ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона № 273 «Закон об образовании в РФ» 2012 года, БУП-2004, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Примерной программы основного общего образования по информатике И ИКТ, письмом Департамента образования Ярославской области «Рекомендации по организации образовательной деятельности в 2014 – 2015 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования» и методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014 – 2015 году» и авторской программы к линии учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 235
Рабочая программа разработана на основе авторской программы в соответствии с методическими рекомендациями к УМК Босовой.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса информатики для 5—7 классов нами положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще школьной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его по следующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
Формы и методы работы
Основная форма занятий – комбинированные уроки. Занятия в 5 – 7 классах стараюсь проводить в игровой форме с привлечением разнообразного наглядного материала. Организация учебного процесса стандартная: в первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. Практико – ориентированность занятий, обеспечивает отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
При проведении уроков с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся использую следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: игровые, словесные, наглядные, привлечение знаний, личного опыта, организация проблемной ситуации, работа под руководством учителя, диалоги, классификация, дискуссии и методы самостоятельной работы (работа со школьным учебником). Источники содержания урока: учебник, дополнительная литература, презентации, Internet.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
Для контроля знаний использую: небольшие самостоятельные работы, тестовые контрольные работы (из методички Л.Л. Босовой) и практические работы учебника.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Учебно – методический комплект
№ пп | Название | Класс | Автор | Издательство |
-
| Информатика и ИКТ 5-7 классы: Методическое пособие. | 5 – 6 | Л. Босова, А. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2009. |
-
| Информатика: Учебник | 5 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2006. |
-
| Информатика: Учебник | 6 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2006. |
-
| Информатика: Учебник | 7 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2006. |
-
| Информатика: Рабочая тетрадь | 5 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2005. |
-
| Информатика: Рабочая тетрадь | 6 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2005. |
-
| Информатика: Рабочая тетрадь | 7 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2005. |
-
| Компьютерный практикум на CD-ROM | 5 – 7 | Л. Босова | Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2009. |
-
| Единая коллекция ЦОР | 5-7 | Интернет | www.school-collection.edu.ru |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов по программе | Фактически выдано | Практическая часть по плану | Фактически выдано | Примечания |
1. | Объекты и системы | 6 | | | | |
2. | Моделирование | 20 | | | | |
3. | Элементы алгоритмизации | 8 | | | | |
| Итог | 34 | | | | |
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
7 класс
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
понимать смысл термина «понятие»;
иметь представление о составе объектов, системе объектов;
иметь представление об информационных моделях;
различные информационные модели;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Уметь:
находить объекты, определять их имена, отношения;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
приводить примеры классификации объектов;
уметь приводить примеры объектов представленных в виде «чёрного ящика»;
уметь создавать информационные модели с помощью компьютера;
определять возможность применения компьютерных моделей для решения вычислительных задач;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения основных вычислительных операций в электронных таблицах;
использовать текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
использовать инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
Поурочное планирование курса «Информатика и ИКТ» в 7 классе
(1 урок в неделю, всего 34часа)
№ | № пункта | Содержание учебного материала | Количество часов | Примерные сроки проведения |
Дано | По программе |
| Объекты и системы | | 6 | |
| | 1 четверть | | | |
| § 1.1. §1.2 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 | | 1 | |
| §1.3 §1.4 | Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 | | 1 | |
| §1.5 | Состав объектов. Практическая работа №3. (задание 1-3) | | 1 | |
| §1.6 | Системы объектов Практическая работа № 3. (задание 4-6) | | 1 | |
| § 1.7 | Система и окружающая среда. Практическая работа № 3. (задание 7-9) | | 1 | |
| § 1.8 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа. | | 1 | |
| | Информационное моделирование | | 20 | |
| § 2.1 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа № 4. (задание 1-3) | | 1 | |
| §2.2 | Информационные модели. Практическая работа № 11 | | 1 | |
| | 2 четверть | | | |
| §2.3 | Словесные информационные модели. Практическая работа № 4. (задание 4-5) | | 1 | |
| §2.3 | Словесные информационные модели. Практическая работа № 4. (задание 6-7) | | 1 | |
| §2.3 | Словесные информационные модели. Практическая работа № 4. (задание 8-9) | | 1 | |
| § 2.3 | Многоуровневые списки. Практическая работа № 5 | | 1 | |
| § 2.4 | Математические модели. Контрольная работа | | 1 | |
| § 2.5 (1) | Табличные информационные модели. Структура и правила оформление таблиц. Практическая работа № 6(задания 1 - 2) | | 1 | |
| § 2.5 (2) | Простые таблицы. Практическая работа № 6 (задания 3-4) | | 1 | |
| § 2.5 (3) | Сложные таблицы. Практическая работа № 6 (задания 5-6) | | 1 | |
| | 3 четверть | | | |
-
| § 2.6 | Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6 (задание 7) | | 1 | |
| §2.7 | Вычислительные таблицы. Практическая работа № 7 | | 1 | |
| § 2.8 | Электронные таблицы. Практическая работа № 8 (задания 1-3) | | 1 | |
| § 2.8 | Электронные таблицы. Практическая работа № 8 (задания 4-6) | | 1 | |
| § 2.9 (1,2) | Графики и диаграммы. Наглядные изменения процессов измерения величин. Практическая работа № 8 (задания 5-7) | | 1 | |
| § 2.9 (3) | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3. | | 1 | |
| § 2..9 (4) | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9. Задание 4. | | 1 | |
| § 2.10 (1) | Многообразие схем. Практическая работа №10. Задания 1-2. | | 1 | |
-
| § 2.10 (2) | Информационные модели на графах. Практическая работа №10. Задания 3-5. | | 1 | |
-
| § 2.10 (2,3) | Деревья. Практическая работа №10. Задания 6-7. Проверочная работа | | 1 | |
| | 4 четверть | | | |
| | Алгоритмика | | 8 | |
27 | § 3.1 § 3.1 (1,2) | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. | | 1 | |
28 | § 3.2 (3) | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика | | 1 | |
29 | § 3.2 (4) | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика | | 1 | |
30 | § 3.3 (1) | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика | | 1 | |
31 | § 3.3 (2,4) | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика | | 1 | |
32 | § 3.3 (5) | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика | | 1 | |
33 | | Проверочная работа | | 1 | |
34 | | Итоговый проект. Практическая работа №12 | | 1 | |