СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике (7 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствие с учебником для 7 класса (ФГОС) под ред. Семакина

Просмотр содержимого документа
«КТП»

Класс

п/п

Раздел, тема урока

(по программе)

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Предметные

Личностные

метапредметные

Введение в предмет (1 ч.)



1

ПТБ № 3.1, 3.3, 3.4

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Умение использовать термины «информация», «наука», «связь» (математика, физика, химия, история, общество)

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Владение устной речью.

Введение

1.Человек и информация (5 ч. (3,5+1,5))



2

ХКК ГОС. Информация и ее виды.

Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Информационные процессы.

Умение использовать термины «входные данные», «процессы» (биология, русский язык).

Формирование целостного мировоззрения.

Владение устной речью. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации информации.

§1-3 стр.12-20



3

Измерение информации. Содержательный подход.

Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт и т.д. (математика, русский язык).

Формирование ответственного отношения к учению. Владение устной и письменной речью.

§1.1 стр.30



4

Измерение информации. Алфавитный подход.

Умение применять алфавит русского и английского языка (математика, английский язык, русский язык)

Формирование ответственного отношения к учению. Владение устной и письменной речью.

§4 стр.24



5

ХКК ГОС. Количество информации и единицы ее измерения.

Измерение информации. Решение задач

Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи (математика, общество)

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной Владение основами самоконтроля, самооценки.

§1.1, 4 Система основных понятий г.1



6

Контрольная работа №1 «Человек и информация».


Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык)

Актуализация сведений.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


2.Компьютер: устройство и программное обеспечение (8 ч. (5,5+2,5))



7

ХКК ГОС. Основные устройства ЭВМ.

Назначение и устройство компьютера.

История развития вычислительной техники.

Умение пользоваться приборами подключения устройств ПК (физика, русский язык).

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

§5 стр.40, записи в тетради



8

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и характеристики. Практическая №1 (обучающая) «Знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений».

Умение использовать термины «передача», «процесс», «входные данные» (физика, математика, русский язык).

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

§7,8 стр.49-52



9

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Умение выбора способа представления данных (математика, русский язык).

Формирование коммуникативной компетентности учебно-познавательной деятельности.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

§6 стр.43



10

ХКК ГОС. Структура ПО ЭВМ.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС.

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ПО.

§9,10 стр.55-59



11

Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практическая №2 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, справочная служба».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

§12 стр.67



12

ХКК ГОС. Файлы.

Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти.

Умение использовать термины носители, файловая структура (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

§11 стр.61



13

Работа с файловой структурой ОС.

Практическая №3 «Работа с файловой системой ОС».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Умение применять умения в учебных и познавательных задачах.

Система основных понятий г.2



14

Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык)

Формирование коммуникативной компетентности в образовательном и, творческом процессе. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


3.Текстовая информация и компьютер (7 ч. (4+3))



15

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

Умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице (русский и английский язык).

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

§13 стр.76



16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§14 стр.83



17

ПТБ № 3.1, 3.3, 3.4

Основные приемы ввода и редактирования текста. Практическая №4 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста»

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§15 стр.85



18

Таблицы в текстовом документе.

Практическая №5 «Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (английский и русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§16,17 стр.92-97



19

Вставка объектов в текст (рисунков, формул)

Практическая №6 «Вставка в текст формул, рисунков».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Система основных понятий г.3



20

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практическая №7 «Сканирование, перевод и распознавание текста».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности




21

Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Формирование ответственного отношения к учению. Формирование и развитие компетентности в творческой деятельности и в области использования информационно-коммуникационных технологий.


4.Графическая информация и компьютер (7 ч. (4+3))



22

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Форматы графических файлов.

Умение использовать термин «рисуночное письмо», «рисунок» (история, изо, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

§18,19 стр.106-113; §4.1 стр.138



23

Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Умение использовать термин кодирование, пространственная дискретизация, (математика, физика, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

§20,21 стр.118-122



24

Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. Цветовая гамма.

Практическая №8 «Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (изо, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§22 стр.128



25

Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. 3D изображения.

Практическая №9 «Создание и редактирование 3D изображений.»

Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (изо, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§22 стр.128



26

Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. Чертеж.

Практическая №10 «Создание простейшего чертежа в векторном редакторе Компас».

Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (изо, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§23 стр.132



27

Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. 3D модели.

Практическая №11 «Создание простейшей 3d модели в векторном редакторе Компас»

Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (изо, русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Система основных понятий г.4



28

Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


5.Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч. (3+3))



29

Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа.

Умение использовать термин мультимедиа, технические средства (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

§24, 26 стр.146,151



30

Компьютерные презентации.

Практическая №12 «Создание интерактивной презентации «История развития ВТ».


Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

§27 стр.153



31

Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука.

Умение использовать термин «звуковое кодирование» (математика, физика, русский язык).

Формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи.

§25,5.1, 5.2 стр.148, 159-163



32

Обработка видеофайлов с помощью компьютера. Практическая №13 «Запись и редактирование звукового клипа».

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык).

Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Система основных понятий г.6



33

34

Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации». Защита проекта.

Умение использовать прикладные компьютерные программы (русский язык). Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи (русский язык).

Формирование и развитие компетентности в творческой деятельности и в области использования информационно-коммуникационных технологий. Умение осознанно использовать речевые средства в коммуникации; владение устной речью.


Итого:

Всего за 7 класс:

Контрольных работ – 5

Практических работ – 13

Проект - 1

34 (21+13)













Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., основной общеобразовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ МБОУ гимназии №8 г. Хабаровска, утвержденной педагогическим советом № 9 от 20.04.15г.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой МБОУ гимназии №8 и перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г.

Учебники:

  1. И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова/ Информатика: Учебник для 7 класса ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

  2. И. Г. Семакин/ Задачник-практикум по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

  3. И. Г. Семакин/ Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

  4. И. Г. Семакин/ Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2017

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  6. Материалы авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru)



Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю), в том числе:

  • контрольных работ - 5;

  • практических работ - 13;

  • проект – 1.

Общая характеристика учебного предмета.

В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении информатики в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по информатике раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «Человек и информация».

  • «Компьютер: устройство и программное обеспечение».

  • «Текстовая информация и компьютер».

  • «Мультимедиа и компьютерные презентации».

Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса информатики рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал.

В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом биологии (6-7 классы), где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями). Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы.

Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.

Место и роль курса в обучении и срок реализации.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так в их повседневной и будущей жизни.

По ФГОС информатика изучается в 7-9 классах по 1 часу в неделю. Всего – 105 часов, инвариантная часть – 78ч, остальные 27 используются по усмотрению.

Моя программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и программы по информатике для общеобразовательных учреждений сроком на 1 учебный год.

При проведении занятий осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек при соблюдении всех норм СанПиН. В связи с этим отметим, что выделять целый урок информатики на проведение практикума нельзя, следовательно, каждый урок информатики является комбинированным и содержит теоретическую и практическую часть. Большинство методик преподавания предмета предполагает деление урока на этапы, один из которых – обязательный компьютерный практикум.

Кабинет информатики удовлетворяет Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) и Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения информатики на ступени основного общего образования.


Цели, задачи учебного предмета.

Сформировать информационную культуру школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе.

Задачи курса:

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;

- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальны и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- повышение качества преподавания предмета.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная мо­дель.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе с текстовым, графическим и звуковым редактором. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, таблица, диаграмма, графики и пр.).

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено не менее половины учебных часов 17 часов. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов на отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), и обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по информатике, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.



В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям, и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.

Примерная программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Семакин И.Г., Залогова Л. И. рассчитана для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования VII по IX класс. В связи со сложностью учащимися углубленного изучения некоторых тем, высокой мотивацией к изучению предмета рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования с изменениями в количестве часов той или иной темы, а также внесены дополнительные темы для устранения пробелов в знаниях за предыдущие классы, так как отсутствует пропедевтический курс V – VI классов.

1.В разделе «Человек и информация», включена тема «Измерение информации. Содержательный подход»;

2.Расширяя познания в разделе «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», включена тема «История развития вычислительной техники»;

3.Овладевая умения работать с текстовой информацией в разделе «Текстовая информация и компьютер» включена тема «Гипертекст»;

4.Развивая творческие способности учащихся в разделе «Графическая информация и компьютер» перераспределено количество часов работы с растровым редактором Paint. Net; в разделе «Мультимедиа и компьютерные презентации» включена тема «Обработка видеофайлов с помощью компьютера».

5. Для межпредметной связи с геометрий, технологией и черчением, а также для поступления в технические Сузы, Вузы в разделе «Графическая информация и компьютер» добавлен час работы с векторным редактором Компас.

Данные темы актуальны. Распределение содержания обучения адаптировано под школу из опыта работы.


Раздел

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Человек и информация

Измерение информации. Содержательный подход.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

История развития вычислительной техники.

Текстовая информация и компьютер

Гипертекст.

Мультимедиа и компьютерные презентации

Обработка видеофайлов с помощью компьютера.



Содержание тем учебного курса информатики.

Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение.

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

  1. Текстовая информация и компьютер.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

  1. Графическая информация и компьютер.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.


Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

Использование методов информатики позволяет не только получать новые фундаментальные знания о природе, человеке и обществе, но и формировать новую научную картину мира, новое научное мировоззрение и новую информационную культуру человека и общества. В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

В обучении информатике имеет место еще одно основание классификации форм обучения: наличие компьютера в процессе обучения. Соответственно, рассматриваются компьютерные формы обучения в применении к общепринятой классификации форм обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15–20 минут (в зависимости от возраста учащихся). Поэтому для организации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.

Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, беседа, демонстрация, практические занятия, соревнования, игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником (анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский (реферат, доклад, проектное задание).

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Занятия будут проходить один час в неделю по 40 минут. Численный состав группы 13-15 человек. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики. Так же проводятся текущие инструктажи при проведении практических работ.


Используемые учебные технологии.

Для обучения предмету информатика и ИКТ необходимо сочетать применение разнообразных учебных технологий с требованиями нового ФГОС.

Требования нового ФГОС: эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем: информационно-образовательных ресурсов; компьютерных средств обучения; современных средств коммуникации; педагогических технологий (информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект, дистанционное обучение).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.


Описание места предмета в учебном плане: на изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.


Содержание тем учебного курса

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

№ п/п

Учебная тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

Введение в предмет

1

1

-

Человек и информация

5

3,5

1,5

Компьютер: устройство и программное обеспечение

8

5,5

2,5

Текстовая информация и компьютер

7

4

3

Графическая информация и компьютер

7

4

3

Мультимедиа и компьютерные презентации

6

3

3


Итого

34

21

13

















Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. Человек и информация - 6 ч (4+2)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

• правила техники безопасности при работе на компьютере;

• связь между информацией и знаниями человека;

• что такое информационные процессы;

• какие существуют носители информации;

• как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

• пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.

учащиеся получат возможность научиться:

  • различать естественные и формальные языки;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ.




  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (2+4)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

Проекты исследования:

Использование антивирусных программ.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

• состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

• основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

• структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;

• типы и свойства устройств внешней памяти;

• типы и назначение устройств ввода/вывода;

• сущность программного управления работой компьютера;

• принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

• назначение программного обеспечения и его состав.

учащиеся должны уметь:

• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, рабо-тать с окнами;

• инициализировать выполнение программ из программных файлов;

• просматривать на экране директорию диска;

• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

• использовать антивирусные программы.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.


  1. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере:

1. Кодирование текстовой информации

2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word

3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста

3. Таблицы в текстовом документе

4. Нумерованные и маркированные списки;

5. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

• способы представления символьной информации в памяти компьютера;

• назначение текстовых редакторов (процессоров);

• основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

учащиеся должны уметь:

• набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

• выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

• сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена);

  • работать с файлами;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации.





  1. Графическая информация и компьютер - 6 ч (1+5)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере:

1. Кодирование графической информации

2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты исследования:

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

• понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

• области применения компьютерной графики;

• назначение графических редакторов;

• назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа

учащиеся должны уметь:

• строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

• сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

  • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.


  1. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (1+5)

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

1. Cоздание презентаций в Power Point

2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

3. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»

4. Создание презентации на заданную тему

Проекты исследования:

Способы презентации проекта

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

• что такое мультимедиа;

• принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

• основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

учащиеся должны уметь:

• создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления информации для обработки на компьютере.






















Планируемые результаты изучения курса

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • 1.Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

  • 2.Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; защита презентаций и т.д.

  • 3.Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.

  • 4.Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.

  • Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК.

  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.

  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики в 7 классе:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования.

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Предполагаемые результаты: личностные, метапредметные, предметные результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  3. Умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач.

  5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).



Требования к результатам освоения курса.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;

  • Смысловое чтение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;

  • Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.;

  • Умение использовать прикладные компьютерные программы;

  • Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов.


Система оценки достижений учащихся.

Деятельность учащихся на уроках информатики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов.

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.


Формы промежуточного и итогового контроля.

Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, метод проектов, а также контрольные работы в виде тестирования ЭОР.


Контрольные работы по разделам:

№1 «Человек и информация».

№2 «Компьютер:устройство и ПО».

№3 «Текстовая информация и компьютер».

№4 «Графическая информация и компьютер».

№5 «Мультимедиа и компьютерные презентации».



Темы творческих работ:

1.Раздел Человек и информация:

А) Информация в жизни общества;

Б) Информационное общество и информация;

В) Смысл информация в моей жизни.

2.Раздел Компьютер: устройство и программное обеспечение:

А) Носители информации: вчера, сегодня, завтра;

Б) Поколение ЭВМ;

В) Компьютер будущего в моем представлении.

3. Раздел Мультимедиа и компьютерные презентации:

А) Мультимедиа в моей жизни;

Б) Компьютерные презентации в моей жизни;

В) Мой первый видеоролик.


Критерии оценки контроля.

Оценка “5” ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3” или если правильно выполнил менее половины работы. Примечание.1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.











ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1.

И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова/ Информатика: Учебник для 7 класса ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

комплект


2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

демонстрационный


3.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

демонстрационный


Печатные пособия

1

И. Г. Семакин/ Задачник-практикум по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Комплект


Технические средства обучения и оборудование кабинета

1

Стол учительский

1


2

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев

14


3

ПК учительский, проектор, маркерная доска

комплект


4

ПК ученический

8