МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа»
отделение «Заплюсская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы: Лазарева О.В.
«____»________________20___г.
«Согласовано» Рассмотрена
Заместитель директора по УВР: на заседании МО учителей
________________________Тихонова Л.Н. информатики
«____»______________20___г. Протокол №____от _______20___г.
Руководитель МО:_____________
Рабочая программа
по информатике
7 класс
Учитель: Иванов С.А.
2019 - 2020 учебный год
г.п.Заплюсье
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» создана в соответствии с примерной программой по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ. – ссылка http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-prog.pdf
Лаборатория знаний, 2015»; авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 7 класса и ориентирована на преподавание предмета по учебнику «Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2017».- ссылка на учебник http://lbz.ru/books/754/7997/
- место учебного предмета (курса) в учебном плане школы( 34 часа за год – 1 час в неделю)
Информационные ресурсы: http://school-collection.edu.ru, http://www.lbz.ru/files/5814/, http://fcior.edu.ru/
Нормативно-правовые документы для 5-9 классов, занимающихся по новым ФГОС:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, приказы Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644, 31.12.2015г. №1577,);
- Устав МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа»,
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Плюсская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018года №345.
- учебный план школы на текущий учебный год.
Содержание курса
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, предметные, метапредметные):
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на « системно-деятельност-ную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли.
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностные результаты освоения информатики:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,информационные процессы, виды информации, компьютер,данные, программы, операционная система и тд;
формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Календарно-тематическое планирование информатики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Виды и формы контроля (практическая часть) | Дата факт | Домашнее задание |
|
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации |
1 | Введение. Информация, ее представление и измерение. | Беседа. | 2.09 | Стр8-9 Задание стр 10 |
2 | Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 9.09 | п1.1, п1.2 вопросы |
3 | Устройства ввода и вывода | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 16.09 | 1.2.2,1.2.3 вопросы |
4 | Файл и файловая система | Тест, работа за компьютером | 23.09 | 1.3.1,1.3.2 вопросы, Задание 1.5 |
5 | Работа с файлами Практические работы № 1.1 и 1.2 | Выполнение на компьютере: Практические работы № 1.1 и 1.2 | 30.09 | 1.3.3,1.2.5 Задание 1.6 |
6 | Программное обеспечение и его виды | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 7.10 | 1.4, вопросы, Задание 17,18 |
7 | Организация информационного пространства Практическая работа № 1.3 | Фронтальный опрос, Практическая работа № 1.3 | 14.10 | п1.5, п1.6, вопросы |
8 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Тест. Работа за компьютером | 21.10 | п1.7, вопросы |
9 | Контрольная работа по теме: «Компьютер, как универсальное устройство» | Тематический контроль | 11.11 | |
Обработка текстовой информации |
10 | Анализ контрольной работы Практическая работа № 2.1 Основные приемы редактирования документов | Работа за компьютером Практическая работа № 2.1 | 18.11 | п2.1-2.3, вопросы, стр 83-90 |
11 | Основные приемы форматирования документов Практические работы № 2.3 и 2.4 | Работа за компьютером Практические работы № 2.3 и 2.4 | 25.11 | п2.4, вопросы, стр 81-83 |
12 | Внедрение объектов в текстовый документ Практическая работа № 2.2 | Работа за компьютером Практическая работа № 2.2 | 2.12 | Карточка Индивидуальное задание |
13 | Работа с таблицами в текстовом документе Практическая работа № 2.5 | Работа за компьютером Практическая работа № 2.5 | 9.12 | 2.5, вопросы. |
14 | Подготовка текстового документа со сложным форматированием | Работа за компьютером Практическая работа над документом | 16.12 | Карточка Индивидуальное задание |
15 | Творческая тематическая работа. | Создание документа на компьютере | 23.12 | стр 94-95 |
16 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текста Практическая работа № 2.6 | Работа за компьютером Практическая работа № 2.6 | 13.01 | 2.6, вопросы Задание 10 |
17 | Системы оптического распознавания документов Практическая работа № 2.7 | Работа за компьютером Практическая работа № 2.7 | 20.01 | п2.7, вопросы |
Обработка графической информации |
18 | Растровая графика | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 27.01 | 3.1, 1 часть, вопросы |
19 | Векторная графика | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 3.02 | 3.1, 2 часть, вопросы |
20 | Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 10.02 | 3.2, 1 часть, вопросы, стр 117-119 |
21 | Редактирование изображений в растровом графическом редакторе Практическая работа № 3.1 | Работа за компьютером Практическая работа № 3.1 | 17.02 | стр 117-119 |
22 | Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | Работа за компьютером Практическая работа с редактором | 24 | 3.2, 2 часть, вопросы, стр 119-123 |
23 | Создание рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа № 3.2 | Работа за компьютером Практическая работа № 3.2 | 2.03 | подготовка к К/Р карточка |
24 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации» | Тематический контроль | 16 | стр 123-129 |
25 | Анализ контрольной работы Растровая и векторная анимация Практическая работа № 3.3 | Работа за компьютером Практическая работа № 3.3 | 30 | 3.3, вопросы, стр 151-155 |
Коммуникативные технологии |
26 | Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети Практическая работа № 4.1 | Работа за компьютером Практическая работа № 4.1 | 6.04 | 4.1, вопросы |
27 | Сервисы сети. Электронная почта | Работа за компьютером Практическая работа создание электронной почты. | 13 | 4.1, вопросы, стр 155-157 |
28 | Работа с электронной почтой Практическая работа № 4.2 | Работа за компьютером Практическая работа № 4.2 | 20 | стр 155-157 |
29 | Сервисы сети. Файловые архивы | Фронтальный опрос, работа за компьютером | 27 | стр 157-162 |
30 | Загрузка файлов из Интернета Практическая работа № 4.3 | Работа за компьютером Практическая работа № 4.3 | 18 | карточка |
31 | Социальные сервисы сети. Личная безопасность в сети Интернет | Работа за компьютером | 25 | п4.1, вопросы | | | | |
32 | Электронная коммерция в Интернете. Поиск информации в сети Интернет | Работа за компьютером | | 4.3, вопросы |
33 | Итоговая контрольная работа | Итоговый контроль | | |
34 | Анализ контрольной работы | | | |
В связи с праздничными днями: 04.11, 24.02, 9.03, 4.05, 11.05 количество часов сокращено с 34 до 31. Итоговая контрольная проводится 25.05. Анализ контрольной работы не проводится.
Урок 28 объединяется (28, 29 Работа с электронной почтой Практическая работа № 4.2, Сервисы сети. Файловые архивы). Урок 29 объединяются ( 30 Загрузка файлов из Интернета Практическая работа № 4.3, 31 Социальные сервисы сети. Личная безопасность в сети Интернет) Урок 29 объединяются (Электронная коммерция в Интернете. Поиск информации в сети Интернет, Итоговая контрольная работа) Анализ контрольной работы не проводится.
Контрольные работы в приложении
Критерии оценивания контрольных работ по информатике