Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ново-Павловская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей _________ цикла «28» августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ В.А.Горобцова «28» августа 2018 г. | ПРИНЯТО на методическом совете ____________ Н.И.Буренко Протокол № 1 от 28.08.2018 г. |
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ново-Павловской ООШ _________Г.Ф.Ткаченко Протокол педсовета № 8 от 28.08.2018г. Приказ № 91 от 28.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
основное общее образование, 8 класс
1 час в неделю, всего – 34 часов
Учитель: Кривцова Ольга Анатольевна
Рабочая программа по информатике разработана для 8 класса. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Закон об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012;
Авторская программа Босовой Л.Л. для основной школы: «ФГОС. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы.», которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова, ИНФОРМАТИКА, Учебник для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний.2018год.
2018- 2019 учебный год
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание программы
Тема 1. Математические основы информатики (13 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Математические основы информатики | 13 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 |
3 | Начала программирования | 9 |
4 | Промежуточная аттестация | 1 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого за 8 класс | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Типы занятий | Дата план | Дата факт |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | Введение, № 1–14 | Урок повторения (актуализации ЗУН) | | |
| Тема «Математические основы информатики» | | | |
2 | Общие сведения о системах счисления | § 1.1, № 15–37 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | § 1.1, № 38–49, 55–56 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | § 1.1, № 50–51, 53–54, 57–61 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | § 1.1, № 52 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
6 | Представление целых чисел | § 1.2, № 62–64, 68–70 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
7 | Представление вещественных чисел | § 1.2, № 65–67 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
8 | Высказывание. Логические операции | § 1.3, № 76–82 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | § 1.3, № 83 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
10 | Свойства логических операций | § 1.3, № 84–88 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
11 | Решение логических задач | § 1.3, № 89–92 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
12 | Логические элементы | § 1.3, № 93–94 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
13 | Контрольная работа по теме «Математические основы информатики». | Глава 1 | Урок развивающего контроля | | |
Тема «Основы алгоритмизации» | | | |
14 | Алгоритмы и исполнители | § 2.1, № 95–110 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
15 | Способы записи алгоритмов | § 2.2, № 111–114 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
16 | Объекты алгоритмов | § 2.3, № 115–125 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование» | § 2.4, № 126–133 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления | § 3.4, № 134–137, 140–146 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
19 | Сокращенная форма ветвления | § 2.4, № 138–139 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | § 2.4, № 147–152 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | § 2.4, № 153–157 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
22 | Цикл с заданным числом повторений | § 2.4, № 158–166, 168 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
23 | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | Глава 2, № 167 | Урок развивающего контроля | | |
Тема «Начала программирования» | | | |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | § 3.1, № 168–173 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
25 | Организация ввода и вывода данных | § 3.2, № 174–176 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
26 | Программирование линейных алгоритмов | § 3.3, № 177–179 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | § 3.4, № 180–183 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | § 3.4, № 184–187 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | § 3.5, № 188–195 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | § 3.5, № 196 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | § 3.5, № 197–201 | Урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков | | |
32 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 8 класса. | | Урок развивающего контроля | | |
| Итоговое повторение | | | | |
33-34 | Основные понятия курса | № 203–213 | Урок повторения (актуализации ЗУН) | | |