СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Информатика УМК Босова Л. Л. , Босова А. Ю. «Информатика» 5-6 класс по ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке Вы найдёте рабочую программу по информатике для 5-6 классов УМК Л.Л. Босова. Материал разработан в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Информатика УМК Босова Л. Л. , Босова А. Ю. «Информатика» 5-6 класс по ФГОС»



Приложение № ______ к ООП ООО








Программа учебного предмета


Информатика


УМК Босова Л. Л. , Босова А. Ю. «Информатика»

5-6 класс







Разработана

школьным методическим

объединением учителей

математики, информатики

и физики




















г. Нижний Новгород

2015 г.

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:

1) расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);

2) базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);

3) углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю, всего 105 часов). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана. Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в V–IX классах.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета


Личностные результаты:


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно - исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты:


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты:

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс 10 алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.


Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.


Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.


Тематическое (поурочное) планирование

с определением основных видов учебной деятельности


5 класс

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Информация вокруг нас




1


Цели изучения курса информатики. Техника безопасности. Информация вокруг нас


1

Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой при­роде, обществе, технике;

классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на ма­териальных носителях



Компьютер




2


Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ


3


Ввод информации в память компьютера

1

Определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, зву­ка, изображения) в компьютер;

вводить информацию в компьютер с помощью, мыши и других технических средств

4


Управление компьютером

1

Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вы­вода и передачи информации


Информация вокруг нас




5


Хранение информации

1

Приводить примеры информационных носителей


6


Передача информации

1

Определять, информативно или нет некоторое сообще­ние, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию

7


Электронная почта

1

Работать с электронной почтой (регистрировать поч­товый ящик и пересылать сообщения)

8


В мире кодов. Способы кодирования информации

1

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды


9


Метод координат

1

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды


Подготовка текстов на компьютере




10


Текст как форма представления информации


1

Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматиро­вание) создания текстового документа и возможно­сти тестового процессора по их реализации;

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов


11


Основные объекты текстового документа. Ввод текста

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов

12


Редактирование текста

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов;

осуществлять орфографический контроль с помощью средств текстового процес­сора

13


Работаем с фрагментами текста

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами

14


Форматирование текста

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями

15


Структура таблицы

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы


Информационные модели




16


Табличное решение логических задач

1

Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

создавать табличные модели

17


Разнообразие наглядных форм представления информации

1

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира


18


Диаграммы

1

Создавать диаграммы и графики;

Создавать табличные модели



Компьютерная графика




19


Компьютерная графика.

Графический редактор Paint

1

Определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изо­бражений


20


Устройства ввода графической информации

1

Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых


21


Планируем работу в графическом редакторе

1

Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых

22


Разнообразие задач обработки информации


1

Преобразовывать информацию по заданным прави­лам и путем рассуждений;

решать задачи на переливания, переправы и пр. в со­ответствующих программных средах

23


Кодирование как изменение формы представления

информации

1

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды


23


Систематизация информации

1

Преобразовывать информацию по заданным прави­лам и путем рассуждений


24


Поиск информации

1

Сохранять для индивидуального использования най­денные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них


Алгоритмика




26


Преобразование информации по заданным правилам

1

Преобразовывать информацию по заданным прави­лам


27


Преобразование информации путем рассуждений

1

Преобразовывать информацию путем рассуждений


28


Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

Решать задачи на переправы и пр. в со­ответствующих программных средах

29


Запись плана действий в табличной форме

1

Решать задачи на переливания и пр. в со­ответствующих программных средах

30


Создание движущихся изображений

1

Планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийно­го объекта


31


Создаем анимацию по собственному замыслу

1

Планировать последовательность событий на за­данную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответ­ствующий замыслу создаваемого мультимедийно­го объекта

32


Создаем слайд-шоу

1

Планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал

33


Создаем слайд-шоу

1

Индивидуальная работа с интерактивным тестом


Резерв




34


Резерв учебного времени

1

Повторить основные понятия курса информатики


6 класс

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Краткая характеристика деятельности учащихся


Информация вокруг нас




1


Техника безопасности. Объекты окружающего мира

1

Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой при­роде, обществе, технике;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ


Компьютер. Объекты и системы. Подготовка текстов на компьютере. Компьютерная графика




2


Компьютерные объекты

1

Выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера


3


Файлы и папки. Размер файла


1

Узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

упорядочивать информацию в личной папке

4


Отношения объектов и их множеств

1

Анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, по­ведение, состояния;

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами

5


Отношение входит в состав

1

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбран­ному признаку — основанию классификации


6


Отношение является разновидностью. Классификация объектов

1

Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбран­ному признаку — основанию классификации

7


Классификация компьютерных объектов.



1

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбран­ному признаку — основанию классификации

8


Системы объектов

1

Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем


9


Система и окружающая среда Система как черный ящик

1

Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

соотносить этапы создания текстового документа и возможно­сти тестового процессора по их реализации;

10


Персональный компьютер как система

1

Соотносить этапы создания текстового документа и возможно­сти тестового процессора по их реализации;

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов

11


Как мы познаем окружающий мир

1

Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию тексто­вых документов

12


Понятие как форма мышления


1

Знать один из приемов построения определений

13


Определение понятия

1

Знать один из приемов построения определений


Информационные модели




14


Информационное моделирование как метод познания

1

Различать натурные и информационные модели;

приводить примеры использования таблиц, диа­грамм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира;

15


Словесные, информационные модели

1

Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни


16


Словесные информационные модели. Математические модели

1

Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни


17


Табличные информационные модели


1

Создавать табличные модели


18


Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы


1

Создавать диаграммы и графики;

создавать вычислительные таблицы в текстовом редакторе


19


Графики и диаграммы

1

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира


20


Наглядное представление о соотношении величин




1

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.

21


Многообразие схем

1

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира

22


Информационные модели на графах

1

Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира


Алгоритмика. Создание мультимедийных объектов




23


Что такое алгоритм

1

Приводить примеры формальных и неформаль­ных исполнителей

24




Исполнители вокруг нас


1

Приводить примеры формальных и неформаль­ных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными ис­полнителями;

25


Формы записи алгоритмов








1

Придумывать задачи по управлению учебными ис­полнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алго­ритмов с ветвлениями и циклами.

26


Линейные алгоритмы


1

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

27


Алгоритмы с ветвлениями


1

Составлять вспомогательные алгоритмы для уп­равления учебным исполнителем;


28


Алгоритмы с повторениями


1

Составлять циклические алгоритмы по управле­нию учебным исполнителем.

29


Знакомство с исполнителем Чертежник

1

Составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

30


Использование вспомогательных алгоритмов


Составлять вспомогательные алгоритмы для уп­равления учебным исполнителем;


31


Конструкция повторения

1

Составлять циклические алгоритмы по управле­нию учебным исполнителем.

32


Выполнение и защита итогового проекта

1

Планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийно­го объекта

33


Выполнение и защита итогового проекта

1

Планировать последовательность событий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийно­го объекта


Резерв




34


Резерв учебного времени

1

Повторить основные понятия курса информатики


Учебно-методический комплекс

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект.

Для учителя:

  • Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.

  • Учебник «Информатика» 5 класс. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  • Печатная тетрадь «Информатика» 5. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  • Учебник «Информатика» 6 класс. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.

  • Печатная тетрадь «Информатика» 6. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Для обучающегося :

  • Учебник «Информатика» 5 класс. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  • Печатная тетрадь «Информатика» 5. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  • Учебник «Информатика» 6 класс. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.

  • Печатная тетрадь «Информатика» 6. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС общего образования по предмету «Информатика и ИКТ».


Материально - техническое обеспечение

Аппаратные средства:

  1. Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор.

  3. Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  4. Принтер.

  5. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  6. Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.

Программные средства:

  1. Операционная система.

  2. Антивирусная программа.

  3. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  4. Программа разработки презентаций.

  5. Браузер.




Планируемые результаты изучения предмета.

5 класс

Раздел 1. Введение в информатику

Обучающиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 5 классе

- современную научную картину мира, информацию как одно из основных понятий современной науки, информационные процессы и их роль в современном мире

Обучающиеся должны уметь:

- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования

- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; Определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; - анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)

- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление числовой информации

- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей

- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм) оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Обучающиеся должны знать:

- смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения

- алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»

- термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд;

Обучающиеся должны уметь:

- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд

- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное

- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов

- исполнять линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке

- Определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке

- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Обучающиеся должны знать:

- функции и характеристики основных устройств компьютера

- программное обеспечение, соответствующее задаче

- основы организации и функционирования компьютерных сетей

Обучающиеся должны уметь:

- оперировать объектами файловой системы

- применять основные правила создания текстовых документов

- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов

- визуализировать соотношения между числовыми величинами

- составлять запросы для поиска информации в Интернете

- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций

- оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

6 класс

Раздел 1. Информация вокруг нас

Обучающиеся должны знать:

- понятия «информация», «информационный объект» и правильно применять их на бытовом уровне

- примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

- примеры древних и современных информационных носителей

- классификацию информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях

Обучающиеся должны уметь:

- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды

- Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию

- решать логические задачи с использованием таблиц

Раздел 2. Информационные технологии

Обучающиеся должны знать:

- устройства компьютера и выполняемые ими функции

Обучающиеся должны уметь:

- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять Файлы;

- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

- выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор;

- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- использовать простые способы форматирования текстов;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

- создавать круговые и столбиковые диаграммы;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

- использовать основные приёмы создания презентаций;

- осуществлять поиск информации в сети Интернет;

- ориентироваться на интернет-сайтах;

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Раздел 3. Информационное моделирование

Обучающиеся должны знать:

- понятий «модель», «информационная модель»

- натурные и информационные модели, приводить их примеры

Обучающиеся должны уметь:

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.);

- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

- строить простые информационные модели объектов



7