Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «ИНФОРМАТИКА»
КЛАСС 8
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработал(а):
Минина Наталья Алексеевна
Учитель информатики
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.).
Авторская программа Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. «Информатика»7-11 классы, М. Бином: Лаборатория знаний, 2015г.
Цели:
Подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом для основной школы, а именно реализации трех групп образовательных результатов.
Задачи:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место в учебном плане:
В учебном плане на изучение информатики в 8 классе отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
А) Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение (включая гражданскую идентичность):
Демонстрировать сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
Демонстрировать осознание своих прав и обязанностей как гражданина, члена социального общества; критическое отношение к своему поведению;
Проявлять готовность к личностной рефлексии и самооценке в учебной и других видах деятельности;
Проявлять устойчивый интерес к современному рынку труда; проявлять начальную готовность к выбору жизненных целей (личностных, профессиональных);
Проявлять сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни. Б) Смыслообразование на основе развития мотивации учения:
Проявлять устойчивый интерес к познавательной деятельности в области различных наук точных, технических, общественных.
Проявлять готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской,
проектной, коммуникативной и др.;
Проявлять готовность к самообразованию, потребность в самовыражении и социальном признании, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
Проявлять осознанность своих ближайших целей саморазвития.
В) Ориентация в сфере нравственно-этических отношений (включая ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях):
Ориентироваться в общероссийских ценностях и нормах, соотносить с ними свои собственные поступки и поведение, уметь корректировать свое поведение;
Демонстрировать выполнение моральных и этических норм дома, а школе, в социуме в отношении сверстников и взрослых;
Проявлять готовность к равноправному сотрудничеству;
Демонстрировать умение выстраивать неконфликтный стиль своего поведения и общения в разных ситуациях совместной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные
Умение проявлять самостоятельность при выполнении следующих регулятивных действий:
Осуществлять целеполагание учебной и учебно-познавательной деятельности;
Формулировать задачи как шаги к достижению цели на основе актуализации имеющихся знаний и способов действий;
Осуществлять планирование и составление алгоритма предстоящей деятельности;
Прогнозировать результаты деятельности и определять собственные и возможности решения учебных и познавательных задач;
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Осуществлять промежуточный контроль в процессе деятельности;
Определять затруднения в процессе деятельности, находить средства для решения проблемной ситуации; вносить коррективы в план, алгоритм для выполнения поставленных задач и достижения цели;
Разрабатывать критерии оценки планируемых результатов;
Осуществлять оценку продукта деятельности по критериям, соотносить планируемые и достигнутые результаты;
Анализировать динамику собственных образовательных результатов;
Объяснять причины неуспеха в случае невозможности достичь поставленной цели/ получить продукт деятельности;
Осуществлять взаимопроверку образовательных результатов;
Проявлять усилия к преодолению трудностей в достижении целей;
Принимать решение в конкретной ситуации, исходя из условий и возможностей ситуации;
Корректировать свою образовательную траекторию развития на ближайшую перспективу, исходя из выявленных причин неуспеха в конкретной ситуации;
Регулировать свои эмоциональные состояния, поступки, поведение
Познавательные
А) Общеучебные действия:
Понимать и интерпретировать информацию, представленную разными способами (текст, рисунок, таблица, схема-карта, диаграмма, кластер);
Пользоваться разными видами смыслового чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым для понимания текста;
Извлекать из текста необходимую информацию в соответствии с целями деятельности;
Преобразовывать текст в таблицу, в рисунок, схему-карту, кластер, диаграмму; переходить от одного представления данных к другому;
Заполнять и дополнять таблицы, схемы-карты, диаграммы, кластер, недостающей информацией в соответствии с учебными целями;
Ориентироваться в информационном пространстве; пользоваться словарями и другими поисковыми системами, в том числе компьютерными;
Готовить развернутые сообщения, реферативные работы, презентации по заявленным темам.
Б) Логические действия (анализ, синтез, обобщение, умозаключение):
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Строить логическое суждение, приводя аргументы, делать выводы на основе имеющихся фактов;
Предлагать альтернативные способы решения задач, выбирать наиболее эффективные способы решения;
Выполнять проектные работы (учебные, учебно-исследовательские, учебно- практические, творческие, информационные, конструкторские: как групповые, так и индивидуальные;
Решать практические и жизненные задачи на основе имеющихся знаний из разных предметных областей и собственного жизненного опыта.
Коммуникативные
А) Учебное взаимодействие и организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, в том числе при работе в группе:
Точно и понятно выражать свои мысли в соответствии с задачей коммуникации;
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, участвовать в их обсуждении и выработке общей (групповой) позиции; обоснованно доказывать свою позицию, точку зрения;
С помощью вопросов добывать недостающие знания, информацию, проявлять познавательную активность;
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; Б) Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
Устанавливать доверительные отношения взаимопонимания;
Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
Оказывать поддержку (в том числе эмоциональную) в процессе достижения совместной цели;
В) Речевые действия как регуляция собственной деятельности:
Давать объяснение совершаемым действиям с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в форме громкой речи и про себя.
Предметные
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Содержание учебного предмета
Общее число часов – 35ч.
1.Передача информации в компьютерных сетях 7ч (3+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архиваторы, Всемирная паутина. Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отече информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
⇒ назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модем
⇒ назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архи
⇒ что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
⇒ осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
⇒ осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
⇒ осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
⇒ осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
⇒ работать с одной из программ-архиваторов.
2.Информационное моделирование 5 ч (4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
⇒ какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные,
Учащиеся должны уметь:
⇒ приводить примеры натурных и информационных моделей; ⇒ ориентироваться в таблично организованной информации;
⇒ описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3.Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы пол БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, сортировка.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы по сов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование за поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, у Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
У чащиеся должны знать:
⇒ что такое база данных, СУБД, информационная система;
⇒ что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
⇒ структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
⇒ что такое логическая величина, логическое выражение;
⇒ что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
⇒ открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; ⇒ организовывать поиск информации в БД;
⇒ редактировать содержимое полей БД;
⇒ сортировать записи в БД по ключу;
⇒ добавлять и удалять записи в БД;
⇒ создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4.Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, чи абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; ние и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое электронная таблица и табличный процессор;
⇒ основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их и ⇒ какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; ⇒ основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
⇒ графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
⇒ открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
⇒ редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
⇒ выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
⇒ получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; ⇒ создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Передача информации в компьютерных сетях -7 часов |
1 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1 | | |
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | 1 | | |
3 | Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети. Работа с электронной почтой | 1 | | |
4 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. | 1 | | |
5 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | 1 | | |
6 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 1 | | |
7 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | | |
Информационное моделирование – 5 часов |
8 | Понятие модели. Графические информационные модели | 1 | | |
9 | Табличные модели. | 1 | | |
10 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | | |
11 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | 1 | | |
12 | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | 1 | | |
Хранение и обработка информации в базах данных -10 часов |
13 | Понятие базы данных. И информационной системы. Реляционные базы данных. | 1 | | |
14 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 | | |
15 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | 1 | | |
16 | Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | | |
17 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
18 | Логические операции. Сложные условия поиска | 1 | | |
19 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | | |
20 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | | |
21 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | | |
22 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | | |
Табличные вычисления на компьютере- 10 часов |
23 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | |
24 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | | |
25 | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | 1 | | |
26 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменений формул и их копирование. | 1 | | |
27 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | 1 | | |
28 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц. | 1 | | |
29 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1 | | |
30 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 | | |
31 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | 1 | | |
32 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | | |
33 | Промежуточная аттестация по информатике за курс 8 класса (тестирование) | 1 | | |
34 | Повторение материала за курс 8 класса | 1 | | |
35 | Повторение материала за курс 8 класса | 1 | | |