СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № __ от _______________ 2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Стрелецкая СОШ» ________________ С.В. Вязовова
Приказ № ___ от _______2017 г.
|
Рабочая программа
по информатике
для 7 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Кречетова Ирина Николаевна
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информационные технологии» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программе по информатике для средней общеобразовательной школы Л. Л. Босовой. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Предполагаемая программа составлена в соответствии с Положением о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012г. Приказ №329).
Рабочая программа составлена Кречетовой Ириной Николаевной учителем математики и информатики МБОУ «Стрелецкая СОШ» в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Стрелецкая СОШ», Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин основного общего образования.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; планируемые результаты изучения предмета, тематическое планирование, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, критерии и нормы оценок устных и письменных ответов, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы по математике для начального образования; конкретизируются цели изучения учебного предмета «Информатика», указывается, в рамках какой системы учебников реализуется данная программа, указываются ценностные ориентиры программы. Особое внимание уделяется целям изучения информатики, ее вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по информатике обучающимися 7 класса представлены на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
В разделе «Тематической планирование» представлен перечень тем; указано минимальное число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в разделы, с указанием минимального количества учебных часов, выделяемых на изучение каждого раздела.
В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» указывается основная и дополнительная литература, методическая литература, методическая литература для учителя, цифровые образовательные ресурсы, необходимые пособия, принадлежности, оборудование.
Содержание рабочей программы соответствует возрастным особенностям учащихся 7 класса.
Цели обучения.
Цели, на достижение которых направлено изучение курса «Информационные технологии» в 7 классе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Основными целями обучения на данном этапе являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информационных технологий в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Данная рабочая программа реализуется в рамках учебно-методического комплекта
Л.Л. Босовой, который включает в себя:
Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС). –
М.: БИНОМ, 2017.
Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2015-2017г.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015-2017.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления знаний и выработки умений, уроков комплексного использования знаний, уроков обобщения и систематизации знаний, практических работ, уроков проверки, оценки контроля знаний. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
предварительный;
промежуточный;
текущий;
индивидуальный;
дифференцированный;
тематический;
итоговый.
Методы контроля
письменный;
устный.
Формы контроля
тесты;
устный опрос;
математические диктанты;
самостоятельные работы;
зачеты
самоконтроль;
контрольные работы.
Формы организации работы учащихся:
индивидуальная.
коллективная:
2.1 фронтальная;
2.2 парная;
2.3 групповая.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы для изучения курса Информатика и ИКТ в 7 классе - 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 4 и итоговый проект
практических работ – 15.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информационных технологий заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
При оценке ответов учитывается:
аккуратность работы
работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 75-100 %
Оценка «4» ставится, если выполнено 50-74 % всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 25-49 % всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено 0-24 % всей работы.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Содержание учебного предмета
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Информация и информационные процессы – 9 часов.
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Обработка графической информации – 4 часа
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Обработка графической информации»
Обработка текстовой информации – 9 часов
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Обработка текстовой информации»
Мультимедиа – 4 часа
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
Контроль знаний и умений
Итоговый проект
Резерв и повторение – 1 час
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Информация и информационные процессы Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш- память). Качественные и количественные характеристики современных носителей инфор- мации: объем информации хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | 9 | Знать как: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); Иметь опыт:
|
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты пер- сонального компьютера (процессор, оперативная и долго- временная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | 7 | Знать как: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; Уметь: анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; Иметь опыт: получать информацию о характеристиках компьютера; : |
3 | Обработка графической информации Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растро вая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форма- ты графических файлов. | 4 | Знать как: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Уметь: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
|
4 | Обработка текстовой информации Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, фор- мул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена ин- формацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | 9 | Знать как: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Уметь: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; выполнять коллективное создание текстового документа; |
5 | Мультимедиа
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных. | 4 | Знать как: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Уметь: создавать презентации с ис- пользованием готовых шаблонов; Создания простейших клипов.
|
6 | Повторение Итоговое тестирование. | 1 |
|
7 | Резерв | 1 |
|
Список практических работ
Работа 1. Поиск информации в сети Интернет
Работа 2. Компьютеры и их история
Работа 3. Устройства персонального компьютера
Работа 4. Программное обеспечение компьютера
Работа 5. Работа с объектами файловой системы
Работа 6. Настройка пользовательского интерфейса
Работа 7. Обработка и создание растровых изображений
Работа 8. Создание векторных изображений
Работа 9. Создание текстовых документов
Работа 10.Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
Работа 11. Компьютерный перевод текстов
Работа 12. Сканирование и распознавание текстовых документов
Работа 13. Разработка презентации
Работа 14. Создание анимации
Работа 15. Создание видеофильма
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
| Информация и информационные процессы
| 9 |
|
|
|
|
|
|
| |||
1 | Цели изучения Техника | 1 | Вводный урок | Текущий, фронтальный | познакомиться | Регулятивные: Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся. | формирование ответственного отношения к учению |
|
| |||
2 | Информация | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текущий, фронтальный | Получить представление об информации | Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся.
Познавательные: смысловое чтение задач | Формирование адекватной |
|
| |||
3 |
| 1 | Комбинированный урок | Беседа, тестирование | понимание зна- | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. Регулятивные: | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
|
| |||
4 |
| 1 | Комбинированный урок | Фронтальный, тестирование | понимание значимости | Регулятивные: | Формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной деятельности |
|
| |||
5 | Всемирная | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | владение первичными | Регулятивные: контролировать |
|
|
| |||
6 | Представление | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | расширение и | Регулятивные: | формирование навыков сотрудничества в различных ситуациях |
|
| |||
7 | Дискретная | 1 | Комбинированный урок | Текущий, взаимоконтроль | Научиться взаимосвязи | Регулятивные: | формирование навыков концентрации внимания |
|
| |||
8 | Единицы | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Научиться | Регулятивные: | Формирование самооценки на |
|
| |||
9 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы». | 1 | Урок контроля знаний и умений | Итоговый | Регулятивные: | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | формирование готовности и |
|
| |||
| Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 |
|
|
|
|
|
|
| |||
10 | Основные | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | Научиться | Регулятивные: | Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся |
|
| |||
11 | Персональный | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Научиться давать | Регулятивные: | Формирование понимания |
|
| |||
12 | Программное | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Научиться по- | Регулятивные: | Самоопределе- |
|
| |||
13 | Системы | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Формирование понимания | Регулятивные: | Формирование понимания |
|
| |||
14 | Файлы и | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, индивидуальный | Научиться: Умение создавать файлы и папки, знать расширения,
| Регулятивные: | Формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной деятельности |
|
| |||
15 | Пользовательс- | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, групповой | Научиться оперированию | Регулятивные: | Формирование понимания |
|
| |||
16 | Контрольная работа по теме «Компьютер | 1 | Урок контроля знаний и умений | Урок комплексного применения знаний Итоговый | Регулятивные: | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | формирование готовности и |
|
| |||
| Обработка графической информации | 4 |
|
|
|
|
|
|
| |||
17 | Формирование | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Научиться вы- | Регулятивные: | Формирование способности |
|
| |||
18 | Компьютерная графика. | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | Научиться правильно | Регулятивные: | формирование знаний сфер применения |
|
| |||
19 | Создание | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | Научиться | Регулятивные: | Формирование интереса к изучению |
|
| |||
20 | Контрольная работа №3 по теме «Обработка | 1 | Урок контроля знаний и умений | Урок комплексного применения знаний Итоговый | Регулятивные: | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | формирование готовности и |
|
| |||
| Обработка текстовой информации | 9 |
|
|
|
|
|
|
| |||
21 | Текстовые | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | Научиться использовать | Регулятивные: | понимание социальной, |
|
| |||
22 | Создание | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | Научиться использовать | Регулятивные: | формирование понимания социальной, |
|
| |||
23 | Прямое | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | Научиться | Регулятивные: | формирование понимания социальной, |
|
| |||
24 | Стилевое форматирование. | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | Научиться | Регулятивные: | Формирование понимания социальной, |
|
| |||
25 | Визуализация | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | Научиться | Регулятивные: | формирование понимания социальной, |
|
| |||
26 | Распознавание | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный |
|
|
|
|
| |||
27 | Оценка коли- | 1 | Комбинированный урок | Текущий, фронтальный | Научиться | Регулятивные: | Формирование понимания социальной, общекультурной |
|
| |||
28 | Оформление | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Текущий, индивидуальный | Научиться | Регулятивные: | Формирование понимания социальной, |
|
| |||
29 | Контрольная работа №4 по теме | 1 | Урок контроля знаний и умений | Урок комплексного применения знаний Итоговый | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | Регулятивные: | формирование готовности и |
|
| |||
| Мультимедиа | 4 |
|
|
|
|
|
|
| |||
30 | Технология мультимедиа. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий, фронтальный | Научиться оценке количественных параметров | Регулятивные: | способность |
|
| |||
31 | Компьютерные презентации. | 1 | Комбинированный урок | Текущий, групповой | Научиться | Регулятивные: | Формирование способности |
|
| |||
32 | Создание | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Текущий, индивидуальный | Научиться основным | Регулятивные: | способность |
|
| |||
33 | Защита итогового проекта. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Урок комплексного применения знаний Итоговый | Регулятивные: | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | формирование готовности и |
|
| |||
34 | Итоговое повторение. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Урок комплексного применения знаний Итоговый | Проверить знания, умения, навыки учащихся по пройденной теме | Регулятивные: | формирование готовности и |
|
| |||
35 | Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
8.Учебно-метадическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 клас-
сы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория зна-
ний, 2015г.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборато-
рия знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Ла-
боратория знаний, 20013.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Литература для обучающихся
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. П.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Перечень используемых в курсе компьютерных программ
Операционная система.
Компьютерные презентации.
Интернет- ресурсы:
Сайт ФИПИ;
http://www.alleng.ru
http://www.proskolu.ru/org
www.metod-kopilka.ru
http://festival.1september.ru
http://pedsovet.org
www.pedsovet.ru
http://www.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru/
ресурсы ЕК ЦОР