­ющей действительности, описывать их в терминах инфор­матики, приводить примеры из своей жизни.

Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, ак­тивный способ отношений между объектами. Видеть отно­шения между объектами системы – это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы сис­темного мышления, столь необходимого в современной жиз­ни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.


Описание и место предмета в учебном плане


Учебный образовательный план МБОУ «СОШ № 9» в соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает вариативное изучение информатики на этапе начального общего образования в объёме 102 ч.


2 класс (1 час в неделю)


Название тем

Часы

Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер

  1. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек и информация

2. Какая бывает информация

3. Источники информации

4. Приемники информации

5. Компьютер и его части

6. Повторение по теме: «Виды информации. Человек и компьютер»

7. Контрольная работа № 1 по теме: «Виды информации. Человек и компьютер»


7

Глава 2. Кодирование информации

8.Носители информации

9.Кодирование информации (1)

10.Кодирование информации (2)

11.Письменные источники информации

12.Языки людей и языки программирования

13.Повторение по теме: «Кодирование информации»

14.Контрольная работа № 2 по теме: «Кодирование информации»

7

Глава 3. Информация и данные

15. Текстовые данные

16. Графические данные

17. Числовая информация

18.Десятичное кодирование

19. Двоичное кодирование

20. Числовые данные

21. Повторение по теме: «Информация и данные»

22. Контрольная работа № 3 по теме: «Информация и данные»


8

Глава 4. Документ и способы его создания

23. Документ и его создание

24. Электронный документ и файл

25. Поиск документа

26. Создание текстового документа (1)

27. Создание текстового документа (2)

28. Создание графического документа (1)

29. Создание графического документа (2)

30. Повторение по теме: «Документ и способы его создания»

31.Контрольная работа № 4 по теме: «Документ и способы его создания»


9

Завершающий этап.

32. Обобщающий урок по пройденным темам

33–34.Проектная деятельность.

3

Всего:

34


3 класс (1 час в неделю)


Название тем

Часы

Глава 1. Информация, человек и компьютер

  1. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек и информация

  2. Источники и приемники информации

  3. Носители информации

  4. Компьютер

  5. Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер»

  6. Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер»


6

Глава 2. Действия с информацией

  1. Получение информации

  2. Представление информации

  3. Кодирование информации

  4. Кодирование и шифрование данных

  5. Хранение информации

  6. Обработка информации и данных(1)

  7. Повторение по теме: «Действия с информацией»

  8. Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией»


8

Глава 3. Мир объектов

  1. Объект и его имя

  2. Объект и его свойства

  3. Функции объекта (1)

  4. Функции объекта(2)

  5. Отношения между объектами

  6. Характеристика объекта

  7. Документ и данные об объекте

  8. Повторение по теме: «Мир объектов»

  9. Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов»

9

Глава 4. Компьютер, системы и сети

  1. Компьютер — это система

  2. Системные программы и операционная система

  3. Файловая система

  4. Компьютерные сети

  5. Информационные системы

  6. Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети»

  7. Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и сети»

7

Завершающий этап.

31. Обобщающий урок по пройденным темам

32–34.Проектная деятельность.

3

Всего:

34


4 класс (1 раз в неделю)


Название тем

Часы

Глава 1. Повторение

  1. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек в мире информации

  2. Действия с данными

  3. Объект и его свойства

  4. Отношения между объектами

  5. Компьютер как система

  6. Повторение изученного в 3 классе.

  7. Контрольная работа № 1

7

Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие

  1. Мир понятий

  2. Деление понятий

  3. Обобщение понятий

  4. Отношения между понятиями

  5. Понятия истина и ложь

  6. Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие»

  7. Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие»

  8. Суждение

  9. Умозаключение


9

Глава 3. Мир моделей

  1. Модель объекта

  2. Текстовая и графическая модели

  3. Алгоритм как модель действий

  4. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

  5. Исполнитель алгоритма

  6. Компьютер как исполнитель

  7. Повторение по теме: «Мир моделей»

  8. Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей»


8

Глава 4. Управление

25. Кто, кем и зачем управляет

26. Управляющий объект и объект управления

27. Цель управления

28. Управляющее воздействие

29. Средство управления

30. Результат управления

31. Современные средства коммуникации

32. Повторение по теме: «Управление»

33.Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»

34. Годовое повторение

10

Всего:

34


Описание ценностных ориентиров содержания информатики


Современный ребенок погружен в новую предметную и ин­формационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружа­ющая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

Межпредметные связи информатики позволяют более полно реализовать цели развивающего обучения. В процессе изучения большинства тем курса учащимся приходится решать учебные задачи, многие из которых опираются на дидактический материал математики, русского языка и других предметов, сравнивать традиционные (ручные) и компьютерные технологии обработки текста и графической информации, решать информационно-поисковые задачи по различным дисциплинам.

На уроках информатики школьники осознанно и целе­направленно учатся работать с информацией (осущест­влять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и на­зывать объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информати­ки в рамках предметной области «Математика и информа­тика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формиро­вание предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и про­должения образования.

Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета присталь­ное внимание должно быть уделено развитию у детей перво­начальных представлений о компьютерной грамотности.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки инфор­мации (компьютером), расширяет возможности детей по­знавать окружающий мир и способствует их самостоятель­ности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музы­ка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих рабо­тах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предо­ставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-цен­ностным восприятием окружающей действительности.

Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соот­ветствии с условиями общения – всему этому учит и ин­форматика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освое­ния мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового ре­дактора, электронного блокнота, электронной книги.

На уроках информатики при наборе текстов в текстовом ре­дакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным под­черкиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тек­сты-описания и повествования небольшого объема, овладе­вают основами делового письма (написание записки, адре­са, письма).

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хра­нения и обработки не может происходить па чисто абст­рактном уровне, и математика, и информатика непосред­ственно связаны с содержанием других дисциплин на­чального образования, в частности, с иностранным языком.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникатив­ные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, па­мять и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уро­ках иностранного языка (английский алфавит, напри­мер), с другой стороны, развивает коммуникативные уме­ния, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).

Таким образом, информатика в начальной школе вы­полняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики


С учетом специфики интеграции учебного предмета в обра­зовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образова­тельной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»:

1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

1.3) социальные компетенции;

1.4) личностные качества

2-я группа

требований:

метапредметные

результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время


С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компе­тенции, отраженные в содержании курса:

• наблюдать за объектами окружающего мира; обнару­живать изменения, происходящие с объектом, и учить­ся устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;

• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать от­вет на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

• устно и письменно представлять информацию о наблю­даемом объекте, т. е. создавать текстовую или графи­ческую модель наблюдаемого объекта с помощью ком­пьютера с использованием текстового или графического редактора;

• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) яв­ляется не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

• выявлять отдельные признаки, характерные для сопос­тавляемых объектов; в процессе информационного моде­лирования и сравнения объектов анализировать резуль­таты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться про­ведением простейших измерений разными способа­ми. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

• решать творческие задачи на уровне комбинаций, пре­образования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой ко­нструкторской задачи, создавать творческие работы (со­общения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая прос­тейшие мультимедийные объекты и презентации, при­менять простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

• овладевать первоначальными умениями передачи, по­иска, преобразования, хранения информации, исполь­зования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овла­дение различными способами представления информа­ции, в том числе в табличном виде, упорядочения ин­формации по алфавиту и числовым параметрам (возрас­танию и убыванию);

• получать опыт организации своей деятельности, вы­полняя специально разработанные для этого интерак­тивные задания. Это задания, предусматривающие вы­полнение инструкций, точное следование образцу и про­стейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерак­тивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;

• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упраж­нения и их исправлении;

• приобретать опыт сотрудничества при выполнении груп­повых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Все компоненты УМК представляют собой единую сис­тему, обеспечивающую преемственность изучения предме­та в полном объеме. Эта системность достигается:

1) опорой на сквозные содержательные линии:

• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

• информационные объекты (текст, изображение, аудио­запись, видеозапись);

• источники информации (живая и неживая природа, тво­рения человека);

• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

• средства информационных технологий (телефон, компью­тер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

• организация информации и данных (оглавление, указа­тели, каталоги, записные книжки и др.);

2) использованием общей смысловой структуры учебни­ков, позволяющей осуществить названную преемст­венность. Компоненты этой структуры построены в со­ответствии с основными этапами познавательной дея­тельности

• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует уста­новлению учащимися связи между целью учебной дея­тельности и ее мотивом (личностно значимая информа­ция). Выбранные авторами примеры могут быть зна­комыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

• содержание параграфа представлено через компонен­ты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выпол­ни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последова­тельность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.

Организация повторения ранее освоенных знаний, уме­ний, навыков. Использование средств стимулирования, учащихся к самостоятельной работе (или при подготов­ке к контрольной работе);

• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;

• практические задания, включая задания в рабочих тет­радях и ЭОР. Формирование и развитие умений исполь­зовать полученные теоретические знания по информа­тике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проект­ной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, органи­зацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и созна­тельно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирова­ние и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных за­дач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках по­знавательной, организационной и рефлексивной деятель­ности. Этим достигается полноценное освоение всех компо­нентов учебной деятельности, которые включают:

• учебную мотивацию;

• учебную цель;

• учебную задачу;

• учебные действия и операции (ориентировка, преобразо­вание материала, контроль и оценка);

• метапредметные учебные действия (умственные дейст­вия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).



Содержание курса информатики в начальной школе

(2 - 4 классы)


2 КЛАСС (34ч.)


Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Изучение информатики во втором классе позволит детям:

1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;

2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;

3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;

4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;

5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.




ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ. ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР (7 ч.)


Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с по­мощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой ин­формации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятель­ная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на приме­рах).

Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон - средство связи и общения.

Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и гра­фической.

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

Контрольная работа №1.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях инфор­мации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодиро­ванном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компь­ютером.

КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ (7ч.)


Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и ие­роглифы.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Языки людей и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный че­ловек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный ал­фавит.

Повторение по теме «Кодирование информации».

Контрольная работа №2

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны понимать:

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях инфор­мации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

знать:

  • что данные - это закодированная информация;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них раз­личными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ (8ч.)


Текстовые данные: текст – это способ представления информации в виде последовательных знаков. С помощью текста мы можем закодировать информацию, чтобы ее передать.

Графические данные: данные, обладающие свойством наглядности. Карта, схема, рисунок, фотография – это все графические данные.

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.

Десятичное кодирование: кодирование информации с помощью 10 цифр.

Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирова­ние.

Числовые данные: если информацию о количестве предметов или об их порядковых номерах закодировать числами, то получатся числовые данные.

Повторение по теме «Информация и данные».

Контрольная работа №3.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • что данные - это закодированная информация;

  • что информацию можно представить числами, рисунками, текстом;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в ви­де чисел.

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами, текстом, рисунком;

  • кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.



ДОКУМЕНТ И СПОСОБЫ ЕГО СОЗДАНИЯ (9ч.)


Документ и его создание: история изобретения письменности, знакомство с документами прошлого.

Электронный документ: понятие файла, виды файлов.

Поиск документа: есть два разных действия – это поиск информации и поиск документа. Поиск документов в Интернете и библиотеке.

Создание текстового документа: знакомство с программой текстовый редактор. Оформление текстовых документов.

Создание графического документа: знакомство с программой графический редактор.

Повторение по теме «Документ и способы его создания».

Контрольная работа №4.

Требования к знаниям и умениям.

знать:

  • что файл – это электронный документ;

  • что такое текстовый и графических редактор;

  • чем отличается поиск информации и поиск документа.

уметь:

- работать с электронными документами;

  • создавать текстовый документ;

  • создавать графический документ.


Обобщающий урок по пройденным темам.

Резерв/Проектная деятельность.



3 КЛАСС (34ч.)



ИНФОРМАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР ( 6ч.)


Человек и информация: повторение изученного во 2 классе об органах чувств, видах информации.

Источники и приемники информации: повторение изученного во 2 классе об источниках и приемниках информации; новые понятия: искусственные (созданные человеком) и естественные (созданные природой) источники информации.

Носители информации: повторение изученного во 2 классе.

Компьютер: повторение изученного во 2 классе, определения «компьютер», знакомство с устройствами компьютера.

Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер».

Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер».

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че­ловек; воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называ­ют текстовой, числовой, графической, табличной;

Знать:

- что одну и ту же информацию можно представить различ­ными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- что такое естественные и искусственные источники информации;

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- основные и дополнительные устройства компьютера.



ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ (8 ч.)


Получение информации: люди получают информацию, наблюдая; получение информации – это действие с информацией.

Представление информации: информацию можно представить графически и при помощи текста.

Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование; декодирование информации.

Кодирование и шифрование данных: чтобы спрятать смысл сообщение от посторонних используется шифрование.

Хранение информации: хранение информации необходимо для передачи знаний и опыта. С древних времен человек хранил информацию на носителях.

Обработка информации и данных: обрабатывать данные можно не только в уме, но и с помощью разных инструментов.

Повторение по теме: «Действия с информацией».

Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией».


Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны

Понимать:

- что информацию можно представлять на носителе инфор­мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.

Знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различ­ными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами

Уметь:

- кодировать информацию различными способами и декоди­ровать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хране­ние, использование и передачу информации и данных, ис­пользуя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет.


МИР ОБЪЕКТОВ (9ч.)


Объект и его имя: объект – это общее название любого предмета, явления, живого существа, процесса, события, если мы обратили на него внимание. Объекты имеют имя.

Объект и его свойства: каждый объект обладает рядом свойств общими и отличительными; существенными и несущественными.

Функции объекта: исходя из свойств объекта, мы определяем его функцию.

Отношения между объектами: объекты могут находиться между собой в определенных отношения. Отношения удобно представлять в виде схемы.

Характеристика объекта: включает в себя его имя и описание свойств.

Документ и данные об объекте: свойством документа является то, что он удостоверяет какой-то факт.

Повторение по теме: «Мир объектов».

Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов».

Требования к знаниям и умениям.

Знать:

- что объект – это название любого предмета, на который мы обратили внимание.

Уметь:

- называть имя объектов;

- находить общие и отличительные свойства;

- выделять существенные и несущественные свойства;

- определять в каких отношениях находятся объекты.


КОМПЬЮТЕР, СИСТЕМЫ И СЕТИ (7ч.)


Компьютер –это система: компьютер состоит из взаимосвязанных между собой частей.

Системные программы и операционная система: системные программы – это программы, которые обеспечивают нормальную работу компьютера, его обслуживание и настройку. Операционная система - это комплекс управляющих и обрабатывающих программ.

Файловая система: как в библиотеки есть шкафы, как и в компьютере есть файлы, которые позволяют нам хранить информацию.

Компьютерные сети: это система компьютеров и периферийных устройств, взаимосвязанных между собой.

Информационные системы: хранилище данных.

Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети».

Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и сети».

Требования к знаниям и умениям.

Знать:

- что компьютер является системой;

- основные составные части компьютера.

Уметь:

- различать виды программ;

- осуществлять поиск информации информацию;

- составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сети, компьютера и сервера;

- уметь пользоваться файловой системой.


Обобщающий урок по пройденным темам.

Резерв/Проектная деятельность.


4 КЛАСС (34ч.)


ПОВТОРЕНИЕ (7ч.)


Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек в мире информации.

Действия с данными.

Объект и его свойства.

Отношения между объектами.

Компьютер как система.

Повторение изученного в 3 классе.

Контрольная работа № 1.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны понимать:

- классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);

- классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная);

- что информацию можно представлять на носителях с помощью различных знаков и символов;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации.

Знать:

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

- основные источники информации;

- ото одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.

Уметь:

- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

- проводить сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости др.;

- представлять материала в табличном виде.


СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОНЯТИЕ (9ч.)


Мир понятий: понятие – это форма мышления, в понятии отражаются все существенные свойства объекта.

Деление понятий: видовые и родовые понятия.

Обобщение понятий: объединение видовых понятий в одном родовом.

Отношения между понятиями: отношения бывают симметричные

(вид вид); несимметричные (род вид, вид род

Понятия истина и ложь: истина – это то, что соответствует действительности; ложь же не соответствует действительности.

Суждение: высказывание, о котором однозначно можно сказать истинное оно или ложное.

Умозаключение: мысленный анализ и составления заключения.

Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».

Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны

Знать:

- существование 2 миров: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах (виртуальный мир) понятие – объект внутреннего виртуального мира;

- что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение;

- что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;

- какие понятия симметричны и несимметричны;

- для чего используют диаграмму Эйлера;

- какие отношения между понятиями бывают: равнозначность, пересечение, подчинение понятий;

- истинное и ложное высказываний;

-какие бывают суждения;

- понятие умозаключения, когда можно делать умозаключение;

- как строить умозаключение.

Уметь:

- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

- формулировать понятие;

- приводить примеры понятий;

- определять принадлежат ли термины к понятиям;

- обобщать понятия, делить понятия;

- примеры отношений между понятиями;

- приводить примеры получения истины;

- оценивать истинность высказывания;

- приводить примеры истинных и ложных высказываний;

- приводить примеры суждений;

- приводить примеры истинного суждения, простого, сложного суждения.


МИР МОДЕЛЕЙ (8Ч.)


Модель объекта: заменитель реального объекта, который обладает некоторыми свойствами реального объекта.

Текстовая и графическая модели: модель можно описать в виде текста и изобразить на рисунке, схеме или фотографии.

Алгоритм как модель действий: последовательность инструкцией для исполнителя, обладающая рядом свойств.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов: алгоритмы линейные и разветвляющиеся. Запись алгоритмов в текстовой и графической форме.

Исполнитель алгоритма: объект, который четко может выполнить инструкции.

Компьютер как исполнитель: универсальный и формальный исполнитель алгоритмов.

Повторение по теме: «Мир моделей».

Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей».

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны

Знать:

- понятие модели объектов;

- разновидности моделей;

- что можно построить модель отношений между понятиями;

- текстовая модель, графическая модель;

- понятие алгоритма;

- зачем люди составляют и исполняют алгоритмы;

- виды алгоритмов: текстовые, графические, линейные, ветвления;

- как называют наглядную модель процесса решения задачи;

- кто может быть исполнителем алгоритма;

- что является системой команд исполнителя;

- чем отличается исполнитель-человек от исполнителя –компьютера;

- что такое компьютерная программа;

- цели создания модели;

- алгоритм и систему команд алгоритма.

Уметь:

- поиск информации с использованием простейших запросов;

- приводить примеры моделей;

- рисовать круги Эйлера;

- изображать модель отношений;

- приводить примеры алгоритмов;

- выяснять является ли последовательность действий алгоритмом;

- приводить примеры способов описания решения задачи;

- определять вид алгоритма;

- приводить примеры исполнителей.


УПРАВЛЕНИЕ (10ч.)


Кто, кем и зачем управляет: один объект специально с определённой целью, воздействует на другой объект.

Управляющий объект и объект управления: объект который управляет кем-то или чем-то и объект, на которого направлено это воздействие.

Цель управления: это ожидаемый результат

Управляющее воздействие: информация для человека или технического устройства.

Средство управления: с помощью чего создается управляющее воздействие.

Результат управления: реакция объекта управления на управляющее воздействие.

Современные средства коммуникации: обеспечивают возможность общения между людьми, могут служить и средством управления.

Повторение по теме: «Управление»

Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»

Итоговая контрольная работа

Учащиеся должны

Знать:

- что такое управляющее воздействие, средство управления;

- что такое результат управления;

- современные средства коммуникации.

Уметь:

- приводить примеры управляющего воздействия, средства управления, результата управления;

- узнавать и называть средства управления.



Планируемые результаты обучения.


Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

• выделение и называние объекта окружающей действи­тельности, в том числе в терминах информатики (источ­ник информации, приемник, канал связи, носитель ин­формации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управ­ления и др.);

• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называ­ние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, испол­нителя алгоритма и других объектов информатики;

• выделение и называние свойств объекта (системы), кото­рые отражены в той или иной его модели;

• сравнение между собой объектов, в том числе абстракт­ных объектов информатики (например, сравнение про­цесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделиро­вания и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);

• формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность учащихся начальной шко­лы на уроках информатики:

• преобразование одной формы представления информа­ции в другую (текста в схему, текста в числовое выраже­ние, таблицы в текст или схему и т. д.);

• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, от­ношения;

• создание текстовой, математической и графической мо­делей объекта окружающего мира;

• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов переда­чи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)

• обмен письменными сообщениями и файлами по элек­тронной почте;

• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса

в начальной школе


В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/прак­тикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/по­собиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и уча­щимися адекватной траектории обучения, а также построе­ния образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.

В состав учебно-методического комплекта по информа­тике для начальной школы входят:

2 класс

1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

3 класс

1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

4 класс

1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь учени­ка), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.

• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь учени­ка), 3 класс, Н. В. Матвеева и др.

• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь учени­ка), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.

        • Комплекс методических разработок по информатике 2 класс (http://easyen.ru/load/informatika/2_klass/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike/399-1-0-5242)

  • Комплекс методических разработок по информатике 3 класс (http://easyen.ru/load/informatika/3_klass/kompleks_metodiches/400-1-0-5578)

  • Комплекс методических разработок по информатике 4 класс

(http://easyen.ru/load/informatika/4_klass/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike_4_klass_umk_matveevoj_n_v_fgos/401-1-0-17151)


В начальной школе не рекомендуется организация обу­чения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познава­тельной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий но УМК «Информатика» (2 – 4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности уча­щихся, к способности использовать сетевые ресурсы шко­лы для реализации индивидуальных познавательных инте­ресов младших школьников. К каждому уроку информати­ки имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привяза­ны» ЦОР к УМК.

Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (www.metodist. lbz.ru).

Материально-техническое обеспечение информацион­ной образовательной среды для реализации обучения ин­форматике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении:

- компьютерный класс (сеть, сервер)

- проектор

- интерактивная доска

- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении ин­форматике.

- дополнительные устройства компьютера: наушники, колонки, принтер, сканер, микрофон, камера.





Критерии оценивания по информатике


2 класс

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. При выполнении письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей.

За каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла.

Оценка "3" - при выполнении 2/3 -1/2 от объема предложенных заданий.

Оценка "2" не ставится, так как ученик не справился с контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка "5", если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5" , но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Оценка "3" ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

Оценка "2" не ставятся.


3-4 класс

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

Оценка "4" - при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

Оценка "3" - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

Оценка "2" - если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала).


Оценка устных ответов учащихся:

Оценка "5" если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5", но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Оценка "3" ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

Оценка "2" ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!