Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елмановская основная школа
Рассмотрено На заседании Педагогического совета Протокол № | Согласовано Зам. директора УВР _________Н.Л.Митенкова ___________________ | Утверждено Директор школы __________М.В. Ефимова Приказ от |
Рабочая программа
по информатике
8класс
Составитель программы:
Ковалева Татьяна Александровна учитель математики и информатики
первой квалификационной категории
Д.Елманово
2017 – 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
Примерной программы по предметам. Информатика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014г;
Образовательной программы основного общего образования МКОУ Елмановской ОШ;
Учебного плана МКОУ Елмановской ОШ;
Федерального перечня учебников;
Положения о рабочей программе МКОУ Елмановской ОШ.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение информатики в 8 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Учебно-методическое обеспечение
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 224 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1900-8;
Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. -108 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1462-1;
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 136 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1560-4;
Босова Л.Л. Пояснительная записка к учебникам «Информатика» для 5-9 классов.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Авторская мастерская Босовой Л.Л.
Технологии и формы обучения.
На уроках информатики использую следующие педтехнологии: проектная деятельность, технология креативного мышления, технология сотрудничества, проблемного изучения материала, логически-опорных конспектов, информационно-коммуникационные технологии.
Формы: урок-семинар, урок-лекция, урок-игра, урок-зачет, урок - защита проекта, урок-исследование.
Виды и формы текущего контроля.
Вводный контроль | Тесты, контрольные работы |
Текущий контроль | Тесты, контрольные работы по теме или разделу |
Промежуточная (годовая) аттестация | КИМ, тест, контрольная работа, защита проекта |
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану изучение учебного предмета информатика в основной школе предполагается в 5–9 классах, общее количество - 210 часов.
В 8 классе на изучение информатики отводится 1 час в неделю - общее количество часов 34.
Общая характеристика учебного предмета информатики
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к подготовке школьников в области информатики
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание учебного материала.
Системы счисления. Элементы алгебры логики(6ч)
Системы счисления. Представление чисел в компьютере. Элементы алгебры логики. Свойства логических операций. Решение логических задач.
Алгоритмы и исполнители.(11ч)
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Блок – схемы. Алгоритмические языки. Объекты алгоритмов. Команда присваивания. Табличные величины. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление.
Основы программирования(16ч)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных. Первая программа на языке Паскаль. Программирование линейных алгоритмов. Целочисленный тип данных. Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования.
Повторение(1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Системы счисления | 2 |
2 | Элементы алгебры логики | 4 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 11 |
4 | Основы программирования | 16 |
5 | Повторение | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Формы контроля | Дата |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Системы счисления. | Беседа | 08.09.17 |
2. | Представление чисел в компьютере. | Фронтальный опрос | 15.09.17 |
3. | Элементы алгебры логики. | Тест | 22.09.17 |
4. | Свойства логических операций. | Практическая работа | 29.09.17 |
5. | Решение логических задач. | Практическая работа | 06.10.17 |
6. | Тест№1 «Математические основы информатики» | Тест. | 13.10.17 |
7. | Алгоритмы и исполнители. | Практическая работа | 20.10.17 |
8. | Алгоритмы и исполнители. | Практическая работа | 27.10.17 |
9 | Способы записи алгоритмов. | Тест | 10.11.17 |
10 | Блок – схемы. | Фронтальный опрос | 17.11.17 |
11 | Алгоритмические языки. | Практическая работа | 24.11.17 |
12 | Объекты алгоритмов. | Тест | 01.12.17 |
13 | Команда присваивания. Табличные величины. | Практическая работа | 08.12.17 |
14 | Основные алгоритмические конструкции. | Работа с учебником | 15.12.17 |
15 | Ветвление. | Работа с учебником | 22.12.17 |
16 | Повторение. | Практическая работа | 12.01.18 |
17 | Тест №2 «Основы алгоритмизации» | Тест | 19.01.18 |
18 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | Работа с учебником | 26.01.18 |
19 | Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. | Фронтальный опрос. Тест. | 02.02.18 |
20 | Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. | Практическая работа | 09.02.18 |
21 | Организация ввода и вывода данных. | Практическая работа | 16.02.18 |
22 | Первая программа на языке Паскаль. | Работа с учебником | 02.03.18 |
23 | Программирование линейных алгоритмов. Целочисленный тип данных. | Практическая работа | 09.03.18 |
24 | Символьный и строковый типы данных. | Работа с учебником | 16.03.18 |
25 | Логический тип данных. | Работа с учебником | 23.03.18 |
26 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | Фронтальный опрос | 06.04.18 |
27 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Практическая работа | 13.04.18 |
28 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Практическая работа | 20.04.18 |
29 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Фронтальный опрос. Практическая работа | 27.04.18 |
30 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | Практическая работа | 04.05.18 |
31 | Различные варианты программирования. | Практическая работа | 11.05.18 |
32 | Итоговая промежуточная аттестация. | Тест | 18.05.18 |
33 | Тест№3 «Начала программирования» | Тест | 25.05.18 |
34 | Повторение курса 8 класса | Фронтальный опрос | 29.05.18 |