ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2013 г.).
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план школы на 2018 – 2019 учебный год.
Учебно-методический комплект:
Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
4. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения
по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г.
5. Пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе». И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина; Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2006
6. Пособие для учителя «Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы; А.Х.Шелепаева, Москва, «Вако», 2006 г.
7. Компьютерный практикум «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)
8. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В 8 классе курс рассчитан на 34учебных часа (1 час в неделю) .
Общая характеристика предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели изучения информатики и ИКТ в 8 классах:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума). Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу, компьютерного тестирования или самостоятельной/контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы и контрольной работы.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии ФГОС:
формирование представлений о видах информационных процессов;
знание программного принципа работы компьютера;
применение назначения и функций используемых информационных и коммуникационных технологий;
умение создавать информационные объекты;
использовать персональный компьютер и его периферийное оборудование;
следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и по- вседневной жизни для создания простейших моделей объектов и организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Содержание рабочей программы
1. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы
Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой
программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Обучающиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными се-
тями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей:
каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконфе-
ренций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная
паутина» — WWW.
Обучающиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими
станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-
программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного
информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
Обучающиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические,
табличные, вербальные, математические).
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы
ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение
по законам логики.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми
условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов
на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким
ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Обучающиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и
форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Обучающиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения рас-
четной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Обучающиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столб-
цы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор
работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи
формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Обучающиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной
таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование,
удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематическое планирование
№ | Название Темы | Количество часов |
общее | теория | практика | контроль |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 7 | 3 | 3 | 1 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 2 | 1 | 1 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 2 | 6 | 2 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 5 | 3 | 2 |
5 | Повторение | 3 | 2 | 0 | 1 |
| Итого: | 34 | 14 | 13 | 7 |
Тематическое планирование по информатике и икт в 8 классе.
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | План. дата | Фактич.дата | Примеча ния |
| | 1.Передача информации в компьютерных сетях. (7 ч.) |
1 | 1.1 | Введение. ПТБ, ППБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. | 1 | | | |
2 | 1.2 | Скорость передачи данных. | 1 | | | |
3 | 1.3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой. | 1 | | | П/Р№1 |
4 | 1.4 | Интернет Служба World Wide Web. Адресация сети Интернет | 1 | | | П/Р№2 |
5 | 1.5 | Службы WWW. Поиск информации в Интернете. | 1 | | | |
6 | 1.6 | Контрольная работа 1 «Компьютерные сети» | 1 | | | к/р№1 |
7 | 1.7 | Создание простейшей веб-страниц. | 1 | | | П/Р№3 |
2.Информационное моделирование (4 ч.) |
8 | 2.1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей | 1 | | | |
9 | 2.2 | Графические информационные модели. Табличные модели | 1 | | | |
10 | 2.3 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | | | П/р№4 |
11 | 2.4 | Контрольная работа 2 «Информационное моделирование» | 1 | | | К/р№2 |
| | 3.Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.) |
12 | 3.1 | Понятие базы данных. Системы управления базами данных | 1 | | | |
13 | 3.2 | Создание и заполнение баз данных. | 1 | | | П/Р№5 |
14 | 3.3 | Создание и заполнение баз данных. | 1 | | | П/Р№6 |
15 | 3.4 | Тестирование «Базы данных». | 1 | | | Тест№1 |
16 | 3.5 | Основы логики: логические величины и формулы | 1 | | | |
17 | 3.6 | Основные законы логики | 1 | | | П/Р№7 |
18 | 3.7 | Условия выбора и простые логические выражения | 1 | | | П/Р№8 |
19 | 3.8 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | | | П/Р№9 |
20 | 3.9 | Повторение и обобщение | 1 | | | П/Р№10 |
21 | 3.10 | Контрольная работа 3 «Базы данных» | 1 | | | К/р №3 |
| | 4.Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) |
22 | 4.1 | Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления. | 1 | | | |
23 | 4.2 | Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления. | 1 | | | П/Р№11 |
24 | 4.3 | Двоичная арифметика | 1 | | | |
25 | 4.4 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | | | П/Р№12 |
26 | 4.5 | Тестирование «Системы счисления» | 1 | | | тест№2 |
27 | 4.6 | Обработка числовой информации. Табличный редактор. Создание Книг. Построение таблиц. Построение диаграмм | 1 | | | |
28 | 4.7 | Абсолютные и относительные ссылки. Условные функции | 1 | | | |
29 | 4.8 | Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений и систем уравнений. | 1 | | | П/Р№13 |
30 | 4.9 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | 1 | | | |
31 | 4.10 | Контрольная работа 4 «Табличные вычислени» | 1 | | | К/р№5 |
5.Повторение |
32 | 5.1 | Повторительно-обобщающий урок по курсу информатики 8 класса. | 1 | | | |
33 | 5.2 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | | | |
34 | 5.3 | Итоговое тестирование | 1 | | | Тест №3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся
должны знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техно-
логий.
Уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
– создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных
объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Средства обучения
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста,мультимедиа проигрыватель, браузер.
7