СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2013 г.).

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Учебный план школы на 2018 – 2019 учебный год.

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

4. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения

по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г.

5. Пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе». И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина; Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2006

6. Пособие для учителя «Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы; А.Х.Шелепаева, Москва, «Вако», 2006 г.

7. Компьютерный практикум «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)

8. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru


Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В 8 классе курс рассчитан на 34учебных часа (1 час в неделю) .

Общая характеристика предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. 

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. 

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели изучения информатики и ИКТ в 8 классах:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума). Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу, компьютерного тестирования или самостоятельной/контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы и контрольной работы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии ФГОС:

 формирование представлений о видах информационных процессов;

 знание программного принципа работы компьютера;

 применение назначения и функций используемых информационных и коммуникационных технологий;

 умение создавать информационные объекты;

 использовать персональный компьютер и его периферийное оборудование;

следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

 использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и по- вседневной жизни для создания простейших моделей объектов и организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,

схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права


Содержание рабочей программы

1. Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические

устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы

Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме

обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой

программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете

(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из

Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Обучающиеся должны знать:

 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными се-

тями;

 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей:

каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконфе-

ренций, файловых архивов и др;

 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная

паутина» — WWW.

Обучающиеся должны уметь:

 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими

станциями одноранговой сети;

 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-

программы;

 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

 осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

 работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного

информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных

информационных моделей.

Обучающиеся должны знать:

 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

 какие существуют формы представления информационных моделей (графические,

табличные, вербальные, математические).

Обучающиеся должны уметь:

 приводить примеры натурных и информационных моделей;

 ориентироваться в таблично организованной информации;

 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

3. Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы

ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение

по законам логики.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,

простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми

условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов

на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким

ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Обучающиеся должны знать:

 что такое база данных, СУБД, информационная система;

 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и

форматы полей;

 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

 что такое логическая величина, логическое выражение;

 что такое логические операции, как они выполняются.

Обучающиеся должны уметь:

 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

 организовывать поиск информации в БД;

 редактировать содержимое полей БД;

 сортировать записи в БД по ключу;

 добавлять и удалять записи в БД;

 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4. Табличные вычисления на компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод

исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения рас-

четной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной

таблицы.

Обучающиеся должны знать:

 что такое электронная таблица и табличный процессор;

 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столб-

цы, блоки и способы их идентификации;

 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор

работает с формулами;

 основные функции (математические, статистические), используемые при записи

формул в ЭТ;

 графические возможности табличного процессора.

Обучающиеся должны уметь:

 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной

таблице;

 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование,

удаление, вставка, сортировка;

 получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.









Тематическое планирование


Название Темы

Количество часов

общее

теория

практика

контроль

1

Передача информации в компьютерных сетях

7

3

3

1

2

Информационное моделирование

4

2

1

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

2

6

2

4

Табличные вычисления на компьютере

10

5

3

2

5

Повторение

3

2

0

1


Итого:

34

14

13

7






















Тематическое планирование по информатике и икт в 8 классе.

п/п


урока

Тема урока

Кол-во часов

План.
дата

Фактич.дата

Примеча

ния



1.Передача информации в компьютерных сетях. (7 ч.)

1

1.1

Введение. ПТБ, ППБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.

1




2

1.2

Скорость передачи данных.

1




3

1.3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой.

1



П/Р№1

4

1.4

Интернет Служба World Wide Web. Адресация сети Интернет

1



П/Р№2

5

1.5

Службы WWW. Поиск информации в Интернете.

1




6

1.6

Контрольная работа 1 «Компьютерные сети»

1



к/р№1

7

1.7

Создание простейшей веб-страниц.


1



П/Р№3

2.Информационное моделирование (4 ч.)

8

2.1

Понятие модели. Назначение и свойства моделей


1




9

2.2

Графические информационные модели. Табличные модели

1




10

2.3

Информационное моделирование на компьютере

1



П/р№4

11

2.4

Контрольная работа 2 «Информационное моделирование»

1



К/р№2



3.Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.)

12

3.1

Понятие базы данных. Системы управления базами данных

1




13

3.2

Создание и заполнение баз данных.

1



П/Р№5

14

3.3

Создание и заполнение баз данных.

1



П/Р№6

15

3.4

Тестирование «Базы данных».

1



Тест№1

16

3.5

Основы логики: логические величины и формулы

1




17

3.6

Основные законы логики

1



П/Р№7

18

3.7

Условия выбора и простые логические выражения

1



П/Р№8

19

3.8

Условия выбора и сложные логические выражения


1



П/Р№9

20

3.9

Повторение и обобщение

1



П/Р№10

21

3.10

Контрольная работа 3 «Базы данных»

1



К/р №3



4.Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)

22

4.1

Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления.

1




23

4.2

Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления.

1



П/Р№11

24

4.3

Двоичная арифметика

1




25

4.4

Представление чисел в памяти компьютера

1



П/Р№12

26

4.5

Тестирование «Системы счисления»

1



тест№2

27

4.6

Обработка числовой информации. Табличный редактор. Создание Книг. Построение таблиц. Построение диаграмм

1




28

4.7

Абсолютные и относительные ссылки. Условные функции

1




29

4.8

Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений и систем уравнений.

1



П/Р№13

30

4.9

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

1




31

4.10

Контрольная работа 4 «Табличные вычислени»

1



К/р№5

5.Повторение

32

5.1

Повторительно-обобщающий урок по курсу информатики 8 класса.

1




33

5.2

Итоговое повторение и обобщение

1




34

5.3

Итоговое тестирование

1



Тест №3


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся

должны знать/понимать:

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техно-

логий.

Уметь:

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,

пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной

безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в том числе:

– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,

графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в

практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

– создавать записи в базе данных;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах

данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным

учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием

(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных

технологий;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных

объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной

переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.





Средства обучения

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста,мультимедиа проигрыватель, браузер.







































































7