СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС к учебнику Босовой Л.Л

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС к учебнику Босовой Л.Л»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Адаптированная образовательная программа по информатике в 6б классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  3. ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)

  4. Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от __________ №_01-07/ _);

  5. Календарный учебный график ОУ(Утверждён приказом директора от ______________ №_01-07/ __);

  6. Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по информатике для 6 класса.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).


Особенности класса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс 5-6 класс и базовый 7-9 класс. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В классе обучаются дети с задержкой психического развития.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому сохраняется основное содержание образования информатики, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Важнейшими коррекционными задачами курса информатики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по информатике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные, теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении информатики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

• пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем;

• дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;

• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;

• активизация речи детей в единстве с их мышлением;

• выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;

• формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.

На доске обязательно написан план урока.

Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.

Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.

Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.

Применяются коррекционные игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение.

«Сколько предметов ты заметил?», « Что зачеркнуть и что подчеркнуть», «Запрещенное движение» «Что изменилось?», « Ну-ка вспомни!», «Будь наблюдательным», « Собери целое».

.



Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Программа 5 класса прошлого учебного года выполнена полностью. Проведены все контрольные и практические работы. Уровень усвоения материала средний.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.


  • Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика в 6 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.

  • Содержание учебного предмета информатика в 6 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.

  • Содержание учебного предмета по информатике способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

  • В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы)или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование и контрольная работа.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

Формы текущего контроля:

      • устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.д.);

      • письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);

      • выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).


  • Общая характеристика учебного предмета информатика отображена в образовательной программе образовательного учреждения.

  • Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету информатика отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Часы для изучения информатики в 6 классе переданы из части, формируемой участниками образовательных отношений, направленные на формирование основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатики на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.









2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Раздел

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Общее количество часов

1.

Информационное моделирование

1.Путешествие во времени: Носители информации

-от первобытности к современности. (октябрь)

2. Интернет -

зависимость -

проблема современного общества.(ноябрь)

3. Алгоритмы в жизни человека.(декабрь)


23

2.

Алгоритмика

  1. Робот будущего! (январь)

  2. Роботы в нашем мире.(январь)

  3. Шифрование информации.(февраль)

  4. Путешествие во времени: Как передавали информацию в

прошлом (Технологии передачи данных.)(март)

  1. Кроссворд по всему изученному курсу (апрель)


11


Календарно-тематическое планирование по информатике для 6 класса


урока

Дата проведения

Тема урока

Основные понятия

Кол-во часов

ИКТ

Формы контроля

  1. Информационное моделирование (23 ч.)






Правила ТБ. Объекты окружающего мира.

представление об информации и информатики,

соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


1

Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера.

Демонстрационный материал

Текущий

Устный опрос


Компьютерные объекты.

устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; набирать слова, используя клавиатуру,

объекты операционной системы

1

Текущий

Устный опрос


Практическая работа №1.»Создание папок и файлов», Практическая работа №2.»Действия с папками и файлами»

представление о файлах и папках

1

Текущий

Пр.р


Отношение объектов и их множеств. Практическая работа № 3 « Создание растрового изображения».

представление о программах и файлах; графическом интерфейсе,

тип файлов по пиктограмме и расширению,

элементы рабочего стола. Перемещение объектов, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить).

о структуре главного меню,

запускать и закрывать программы и приложения.

1


Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №4 №»Набор текста»

1

Текущий

Пр.р


Системы объектов. Практическая работа. №5»Создание векторного изображения»

Проект № 1« Путешествие во времени: Носители информации -от первобытности к современности»

1

Текущий

Пр.р


Персональный компьютер как система. Практическая работа. №6 «Подключение компьютера и устройств»

способы управления компьютером,

выполнение основных управляющий операции.


1

Текущий

Пр.р


Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа. №7 «Редактирование и форматирование текста»

на бытовой уровне понятия информация, «информационный объект»;

приемы обработки информации, информационных процессах.

основные действия оперирования с информацией.


1

Текущий

Пр.р


Понятие как форма мышления

Проект №2 «Интернет - зависимость - проблема современного общества»

представление о способах кодирования информации. Конструировать и исследовать графические объекты


1

Текущий

Защита проекта


Практическая работа № 8 «Создание графических моделей».


1

Текущий

Пр.р


Информационное моделирование.

сложные графические объекты, модели и их виды, построение моделей, математическое конструирование

1

Текущий

устный


Практическая работа № 9 «Создание графических моделей».


1

Текущий

Пр.р


Практическая работа № 9 «Создание графических моделей».


1

Текущий

устный


Практическая работа № 10 ««Создание многоуровневых списков».

Проект №2 «Алгоритмы в жизни человека»


1

Текущий

Пр.р


Практическая работа № 11 «Создание словесной модели».


1

Текущий

устный


Табличные информационные модели

1

Текущий

устный


Практическая работа № 12 «Создание таблицы в текстовом процессоре».

1

Текущий

Пр.р


Практическая работа № 13 «Создание таблицы в текстовом процессоре».

Проект «Робот будущего!»

Проект «Роботы в нашем мире»


1

Текущий

Защита проекта


Графики и диаграммы.

Виды графиков и диаграмм, схем, построение в редакторе текстовом и табличном

1

Текущий

устный


Практическая работа № 14 «Создание графиков и диаграмм»


1

Текущий

Пр.р


Схемы.

1

Текущий

устный


Практическая работа № 15 «Создание графиков и диаграмм»


1

Текущий

Пр.р


Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование»

Проект «Шифрование информации»


1

Текущий

К.р

2.Алгоритмика (11 ч.)






Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас.

Алгоритм, свойства алгоритма

1

Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера.

Демонстрационный материал

Текущий


Формы записи алгоритмов.


1

устный


Типы алгоритмов.

Понятие команд линейного, ветвления, цикла, блок-схемы, применение на разных языках программирования

1

Текущий

устный


Практическая работа № 16 «Создаем линейную презентацию».

Проект№3 «Путешествие во времени: Как передавали информацию в прошлом (Технологии передачи данных.)»

1

Текущий

Пр.р


Практическая работа № 17 «Создаем презентацию с гиперссылками».


1

Текущий

Пр.р


Практическая работа № 18 «Создаем циклическую презентацию».


1

Текущий

Пр.р


Управление исполнителем Чертежник.

1

Текущий устный


Управление исполнителем Чертежник.

Проект №4 «Кроссворд по курсу 6 класса. Свободная тема»


1

Текущий устный



Практическая работа № 19 «Выполняем итоговый проект».

1


Текущий пр.р

Защита проекта


Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика»



1


Текущий

К.р

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требования, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Медиаресурсы

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

Оборудование

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программное обеспечение

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер.

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  6. Программа разработки презентаций.

  7. Браузер.