СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 5-7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 5-7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Примерной основной образовательной программы ООО (2011), Примерной программы по "Информатике и ИКТ»(2015), основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 (2015).

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.

Содержание обучения информатике и ИКТ в авторской программе для 5-7 классах отобрано с ориентацией на требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Поэтому обучение по учебно-методическому комплекту Л.Л.Босовой обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по любой линии учебников для 8-9 классов: Н.Д.Угриновича, И.Г.Семакина, С.А.Бешенкова Представленный материал обеспечивает единство содержания предмета изучения, позволяет не только разгрузить чрезвычайно насыщенный базовый курс информатики, но и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в базовом курсе, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:

•  освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•  овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-7 классах могут быть конкретизированы следующим образом:

•  формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики (эта цель может быть достигнута только за счет реализации межпредметных связей);

•  формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития (достигаемая в рамках предмета «Информатика и ИКТ» данная цель должна активно использоваться при изучении других предметов);

•  усиление культурологической составляющей школьного образования;

•  пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


В основу отбора содержания курса информатики для 5-7 классов положены следующие принципы:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей» информатики для школьников, но при этом ни в коем случае

нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.

3. Практикоориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Содержание курса информатики и ИКТ

Содержание курса информатики и ИКТ для 5-7 классов в авторской программе Л.Л.Босовой представлено следующими укрупненными модулями:


1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.

Темы для изучения:

Информатика и информация.

Многообразие форм представления информации.

Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Кодирование информации.

Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

Системы счисления.

Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

Единицы измерения информации.

Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.

Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.

Системы объектов, структура системы.

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.

Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.

Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.

Способы записи алгоритмов.

Базовые алгоритмические конструкции.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

2. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.

Темы для изучения:

Аппаратное обеспечение компьютера.

Виды памяти в компьютере.

Информационные носители.

Файл, основные операции с файлами.

Программное обеспечение компьютера.

Назначение и основные объекты операционной системы.

Персональный компьютер как система.

Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.


3. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

Текстовый редактор: назначение и основные функции.

Графический редактор: назначение и основные функции.

Калькулятор и его возможности.

Электронные таблицы: назначение и основные функции.

Мультимедийные технологии.


4. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.

Темы для изучения:

Предыстория информатики.

Основные этапы развития вычислительной техники.

Роль информации в жизни общества.

Информационная этика.


Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в дан­ной рабочей программе. В связи с тем, что в учебном плане школы на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени в каждом классе.


Тематическое планирование.


5 класс.


Тема

Кол-во часов

Компьютер для начинающих

8

Информация вокруг нас

8

Информационные технологии

10

Информация вокруг нас (Продолжение).

8


Итого:

34


6 класс.


Тема

Кол-во часов

Компьютер и информация

11

Человек и информация

12

Алгоритмы и исполнители

10

Резерв учебного времени

1


Итого:

34


7 класс.


Тема

Кол-во часов

Объекты и системы

6

Информационное моделирование

20

Алгоритмика

7

Резерв учебного времени

1


Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Приложение 1. 5 класс

Приложение 2. 6 класс

Приложение 3. 7 класс


Контрольные и проверочные работы:


5 класс

6 класс

7 класс

контрольных работ

1

3

2

практических контрольных работ

-

3

-

проверочных работ

3

-

2

практических работ (10-15 мин)

15

16

11



Календарно-тематическое планирование контрольных работ, практических контрольных работ, проверочных работ


Приложение 4. 5 класс

Приложение 5. 6 класс

Приложение 6. 7 класс

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ


V класс

Учащиеся должны:

•  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

•  различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•  приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•  приводить примеры информационных носителей;

•  иметь представление о способах кодирования информации;

•  уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

•  определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

•  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•  запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;

•  уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

•  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•  уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

•  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

•  уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

•  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


VI класс

Учащиеся должны:

•  уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

•  понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

•  уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

•  различать необходимые и достаточные условия;

•  иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

•  уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

•  иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

•  иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

•  уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

•  определять назначение файла по его расширению;

•  выполнять основные операции с файлами;

•  уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания простых списков и таблиц;

•  уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

•  создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

•  иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами





VII класс

Учащиеся должны:

•  уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

•  уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

•  уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку основанию классификации;

•  понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

•  уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

•  понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

•  иметь представление о назначении и области применения моделей;

•  уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

•  уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

•  уметь «читать» информационные модели разных видов (получать информацию): таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•  знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

•  знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

•  уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

•  уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

•  уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

•  уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

•  уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;

•  уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;

•  уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

•  уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

•  уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

•  уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

•  уметь создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для 5-7 классов

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Босова, Л.Л. Информатика. 5 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;

Босова, Л.Л. Информатика.6 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;

Босова, Л.Л. Информатика: Учебник 7 кл. Бином, 2008;

Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;

Босова Л.Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ, 2009;

Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ, 2008

плакаты 5-7 кл.;

цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) 5-7 кл.




Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигура­ция современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео­изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную уча­щимися или учителем.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран­ными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе­ния).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фото­аппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио- и видеомагнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

Операционная система.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).




Приложение 1



Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 5 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль

Параграф учебника

Дата

проведения


Компьютер для начинающих (8 часов)


1

Введение. Знакомство с учебником.

Информация - Компь­ютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный трена­жер в режиме ввода слов.

1

ознакомление с новым материалом

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Иметь представление об информации и информатике.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; знать требования к организации компьютерного рабочего места.

Уметь набирать слова, используя клавиатуру.

Опрос

§1.1

§2.2


2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

комбини-рованный

Основные элементы

компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) и периферийные устройства.


Уметь набирать слова, используя клавиатуру.

Знать основные элементы компьютера и их назначение

Опрос

§2.1

§2.2


3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой»

1

комбинированный

Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш.

Функциональные и горячие клавиши.

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.

Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение

Опрос

§2.3

(п.1, 2)


4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)

1

комбиниро-ванный

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Знать принципы десятипальцевого набора текста.

Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.

Опрос

§2.3

(п.3)


5

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры

1

комбинированный

Программы и файлы.

Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе.

Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

Опрос

§2.4









6

Рабочий стол.

Управление мышью.

Практическая работа № 2

«Освоение мыши»

1

комбини-рованный

Рабочий стол.

Управление мышью.

Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окна­ми (открыть, закрыть, свернуть, восстано­вить, изменить раз­мер, переместить)

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.5,

§2.6


7

Главное меню. Запуск программ.

Практиче­ская работа № 3

«За­пуск программ. Основ­ные элементы окна программы»

1

комбини-рованный

Главное меню. Запуск программ.

Иметь представление о структуре главного меню.

Уметь запускать и за­крывать программы и приложения.

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.7


8

Проверочная работа № 1 «Компьютер для начинающих».

Управление компьюте­ром с помощью меню.

Практическая работа № 4 «Знакомство с компьютерным меню»

1

комбинированный

Управление компьютером с помощью меню.

Иметь представление о способах управле­ния компьютером с помощью меню. Уметь выполнять ос­новные управляющие операции.

Тест. Компьютерный практикум.

§2.8



Информация вокруг нас (8часов)

9

Действия с информа­цией. Хранение ин­формации. Логическая игра (тренировка памя­ти).

1

комбинированный

Информация. Дейст­вия с информацией. Хранение информа­ции

Иметь представление об информации, ее видах, приемах об­работки информации, информационных процессах.

Знать основные дей­ствия оперирования с информацией


Опрос

§1.2

§1.3


10

Носители информации.

Клавиатурный трена­жер в режиме ввода слов.

1

комбини-рованный

Носители информации.

Знать основные виды носителей информа­ции.

Уметь сохранять ин­формацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать сло­ва, используя клавиатуру

Опрос

§1.4


11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

1

комбини-рованный

Передача информации.

Правила набора текста.

Знать схему передачи информации. Иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Уметь набирать сло­ва и фрагменты тек­ста, используя кла­виатуру

Опрос

§1.5


12

Кодирование информации.

1

ознакомление с новым материалом

Кодирование и декодирование инфор­мации. Символ и код.

Иметь представление о процессах кодиро­вания и декодирова­ния информации.

Уметь кодировать информацию, ис­пользуя таблицу ко­дов.


Опрос

§1.6


13

Формы представления информации. Метод координат.

1

комбини-рованный

Формы представле­ния информации. Метод координат.

Знать формы пред­ставления инфор­мации.

Уметь читать инфор­мацию, представлен­ную на координатной плоскости

Опрос

§1.7

§1.8


14

Текст как форма представления информа­ции. Логическая игра.

1

комбинированный

Текст как форма представления информации. Гипертекст.

Иметь представление о структуре и эле­ментах текста.

Знать основные эле­менты текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

Уметь определять элементы текста.


Опрос

§1.9


15

Табличная форма представления ин­формации. Игра «Морской бой»

1

комбини-рованный

Табличная форма представления информации.

Иметь представление о табличной форме представления ин­формации. Знать основные эле­менты таблицы (ячейка, строка, столбец).

Уметь представлять информацию в таб­личном виде.

Опрос

§1.10


16

Наглядные формы представления ин­формации.

Провероч­ная работа № 2 «Информация вокруг нас»

1

комбини-

рованный

Наглядные формы представления информации.

Типы диаграмм.


Иметь представление о наглядных формах представления ин­формации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы.

Тест

§1.11



Информационные технологии (10 часов)

17

Обработка информа­ции.

Практическая работа № 5 «Выполнение вы­числений с помощью приложения Кальку­лятор» (часть 1)

1

комбинированный

Обработка инфор­мации.

Вычисления с помо­щью приложения Калькулятор. Режимы Калькуля­тора.

Знать способы обра­ботки текстовой, чи­словой информации.

Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора


Опрос. Компьютерный практикум.

§1.12


18

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 6

«Ввод текста»

1

комбинированный

Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовые редакторы и процес­соры.

Иметь представление о способах обработки текстовой информа­ции.

Знать основные опе­рации с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой ин­формации с клавиа­туры в текстовом ре­дакторе.

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.9(1)


19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа № 7 «Редактирование текста»

1

комбинированный

Обработка текстовой информации. Редак­тирование текста

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Иметь представление о редактировании текста.

Уметь редактировать текст (удаление сим­волов, исправление ошибок, вставка сим­волов)

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.9(2)


20

Редактирование тек­ста. Работа с фрагмен­тами текста.

Практиче­ская работа № 8

«Работа с фрагмен­тами текста» (задания 1-5)

1

комбинированный

Обработка текстовой информации. Редак­тирование текста. Работа с фрагмен­тами текста

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Уметь редактировать текст (удаление сим­волов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, ко­пирование и пере­мещение символов и фрагментов текста)

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.9(2)


21

Редактирование текста. Поиск информа­ции.

Практиче­ская работа № 8

«Работа с фрагмен­тами текста» (задания 6, 7)

1

комбинированный

Редактирование текста. Поиск информа­ции.

Базы данных.

Уметь редактировать текст (удаление сим­волов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, ко­пирование и пере­мещение символов и фрагментов текста). Иметь представление о поиске информа­ции, запросах для поиска информации. Уметь составить про­стой запрос для по­иска информации в базе данных.

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.9(2)

§1.13 (2)


22

Изменение формы представления ин­формации. Системати­зация информации

1

ознакомление с новым материалом

Изменение формы представления ин­формации. Система­тизация информации, типологизация и классифи­кация.

Знать формы представления информа­ции; способы систематизации информа­ции.

Уметь систематизи­ровать информацию в виде плана, схемы, таблицы.

Опрос

§1.13

(1)


23

Форматирование - из­менение формы пред­ставления информа­ции.

Практическая работа № 9 «Форматирование текста»

1

комбинированный

Форматирование текста.

Списки, колонтиту­лы.

Иметь представление о форматировании текста.

Уметь форматиро­вать слово, словосо­четание, предложе­ние, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.


Опрос. Компьютерный практикум.

§1.13 (3)


24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами графического ре­дактора»

1

комбинированный

Компьютерная графика.

Инструменты в графическом редакторе.

Иметь представление о компьютерной гра­фике; графическом изображении, рисунке.

Знать виды инструментов рисования.

Уметь выбирать ин­струмент рисования в зависимости от задач по созданию графи­ческого объекта.



Опрос. Компьютерный практикум.

§2.10 (1)


25

Инструменты графического редактора.

Прак­тическая работа № 11 «Знакомство с инстру­ментами рисования графического редак­тора» (задания 1, 4, 5)

1

комбинированный

Инструменты рисования в графическом редакторе. Изменение рисунка.

Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать ин­струмент рисования в зависимости от задач по созданию графи­ческого объекта

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.10 (2)


26

Проверочная работа № 3 «Информационные технологии».

Обработка графиче­ской информации.

Прак­тическая работа № 11 «Знакомство с инстру­ментами рисования графического редак­тора» (задания 2, 3)


1

комбинированный

Обработка графической информации. Палитра. Инстру­менты рисования в графическом редакторе. Контур, шаблон, графиче­ский при­митив.

Уметь создавать рисунок, используя раз­личные инструменты рисования и палитру.

Тест.

Компьютерный практикум.

§2.10

(2)



Информация вокруг нас (8 часов)

27

Обработка текстовой и графической информа­ции.

Практическая работа № 12 «Создание ком­бинированных доку­ментов»

1

комбини-рованный

Обработка текстовой и графической информации. Виды ком­биниро­ванных до­кументов.

Уметь создавать комбинированные документы, содер­жащие текстовую и графическую инфор­мацию.

Иметь представление о структуре комбини­рованного документа.

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.9, §2.10


28

Преобразование информации по задан­ным правилам.

Практическая работа № 5 «Выполнение вы­числений с помощью приложения Калькулятор» (часть 2)

1

комбинированный

Преобразование информации по за­данным правилам

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий.

Опрос. Компьютерный практикум.

§1.14 (1)


29

Преобразование ин­формации путем рас­суждений.

Практическая работа № 13

«Работа с графическими фраг­ментами»

1

комбини-рованный

Преобразование информации путем рассуждений

Уметь преобразовывать информацию и получать новую информацию путем логических рассуждений.

Опрос. Компьютерный практикум.

§1.14 (2)


30

Разработка плана дей­ствий и его запись.

Логическая игра «Переливашки».

1

комбинированный

Разработка плана действий и его за­пись. Алгоритм и алгорит­мическое предписа­ние. План действий.

Иметь представление о плане действий, программе, алго­ритме.

Уметь выделять опе­рации в действии; со­ставлять линейные алгоритмы, опреде­лять условие для разветвляющегося и циклического алго­ритмов.


Опрос.

Решение задач.

§1.14 (3)


31

Разработка плана дей­ствий и его запись.

Логическая игра «Переправа».

1

комбинированный

Разработка плана действий и его за­пись. Виды ал­горитмов.

Знать способы запи­си алгоритмов. Уметь пошагово вы­полнять алгоритмы, записанные в тексто­вой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для разветв­ляющегося и цикли­ческого алгоритмов.

Опрос.

Решение задач.

§1.14


32

Контрольная работа № 1 «Информация вокруг нас». Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 «Анимация» (часть 1)


1

комбинированный

Создание движу­щихся изображений

Иметь представление о движении изобра­жений.

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

Тест.

Компьютерный практикум.

§2.11


33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 «Анимация» (часть 2).

1

комбини-рованный

Создание движу­щихся изображений

Уметь в презентации задать анимацию объектов

Опрос. Компьютерный практикум.

§2.11


34

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 15 «Создание анимации на свободную тему»

1

закрепление изученного

Создание движу­щихся изображений

Уметь в презентации задать анимацию объектов

Компьютерный практикум.

§2.11





Приложение 2

Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 6 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль

Параграф

Дата проведения

Компьютер и информация (11 часов)

1

Компьютер - универ­сальная машина для работы с информаци­ей. Техника безопас­ности и организация рабочего места. Клавиатурный трена­жер в режиме ввода слов.

1

ознакомление с новым материалом

Информатика, ин­формация, виды информации. Техни­ка безопасности и организация рабоче­го места. Компью­тер, его назначение и устройство. Примеры применения компьютера для обра­ботки любых видов ин­формации.

Знать и соблюдать требования безопасно­сти и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Знать требования к ор­ганизации компьютер­ного рабочего места Уметь различать ви­ды информации по способам ее воспри­ятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера.

Опрос

§1.1.


2

Файлы и папки.

Практическая работа № 1 «Работа с файлами и папками» (Ч. 1)

1

комбинированный

Программное обеспечение, операцион­ная система, при­кладные программы, файл, основные операции с файлами. Запуск и копирование файлов с внешних но­сителей.

Иметь представление о программном обес­печении, операцион­ной системе.

Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Уметь создавать, от­крывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначе­ние файла по его расширению

Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.2


3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практиче­ская работа № 2

«Ввод, редактирова­ние и форматирова­ние текста» (зада­ние 1)

1

комбинированный

Представление информации в памяти компьютера. Редактирование документа в текстовом процессоре Word. Кодирование информации с использо­ванием таб­лицы.

Иметь представление о формах представ­ления информации в компьютере.

Знать виды объектов тек­стовой информации.

Уметь запускать про­грамму, вводить, из­менять текст, прове­рять правописание, сохранять документы.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.3 (вве­дение)


4

Двоичное кодирование числовой инфор­мации.

Практическая работа № 2

«Ввод, редактирование и форматирование тек­ста» (задание 2)

1

комбинированный

Понятие системы счисления, двоичная система счисления. Форматирование в текстовом процессо­ре Word.

Знать и уметь различать виды систем счисления.

Уметь приводить примеры позицион­ных и непозиционных систем счисления; выполнять базовые операции формати­рования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.3 (1)


5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложени­ем Калькулятор.

1

комбинированный

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькуля­тора. Обобщенный алгоритм пере­вода числа из одной системы счисления в другую.

Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоич­ную и наоборот. Уметь переводить целые числа из деся­тичной системы счисления в двоич­ную и наоборот с использованием калькулятора.

Опрос.

Решение задач.

§1.3 (1)


6

Тексты в памяти ком­пьютера. Практиче­ская работа № 3

«Ре­дактирование и форматирование текста. Создание надписей»

(задание 1)

1

комбинированный

Кодирование тексто­вой информации. Таблицы кодирова­ния. Байт, объем текстового докумен­та.

Иметь представление о кодировании ин­формации и способах кодирования тексто­вой информации. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать над­писи.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.3(2)


7

Кодирование тексто­вой информации.

Практическая работа № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание над­писей»

(задание 2)

1

комбинированный

Элементы текста и способы их форматирования. Различные формы представле­ния текста в документе.

Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать над­писи.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.3(2)


8

Создание документов в текстовом процес­соре Word.

Практиче­ская контрольная

ра­бота № 1

«Создание текстовых документов».

1

проверка и коррекция знаний и умений

Формы представле­ния информации. Способы кодирова­ния информации.

Уметь создавать до­кумент в текстовом процессоре, сохра­нять его, редактиро­вать и форматиро­вать текст по образцу.

Компьютерный практикум.



9

Растровое кодирова­ние графической ин­формации.

1

ознакомление с новым материалом

Растровое кодиро­вание графической информации.



Иметь представление о способах кодирова­ния изображения.

Опрос.

§1.3(3)


10

Векторное кодирова­ние графической ин­формации. Практиче­ская работа № 4 «Оформление текста в виде списков. Нуме­рованные списки»

1

комбинированный

Векторное кодиро­вание графической информации. Сход­ства и различия в способах кодирова­ния графической информации. Списки как способ оформ­ления текста. Форматиро­вание номе­ра в нумерованном спи­ске.

Иметь представление о способах кодирова­ния графической информации.

Уметь создавать ну­мерованные списки.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§1.3(3)


11

Единицы измерения информации.

Практи­ческая работа № 5 «Оформление текста в виде списков. Мар­кированные списки»

Контрольная работа № 1 «Компьютер и информация».

1

комбинированный

Носители информа­ции, единицы изме­рения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Спи­ски как способ оформления текста. Форматиро­вание мар­кера в маркированном списке.

Знать связь между единицами измере­ния информации.

Уметь переводить из больших единиц из­мерения информации в меньшие.

Уметь создавать маркированные списки.

Опрос.

Компьютерный практикум.

Решение задач.

§1.4




Человек и информация (12 часов)

12

Информация и зна­ния. Практическая ра­бота № 6 «Создание таблиц»

(задания 1, 2)

1

комбинированный

Понятие информа­ции как знания, пра­вила, факты. Формы получения знаний.

Знать достоинства и недостатки представ­ления информации в виде текста.

Уметь создавать таб­лицы, редактировать информацию в ячейках.



Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.1


13

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа № 6 «Создание таб­лиц»

(задания 3, 4)

1

комбини-рованный

Чувственная форма получения знаний -ощущения, воспри­ятия и представле­ния. Цепочка по­знания: ощущение - восприятие - представле­ние.


Знать способы по­знания человеком мира через органы чувств.

Уметь созда­вать таблицы в тек­стовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.2


14

Понятие как форма мышления.

Практиче­ская работа № 7 «Таблицы. Размеще­ние текста и графики»

1

комбинированный

Логика, объект, существенные призна­ки объекта, понятие. Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: ли­нейная, столбчатая. Понятие, определение, классифика­ция.

Иметь представление об объектах, их су­щественных призна­ках, которые находят свое выражение в понятии.

Уметь получать ин­формацию из таблиц, схем и диаграмм; из­менять местополо­жение и размещение в тексте графических объектов.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3 (вве­дение)


15

Как образуются поня­тия. Практическая ра­бота № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1, 2)

1

комбинированный

Анализ, синтез, сравнение, абстра-гирование и обоб­щение. Обработка графической ин­формации. Формирова­ние понятия с использо­ванием ло­гических приемов.

Иметь представление о механизмах обра­зования понятий.

Знать логические приемы оперирова­ния с понятием.

Уметь создавать диа­граммы разных ти­пов, используя таб­личное представле­ние информации.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(1)


16

Структурирование и визуализация инфор­мации.

Практическая контрольная работа № 2

«Структурирование и визуализация информации».

1

комбинированный

Структурирование и визуализация информации. Текст, графика в текстовом процессоре. Основные группы шрифтов. Вывод доку­мент на бу­магу. Спосо­бы переме­щения по тексту.

Знать отличия тексто­вого редактора и про­цессора, основные этапы подготовки тек­стового документа, содержащего графи­ческие объекты; пра­вила ввода текста, приемы работы с тек­стовым документом. Уметь применять тек­стовый редактор для набора, редактирова­ния и форматирова­ния любых текстов.

Компьютерный практикум.



17

Содержание и объем понятия.

Практиче­ская работа № 8 «Таблицы. Построе­ние диаграмм» (зада­ние 3, 4, 5)

1

комбини-рованный

Объем и содержание понятия.

Единичные и общие понятия. Содержание и объем по­нятия.

Уметь различать об­щие и единичные по­нятия; приводить примеры существен­ных признаков и множества объектов, которым они прису­щи; редактировать диаграммы.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(2)


18

Отношения тождест­ва, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint» (за­дания 1, 2, 3)

1

комбини-рованный

Отношение тождест­ва, пересечения и подчинения. Круги Эйлера-Венна. Сравнение понятий по содержанию и объему.

Иметь представление о возможности срав­нения понятий. Уметь делать рисун­ки, используя основ­ные инструменты и палитру.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(3)


19

Отношения соподчи­нения, противоречия и противоположности.

Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint» (за­дания 4, 5, 6, 7)

1

комбини-рованный

Отношение сопод­чинения, противоре­чия и противопо­ложности.

Уметь устанавливать логические отноше­ния.

Знать возможности графического редак­тора Paint.

Уметь делать рисун­ки, используя основ­ные инструменты и палитру.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(3)


20

Определение поня­тия. Практическая ра­бота № 10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задания 1, 2, 3)

1

комбинированный

Определение поня­тия через ближай­ший род и видовое отличие.

Знать виды опреде­лений, требования к построению родо-видового определе­ния.

Уметь создавать ри­сунок, используя раз­личные инструменты; преобразовывать ри­сунок


Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(4)


21

Классификация.

Практическая ра­бота № 10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задания 4, 5, 6)

1

комбини-рованный

Понятие о классификации. Минипроект «Зачем нуж­на класси­фикация?»

Знать требования к классификации, при­знаки классификации.

Уметь классифици­ровать понятия по определенному при­знаку.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3(5)


22

Суждение как форма мышления.

Практиче­ская работа № 11 «Графические воз­можности текстового процессора Word» (задания 1, 2, 3)

1

комбинированный

Суждения. Простые и сложные. Общеут­вердительные, об­щеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки. Различия между вида­ми суждений.

Иметь представление о суждениях как формах мышления.

Знать виды сужде­ний.

Уметь создавать ри­сунки, используя возможности встро­енного в текстовый процессор графиче­ского редактора.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.4


23

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа № 11 «Графические возможности тексто­вого процессора Word» (задания 4, 5, 6)

1

комбинированный

Умозаключения - форма мышления. Способы по­лучения су­ждений.

Иметь представление об умозаключениях.

Знать правила полу­чения умозаключе­ний.

Уметь встраивать в текст графические объекты из коллек­ции.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.5



Алгоритмы и исполнители (10 часов)

24

Контрольная работа № 2 «Человек и информация».

Что такое алгоритм.

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему»

1

комбиниро-

ванный

Алгоритм, его свой­ства, примеры алго­ритмов. Эффектив­ность раз­личных алгоритмов по решению конкретной задачи.

Знать определение алгоритма, его свой­ства.

Уметь приводить примеры алгоритмов.

Тест.

Компьютерный практикум.

§3.1


25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра

1

комбинированный

Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Фор­мальный исполни­тель. Система ко­манд исполнителя.

Иметь представле­ние об исполнителях и сочинителях, системе команд кон­кретного исполните­ля, о формальном исполнении алго­ритма.

Уметь пошагового исполнять алгоритм.


Опрос.

§3.2


26

Формы записи алго­ритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа № 3

«Построение графических объектов»

1

комбинированный

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы.

Знать способы опи­сания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков.

Уметь записывать ал­горитм известными способами.



Компьютерный практикум.

§3.3


27-

28

Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «Power.Point. Часы»

1

комбинированный

Понятие линейного алгоритма. Примеры.

Знать правила записи линейного алгорит­ма; обозначения бло­ков.

Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их раз­личными способами, пошагового выпол­нять линейные алго­ритмы

Опрос.

Компьютерный практикум.



§3.4(1)


1

практикум

Компьютерный практикум.


§3.4(1)


29-

30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14 «Power.Point. Времена года»

1

комбини-рованный

Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изо­бражение разветв­ленного алгоритма. Полное и

неполное ветвление.

Иметь представление

о разветвленном ал­горитме.

Знать правила записи разветвленного алго­ритма; обозначения блоков.

Уметь составлять ал­горитмы с разветвле­ниями и записывать их различными спо­собами; создавать пре­зентации, используя разветвленные алго­ритмы; реализовывать условные и безуслов­ные переходы.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.4(2)


1

практи

кум

Компьютерный практикум.

§3.4(2)


31-

32

Циклические алгорит­мы. Практическая ра­бота № 15 «Power.Point. Скакалочка»

1

комбини-рованный

Цикл. Способы запи­си цикла. Условие и виды цикла. Циклы с пред- и пост­условием

Знать понятие цикла, его разновидности. Уметь составлять циклические алгорит­мы; выполнять цикли­ческие алгоритмы

Опрос.

Компьютерный практикум.


§3.4(3)


1

практикум

Компьютерный практикум.

§3.4(3)


33

Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители». Практическая работа № 16 «Работа с фай­лами и папками» (Ч. 2)

1

комбини-рованный

Презентация знаний,по­лученных в 6 классе.


Иметь представление о файловой системе. Уметь выполнять ос­новные операции с файлами и папками




Тест.

Компьютерный практикум.

§1.2


34

Резерв учебного вре­мени

1









Приложение 3

Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 7 класс.


Тема урока



Практическая работа

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся


Цели урока

Контроль

Параграф

Дата прове-дения

Объекты и системы (6 часов)

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1

«Основные объекты операционной системы Windows»

1

комбинированный

Техни­ка безопасности и организация рабоче­го места. Объекты и их имена. Признаки объектов.


Знать и соблюдать требования безопасно­сти и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния.

Опрос. Компьютерный практикум

.

§1.1

§1.2


2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2

«Работа с объектами файловой системы»

1

комбинированный

Отношения объектов. Имя отношения. Отношение «является разновидностью». Разновидности объектов и их классификация.

Называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации.

Опрос. Компьютерный практикум

.

§1.3

§1.4


3

Состав объектов.

Практическая работа №3

«Создание текстовых объектов» (задания 1-3)

1

комбинированный

Состав объектов.

Отношение «входит в состав».

Знать схему отношений «входит в состав». Уметь определять состав объектов, различать общие и единичные имена объектов.

Повторить понятия объекта, схемы отношений, отношений "Является разновидностью" и "Входит в состав", изучить состав объекта. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение составлять схему отношений и определять состав объекта. Воспитывать внимательность, культуру речи и общения, самостоятельность рассуждений.

Опрос.

Компьютерный практикум

§1.5


4

Системы объектов.


1

комбинированный

Системы объектов. Структура.

Системный подход, системный эффект.



Знать суть понятий система, системный подход, системный эффект.

Уметь выделять подсистемы и надсистемы в объектах.

Опрос.

§1.6


Практическая работа №3

«Создание текстовых объектов» (задания 4-6)

Обобщить представление школьников о системах объектов. Освоить новые приемы создания текстовых объектов. Развитие системного мышления учащихся.

Компьютерный практикум.

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3

«Создание текстовых объектов» (задания 7-9)




1

комбинированный

Система, структура, среда. Входы и выходы системы.

Иметь представление о взаимодействии системы и окружающей среды.

Уметь называть входы и выходы системы.

Опрос. Компьютерный практикум.

§1.7


6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа № 1

«Объекты и системы»




1

комбинированный

Аппаратное, программное обеспечение. Информационные ресурсы. Интерфейс.

Пользовательский интерфейс.

Уметь представлять персональный компьютер как систему; различать виды интерфейса.

Опрос.

Тест.

§1.8



Информационное моделирование (20 часов)


7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа № 4

«Создание словесных моделей» (задания 1-3)




1

комбинированный

Модель. Моделирование. Натурная и информационная модель.

Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; иметь представление о назначении и области применения моделей.

Компьютерный практикум.

§2.1


8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели»

1

комбини-

рованный

Модель. Информационная модель. Виды информационных моделей.

Знать понятие информационная модель.

Уметь различать образные, знаковые и смешанные модели, приводить их примеры.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.2


9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4

«Создание словесных моделей» (задания 4-5)

1

комбинированный

Словесные информационные модели.

Особенности естественного языка. Научные и художественные описания.

Иметь представление о словесных информационных моделях.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3


10

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа №4

«Создание словесных моделей» (задания 6-7)


1

комбини-рованный

Словесные информационные модели.

Аннотация. Конспект.

Иметь представление о различной значимости информативности содержания словесных информационных моделей.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3


11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа № 4

«Создание словесных моделей» (задания 8-9)


1

комбинированный

Модель. Информационная модель. Словесные информационные модели. Стиль форматирования.


Уметь создавать и разумно оформлять различные словесные модели.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3


12

Многоуровневые списки.

Практическая работа № 5

«Многоуровневые списки»

1

комбинированный

Модель. Информационная модель. Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки. Нумерованные и маркированные списки.

Иметь представление о создании многоуровневых списков.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.3


13

Математические модели.

Контрольная работа № 2 «Информационные модели»

1

комбини-рованный

Модель. Информационная модель. Знаковая информационная модель.


Иметь представление о математических моделях.

Тест.

§2.4


14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа № 6

«Создание табличных моделей» (задания 1-2)

1

комбини-рованный

Информационная модель. Табличная информационная модель.

Знать правила построения табличных моделей.

Компьютерный практикум.

§2.5(1)


15

Простые таблицы.

Практическая работа № 6

«Создание табличных моделей» (задания 3-4)

1

комбинированный

Информационная модель. Табличная информационная модель. Простая таблица.



Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.5(2)


16

Сложные таблицы.

Практическая работа № 6

«Создание табличных моделей» (задания 5-6)

1

комбинированный

Информационная модель. Табличная информационная модель. Сложные таблицы.



Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать сложные таблицы.

Опрос

(пр. Простые таблицы)

Компьютерный практикум.

§2.5(3)


17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа № 6

«Создание табличных моделей» (задание 7)

1

комбинированный

Информационная модель. Табличная информационная модель. Класс, объект, взаимно однозначное соответствие.


Уметь решать логические задачи, используя таблицы

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.6


18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7

«Создание вычислительных таблиц»

1

комбинированный

Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица.



Иметь представление о вычислительных таблицах. Вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы в текстовом процессоре Word

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.7


19

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа № 8 «Знакомство с электронными таблицами» (задания 1-3)

1

комбини-

рованный

Электронные таблицы. Рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.

Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.8



20

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа № 8 «Знакомство с электронными таблицами» (задания 4-6)

1

комбинированный

Электронные таблицы. Рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.


Выполнять вычисления по стандартным формулам; вводить собственные формулы; решать задачи в среде электронных таблиц.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.8


21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа № 9

«Создание диаграмм и графиков» (задания 5-7)

1

комбини-рованный

Таблица. График. Мастер диаграмм.

Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.9

(1,2)


22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа № 9 «Создание диаграмм и графиков» (задания 1-3)

1

комбини-рованный

Таблица. График. Мастер диаграмм.

Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.9

(3)


23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа № 9

«Создание диаграмм и графиков» (задание 4)

1

комбини-рованный

Таблица. График. Мастер диаграмм.





Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.9

(4)


24

Многообразие схем.

Практическая работа № 10

«Схемы, графы и деревья»

(задания 1-2)

1

комбинированный

Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема.





Знать правила построения схем.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.10

(1)


25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10

«Схемы, графы и деревья»

(задания 3-5)


1

комбини-рованный

Схема, граф, вершина, дуга, ребро, путь, сеть.

Знать правила построения графов.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§2.10

(2)


26

Деревья.

Практическая работа № 10

«Схемы, графы и деревья»

(задания 6-7)

Проверочная работа № 1 «Информационное моделирование».

1

комбини-рованный

Иерархия. Иерархическая система. Граф. Дерево.

Знать правила построения деревьев.

Опрос.

Компьютерный практикум.

Тест.

§2.10

(2, 3)



Алгоритмика (7 часов)


27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

1

комбинированный

Исполнитель. Формальный и неформальный исполнитель. Круг решаемых исполнителем задач. Среда, система команд и отказов, режимы работы исполнителя. Управление, алгоритм.

Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей.

Давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы.


§3.1

§3.2

(1, 2)


28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

комбинированный

Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура.


Знать СКИ Чертежник. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.2

(3)


29

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

1

комбинированный

Исполнитель. Абсолютное смещение. Относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз».

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Чертежник.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.2

(4)


30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

комбинированный

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз».


Знать СКИ исполнителя Робот. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.


Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.3

(1)


31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

1

комбинированный

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз». Цикл «пока». Простые условия. Составные условия.

Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Робот.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.3

(2, 4)


32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

1

комбинированный

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз». Цикл «пока». Простые условия. Составные условия.

Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями для исполнителя Робот.

Опрос.

Компьютерный практикум.

§3.3

(5)


33

Повторение

Проверочная работа № 2 «Алгоритмика».

1

обобщения и систематизации знаний

Исполнитель. Управление. Алгоритм.








Знать СКИ исполнителя Робот. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.

Опрос.

Тест.



34

Резерв учебного вре­мени

1









Приложение 4.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В 5-х КЛАССАХ



Тема

Дата

5 «А»

5 «Б»

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Информация вокруг нас»



Проверочные работы

Проверочная работа № 1 «Компьютер для начинающих»



Провероч­ная работа № 2 «Информация вокруг нас»



Проверочная работа № 3 «Информационные технологии»






Приложение 5.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ


РАБОТ и ПРАКТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ в 6-х КЛАССАХ




Тема

Дата

6 «А»

6 «Б»

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Компьютер и информация»



Контрольная работа № 2 «Человек и информация»



Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители»



Практические контрольные работы

Практиче­ская контрольная

ра­бота № 1

«Создание текстовых документов»



Практическая контрольная

работа № 2

«Структурирование и визуализация информации»



Практическая контрольная

работа № 3

«Построение графических объектов»





Приложение 6.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И


ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ в 7-х КЛАССАХ




Тема

Дата

7 «А»

7 «Б»

Контрольные работы

Контрольная работа № 1

«Объекты и системы»



Контрольная работа № 2 «Информационные модели»



Проверочные работы

Проверочная работа № 1 «Информационное моделирование»



Проверочная работа № 2 «Алгоритмика»