Планируемые результаты изучения информатики
Информация и информационные процессы
Ученик научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Ученик получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Кодирование текстовой и графической информации
Ученик научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Ученик получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
Ученик научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Ученик получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Хранение и сортировка информации в базах данных
Ученик научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов
Ученик получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Основное содержание учебного предмета (34 часа)
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Кодирование текстовой и графической информации (3 часа)
Кодирование информации.
Кодирование графической информации.
Практические работы:
Кодирование информации.
Кодирование графической информации
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4 часа)
Кодирование и обработка звуковой информации. Звуковая информация.
Цифровое фото и видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практические работы:
Кодирование и обработка звуковой информации.
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Кодирование и обработка числовой информации (8 часов)
Кодирование числовой информации.
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм различных типов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (2 часа)
Базы данных в электронных таблицах.
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8 часов)
Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML
Практические работы:
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
«География» Интернета.
Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.
3. Тематическое планирование
Общее число часов – 34 час.
№ | Тематика | Кол-во часов | Количество практичес-ких работ | Количество контроль-ных работ |
1 | Информация и информационные процессы. | 9часов | | 1 |
2 | Кодирование текстовой и графической информации. | 3 часа | 1 | |
3 | Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео | 4 часа | 2 | 1 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 8 часов | 3 | 1 |
5 | Хранение и сортировка информации в базах данных | 2 часа | | |
6 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов | 8 часов | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 7 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
8 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Цифровые ресурсы | Параграф учебника | Вид контроля | Домашнее задание | ЗУН | Дата проведения | |
Глава 1. Информация и информационные процессы – 9 часов |
1 | Информация в природе, обществе , технике | УОНМ | Видеофильм «Техника безопасности в кабинете информатики», презентация «Информация в неживой природе» | 1.1.1 стр 9-11 | Беседа ФО | 1.1 стр 9-11 | ТБ в кабинете информатики. Понятие информации, определение информационных процессов | | |
2 | Информация и информационные процессы в живой природе. | УОНМ | Презентация «Информация в живой природе» | 1.1.2, 1.1.3 стр 11-15 | ФО | 1.2, 1.3 стр 11-15 | Виды информационных процессов | | |
3 | Человек: информация информационные процессы Информация и информационные процессы в технике | УОНМ | Презентация «Человек: информация информационные процессы» | 1.1.2, 1.1.3 стр 11-15 | ФО | 1.2, 1.3 стр 11-15 | Виды информационных процессов | | |
4 | Знаки: форма и значение. Знаковые системы. | УОНМ | Презентация «Знаки: форма и значение. Знаковые системы.» | 1.2.1, 1.2.2 стр 18-22, задание 1.1 стр 22 | Беседа, ФО | 2.1, 2.2 стр 18-22, задание 1.1 стр 22 | | | |
5 | Кодирование информации. | КУ | Презентация «Кодирование информации» | 1.2.3 стр 23-24 | Беседа | 2.3 стр 23-24, задание 1.2 стр 24 | Код, кодирование | | |
6 | Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. | КУ | Презентация «Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний», | 1.3.1 стр 24-26 | ФО ПР | 3.1 стр 24-26, задание 1.3, 1.4 стр 26 | Единицы измерения информации. Перевод одних единиц измерения информации в другие | | |
7 | Определение количества информации. . | КУ | Презентация «Алфавитный подход к определению количества информации», «Определение количества информации» | 1.3.2, 1.3.3 стр 26-30 | ФО ПР | 3.2, 3.3 стр 26-30, задание 1.5-1.7 стр 28 | Единицы измерения информации. Формула. | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | КЗУ | | | ИК | | | | |
9 | Анализ контрольной работы. «Определение количества информации» Решение задач | УПЗУ | «Алфавитный подход к определению количества информации», «Определение количества информации» | задачи | ИК | | Единицы измерения информации. Формула. | | |
Глава 2. Кодирование текстовой и графической информации – 3 часа |
10 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации» | КУ | Презентация «Кодирование текстовой информации» | 2.1 стр 37-39 | ФО, ПР | 2.1 стр 37-39, задание 2.1, 2.2 стр 39-40 | Текс, текстовая информация | | |
11 | Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации» | УОНМ | Презентация «Пространственная дискретизация» | 2.2.1, 2.2.2 стр 40-44 | ПР | 2.2.1, 2.2.2 стр 40-44, задание 2.3-2.6 стр 43 | Виды изображений. Способ построения изображений | | |
12 | Палитры цветов в системах цветопередачи RG B, CMYK и HSB | УОНМ | Презентация «Палитры цветов в системах цветопередачи RG B, CMYK и HSB» | 2.2.3 стр 45-49 | ФО, ПР | 2.2.3 стр 45-49, задание 2.8, 2.9 стр 49 | Виды изображений. Способ построения изображений | | |
Глава 3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4 часа |
13 | Кодирование и обработка звуковой информации | КУ | Презентация «Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи» | 3.31 стр 57-60 | ФО ПР | 3.3.1 стр 57-60, задание 3.1 стр 60 | Обработка звуковой информации | | |
14 | Цифровое фото и видео. Практическая работа № 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд- шоу» Подготовка к контрольной работе. | УПЗУ | Презентация «Цифровое фото и видео» | 3.3.2 стр 61-63 | ПР | 3.3.2 стр 61-63, задание 3.2, 3.3 стр 60 | Обработка звуковой информации | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» | КЗУ | | | ИК | | | | |
16 | Анализ контрольной работы. Практическая работа 3.3 « Захват и редактирование цифрового видео.». | УОСЗ | Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | 3.3.2 стр 61-63 | ПР | Глава 2, 3 | Обработка звуковой информации | | |
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации- 8 часов |
17 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». | УОНМ | Презентация «Представление числовой информации с помощью систем счисления» | 4.1.1 стр 73-77 | Беседа, ПР | 4.1.1 стр 73-77, задание 4.1-4.5 (три задания на выбор) | Системы счисления Виды. Алфавит. Способы записи. | | |
18 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | КУ | Презентация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» | 4.1.2 стр 78-80 | ФО ПР | 4.1.2 стр 78-80, задание 4.6 стр 80 | Арифметические операции (+, -,*,/) | | |
19 | Двоичное кодирование чисел в компьютере | КУ | Презентация «Двоичное кодирование чисел в компьютере» | 4.1.3 стр 80-81 | ФО ПР | 4.1.3 стр 80-81, задание 4.7 стр 81 | Двоичное кодирование | | |
20 | Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | КУ | Презентация «Основные параметры электронных таблиц», «Основные типы и форматы данных» | 4.2.1, 4.2.2 стр 81-85 | ПР | 4.2.1, 4.2.2 стр 81-85, задание 4.8 стр 83, 4.9 стр 86 | Электронная таблица. Вид, первоначальные навыки работы. | | |
21 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | КУ | Презентация «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки», «Встроенные функции» | 4.2.3, 4.2.4 стр 86-89 | ФО, ПР | 4.2.3, 4.2.4 стр 86-89, задание 4.10-4.12 стр 89 | Электронная таблица. Вид, первоначальные навыки работы. | | |
22 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Практическая работа №4.4 «Построение диаграмм различных типов». Подг. к к/р. | УОСЗ | Презентация «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» | 4.4.3 стр 89-92 | ФО, ПР | Глава 4 | Диаграммы, графики | | |
23 | Контрольная работа №3 по теме Кодирование и обработка числовой информации. | КЗУ | | | ИК | | | | |
24 | Анализ контрольной работы. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Решение задач. | КУ | Задачи на вычисление в электронных таблицах | 4.4.3 стр 89-92 | ФО, ПР | Глава 4 | Диаграммы, графики Вычисление задач при помощи Excel | | |
Глава 5. Хранение и сортировка информации в базах данных-2 часа |
25 | Базы данных в электронных таблицах | КУ | Презентация «Базы данных в электронных таблицах» | 5.5.1 стр 108-111 | ФО | 5.5.1 стр 108-111 | СУБД | | |
26 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | КУ | Презентация «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 5.5.2 стр 111-113 | ФО | 5.5.2 стр 111-113 | Создание СУБД, заполнение, редактирование | | |
| | | | | | | | | |
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов – 8 часов |
27 | Передача информации. Локальные компьютерные сети | УОНМ | Презентация «Передача информации», «Локальные компьютерные сети» | 6.1, 6.2 стр 117-121 | | 6.1, 6.2 стр 117-121, задание 6.2 стр 121 | Канал обмена информацией. Виды локальных сетей. | | |
28 | Состав Интерната. Адресация в интернете. | КУ | Презентация «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интерната. Адресация в интернете» | 6.3.1. 6.3.2 стр 118-127 | ФО, ПР | 6.3.1, 6.3.2 стр 118-127, задание 6.3 стр 127 | Интернет. Состав Интерната. Адресация в интернете. | | |
29 | Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6.2 «География Интернета». | КУ | Презентация «Маршрутизация и транспортировка данных» | 6.3.3 стр 127-129 | ПР | 6.3.3 стр 127-129 | Маршрутизация и транспортировка данных. | | |
30 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | УОНМ | Презентация «Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста» | 6.4.1, 6.4.2 стр 130-132 | ФО, ПР | 6.4.1, 6.4.2 стр 130-132 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | | |
31 | Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений. | КУ | Презентация «Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста» | 6.4.3, 6.4.4 стр 132-134 | ФО, ПР | 6.4.3, 6.4.4 стр 132-134 | Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений. | | |
32 | Гиперссылки на Web-страницах, списки на Web-страницах. Подготовка к контрольной работе. | УПЗУ УОСЗ | Презентация «Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста» | 6.4.5, 6.4.6 стр 134-136 6.4.7 стр 136-138 | ФО, ПР | 6.4.5, 6.4.6 стр 134-136 6.4.7 стр 136-138 | Гиперссылки на Web-страницах, списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | | |
33 | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | КЗУ | | | ИК | | | | |
34 | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Информация и информационные процессы» | УОСЗ | | | ФО | | Информация и информационные процессы | | |
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
КУ – комбинированный рок
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КЗУ – контроль умений и знаний
ФО – фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ИК – индивидуальный контроль
7