ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адаптированная образовательная программа по информатике в 6б классе составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)
ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)
Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от __________ №_01-07/ _);
Календарный учебный график ОУ(Утверждён приказом директора от ______________ №_01-07/ __);
Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по информатике для 6 класса.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
Особенности класса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс 5-6 класс и базовый 7-9 класс. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. В классе обучаются дети с задержкой психического развития.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому сохраняется основное содержание образования информатики, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса информатики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по информатике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные, теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении информатики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
• пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем;
• дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
• активизация речи детей в единстве с их мышлением;
• выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
• формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.
На доске обязательно написан план урока.
Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.
Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.
Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.
Применяются коррекционные игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение.
«Сколько предметов ты заметил?», « Что зачеркнуть и что подчеркнуть», «Запрещенное движение» «Что изменилось?», « Ну-ка вспомни!», «Будь наблюдательным», « Собери целое».
.
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа 5 класса прошлого учебного года выполнена полностью. Проведены все контрольные и практические работы. Уровень усвоения материала средний.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика в 6 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета информатика в 6 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета по информатике способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы)или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование и контрольная работа.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Формы текущего контроля:
устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.д.);
письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Общая характеристика учебного предмета информатика отображена в образовательной программе образовательного учреждения.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету информатика отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Часы для изучения информатики в 6 классе переданы из части, формируемой участниками образовательных отношений, направленные на формирование основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатики на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | Общее количество часов |
1. | Информационное моделирование | 1.Путешествие во времени: Носители информации -от первобытности к современности. (октябрь) 2. Интернет - зависимость - проблема современного общества.(ноябрь) 3. Алгоритмы в жизни человека.(декабрь) | 23 |
2. | Алгоритмика | Робот будущего! (январь) Роботы в нашем мире.(январь) Шифрование информации.(февраль) Путешествие во времени: Как передавали информацию в прошлом (Технологии передачи данных.)(март) Кроссворд по всему изученному курсу (апрель) | 11 |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 6 класса
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Кол-во часов | ИКТ | Формы контроля |
Информационное моделирование (23 ч.) | | | | |
| | Правила ТБ. Объекты окружающего мира. | представление об информации и информатики, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал | Текущий Устный опрос |
| | Компьютерные объекты. | устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; набирать слова, используя клавиатуру, объекты операционной системы | 1 | Текущий Устный опрос |
| | Практическая работа №1.»Создание папок и файлов», Практическая работа №2.»Действия с папками и файлами» | представление о файлах и папках | 1 | Текущий Пр.р |
| | Отношение объектов и их множеств. Практическая работа № 3 « Создание растрового изображения». | представление о программах и файлах; графическом интерфейсе, тип файлов по пиктограмме и расширению, элементы рабочего стола. Перемещение объектов, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить). о структуре главного меню, запускать и закрывать программы и приложения. | 1 |
| | Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №4 №»Набор текста» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Системы объектов. Практическая работа. №5»Создание векторного изображения» Проект № 1« Путешествие во времени: Носители информации -от первобытности к современности» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Персональный компьютер как система. Практическая работа. №6 «Подключение компьютера и устройств» | способы управления компьютером, выполнение основных управляющий операции. | 1 | Текущий Пр.р |
| | Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа. №7 «Редактирование и форматирование текста» | на бытовой уровне понятия информация, «информационный объект»; приемы обработки информации, информационных процессах. основные действия оперирования с информацией. | 1 | Текущий Пр.р |
| | Понятие как форма мышления Проект №2 «Интернет - зависимость - проблема современного общества» | представление о способах кодирования информации. Конструировать и исследовать графические объекты | 1 | Текущий Защита проекта |
| | Практическая работа № 8 «Создание графических моделей». | 1 | Текущий Пр.р |
| | Информационное моделирование. | сложные графические объекты, модели и их виды, построение моделей, математическое конструирование | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 9 «Создание графических моделей». | 1 | Текущий Пр.р |
| | Практическая работа № 9 «Создание графических моделей». | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 10 ««Создание многоуровневых списков». Проект №2 «Алгоритмы в жизни человека» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Практическая работа № 11 «Создание словесной модели». | 1 | Текущий устный |
| | Табличные информационные модели | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 12 «Создание таблицы в текстовом процессоре». | 1 | Текущий Пр.р |
| | Практическая работа № 13 «Создание таблицы в текстовом процессоре». Проект «Робот будущего!» Проект «Роботы в нашем мире» | 1 | Текущий Защита проекта |
| | Графики и диаграммы. | Виды графиков и диаграмм, схем, построение в редакторе текстовом и табличном | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 14 «Создание графиков и диаграмм» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Схемы. | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 15 «Создание графиков и диаграмм» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование» Проект «Шифрование информации» | | 1 | Текущий К.р |
2.Алгоритмика (11 ч.) | | | | |
| | Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас. | Алгоритм, свойства алгоритма | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал | Текущий |
| | Формы записи алгоритмов. | | 1 | устный |
| | Типы алгоритмов. | Понятие команд линейного, ветвления, цикла, блок-схемы, применение на разных языках программирования | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 16 «Создаем линейную презентацию». Проект№3 «Путешествие во времени: Как передавали информацию в прошлом (Технологии передачи данных.)» | 1 | Текущий Пр.р |
| | Практическая работа № 17 «Создаем презентацию с гиперссылками». | 1 | Текущий Пр.р |
| | Практическая работа № 18 «Создаем циклическую презентацию». | 1 | Текущий Пр.р |
| | Управление исполнителем Чертежник. | 1 | Текущий устный |
| | Управление исполнителем Чертежник. Проект №4 «Кроссворд по курсу 6 класса. Свободная тема» | 1 | Текущий устный |
| | Практическая работа № 19 «Выполняем итоговый проект». | 1 | | Текущий пр.р Защита проекта |
| | Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика» | | 1 | | Текущий К.р |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требования, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.