МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Лесосибирска»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2018 года протокол № 1
Председатель _________ Цзян Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике
Уровень образования (класс) начальное общее образование (2-4 классы)
Количество часов: 102
Учитель: Савченко Н.А.
Программа разработана на основе
требований ФГОС начального общего образования;
основной образовательной программы школы;
авторской программы «Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 9 от ___________ 2018 года № 1 _____________ Пядышева О.А. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Рословец Н.В. ____________ 2018 года |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой, Е. И. Челак, Н. К. Конопатовой Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013год. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Цели изучения курса информатики в начальной школе
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего обучения, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах.
Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека.
Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).
Рабочая программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в курсе начального общего образования
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Авторы УМК делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.
В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики: источники, приемники, носители информации; кодирование информации; языки людей и языки программирования. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В 3 классе авторы учебника расширяют представление о полученных знаниях во 2 классе. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети продолжают осваивать информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В 4 классе введены новые темы: «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы – это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Описание и место предмета в учебном плане
Учебный образовательный план МБОУ «СОШ № 9» в соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает вариативное изучение информатики на этапе начального общего образования в объёме 102 ч.
2 класс (1 час в неделю)
Название тем | Часы |
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек и информация 2. Какая бывает информация 3. Источники информации 4. Приемники информации 5. Компьютер и его части 6. Повторение по теме: «Виды информации. Человек и компьютер» 7. Контрольная работа № 1 по теме: «Виды информации. Человек и компьютер» | 7 |
Глава 2. Кодирование информации 8.Носители информации 9.Кодирование информации (1) 10.Кодирование информации (2) 11.Письменные источники информации 12.Языки людей и языки программирования 13.Повторение по теме: «Кодирование информации» 14.Контрольная работа № 2 по теме: «Кодирование информации» | 7 |
Глава 3. Информация и данные 15. Текстовые данные 16. Графические данные 17. Числовая информация 18.Десятичное кодирование 19. Двоичное кодирование 20. Числовые данные 21. Повторение по теме: «Информация и данные» 22. Контрольная работа № 3 по теме: «Информация и данные» | 8 |
Глава 4. Документ и способы его создания 23. Документ и его создание 24. Электронный документ и файл 25. Поиск документа 26. Создание текстового документа (1) 27. Создание текстового документа (2) 28. Создание графического документа (1) 29. Создание графического документа (2) 30. Повторение по теме: «Документ и способы его создания» 31.Контрольная работа № 4 по теме: «Документ и способы его создания» | 9 |
Завершающий этап. 32. Обобщающий урок по пройденным темам 33–34.Проектная деятельность. | 3 |
Всего: | 34 |
3 класс (1 час в неделю)
Название тем | Часы |
Глава 1. Информация, человек и компьютер Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек и информация Источники и приемники информации Носители информации Компьютер Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер» Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер» | 6 |
Глава 2. Действия с информацией Получение информации Представление информации Кодирование информации Кодирование и шифрование данных Хранение информации Обработка информации и данных(1) Повторение по теме: «Действия с информацией» Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией» | 8 |
Глава 3. Мир объектов Объект и его имя Объект и его свойства Функции объекта (1) Функции объекта(2) Отношения между объектами Характеристика объекта Документ и данные об объекте Повторение по теме: «Мир объектов» Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов» | 9 |
Глава 4. Компьютер, системы и сети Компьютер — это система Системные программы и операционная система Файловая система Компьютерные сети Информационные системы Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети» Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и сети» | 7 |
Завершающий этап. 31. Обобщающий урок по пройденным темам 32–34.Проектная деятельность. | 3 |
Всего: | 34 |
4 класс (1 раз в неделю)
Название тем | Часы |
Глава 1. Повторение Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек в мире информации Действия с данными Объект и его свойства Отношения между объектами Компьютер как система Повторение изученного в 3 классе. Контрольная работа № 1 | 7 |
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие Мир понятий Деление понятий Обобщение понятий Отношения между понятиями Понятия истина и ложь Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие» Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие» Суждение Умозаключение | 9 |
Глава 3. Мир моделей Модель объекта Текстовая и графическая модели Алгоритм как модель действий Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов Исполнитель алгоритма Компьютер как исполнитель Повторение по теме: «Мир моделей» Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей» | 8 |
Глава 4. Управление 25. Кто, кем и зачем управляет 26. Управляющий объект и объект управления 27. Цель управления 28. Управляющее воздействие 29. Средство управления 30. Результат управления 31. Современные средства коммуникации 32. Повторение по теме: «Управление» 33.Контрольная работа № 4 по теме: «Управление» 34. Годовое повторение | 10 |
Всего: | 34 |
Описание ценностных ориентиров содержания информатики
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
Межпредметные связи информатики позволяют более полно реализовать цели развивающего обучения. В процессе изучения большинства тем курса учащимся приходится решать учебные задачи, многие из которых опираются на дидактический материал математики, русского языка и других предметов, сравнивать традиционные (ручные) и компьютерные технологии обработки текста и графической информации, решать информационно-поисковые задачи по различным дисциплинам.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»: 1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; 1.3) социальные компетенции; 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: 2.1) познавательных; 2.2) регулятивных; 2.3) коммуникативных; 2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время |
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования, учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Содержание курса информатики в начальной школе
(2 - 4 классы)
2 КЛАСС (34ч.)
Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Изучение информатики во втором классе позволит детям:
1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;
3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;
4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;
5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ. ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР (7 ч.)
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон - средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Контрольная работа №1.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
уметь:
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ (7ч.)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Языки людей и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Повторение по теме «Кодирование информации».
Контрольная работа №2
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны понимать:
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
что данные - это закодированная информация;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ (8ч.)
Текстовые данные: текст – это способ представления информации в виде последовательных знаков. С помощью текста мы можем закодировать информацию, чтобы ее передать.
Графические данные: данные, обладающие свойством наглядности. Карта, схема, рисунок, фотография – это все графические данные.
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Десятичное кодирование: кодирование информации с помощью 10 цифр.
Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Числовые данные: если информацию о количестве предметов или об их порядковых номерах закодировать числами, то получатся числовые данные.
Повторение по теме «Информация и данные».
Контрольная работа №3.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
что данные - это закодированная информация;
что информацию можно представить числами, рисунками, текстом;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел.
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами, текстом, рисунком;
кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
ДОКУМЕНТ И СПОСОБЫ ЕГО СОЗДАНИЯ (9ч.)
Документ и его создание: история изобретения письменности, знакомство с документами прошлого.
Электронный документ: понятие файла, виды файлов.
Поиск документа: есть два разных действия – это поиск информации и поиск документа. Поиск документов в Интернете и библиотеке.
Создание текстового документа: знакомство с программой текстовый редактор. Оформление текстовых документов.
Создание графического документа: знакомство с программой графический редактор.
Повторение по теме «Документ и способы его создания».
Контрольная работа №4.
Требования к знаниям и умениям.
знать:
что файл – это электронный документ;
что такое текстовый и графических редактор;
чем отличается поиск информации и поиск документа.
уметь:
- работать с электронными документами;
Обобщающий урок по пройденным темам.
Резерв/Проектная деятельность.
3 КЛАСС (34ч.)
ИНФОРМАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР ( 6ч.)
Человек и информация: повторение изученного во 2 классе об органах чувств, видах информации.
Источники и приемники информации: повторение изученного во 2 классе об источниках и приемниках информации; новые понятия: искусственные (созданные человеком) и естественные (созданные природой) источники информации.
Носители информации: повторение изученного во 2 классе.
Компьютер: повторение изученного во 2 классе, определения «компьютер», знакомство с устройствами компьютера.
Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер».
Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек; воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
Знать:
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- что такое естественные и искусственные источники информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- основные и дополнительные устройства компьютера.
ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ (8 ч.)
Получение информации: люди получают информацию, наблюдая; получение информации – это действие с информацией.
Представление информации: информацию можно представить графически и при помощи текста.
Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование; декодирование информации.
Кодирование и шифрование данных: чтобы спрятать смысл сообщение от посторонних используется шифрование.
Хранение информации: хранение информации необходимо для передачи знаний и опыта. С древних времен человек хранил информацию на носителях.
Обработка информации и данных: обрабатывать данные можно не только в уме, но и с помощью разных инструментов.
Повторение по теме: «Действия с информацией».
Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны
Понимать:
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами
Уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет.
МИР ОБЪЕКТОВ (9ч.)
Объект и его имя: объект – это общее название любого предмета, явления, живого существа, процесса, события, если мы обратили на него внимание. Объекты имеют имя.
Объект и его свойства: каждый объект обладает рядом свойств общими и отличительными; существенными и несущественными.
Функции объекта: исходя из свойств объекта, мы определяем его функцию.
Отношения между объектами: объекты могут находиться между собой в определенных отношения. Отношения удобно представлять в виде схемы.
Характеристика объекта: включает в себя его имя и описание свойств.
Документ и данные об объекте: свойством документа является то, что он удостоверяет какой-то факт.
Повторение по теме: «Мир объектов».
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов».
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
- что объект – это название любого предмета, на который мы обратили внимание.
Уметь:
- называть имя объектов;
- находить общие и отличительные свойства;
- выделять существенные и несущественные свойства;
- определять в каких отношениях находятся объекты.
КОМПЬЮТЕР, СИСТЕМЫ И СЕТИ (7ч.)
Компьютер –это система: компьютер состоит из взаимосвязанных между собой частей.
Системные программы и операционная система: системные программы – это программы, которые обеспечивают нормальную работу компьютера, его обслуживание и настройку. Операционная система - это комплекс управляющих и обрабатывающих программ.
Файловая система: как в библиотеки есть шкафы, как и в компьютере есть файлы, которые позволяют нам хранить информацию.
Компьютерные сети: это система компьютеров и периферийных устройств, взаимосвязанных между собой.
Информационные системы: хранилище данных.
Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети».
Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и сети».
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
- что компьютер является системой;
- основные составные части компьютера.
Уметь:
- различать виды программ;
- осуществлять поиск информации информацию;
- составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сети, компьютера и сервера;
- уметь пользоваться файловой системой.
Обобщающий урок по пройденным темам.
Резерв/Проектная деятельность.
4 КЛАСС (34ч.)
ПОВТОРЕНИЕ (7ч.)
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек в мире информации.
Действия с данными.
Объект и его свойства.
Отношения между объектами.
Компьютер как система.
Повторение изученного в 3 классе.
Контрольная работа № 1.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны понимать:
- классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);
- классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная);
- что информацию можно представлять на носителях с помощью различных знаков и символов;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации.
Знать:
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- основные источники информации;
- ото одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.
Уметь:
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- проводить сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости др.;
- представлять материала в табличном виде.
СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОНЯТИЕ (9ч.)
Мир понятий: понятие – это форма мышления, в понятии отражаются все существенные свойства объекта.
Деление понятий: видовые и родовые понятия.
Обобщение понятий: объединение видовых понятий в одном родовом.
Отношения между понятиями: отношения бывают симметричные
(вид вид); несимметричные (род вид, вид род
Понятия истина и ложь: истина – это то, что соответствует действительности; ложь же не соответствует действительности.
Суждение: высказывание, о котором однозначно можно сказать истинное оно или ложное.
Умозаключение: мысленный анализ и составления заключения.
Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».
Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны
Знать:
- существование 2 миров: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах (виртуальный мир) понятие – объект внутреннего виртуального мира;
- что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение;
- что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;
- какие понятия симметричны и несимметричны;
- для чего используют диаграмму Эйлера;
- какие отношения между понятиями бывают: равнозначность, пересечение, подчинение понятий;
- истинное и ложное высказываний;
-какие бывают суждения;
- понятие умозаключения, когда можно делать умозаключение;
- как строить умозаключение.
Уметь:
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- формулировать понятие;
- приводить примеры понятий;
- определять принадлежат ли термины к понятиям;
- обобщать понятия, делить понятия;
- примеры отношений между понятиями;
- приводить примеры получения истины;
- оценивать истинность высказывания;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры суждений;
- приводить примеры истинного суждения, простого, сложного суждения.
МИР МОДЕЛЕЙ (8Ч.)
Модель объекта: заменитель реального объекта, который обладает некоторыми свойствами реального объекта.
Текстовая и графическая модели: модель можно описать в виде текста и изобразить на рисунке, схеме или фотографии.
Алгоритм как модель действий: последовательность инструкцией для исполнителя, обладающая рядом свойств.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов: алгоритмы линейные и разветвляющиеся. Запись алгоритмов в текстовой и графической форме.
Исполнитель алгоритма: объект, который четко может выполнить инструкции.
Компьютер как исполнитель: универсальный и формальный исполнитель алгоритмов.
Повторение по теме: «Мир моделей».
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны
Знать:
- понятие модели объектов;
- разновидности моделей;
- что можно построить модель отношений между понятиями;
- текстовая модель, графическая модель;
- понятие алгоритма;
- зачем люди составляют и исполняют алгоритмы;
- виды алгоритмов: текстовые, графические, линейные, ветвления;
- как называют наглядную модель процесса решения задачи;
- кто может быть исполнителем алгоритма;
- что является системой команд исполнителя;
- чем отличается исполнитель-человек от исполнителя –компьютера;
- что такое компьютерная программа;
- цели создания модели;
- алгоритм и систему команд алгоритма.
Уметь:
- поиск информации с использованием простейших запросов;
- приводить примеры моделей;
- рисовать круги Эйлера;
- изображать модель отношений;
- приводить примеры алгоритмов;
- выяснять является ли последовательность действий алгоритмом;
- приводить примеры способов описания решения задачи;
- определять вид алгоритма;
- приводить примеры исполнителей.
УПРАВЛЕНИЕ (10ч.)
Кто, кем и зачем управляет: один объект специально с определённой целью, воздействует на другой объект.
Управляющий объект и объект управления: объект который управляет кем-то или чем-то и объект, на которого направлено это воздействие.
Цель управления: это ожидаемый результат
Управляющее воздействие: информация для человека или технического устройства.
Средство управления: с помощью чего создается управляющее воздействие.
Результат управления: реакция объекта управления на управляющее воздействие.
Современные средства коммуникации: обеспечивают возможность общения между людьми, могут служить и средством управления.
Повторение по теме: «Управление»
Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»
Итоговая контрольная работа
Учащиеся должны
Знать:
- что такое управляющее воздействие, средство управления;
- что такое результат управления;
- современные средства коммуникации.
Уметь:
- приводить примеры управляющего воздействия, средства управления, результата управления;
- узнавать и называть средства управления.
Планируемые результаты обучения.
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
• выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
• сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
• формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
• создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;
• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)
• обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
в начальной школе
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят:
2 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
3 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
4 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 3 класс, Н. В. Матвеева и др.
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.
(http://easyen.ru/load/informatika/4_klass/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike_4_klass_umk_matveevoj_n_v_fgos/401-1-0-17151)
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий но УМК «Информатика» (2 – 4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК.
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (www.metodist. lbz.ru).
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении:
- компьютерный класс (сеть, сервер)
- проектор
- интерактивная доска
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике.
- дополнительные устройства компьютера: наушники, колонки, принтер, сканер, микрофон, камера.
Критерии оценивания по информатике
2 класс
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. При выполнении письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей.
За каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла.
Оценка "3" - при выполнении 2/3 -1/2 от объема предложенных заданий.
Оценка "2" не ставится, так как ученик не справился с контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка "5", если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5" , но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка "3" ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.
Оценка "2" не ставятся.
3-4 класс
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
Оценка "4" - при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
Оценка "3" - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
Оценка "2" - если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка "5" если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5", но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка "3" ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.
Оценка "2" ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.