СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс»

Частное общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества "Российские железные дороги"


Рассмотрено и одобрено

на заседании МО №­­­___

«___»________ 20___ г.

Руководитель МО

И.С.Кузнецова_____


Согласовано_______

«___» ______ 20___ г.

Зам. директора по УВР

Н.И.Ленгардт



Утверждаю. ________

Приказ №____

от «____» ______ 20___ г.

Директор школы-интерната №21

Н.Г. Воскобойников





Информатика и ИКТ


Рабочая программа учебного курса

для 6 класса (базовый уровень, 34 часа)

на ___________ учебный год



Составитель:

Каргапольцева О.Н.,

учитель информатики




Танхой

_______ год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ 2013г.

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень);

  • Учебного плана школы-интерната №21 ОАО «РЖД» на текущий учебный год.

  • Авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы».

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 6 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;

  • развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные авторской программой. Практические работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение практических работ и защиты проектов.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий(технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстрированный)через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Особое значение пропедевтического изучения информатики связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся.


Место предмета в учебном плане


На изучение информатики в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе

система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и

взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными

метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной

школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера:

постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование

и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения

задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,

виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его

преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми

понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты

изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование

представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,

алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной

деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

– таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих

программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при

работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы

информационной этики и права.




Содержание курса информатики (34 часа)

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас 9

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии 3

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование 10

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика 10

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления

исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

9

7

2

2

Информационные технологии

4

1

3

3

Информационные модели

10

1

9

4

Алгоритмика

11

8

3


Итого:

34

17

17


Перечень компонентов учебно-методического обеспечения


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

6. БосоваЛ.Л.Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:

  • файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • демонстрационные работы;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);

  • презентации по отдельным темам;

  • интерактивные тесты;

  • логические игры;

  • виртуальные лаборатории.

7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/)

8. Операционная система Windows XP.

9. Пакет офисных приложений.



Планируемые результаты изучения информатики


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,

«информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности

человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам

представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны

способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий

современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;


Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать

меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать

окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования

простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с

повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,

курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования

простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых

запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на

главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования

безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускникполучит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса

и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения

компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой

деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,

диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью

средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его

начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического

редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или

преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с

гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические

изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью

проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и

пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети

Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными

объектами.


Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые

диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-

символической формы в другую, в том числе использовать графическое

представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных

областей.

Выпускникполучит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения

моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,

дерево) в соответствии с поставленной задачей.


  • Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Выпускникнаучится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускникполучит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Тематическое планирование

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Личностные

Метапредметные


Личностные

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Инструктаж


Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.


Уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

1) презентация «Объекты окружающего мира»;

2) плакат «Объекты»;

3)плакат «Техника безопасности».

Введение

2

Объекты окружающего мира

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.


Уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

1) презентация «Компьютерные объекты»;

2) плакат «Как хранят информацию в компьютере».


§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №2, №5, №6, №7, №11.


3

Работа 1. Работаем с основными

объектами ОС


Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Владение основными универсальными умениями информационного характера, наиболее эффективных способов решения задач.

  • файл;

  • имя файла;

  • тип файла;

  • папка;

  • файловая система;

операции с файлами копирование, удаление

Регулятивные:

  • целеполагание;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

ЕКЦОР:

1) анимация «Файлы и папки» (196624);

2) анимация «Программа «Проводник» (196653);

3) упражнение «Манипуляции с файлами» (196633).

§1, рабочая тетрадь (РТ): Дополнительное задание: №13 в РТ.

4

Компьютерные объекты


Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов

и находить выходы из спорных ситуаций.

Владение основными универсальными умениями информационного характера,

выделение необходимой информации.

Знать структуру файловой системы, операции с файлами и паками.

Уметь работать с файловой системой.

Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Презентация «Отношения объектов и их множеств».

§2, РТ: №17, №22, №24. Дополнительное задание: №27 в РТ.

5

Работа 2. Работаем с

объектами файловой системы



Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение основными универсальными умениями информационного характера, наиболее эффективных способов решения задач.

Знать структуру файловой системы, операции с файлами и паками.

Уметь работать с файловой системой

Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.


Презентация «Отношения объектов и их множеств».

§2, РТ: №17, №22, №24. Дополнительное задание: №27 в РТ.

6

Отношения объектов и их множеств


Самоопределе-
ние
– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий.

Уметь строить диаграммы

Регулятивные:осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

презентация «Разновидности объектов и их классификация».

§ 3 (1, 2), задания 1–5 на стр. 26–27 учебника; РТ: №36, №38. Дополнительное

задание: №39.

7

Работа 3. Повторяем возможности

графического редактора


Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для преобразования различных видов информации

Иметь представление о графической информации

Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

1) презентация «Разновидности объектов и их классификация»;

2) файл-заготовка Ошибка.doc

§ 3 (3), задания 7–8 на стр. 27 учебника; РТ: №40(б), №43, №45. Дополнительное

задание: №47.

8

Разновидности объектов и их классификация


Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, выбор оснований и критериев для сравнения,

Иметь представление о двоичном кодировании информации

Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Коммуникативные:управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль


1) презентация «Системы объектов»;

2) плакат «Системы»

3) файлы-заготовки Ал-Хорезми.bmp, Шутка.doc(odt).

§ 4 (1, 2), задания 1–6 на стр. 31–32 учебника; РТ: №51(б), №53, №56.

9

Работа 4. Повторяем возможности

текстового процессора


Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий

для преобразования различных видов информации

Иметь представление о различных вариантах кодирования букв русского алфавита.

Познавательные:общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


1) презентация «Системы объектов»;

2) плакат «Системы»;

3) файл-заготовка Домик.doc (odt).

§ 4 (1, 2, 3); РТ: №57, №58.

10

Системы объектов


Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний

умение преобразовывать объект в знаково-символическую модель;

Знать единицы измерения информации.


Уметь создавать маркированные списки.

Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную.

Познавательные:общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

презентация «Персональный компьютер как система».

§5 (1, 2); РТ: №59, №60, №61, №62.

11

Работа 5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

Самоопределе-
ние
– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель;

Знать

Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа

Познавательные:общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения


1) презентация «Как мы познаѐм окружающий мир»;

2) файлы-заготовки Дом.doc (odt), Мир.doc (odt), Воды1.doc (odt), Воды2.doc

(odt), Воды3.doc (odt).

§5 (3, 4); РТ: №65(д–о), №66. Дополнительное задание: №67 (в тетради 2013 г.и.) или

№68 (в тетради 2014 г.и.).

12

Персональный компьютер как система


Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Широкий спектр умений для преобразования и передачи различных видов информации

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий.


Регулятивные:планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.

1) презентация «Понятие как форма мышления».

§6; РТ: №69, №70, №72. Дополнительное задание: №74.

13

Как мы познаем окружающий мир


Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Владение умениями организации собственной учебной деятельности

Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий и отношений.

Уметь работать с файлами.

Регулятивные:оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные:информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

презентация «Понятие как форма мышления».

§7, РТ: №75, №76, №79, №82. Дополнительные задания: №83, №85.

14

Работа 6. Создаем компьютерные документы

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Уметь создавать

Документы в различных форматах

Регулятивные:планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


1) презентация «Информационное моделирование»;

2) плакат «Модели».

§7, РТ: №75, №76, №79, №82. Дополнительные задания: №83, №85.

15

Понятие как форма мышления


Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Владение умениями организации собственной учебной деятельности

Иметь представление о науке о законах и формах человеческого мышления.


Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные:взаимодейсвие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

1) презентация «Информационное моделирование»;

2) плакат «Модели»;

3) файлы-заготовки Авгиевы конюшни.doc(odt), Аннибалова клятва.doc(odt),

Аркадская идиллия.doc(odt), Ахиллесова пята.doc(odt),

§8 (1, 2), РТ: №86, №89, №91. Дополнительное задание: №100.

16

Работа 7. Конструируем и исследуем графические объекты

Самоопределе-
ние
– готовность и способность к саморазвитию

Владение умениями организации собственной учебной деятельности

Иметь представление о науке о законах и формах человеческого мышления.


Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные:взаимодейст-
вие
– формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

1) презентация «Информационное моделирование»;

2) файлы-заготовки Устройства.doc(odt), Природа России(odt).doc, Водные

системы(odt).doc из Набора ЦОР к УМК.

§8 (3), РТ: №93, №96, №97. Дополнительное задание: №99.

17

Информационное моделирование


Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию


Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.


Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму.

Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные:общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

1) презентация «Табличные информационные модели»;

2) файлы-заготовки Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp,

Переславль-Залесский.bmp, Ростов Великий.bmp,


§9, РТ: №102, №105, №106, №110.

18

Работа 8. Создаем графические модели


Самоопределе-
ние
– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Уметь размещать текст в таблицу и графику.

Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

презентация «Табличные информационные модели»

§9, РТ: Дополнительное задание: №112.

19

Знаковые информационные модели


Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму.

Коммуникативные:взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

1) презентация «Графики и диаграммы»;

2) файл-заготовка Погода.doc(odt)

§10 (1), РТ: одно из заданий №113, №114, №115 (по выбору);


20

Работа 9. Создаем словесные модели

Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму.

Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.


презентация «Графики и диаграммы»

§10 (2), РТ: одно из заданий №116,

№117.

21

Работа 10. Создаем многоуровневые списки

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности.

Использование коммуникационных технологий в учебной деятельности

Уметь проводить работы в текстовом редакторе с вставкой различного кол-ва таблиц.

Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.


1) презентация «Схемы»;

2) файлы-заготовки Поездка.doc(odt), Солнечная система.doc(odt).

§10(3), Дополнительное задание: №122.

22

Табличные информационные модели


Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.

Знать правила и формирования и оформления таблиц.


Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.


Презентация «Схемы»

§11 (1, 2, 3), РТ: №123, №124, №125, №126. Дополнительное задание: №132.

23

Работа 11. Создаем табличные модели

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.

Иметь представление о таблицах.

Уметь описать представленную форму в виде табличных данных.

Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Презентация «Что такое алгоритм»

ЕКЦОР:

1) виртуальная лаборатория «Переправы» (154822);

2) интерактивное задание «Задачи о переправах» (195725).

§11(4), №13, №14 на стр. 78 учебника; задание 7 на стр. 184 (а или б – по выбору

ученика)

24

Работа 12. Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Иметь представление о таблицах.

Уметь проводить работы в текстовом редакторе с вставкой различного кол-ва таблиц.

Познавательные:общеучебные – контролировать результат деятельности.


1) презентация «Алгоритмы и исполнители»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»

ЕКЦОР:

1) виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);

2) интерактивное задание «Задачи на переливание» (195738);

3) интерактивное задание «Ханойские башни» (195747).

§11(5),

задание 2 на стр. 188; РТ: №130. Дополнительное задание: №133.

25

Графики и диаграммы


Самоопределе-
ние
– осознание ответственности человека за выполненную работу

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий

Иметь представление о графиках.

Уметь представить полученную форму в виде графика.

Познавательные:информационные – создавать и интегрировать необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

1) презентация «Алгоритмы и исполнители»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»

ЕКЦОР:

1) виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);

2) интерактивное задание «Задачи на переливание» (195738);

3) интерактивное задание «Ханойские башни» (195747).

§12; РТ: одно из заданий №136, №137, №138.

26

Работа 13. Создаем диаграммы и графики

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию

Уметь проводить работы в табличном редакторе.

Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно использовать знания для создания.

Познавательные:логические – подводить под понятие на основе распознания объектов,


1) презентация «Типы алгоритмов»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»

§12; РТ: №139.

27

Схемы


Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

Иметь представление о моделях и моделировании.

Уметь описать представленную форму в виде графа

Регулятивные:оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные:информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

1) презентация «Типы алгоритмов»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»;

3) образец выполнения задания — файл Времена года.ppt.

§ 13 (1), вопросы 1–3 на стр. 99 учебника; РТ: №141, №143. Дополнительное

задание: задание 7 на стр. 195–196 учебника.

28

Работа 14. Создаем схемы, графы и деревья

Самоопределе-
ние
– осознание своей ответственности за выполнение задания

Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию

Уметь описать представленную форму

-в виде графа

-в виде дерева

Познавательные:общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

1) презентация «Типы алгоритмов»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»;

3) образец выполнения задания — файл Скакалочка.ppt.

§ 13 (2, 3); РТ: №147, №150, №152, №156. Дополнительное задание: №148, №160.

29

Что такое алгоритм


Самоопределе-
ние
– осознание своей ответственности за выполнение написанного алгоритма

Обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; построение логических цепочек рассуждений и т.д.

Иметь представление о общих подходах к созданию алгоритмов.


Регулятивные:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона.

1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»;

2) плакат «Исполнитель».

§14; РТ: №161, №165. Дополнительное задание: №166.

30

Исполнители вокруг нас


Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знать Разнообразие исполнителей., типы и виды формальных исполнителей.

Уметь работать с

исполнителями.

Регулятивные:целеполагание – формулировать учебную задачу;

Познавательные:логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы,

1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»;

2) плакат «Исполнитель».

§ 15, РТ: №169, №170, №171. Дополнительное задание: №178.

31

Формы записи алгоритмов


Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Знать правила работы в MicrosoftPowerPoint.

Уметь вставлять гипер ссылки.


Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно использовать знания для создания.

1) презентация «Управление исполнителем Чертѐжник»;

2) плакат «Исполнитель».

§16, РТ: №179, №180, №182. Дополнительное задание: №184.

32

Типы алгоритмов


Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Знать правила работы в MicrosoftPowerPoint.

Уметь вставлять ссылки на другие странички.


Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

1) плакат «Алгоритмы и исполнители»;

2) плакат «Управление и исполнители»;

3) плакат «Исполнитель»;

4) интерактивные тесты.

§17(1), РТ: №185 (б, в), №188. Дополнительное задание: задание 2 на стр. 200

учебника.

33

Управление исполнителем Чертёжник

Самоопределе-
ние
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Знать правила работы с исполнителем Чертёжник

Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертёжник


Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

§18(4), №9 на стр. 129 (любой рисунок по выбору). Дополнительное

задание: №10 на стр. 129.

34

Выполняем итоговый проект

В итоговом проекте необходимо продемонстрировать полученные на уроках знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем, графических изображений.

Итоговая работа создаётся с помощью редактора презентаций. В презентации должна быть реализована навигация по гиперссылкам и с помощью управляющих кнопок.

Знать объекты окружающего мира, создавая их различные информационные модели.

Уметь представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей.

Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

Подготовка материалов итогового проекта. Подготовить защиту проекта



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!