СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская СОШ»», на основе: Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы,7-9 классы. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.

Содержание реализуется с помощью учебника: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты :

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся научится:
  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;

  • определять значение логического выражения;

  • строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями: «следование»,

  • «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины: «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;

  • понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке; исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся получит возможность научиться:
  • определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • решать логические задачи с использованием таблиц истинности, путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

  • строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в их цепочке, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;


II. Содержание учебного предмета.


Тема 1. Математические основы информатики.


Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.


Тема 2. Основы алгоритмизации.


Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.


Тема 3. Начала программирования.


Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.


Проект: «Языки программирования и их создатели».


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов


Математические основы информатики

12

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления.

1

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Марийская система счисления.

1

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Представление целых и вещественных чисел

1

Множества и операции с ними.

1

Высказывание. Логические операции.

1

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Свойства логических операций

1

Решение логических задач. Составление задач с краеведческим содержанием.

1

Логические элементы

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1.

1


Основы алгоритмизации

11

Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители. Примеры выполнения алгоритмов в повседневной жизни.

1

Способы записи алгоритмов

1

Объекты алгоритмов

1

Алгоритмическая конструкция следование

1

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1

Неполная форма ветвления

1

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

Цикл с заданным условием окончания работы

1

Цикл с заданным числом повторений

1

Алгоритмы управления

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1


Начала программирования.

10

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Организация ввода и вывода данных

1

Программирование линейных алгоритмов. Алгоритм численности населения республики.

1

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. Составление задач с краеведческим содержанием.

1


Повторение

1

Повторение.

1


Итого

34



IV. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

План

Факт


Математические основы информатики

12




Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления.

1




Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Марийская система счисления.

1




Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1




Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1




Представление целых и вещественных чисел

1




Множества и операции с ними.

1




Высказывание. Логические операции.

1




Построение таблиц истинности для логических выражений

1




Свойства логических операций

1




Решение логических задач. Составление задач с краеведческим содержанием.

1




Логические элементы

1




Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1.

1





Основы алгоритмизации

11




Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители. Примеры выполнения алгоритмов в повседневной жизни.

1




Способы записи алгоритмов

1




Объекты алгоритмов

1




Алгоритмическая конструкция следование

1




Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1




Неполная форма ветвления

1




Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1




Цикл с заданным условием окончания работы

1




Цикл с заданным числом повторений

1




Алгоритмы управления

1




Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1





Начала программирования.

10




Общие сведения о языке программирования Паскаль

1




Организация ввода и вывода данных

1




Программирование линейных алгоритмов. Алгоритм численности населения республики.

1




Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1




Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1




Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1




Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1




Программирование циклов с заданным числом повторений

1




Различные варианты программирования циклического алгоритма

1




Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. Составление задач с краеведческим содержанием.

1





Повторение

1




Повторение.

1





Итого

34






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!