СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7-9 класс к УМК Босова Л. Л., Босова А. Ю

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для общеобразовательных школ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7-9 класс к УМК Босова Л. Л., Босова А. Ю»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса информатики

для 7 – 9 классов


Коновалова Ирина Борисовна

Учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории


























2015-2020 уч.г.













Пояснительная записка



Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы и планирование ФГОС информатика программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы. / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013».

Методических рекомендаций по преподаванию предмета

«Информатика» в 5-9 классах (ФГОС) ( http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf)

Учебного плана МБОУ «Колыванская СОШ №1

Цели программы :

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики за счёт развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области и информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепред­метных понятий, как «объект», «система», «модель», «ал­горитм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собствен­ной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности проме­жуточных целей с учетом конечного результата, разбие­ние задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозиро­вание как предвосхищение результата; контроль как ин­терпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответст­вия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррек­цию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им ре­шена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информацион­ного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информа­ционные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоя­тельно перекодировать информацию из одной знаковой си­стемы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные уме­ния информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходи­мой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное со­здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и на­выков использования средств информационных и ком­муникационных технологий для сбора, хранения, преоб­разования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инстру­ментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки само­стоятельной работы, первичные умения и навыки исследо­вательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми: умение правильно, четко и однозначно формулиро­вать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.













Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на база информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитие алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ - компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющегося у учащихся, даёт теоритическое осмысление, интерпретацию и обобщение опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как базовый курс:

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

7 класс

1

35

35

8 класс

1

36

36

9 класс

1

34

34

Всего 105 часов

р асширенный курс в 5-9 классах ( пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержимое с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность повышение своего образовательного уровня и продолжение обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни з-а счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами (УУД), формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, уметь выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, уметь строить разнообразные информационные структуры для описания объектов, «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ;

  • освоить умения и навыки использования ИКТ для сбора, хранения, преобразования, передачи различных видов информации, организации личного информационного пространства;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • извлекать информацию из прочитанного текста, различать основную и второстепенную информацию.


Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргу­менты), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.




Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений.


  1. Компьютер. Информация.

  • рассматривать компьютер как универсальное устройство обработки информации;

  • программное обеспечение компьютера, файлы, файловая система;

  • развивать навыки и умения использования компьютерных устройств для обработки информации: создание информации текстовой, в электронных таблицах, базах данных, поиск и обработка Интернет – информации, мультимедиа, форматирование текстов, графической информации в электронных таблицах, базах даны.

  1. Информация. Алгоритм. Модель.

  • рассмотреть понятие информации, её свойства, информационные процессы, представление, кодирование;

  • познакомиться с понятием алгоритма, исполнителями, формами записи, типами, способами записи, основными алгоритмическими конструкциями;

  • познакомиться с понятием моделирования: информационные, словесные, табличные, графические;

  • рассмотреть моделирование как метод познания, его свойства.

  1. Алгоритмы. Алгоритмическое мышление. Язык программирования.

  • конструировать алгоритмы, записывать на алгоритмическом языке, используя знания типов алгоритмов;

  • применять при составлении алгоритмов логических операций в конструкциях ветвления и циклов, в электронных таблицах и базах данных;

  • познакомиться с историей создания языков программирования, более подробно с языком Паскаль;

  • составлять учебные программы на Паскале, решать задачи на составление программ.

4.Работа с данными.

  • выбирать способы представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, графики, диаграммы, схемы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

5.Информационная этика право.

  • соблюдать нормы информационной этики и права при работе с информационными ресурсами и сервисами Интернета.







Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета информатика в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;

  • алгоритмы и начала программирования;

  • информационные и коммуникационные технологии.



1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественный и формальный. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, двоичного) кодирования. Двоичный код, алфавит. Разрядность двоичного кода. Связь двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная), запись целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.

Компьютерное представления текстовой информации. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщений как мера количества содержащейся в ней информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилище информации. Сетевое хранения информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управлении, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятие натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначения. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применения при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, её программная реализация, проведения компьютерного эксперимента, анализа её результатов, уточнения моделей.

Логика высказываний ( элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.



2. Алгоритмы и начала программирования.



Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритмы работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.



3. Информационные и коммуникационные технологии



Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики ( по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, межстрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавление, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологий мультимедиа и области её применения. Звук видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному или нескольким признакам.

Проблем достоверности полученной информации. Возможные информационные подходы к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертификационные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информатики и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема Число часов, отводимых на тему

Темы

Характеристика деятельности ученика

Тема1.

Информация и информационные процессы (8 часов)

  1. Информация и её свойства.

  2. Информационные процессы. Обработка информации.

  3. Информационные процессы. Хранение и передача информации.

  4. Всемирная паутина как информационное хранилище.

  5. Представление информации.

  6. Дискретная форма представления информации.

  7. Единицы измерения информации.

  8. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.):

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиции управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количества различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускная способность выбранного канала и пр.)


Тема 2.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

1.Основные компоненты компьютера и их функции.

2. Персональный компьютер.

3.Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

4.Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

5. Файлы и файловые структуры.

6.Пользовательский интерфейс.

7. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получить информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

Тема 3. Обработка графической информации (4часа)

  1. Формирование изображения на экране компьютера.

  2. Компьютерная графика.

  3. Создание графических изображений.

  4. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

  1. Текстовые документы и технологии их создания.

  2. Создание текстовых документов на компьютере.

  3. Прямое форматирование.

  4. Стилевое форматирование.

  5. Визуализация информации в текстовых документах.

  6. Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

  7. Оценка количественных параметров текстовых документов.

  8. Оформление реферата История вычислительной техники.

  9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».Проверочная работа.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8P, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

1.Технология мультимедиа.

2. Компьютерные презентации.

3. Создание мультимедийной презентации.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач .

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использование готовых шаблонов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).


Тема 6. Математические основы информатики (12 часов)

  1. Общие сведения о системах счисления.

  2. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

  3. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления.

  4. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

  5. Представление целых чисел.

  6. Представление вещественных чисел.

  7. Высказывания. Логические операции.

  8. Построение таблиц истинности для логических выражений.

  9. Свойства логических операций.

  10. Решение логических задач.

  11. Логические элементы.

  12. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность

  • выяснить различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмиричную, шестнадцатиричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений.

Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов)

  1. Алгоритмы и исполнители.

  2. Способы записи алгоритмов.

  3. Объекты алгоритмов.

  4. Алгоритмическая конструкция «следование».

  5. Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

  6. Сокращенная форма ветвления.

  7. Алгоритмическая конструкция «ветвление». Циклы с заданным условием продолжения работы.

  8. Циклы с заданным условием окончание работы.

  9. Циклы с заданным числом повторений

  10. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Тема 8. Начала программирования (10 часов)

  1. Общие сведения о языке программирования Паскаль.

  2. Организация ввода и вывода данных.

  3. Программирование линейных алгоритмов.

  4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

  5. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

  6. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

  7. Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

  8. Программирование циклов с заданным числом повторений.

  9. Различные варианты программирования циклического алгоритма.

  10. Обобщение и систематизация основных понятий темы « Начала программирования». Проверочная работа.

. Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы. Содержащие оператор/ операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и прю), в том числе с использование логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор ( операторы) цикла.

Тема 9. Моделирова-ние и формализа-ция (8 часов)

  1. Моделирование как метод познания.

  2. Знаковые модели.

  3. Графические модели.

  4. Табличные модели.

  5. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

  6. Система управления базами данных.

  7. Создание базы данных Запросы на выборку данных.

  8. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 10. Алгоритмизация и программи-рование (8 часов)

  1. Решение задач на компьютере.

  2. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

  3. Вычисление суммы элементов массива.

  4. Последовательный поиск в массиве.

  5. Сортировка массива.

  6. Конструирование алгоритмов.

  7. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

  8. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа.




Аналитическая деятельность:

  • выделять этапы решения задач на компьютере;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая работа:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных ;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программу для обработки одномерного массива;

  • (нахождение минимального ( максимального) значения данном массиве, удовлетворяющих некоторому условию;

  • нахождение суммы всех элементов массива;

  • нахождение количества и суммы всех чётных элементов массива и пр.)

  • сортировка элементов массива и пр.)

Тема 11. Обработка числовой информации (6 часов)

  1. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

  2. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

  3. Встроенные функции. Логические функции.

  4. Сортировка и поиск данных.

  5. Построение диаграмм и графиков.

  6. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства:

  • определять условия и возможности применения программируемого средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты в встроенных и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Тема 12.

Коммуника-ционные технологии (10 часов)

  1. Локальные и глобальные компьютерные сети.

  2. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

  3. Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

  4. Всемирная паутина. Файловые архивы.

  5. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

  6. Технология создания сайта.

  7. Содержание и структура сайта.

  8. Оформление сайта.

  9. Размещение сайта в Интернете.

  10. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предполагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.



Резервного времени в 7-9 класса 9 часов.





Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 7 класс»,2013г

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике. 7 класс»,2013 год

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 8 класс»,2014г

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике. 8 класс»,2014 год

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 9 класс»,2014г

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике. 9 класс»,2014 год

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  12. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  13. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)



Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12-15 рабочих мест учащихся, снабжённых стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков аудио/видео, входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);

  • принтер (цветной печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, тцифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  • управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь ит.д.);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе Windows, Linux, ac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;

  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  • браузер (в составе операционных систем или др.);

  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  • антивирусная программа;

  • программа-архиватор;

  • программа-переводчик;

  • программа оптического распознавания текста ;

  • программа интерактивного общения;

  • клавиатурный тренажер;

  • виртуальные компьютерные лаборатории;

  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый реактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

  • растровый и векторный графический редакторы;

  • звуковой редактор;

  • система автоматизированного проектирования;

  • система программирования;

  • геоинформационная система;

  • редактор web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);

  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники текстовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии пр.);

  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набор слайдов мультимедиа презентации).

В кабинете информатики должна быть организованна библиотека электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатики, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижений в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы в каждом разделе учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большенством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпуск получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися в повседневной практике, но могут включатся в материалы итогового контроля.





  1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных гобъектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значения логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путём составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

  • сформировать представления о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов идеревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

  1. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научиться:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схемам и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива, суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткиие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

  1. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задачи;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронных таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнения данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!