ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Информатики» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
При изучении курса «Информатики» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;
-
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
При изучении курса «Информатики» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свой ствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в предмет.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Информация и её виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
Компьютер: устройство и программное обеспечение.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности при работе на компьютере;
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное воздействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты);
-
понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
-
включать и выключать компьютер;
-
пользоваться клавиатурой;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране директорию диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
Текстовая информация и компьютер.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
-
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Учащиеся должны уметь:
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
Графическая информация и компьютер.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии соответствующих технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
-
Мультимедиа и компьютерные презентации.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; со здание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
При наличии соответствующих технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
-
что такое мультимедиа;
-
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название раздела (темы, главы) с указанием содержания материала | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение в предмет Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Информация и знания | 1 1 | |
Человек и информация Восприятие и представление информации Информационные процессы Работа с тренажёром клавиатуры Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | 4 1 1 1 1 | Аналитическая деятельность: -
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); -
приводить примеры данных: тексты, числа; -
классифицировать информационные процессы по принятому основанию; -
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; -
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: -
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); -
производить описание непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. освоение клавиатуры, работа с тренажером. |
Компьютер: устройство и программное обеспечение Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования Пользовательский интерфейс О файлах и файловых структурах Работа с файловой структурой операционной системы Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | 6 1 1 1 1 1 1 | Аналитическая деятельность: -
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; -
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; -
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; -
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; -
определять основные характеристики операционной системы; -
анализировать назначение встроенных в технические устройства и производственные комплексы компьютеры; -
осуществлять выбор носителей в зависимости от объема данных и скоростях доступа. Практическая деятельность: -
получать информацию о характеристиках компьютера; -
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); -
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; соблюдать технику безопасности и правила работы на компьютере. |
Текстовая информация и компьютер Тексты в компьютерной памяти Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором Дополнительные возможности текстовых процессоров. Системы перевода и распознавания тексов Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 9 1 4 2 1 1 | Аналитическая деятельность: -
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; -
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: -
создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; -
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). -
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; -
выполнять коллективное создание текстового документа; -
создавать гипертекстовые документы; -
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); |
Графическая информация и компьютер Компьютерная графика. Растровая и векторная графика Работа с графическим редактором растрового типа Как кодируется изображение Технические средства компьютерной графики Работа с графическим редактором векторного типа | 6 1 2 1 2 | Аналитическая деятельность: -
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; -
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Мультимедиа и компьютерные презентации Что такое мультимедиа. Компьютерные презентации Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 6 2 3 1 | Аналитическая деятельность: -
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; -
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; -
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: |
Итоговое тестирование за курс 7 класса Резерв | 1 2 | |
8