СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Примерной основной образовательной программы ООО (2011), Примерной программы по "Информатике и ИКТ»(2015), основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 (2015).
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.
Содержание обучения информатике и ИКТ в авторской программе для 5-7 классах отобрано с ориентацией на требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Поэтому обучение по учебно-методическому комплекту Л.Л.Босовой обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по любой линии учебников для 8-9 классов: Н.Д.Угриновича, И.Г.Семакина, С.А.Бешенкова Представленный материал обеспечивает единство содержания предмета изучения, позволяет не только разгрузить чрезвычайно насыщенный базовый курс информатики, но и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в базовом курсе, хотя и имеют огромный образовательный потенциал.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-7 классах могут быть конкретизированы следующим образом:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики (эта цель может быть достигнута только за счет реализации межпредметных связей);
• формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития (достигаемая в рамках предмета «Информатика и ИКТ» данная цель должна активно использоваться при изучении других предметов);
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу отбора содержания курса информатики для 5-7 классов положены следующие принципы:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей» информатики для школьников, но при этом ни в коем случае
нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.
3. Практикоориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Содержание курса информатики и ИКТСодержание курса информатики и ИКТ для 5-7 классов в авторской программе Л.Л.Босовой представлено следующими укрупненными модулями:
1. Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.
Темы для изучения:
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Системы счисления.
Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Единицы измерения информации.
Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.
Системы объектов, структура системы.
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.
Способы записи алгоритмов.
Базовые алгоритмические конструкции.
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
2. Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.
Темы для изучения:
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение и основные объекты операционной системы.
Персональный компьютер как система.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
3. Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Электронные таблицы: назначение и основные функции.
Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.
Темы для изучения:
Предыстория информатики.
Основные этапы развития вычислительной техники.
Роль информации в жизни общества.
Информационная этика.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. В связи с тем, что в учебном плане школы на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени в каждом классе.
Тематическое планирование.
5 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
| Компьютер для начинающих | 8 |
| Информация вокруг нас | 8 |
| Информационные технологии | 10 |
| Информация вокруг нас (Продолжение). | 8 |
| Итого: | 34 |
6 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
| Компьютер и информация | 11 |
| Человек и информация | 12 |
| Алгоритмы и исполнители | 10 |
| Резерв учебного времени | 1 |
| Итого: | 34 |
7 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
| Объекты и системы | 6 |
| Информационное моделирование | 20 |
| Алгоритмика | 7 |
| Резерв учебного времени | 1 |
| Итого: | 34 |
Приложение 1. 5 класс
Приложение 2. 6 класс
Приложение 3. 7 класс
Контрольные и проверочные работы:
| 5 класс | 6 класс | 7 класс |
контрольных работ | 1 | 3 | 2 |
практических контрольных работ | - | 3 | - |
проверочных работ | 3 | - | 2 |
практических работ (10-15 мин) | 15 | 16 | 11 |
Приложение 4. 5 класс
Приложение 5. 6 класс
Приложение 6. 7 класс
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
V класс
Учащиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• иметь представление о способах кодирования информации;
• уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;
• уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
• уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
VI класс
Учащиеся должны:
• уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
• уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
• различать необходимые и достаточные условия;
• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
• иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
• уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
• определять назначение файла по его расширению;
• выполнять основные операции с файлами;
• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания простых списков и таблиц;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами
VII класс
Учащиеся должны:
• уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
• уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» информационные модели разных видов (получать информацию): таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
• уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• уметь создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для 5-7 классовПреподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова, Л.Л. Информатика. 5 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;
Босова, Л.Л. Информатика.6 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;
Босова, Л.Л. Информатика: Учебник 7 кл. Бином, 2008;
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 кл. / Л.Л. Босова. - М.: Бином, 2008;
Босова Л.Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ, 2009;
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ, 2008
плакаты 5-7 кл.;
цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) 5-7 кл.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио- и видеомагнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 5 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль | Параграф учебника | Дата проведения |
Компьютер для начинающих (8 часов)
| ||||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | ознакомление с новым материалом | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Иметь представление об информации и информатике. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; знать требования к организации компьютерного рабочего места. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Опрос | §1.1 §2.2 |
|
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | комбини-рованный | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) и периферийные устройства.
| Уметь набирать слова, используя клавиатуру. Знать основные элементы компьютера и их назначение | Опрос | §2.1 §2.2 |
|
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой» | 1 | комбинированный | Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш. Функциональные и горячие клавиши. | Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение | Опрос | §2.3 (п.1, 2) |
|
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8) | 1 | комбиниро-ванный | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Опрос | §2.3 (п.3) |
|
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 1 | комбинированный | Программы и файлы. | Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Опрос | §2.4
|
|
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2 «Освоение мыши» | 1 | комбини-рованный | Рабочий стол. Управление мышью. | Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.5, §2.6 |
|
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запуск программ. Основные элементы окна программы» | 1 | комбини-рованный | Главное меню. Запуск программ. | Иметь представление о структуре главного меню. Уметь запускать и закрывать программы и приложения. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.7 |
|
8 | Проверочная работа № 1 «Компьютер для начинающих». Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Знакомство с компьютерным меню» | 1 | комбинированный | Управление компьютером с помощью меню. | Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню. Уметь выполнять основные управляющие операции. | Тест. Компьютерный практикум. | §2.8 |
|
Информация вокруг нас (8часов) | ||||||||
9 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). | 1 | комбинированный | Информация. Действия с информацией. Хранение информации | Иметь представление об информации, ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах. Знать основные действия оперирования с информацией
| Опрос | §1.2 §1.3 |
|
10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | комбини-рованный | Носители информации. | Знать основные виды носителей информации. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать слова, используя клавиатуру | Опрос | §1.4 |
|
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | 1 | комбини-рованный | Передача информации. Правила набора текста. | Знать схему передачи информации. Иметь представление о канале связи между получателем и передающим. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Опрос | §1.5 |
|
12 | Кодирование информации. | 1 | ознакомление с новым материалом | Кодирование и декодирование информации. Символ и код. | Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов.
| Опрос | §1.6 |
|
13 | Формы представления информации. Метод координат. | 1 | комбини-рованный | Формы представления информации. Метод координат. | Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости | Опрос | §1.7 §1.8 |
|
14 | Текст как форма представления информации. Логическая игра. | 1 | комбинированный | Текст как форма представления информации. Гипертекст. | Иметь представление о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Уметь определять элементы текста.
| Опрос | §1.9 |
|
15 | Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» | 1 | комбини-рованный | Табличная форма представления информации. | Иметь представление о табличной форме представления информации. Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Уметь представлять информацию в табличном виде. | Опрос | §1.10 |
|
16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа № 2 «Информация вокруг нас» | 1 | комбини- рованный | Наглядные формы представления информации. Типы диаграмм.
| Иметь представление о наглядных формах представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | Тест | §1.11 |
|
Информационные технологии (10 часов) | ||||||||
17 | Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» (часть 1) | 1 | комбинированный | Обработка информации. Вычисления с помощью приложения Калькулятор. Режимы Калькулятора. | Знать способы обработки текстовой, числовой информации. Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора
| Опрос. Компьютерный практикум. | §1.12 |
|
18 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Ввод текста» | 1 | комбинированный | Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовые редакторы и процессоры. | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9(1) |
|
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактирование текста» | 1 | комбинированный | Обработка текстовой информации. Редактирование текста | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Иметь представление о редактировании текста. Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9(2) |
|
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Практическая работа № 8 «Работа с фрагментами текста» (задания 1-5) | 1 | комбинированный | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста) | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9(2) |
|
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Работа с фрагментами текста» (задания 6, 7) | 1 | комбинированный | Редактирование текста. Поиск информации. Базы данных. | Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации. Уметь составить простой запрос для поиска информации в базе данных. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9(2) §1.13 (2) |
|
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | ознакомление с новым материалом | Изменение формы представления информации. Систематизация информации, типологизация и классификация. | Знать формы представления информации; способы систематизации информации. Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. | Опрос | §1.13 (1) |
|
23 | Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматирование текста» | 1 | комбинированный | Форматирование текста. Списки, колонтитулы. | Иметь представление о форматировании текста. Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §1.13 (3) |
|
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами графического редактора» | 1 | комбинированный | Компьютерная графика. Инструменты в графическом редакторе. | Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.10 (1) |
|
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора» (задания 1, 4, 5) | 1 | комбинированный | Инструменты рисования в графическом редакторе. Изменение рисунка. | Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.10 (2) |
|
26 | Проверочная работа № 3 «Информационные технологии». Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора» (задания 2, 3)
| 1 | комбинированный | Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе. Контур, шаблон, графический примитив. | Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру. | Тест. Компьютерный практикум. | §2.10 (2) |
|
Информация вокруг нас (8 часов) | ||||||||
27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов» | 1 | комбини-рованный | Обработка текстовой и графической информации. Виды комбинированных документов. | Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию. Иметь представление о структуре комбинированного документа. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9, §2.10 |
|
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» (часть 2) | 1 | комбинированный | Преобразование информации по заданным правилам | Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.14 (1) |
|
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа № 13 «Работа с графическими фрагментами» | 1 | комбини-рованный | Преобразование информации путем рассуждений | Уметь преобразовывать информацию и получать новую информацию путем логических рассуждений. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.14 (2) |
|
30 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки». | 1 | комбинированный | Разработка плана действий и его запись. Алгоритм и алгоритмическое предписание. План действий. | Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме. Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов.
| Опрос. Решение задач. | §1.14 (3) |
|
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». | 1 | комбинированный | Разработка плана действий и его запись. Виды алгоритмов. | Знать способы записи алгоритмов. Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | Опрос. Решение задач. | §1.14 |
|
32 | Контрольная работа № 1 «Информация вокруг нас». Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (часть 1)
| 1 | комбинированный | Создание движущихся изображений | Иметь представление о движении изображений. Уметь в презентации задать анимацию объектов. | Тест. Компьютерный практикум. | §2.11 |
|
33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (часть 2). | 1 | комбини-рованный | Создание движущихся изображений | Уметь в презентации задать анимацию объектов | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.11 |
|
34 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 15 «Создание анимации на свободную тему» | 1 | закрепление изученного | Создание движущихся изображений | Уметь в презентации задать анимацию объектов | Компьютерный практикум. | §2.11 |
|
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль | Параграф | Дата проведения |
Компьютер и информация (11 часов) | ||||||||
1 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | ознакомление с новым материалом | Информатика, информация, виды информации. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер, его назначение и устройство. Примеры применения компьютера для обработки любых видов информации. | Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера. | Опрос | §1.1. |
|
2 | Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работа с файлами и папками» (Ч. 1) | 1 | комбинированный | Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. Запуск и копирование файлов с внешних носителей. | Иметь представление о программном обеспечении, операционной системе. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.2 |
|
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» (задание 1) | 1 | комбинированный | Представление информации в памяти компьютера. Редактирование документа в текстовом процессоре Word. Кодирование информации с использованием таблицы. | Иметь представление о формах представления информации в компьютере. Знать виды объектов текстовой информации. Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §1.3 (введение) |
|
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа № 2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» (задание 2) | 1 | комбинированный | Понятие системы счисления, двоичная система счисления. Форматирование в текстовом процессоре Word. | Знать и уметь различать виды систем счисления. Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.3 (1) |
|
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | 1 | комбинированный | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора. Обобщенный алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую. | Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот. Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот с использованием калькулятора. | Опрос. Решение задач. | §1.3 (1) |
|
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» (задание 1) | 1 | комбинированный | Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа. | Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.3(2) |
|
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» (задание 2) | 1 | комбинированный | Элементы текста и способы их форматирования. Различные формы представления текста в документе. | Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать надписи. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.3(2) |
|
8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа № 1 «Создание текстовых документов». | 1 | проверка и коррекция знаний и умений | Формы представления информации. Способы кодирования информации. | Уметь создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу. | Компьютерный практикум. |
|
|
9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 | ознакомление с новым материалом | Растровое кодирование графической информации.
| Иметь представление о способах кодирования изображения. | Опрос. | §1.3(3) |
|
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки» | 1 | комбинированный | Векторное кодирование графической информации. Сходства и различия в способах кодирования графической информации. Списки как способ оформления текста. Форматирование номера в нумерованном списке. | Иметь представление о способах кодирования графической информации. Уметь создавать нумерованные списки. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.3(3) |
|
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» Контрольная работа № 1 «Компьютер и информация». | 1 | комбинированный | Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ оформления текста. Форматирование маркера в маркированном списке. | Знать связь между единицами измерения информации. Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Уметь создавать маркированные списки. | Опрос. Компьютерный практикум. Решение задач. | §1.4 |
|
|
Человек и информация (12 часов) | |||||||
12 | Информация и знания. Практическая работа № 6 «Создание таблиц» (задания 1, 2) | 1 | комбинированный | Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний. | Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста. Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.1 |
|
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создание таблиц» (задания 3, 4) | 1 | комбини-рованный | Чувственная форма получения знаний -ощущения, восприятия и представления. Цепочка познания: ощущение - восприятие - представление.
| Знать способы познания человеком мира через органы чувств. Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.2 |
|
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики» | 1 | комбинированный | Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие. Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: линейная, столбчатая. Понятие, определение, классификация. | Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии. Уметь получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3 (введение) |
|
15 | Как образуются понятия. Практическая работа № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1, 2) | 1 | комбинированный | Анализ, синтез, сравнение, абстра-гирование и обобщение. Обработка графической информации. Формирование понятия с использованием логических приемов. | Иметь представление о механизмах образования понятий. Знать логические приемы оперирования с понятием. Уметь создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(1) |
|
16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа № 2 «Структурирование и визуализация информации». | 1 | комбинированный | Структурирование и визуализация информации. Текст, графика в текстовом процессоре. Основные группы шрифтов. Вывод документ на бумагу. Способы перемещения по тексту. | Знать отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом. Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов. | Компьютерный практикум. |
|
|
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3, 4, 5) | 1 | комбини-рованный | Объем и содержание понятия. Единичные и общие понятия. Содержание и объем понятия. | Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(2) |
|
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint» (задания 1, 2, 3) | 1 | комбини-рованный | Отношение тождества, пересечения и подчинения. Круги Эйлера-Венна. Сравнение понятий по содержанию и объему. | Иметь представление о возможности сравнения понятий. Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(3) |
|
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint» (задания 4, 5, 6, 7) | 1 | комбини-рованный | Отношение соподчинения, противоречия и противоположности. | Уметь устанавливать логические отношения. Знать возможности графического редактора Paint. Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(3) |
|
20 | Определение понятия. Практическая работа № 10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задания 1, 2, 3) | 1 | комбинированный | Определение понятия через ближайший род и видовое отличие. | Знать виды определений, требования к построению родо-видового определения. Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты; преобразовывать рисунок
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(4) |
|
21 | Классификация. Практическая работа № 10 «Планирование работы в графическом редакторе» (задания 4, 5, 6) | 1 | комбини-рованный | Понятие о классификации. Минипроект «Зачем нужна классификация?» | Знать требования к классификации, признаки классификации. Уметь классифицировать понятия по определенному признаку. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3(5) |
|
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 1, 2, 3) | 1 | комбинированный | Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки. Различия между видами суждений. | Иметь представление о суждениях как формах мышления. Знать виды суждений. Уметь создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.4 |
|
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 4, 5, 6) | 1 | комбинированный | Умозаключения - форма мышления. Способы получения суждений. | Иметь представление об умозаключениях. Знать правила получения умозаключений. Уметь встраивать в текст графические объекты из коллекции. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.5 |
|
Алгоритмы и исполнители (10 часов) | ||||||||
24 | Контрольная работа № 2 «Человек и информация». Что такое алгоритм. Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему» | 1 | комбиниро- ванный | Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Эффективность различных алгоритмов по решению конкретной задачи. | Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. | Тест. Компьютерный практикум. | §3.1 |
|
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра | 1 | комбинированный | Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя. | Иметь представление об исполнителях и сочинителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма. Уметь пошагового исполнять алгоритм.
| Опрос. | §3.2 |
|
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа № 3 «Построение графических объектов» | 1 | комбинированный | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы. | Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами.
| Компьютерный практикум. | §3.3 |
|
27- 28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «Power.Point. Часы» | 1 | комбинированный | Понятие линейного алгоритма. Примеры. | Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различными способами, пошагового выполнять линейные алгоритмы | Опрос. Компьютерный практикум.
| §3.4(1) |
|
1 | практикум | Компьютерный практикум.
| §3.4(1) |
| ||||
29- 30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14 «Power.Point. Времена года» | 1 | комбини-рованный | Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Полное и неполное ветвление. | Иметь представление о разветвленном алгоритме. Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами; создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы; реализовывать условные и безусловные переходы. | Опрос. Компьютерный практикум. | §3.4(2) |
|
1 | практи кум | Компьютерный практикум. | §3.4(2) |
| ||||
31- 32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа № 15 «Power.Point. Скакалочка» | 1 | комбини-рованный | Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла. Циклы с пред- и постусловием | Знать понятие цикла, его разновидности. Уметь составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы | Опрос. Компьютерный практикум.
| §3.4(3) |
|
1 | практикум | Компьютерный практикум. | §3.4(3) |
| ||||
33 | Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители». Практическая работа № 16 «Работа с файлами и папками» (Ч. 2) | 1 | комбини-рованный | Презентация знаний,полученных в 6 классе.
| Иметь представление о файловой системе. Уметь выполнять основные операции с файлами и папками
| Тест. Компьютерный практикум. | §1.2 |
|
34 | Резерв учебного времени | 1 | |
|
|
|
|
|
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 7 класс.
№ | Тема урока
Практическая работа | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся
Цели урока | Контроль | Параграф | Дата прове-дения |
Объекты и системы (6 часов) | ||||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | 1 | комбинированный | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.
| Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния. | Опрос. Компьютерный практикум . | §1.1 §1.2 | |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» | 1 | комбинированный | Отношения объектов. Имя отношения. Отношение «является разновидностью». Разновидности объектов и их классификация. | Называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации. | Опрос. Компьютерный практикум . | §1.3 §1.4 | |
3 | Состав объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задания 1-3) | 1 | комбинированный | Состав объектов. Отношение «входит в состав». | Знать схему отношений «входит в состав». Уметь определять состав объектов, различать общие и единичные имена объектов. Повторить понятия объекта, схемы отношений, отношений "Является разновидностью" и "Входит в состав", изучить состав объекта. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение составлять схему отношений и определять состав объекта. Воспитывать внимательность, культуру речи и общения, самостоятельность рассуждений. | Опрос. Компьютерный практикум | §1.5 | |
4 | Системы объектов.
| 1 | комбинированный | Системы объектов. Структура. Системный подход, системный эффект.
| Знать суть понятий система, системный подход, системный эффект. Уметь выделять подсистемы и надсистемы в объектах. | Опрос. | §1.6 | |
Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задания 4-6) | Обобщить представление школьников о системах объектов. Освоить новые приемы создания текстовых объектов. Развитие системного мышления учащихся. | Компьютерный практикум. | ||||||
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задания 7-9)
| 1 | комбинированный | Система, структура, среда. Входы и выходы системы. | Иметь представление о взаимодействии системы и окружающей среды. Уметь называть входы и выходы системы. | Опрос. Компьютерный практикум. | §1.7 | |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа № 1 «Объекты и системы»
| 1 | комбинированный | Аппаратное, программное обеспечение. Информационные ресурсы. Интерфейс. Пользовательский интерфейс. | Уметь представлять персональный компьютер как систему; различать виды интерфейса. | Опрос. Тест. | §1.8 | |
Информационное моделирование (20 часов)
| ||||||||
7 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа № 4 «Создание словесных моделей» (задания 1-3)
| 1 | комбинированный | Модель. Моделирование. Натурная и информационная модель. | Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; иметь представление о назначении и области применения моделей. | Компьютерный практикум. | §2.1 |
|
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели» | 1 | комбини- рованный | Модель. Информационная модель. Виды информационных моделей. | Знать понятие информационная модель. Уметь различать образные, знаковые и смешанные модели, приводить их примеры. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.2 |
|
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задания 4-5) | 1 | комбинированный | Словесные информационные модели. Особенности естественного языка. Научные и художественные описания. | Иметь представление о словесных информационных моделях.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3 |
|
10 | Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задания 6-7)
| 1 | комбини-рованный | Словесные информационные модели. Аннотация. Конспект. | Иметь представление о различной значимости информативности содержания словесных информационных моделей. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3 |
|
11 | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа № 4 «Создание словесных моделей» (задания 8-9)
| 1 | комбинированный | Модель. Информационная модель. Словесные информационные модели. Стиль форматирования.
| Уметь создавать и разумно оформлять различные словесные модели. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3 |
|
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки» | 1 | комбинированный | Модель. Информационная модель. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Нумерованные и маркированные списки. | Иметь представление о создании многоуровневых списков.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §2.3 |
|
13 | Математические модели. Контрольная работа № 2 «Информационные модели» | 1 | комбини-рованный | Модель. Информационная модель. Знаковая информационная модель.
| Иметь представление о математических моделях. | Тест. | §2.4 |
|
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6 «Создание табличных моделей» (задания 1-2) | 1 | комбини-рованный | Информационная модель. Табличная информационная модель. | Знать правила построения табличных моделей. | Компьютерный практикум. | §2.5(1) |
|
15 | Простые таблицы. Практическая работа № 6 «Создание табличных моделей» (задания 3-4) | 1 | комбинированный | Информационная модель. Табличная информационная модель. Простая таблица.
| Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.5(2) |
|
16 | Сложные таблицы. Практическая работа № 6 «Создание табличных моделей» (задания 5-6) | 1 | комбинированный | Информационная модель. Табличная информационная модель. Сложные таблицы.
| Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать сложные таблицы. | Опрос (пр. Простые таблицы) Компьютерный практикум. | §2.5(3) |
|
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6 «Создание табличных моделей» (задание 7) | 1 | комбинированный | Информационная модель. Табличная информационная модель. Класс, объект, взаимно однозначное соответствие.
| Уметь решать логические задачи, используя таблицы | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.6 |
|
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц» | 1 | комбинированный | Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица.
| Иметь представление о вычислительных таблицах. Вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы в текстовом процессоре Word | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.7 |
|
19 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа № 8 «Знакомство с электронными таблицами» (задания 1-3) | 1 | комбини- рованный | Электронные таблицы. Рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.8
|
|
20 | Работа с электронными таблицами. Практическая работа № 8 «Знакомство с электронными таблицами» (задания 4-6) | 1 | комбинированный | Электронные таблицы. Рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.
| Выполнять вычисления по стандартным формулам; вводить собственные формулы; решать задачи в среде электронных таблиц. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.8 |
|
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа № 9 «Создание диаграмм и графиков» (задания 5-7) | 1 | комбини-рованный | Таблица. График. Мастер диаграмм. | Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9 (1,2) |
|
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа № 9 «Создание диаграмм и графиков» (задания 1-3) | 1 | комбини-рованный | Таблица. График. Мастер диаграмм. | Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9 (3) |
|
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 4) | 1 | комбини-рованный | Таблица. График. Мастер диаграмм.
| Создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.9 (4) |
|
24 | Многообразие схем. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) | 1 | комбинированный | Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема.
| Знать правила построения схем. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.10 (1) |
|
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)
| 1 | комбини-рованный | Схема, граф, вершина, дуга, ребро, путь, сеть. | Знать правила построения графов. | Опрос. Компьютерный практикум. | §2.10 (2) |
|
26 | Деревья. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7) Проверочная работа № 1 «Информационное моделирование». | 1 | комбини-рованный | Иерархия. Иерархическая система. Граф. Дерево. | Знать правила построения деревьев. | Опрос. Компьютерный практикум. Тест. | §2.10 (2, 3) |
|
Алгоритмика (7 часов)
| ||||||||
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | комбинированный | Исполнитель. Формальный и неформальный исполнитель. Круг решаемых исполнителем задач. Среда, система команд и отказов, режимы работы исполнителя. Управление, алгоритм. | Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей. Давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы. |
| §3.1 §3.2 (1, 2) |
|
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | комбинированный | Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура.
| Знать СКИ Чертежник. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §3.2 (3) |
|
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | комбинированный | Исполнитель. Абсолютное смещение. Относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз». | Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Чертежник. | Опрос. Компьютерный практикум. | §3.2 (4) |
|
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | комбинированный | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз».
| Знать СКИ исполнителя Робот. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем.
| Опрос. Компьютерный практикум. | §3.3 (1) |
|
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | комбинированный | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз». Цикл «пока». Простые условия. Составные условия. | Уметь составлять циклические алгоритмы для исполнителя Робот. | Опрос. Компьютерный практикум. | §3.3 (2, 4) |
|
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | комбинированный | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция повторения «повторить n раз». Цикл «пока». Простые условия. Составные условия. | Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями для исполнителя Робот. | Опрос. Компьютерный практикум. | §3.3 (5) |
|
33 | Повторение Проверочная работа № 2 «Алгоритмика». | 1 | обобщения и систематизации знаний | Исполнитель. Управление. Алгоритм.
| Знать СКИ исполнителя Робот. Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем. | Опрос. Тест. |
|
|
34 | Резерв учебного времени | 1 | |
|
|
|
|
|
Приложение 4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ В 5-х КЛАССАХ
Тема | Дата | |
5 «А» | 5 «Б» | |
Контрольные работы | ||
Контрольная работа № 1 «Информация вокруг нас» |
|
|
Проверочные работы | ||
Проверочная работа № 1 «Компьютер для начинающих» |
|
|
Проверочная работа № 2 «Информация вокруг нас» |
|
|
Проверочная работа № 3 «Информационные технологии» |
|
|
Приложение 5.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ и ПРАКТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ в 6-х КЛАССАХ
Тема | Дата | |
6 «А» | 6 «Б» | |
Контрольные работы | ||
Контрольная работа № 1 «Компьютер и информация» |
|
|
Контрольная работа № 2 «Человек и информация» |
|
|
Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители» |
|
|
Практические контрольные работы | ||
Практическая контрольная работа № 1 «Создание текстовых документов» |
|
|
Практическая контрольная работа № 2 «Структурирование и визуализация информации» |
|
|
Практическая контрольная работа № 3 «Построение графических объектов» |
|
|
Приложение 6.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И
ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ в 7-х КЛАССАХ
Тема | Дата | |
7 «А» | 7 «Б» | |
Контрольные работы | ||
Контрольная работа № 1 «Объекты и системы» |
|
|
Контрольная работа № 2 «Информационные модели» |
|
|
Проверочные работы | ||
Проверочная работа № 1 «Информационное моделирование» |
|
|
Проверочная работа № 2 «Алгоритмика» |
|
|