Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и учебника информатики и ИКТ для 7 класса авторов И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, учебного плана школы, на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Раздел I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
знать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
II раздел. Содержание учебного предмета
1.Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 7 классе.
2. Человек и информация - 4 часов.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Первое знакомство с компьютером – 7 часов.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Обработка текстовой информации – 11 часов.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
6. Технология обработки графической информации – 5 часов.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
7. Технология мультимедиа – 6 часов.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графич. Изображения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
Формы организации учебных занятий: лекция-диалог, консультация, собеседование, реферат, практические занятия.
III раздел. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Введение в предмет | 1 | | |
1.1 | Предмет информатики. Знакомство с компьютером: Техника безопасности | 1 | | |
2 | Человек и информация | 4 | | |
2.1 | Информация и знания. Предыстория информатики. Восприятие и представление информацию Знакомство с клавиатурой | 1 | | |
2.2 | Измерение информации. Содержательный подход. Информационные процессы | 1 | | |
2.3 | Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | | |
2.4 | Работа с обучающей программой по системам счисления. Решение задач по разделу «Человек и информация» | 1 | | |
3 | Первое знакомство с компьютером | 7 | | |
3.1 | Назначение и устройство компьютера. Комп. Память | 1 | | |
3.2 | П/р №1. Устройство ПК и его основные характеристики. | 1 | | |
3.3 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО | 1 | | |
3.4 | Файлы и файловые структуры | 1 | | |
3.5 | П/р №2. Работа с файловой структурой операционной системы. | 1 | | |
3.6 | Пользовательский интерфейс | 1 | | |
3.7 | Тестирование «Устройство компьютера» | 1 | | |
5 | Текстовая информация и компьютер | 11 | | |
5.1 | Тексты в компьютерной памяти | 1 | | |
5.2 | Текстовые редакторы. | 1 | | |
5.3 | П/р №3. Набор текста по образцу с помощью простейшего текстового редактора. | | | |
5.4 | П/р №4. Основные приемы редактирования текста. | 1 | | |
5.5 | П/р №5. Разбиение текста на абзацы. Перемещение и удаление фрагментов текста. Сохранение файла. | 1 | | |
5.6 | П/р №6. Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Буфера обмена. Режим поиска и замены. | 1 | | |
5.7 | Практическая работа №7. Работа с таблицами. | 1 | | |
5.8 | Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | | |
5.9 | П/р №8. Создание нового документа. Копирование фрагментов. Многооконный режим работы. Печать документа. | 1 | | |
5.10 | Системы перевода и распознавания текста | 1 | | |
5.11 | Тестирование «Текстовая информация и компьютер» | 1 | | |
6 | Графическая информация и компьютер | 5 | | |
6.1 | П/р №9. Компьютерная графика. | 1 | | |
6.2 | П/р №10. Технические средства компьютерной графики. | 1 | | |
6.3 | Кодирование изображения. | 1 | | |
6.4 | П/Р №11.Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором | 1 | | |
6.5 | П/р №12.Векторная графика. Работа с векторным граф. редактором | 1 | | |
7 | Технология мультимедиа | 6 | | |
7.1 | Понятие мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. | 1 | | |
7.2 | Административная контрольная работа. | 1 | | |
7.3 | Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 | | |
7.4 | П/р №13. Создание первой презентации. | 1 | | |
7.5 | П/р №14. Анимация в слайдовой компьютерной презентации. | 1 | | |
7.6 | Итоговый урок | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла ______ /Киржаева И.Н../ «____» _________2021 г | Согласована Заведующий филиалом __________/ Сечева О.Ю. «___»____________ 2021 г. | Утверждена Директор школы ______________/Тишкин А.И./ «____» _____________2021г. |
Филиал
«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика» 7 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Киржаева И.Н.
учитель информатики и ИКТ
первая квалификационная категория
п. Силикатный
8