муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 27 имени А.В.Суворова»
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО _________О.В. Тихонова Прот. № 1 от 28.08.2018 | «СОГЛАСОВАНА» на МС зам директора по УВР _________Т.П. Чабаненко Прот. № 1 от 29.08.2018 | «УТВЕРЖДЕНА» директор МАОУ «Лицей № 27» _________Л.П. Агафонова приказ № 292 от 31.08.2018 |
«РАССМОТРЕНА
И РЕКОМЕНДОВАНА
К УТВЕРЖДЕНИЮ»
Протокол Педагогического
совета № 1 от 30.08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (КЛАСС)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «Ж»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 35 часов/1 час в неделю
УЧИТЕЛЬ Бабкина Наталья Васильевна
УЧЕБНИК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса. М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013
ПРОГРАММА КУРСА Информатика. Программа для основной школы. 5–6 классы. 7–9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2018-2019 учебный год
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты ООО (приказ МО РФ от 17.12.2010 № 1897)
Муниципальная программа «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону» (постановление Администрации Г. Ростова-на-Дону от 30.09.2014 № 1110 (ред. от 25.07.2018)
Образовательная программа МАОУ «Лицей № 27» на 2018-2019 учебный год
Учебный план МАОУ «Лицей № 27» на 2018-2019 учебный год
Программа Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы», – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г
Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Лицей № 27»
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются метапредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Ведущими специалистами Российской академии образования подготовлено развёрнутое экспертное заключение о соответствии учебников Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. «Информатика» для 5 класса требованиям ФГОС ООО по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8 - 9 классах, но, за счёт регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 - 7 классах.
В соответствии с учебным планом лицея на преподавание информатики и ИКТ в 5 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на изучение предмета в 5 «А», 5 «Б» классах отведено 35 часов, в 5 «В», 5 «Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «Ж» классах отведено 33 часа.
Формы и методы работы, используемые учителем: уроки, практикумы, лекции, семинары, самостоятельная работа обучающихся, исследовательская работа, групповая работа и т.д.
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 1; практических работ – 17.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а также способах и приёмах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребёнка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Данная программа создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода.
Итоговый контроль (контроль по окончании учебного года) проводится в форме письменной контрольной работы.
Данная программа должна обеспечивать развитие каждого ребёнка, в том числе одарённых детей. Для категорий одарённых детей будут использоваться методы творческого характера, проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой, будут даваться задания повышенной сложности, задания нестандартного характера.
Необходимо работать и с детьми с ОВЗ. НА уроках информатики широко используется метод практических работ, который способствует развитию мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и активации познавательной деятельности. Необходимо применять специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения, игры, физкультминутки.
Систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приёмов на уроках информатики способствуют исправлению недостатков психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают их нарушенные функции, в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.
Планируемые результаты освоения курса информатики
5 класс
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
владением основами информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Формирование УУД
Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | Регулятивные УУД: |
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
| ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль), справочную литературу, ИКТ Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Система оценки достижений планируемых результатов
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 1; практических работ – 17. Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Формы контроля: текущий и итоговый.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ. Текущий в форме самостоятельных и практических работ, рассчитанных на 15-20 минут. Одной из основных форм контроля является тестирование. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 6 класса приведены в методическом пособии для учителя (Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013). Оценка достижения метапредметных результатов будет проводиться в ходе выполнения учащимися проектно-исследовательской деятельности:
Критерии и нормы оценки предметных планируемых результатов обучающихся по информатике
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трёх ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Перечень контрольных и практических работ по информатике для 5 классов
Перечень контрольных работ
Планируется проведение одной контрольной работы – итоговой контрольной работы.
Тема контрольной работы | Дата проведения |
5а, 5б | 5в,5е, 5ж | 5д | 5г |
Итоговая контрольная работа | 23.04 | 04.05 | 10.05 | 25.04 |
Планируется проведение 17 практических работ.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №13 «планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаем списки»
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»