Планируемые результаты освоения информатики
1. Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.Сформированность ответственного отношения к учению;
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
2. Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
-
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
-
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
-
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
-
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
-
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
-
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
-
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
-
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
-
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
-
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
-
соотносить свои действия с целью обучения.
-
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
-
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
-
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
-
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
-
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
-
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
-
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
-
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
-
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
-
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
-
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-
резюмировать главную идею текста;
-
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
-
критически оценивать содержание и форму текста.
-
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
-
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
-
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
-
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
-
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
-
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
-
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
-
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-
определять возможные роли в совместной деятельности;
-
играть определенную роль в совместной деятельности;
-
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
-
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
-
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
-
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-
выделять общую точку зрения в дискуссии;
-
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
-
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
-
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
-
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
-
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
-
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
-
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
-
оперировать данными при решении задачи;
-
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
-
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3. Предметные результаты.
Обучающийся научится:
-
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс;
-
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
-
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
-
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
-
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
-
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
-
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
-
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
-
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Обучающийся получит возможность:
Математические основы информатики
Обучающийся научится:
-
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
-
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
-
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
-
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
-
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
Обучающийся получит возможность:
-
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
-
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
-
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
Использование программных систем и сервисов
Обучающийся научится:
-
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
-
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
-
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
-
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
Обучающийся овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
-
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
-
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
-
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
-
основами соблюдения норм информационной этики и права;
Обучающийся получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
-
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
-
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
-
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
-
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
-
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
-
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета
1. Человек и информация.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практическая работа «Измерение информации».
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение.
Назначение и устройство компьютера. Характеристики основных устройств компьютера. Контрольная работа «Человек и информация». Программное обеспечение и его типы. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс. Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».
3. Текстовая информация и компьютер.
Представление текстов в памяти компьютера. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». Контрольная работа «Файловая система. Представление текста». Практическая работа «Форматирование текста». Работа с фрагментами текста. Практическая работа «Работа с таблицами». Дополнительные возможности текстового редактора. Практическая работа «Возможности текстового редактора». Контрольная работа «Обработка текстовой информации».
4. Графическая информация и компьютер.
Компьютерная графика и области ее применения. Графические редакторы растрового типа. Кодирование изображения. Практическая работа «Работа с векторным ГР». Технические средства компьютерной графики.
5. Мультимедиа и компьютерные презентации.
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Практическая работа «Создание презентации». Представление звука в памяти компьютера. Использование гиперссылок. Контрольная работа «Графика и мультимедиа».
Итоговое повторение и контроль
Тематическое планирование по информатике
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов |
1. Человек и информация. | 5 |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 |
2 | Информация и знания. | 1 |
3 | Информационные процессы. | 1 |
4 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 |
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 |
5 | Назначение и устройство компьютера. | 1 |
6 | Характеристики основных устройств компьютера. | 1 |
7 | Программное обеспечение и его типы. | 1 |
8 | Файлы и файловые структуры. | 1 |
3. Текстовая информация и компьютер | 10 |
9 | Представление текстов в памяти компьютера. | 1 |
10 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 |
11 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | 1 |
12 | Работа с фрагментами текста. | 1 |
4. Графическая информация и компьютер | 5 |
13 | Компьютерная графика и области ее применения. | 1 |
14 | Графические редакторы растрового типа. | 1 |
15 | Кодирование изображения. | 1 |
5. Мультимедиа и компьютерные презентации | 5 |
16 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 |
17 | Практическая работа «Создание презентации». | 1 |
18 | Представление звука в памяти компьютера. | 1 |
11