Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Канская средняя общеобразовательная школа имени Ч.К.Кыдрашева»
РАССМОТРЕНО Руководитель. ШМО _________/______________/ Протокол №____ от «_____» _______201 __г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________/ «_____» ________ 201__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/________________/ Приказ № ____ от « _____» _________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
8 класс на 2018/2019 учебный год
Количество часов:
Всего – 34 часа, в неделю – 1 час
с. Усть-Кан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета:
Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы по информатике и ИКТ для 7–9 классов Л.Л. Босовой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и на основе локальных нормативных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Канская средняя общеобразовательная школа имени Ч.К.Кыдрашева» и на основе нормативной базы преподавания предмета:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 марта 2004 года №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом № 253 от 31.03.2014 Минобрнауки РФ;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Усть-Канская СОШ»
Положение о рабочей программе МБОУ «Усть-Канская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Усть-Канская СОШ».
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Информатика (34 ч, 1 ч в неделю)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч).
Глава 1. Математические основы информатики (12 часов, из них 1 контрольная работа).
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление чисел в компьютере. Представление вещественных чисел. Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Решение логических задач. Логические элементы.
Глава 2. Основы алгоритмизации (10 часов, из них 1 контрольная работа).
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращенная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.
Глава 3. Начала программирования (11 часов, из них 1 контрольная работа).
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
| Глава 1. Математические основы информатики | 12 | | |
2 | Общие сведения о системах счисления. | 1 | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. | 1 | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | | |
6 | Представление целых чисел. | 1 | | |
7 | Представление вещественных чисел. | 1 | | |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | | |
10 | Свойства логических операций. | 1 | | |
11 | Решение логических задач. | 1 | | |
12 | Логические элементы. | 1 | | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме: «Математические основы информатики» | 1 | | |
| Глава 2. Основы алгоритмизации | 10 | | |
14 | Алгоритмы и исполнители. | 1 | | |
15 | Способы записи алгоритмов. | 1 | | |
16 | Объекты алгоритмов. | 1 | | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | | |
19 | Сокращенная форма ветвления. | 1 | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
22 | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме: «Основы алгоритмизации» | 1 | | |
| Глава 3. Начала программирования | 11 | | |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 1 | | |
25 | Организация ввода и вывода данных. | 1 | | |
26 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
31 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | | | |
32 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | |
33 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | |
34 | Решение задач с использованием различных алгоритмов. | 1 | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по информатике в 8 классе
на 2018- 2019 уч. год
№ урока по тематическому планированию | Причина корректировки | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки |
Тема | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа №1 «Математические основы информатики»
8 .
9. Проверьте, верно ли следующее равенство 334 = 217 ? В ответе укажите «Да» или «Нет».
10. Как будет представлено в 16-разрядной ячейке памяти ПК число + 41?
8.
9. Проверьте, верно ли следующее равенство 338 = 214 ? В ответе укажите «Да» или «Нет».
10. Как будет представлено в 8 - разрядной ячейке памяти ПК число - 21?
Контрольная работа №2
«Основы алгоритмизации»
Вариант 1.
I. Задания с выбором ответа.
II. Задания с полной записью решения
6. Запиши выражения на алгоритмическом языке
а) б)
7. Определи значение переменной b для следующего фрагмента алгоритма
x:=1000
a:=x div 10
b:= a div 5 mod 3
8. Определи значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма
9. По заданному алгоритму составь блок-схему
10. По фрагменту блок-схемы определи значения переменных a и b.
11.* Составь алгоритм на алгоритмическом языке для исполнителя Робот, чтобы он прошел вдоль стены и закрасил клетки как показано на рисунке.
Вариант 2.
I. Задания с выбором ответа.
II. Задания с полной записью решения
6. Запиши выражения на алгоритмическом языке
а) б)
7. Определи значение переменной b для следующего фрагмента алгоритма
x:=1250
a:=x div 8
b:= a mod 10 div 3
8. Определи значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма
9. По заданному алгоритму составь блок-схему
10. По фрагменту блок-схемы определи значения переменных a и b.
11.* Составь алгоритм на алгоритмическом языке для исполнителя Робот, чтобы он прошел от стены до стены и закрасил клетки как показано на рисунке.
Промежуточная аттестация.
Тестирование
Вариант 1.
Задания с выбором ответа:
Определи значения переменных a и b после выполнения фрагмента алгоритма
3, 12 2) 5,10 3) 2, 17 4) 10, 5
О предели значения переменной с после выполнения фрагмента алгоритма
72 2) 75 3) 70 4) 71
К акое значение примет переменная y после выполнения фрагмента программы
26 2) 16 3) 27 4) 19
4. Какому логическому выражению соответствует таблица истинности
А | B | F |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 |
A & B 2) A v B 3) ⌐(A & B) 4) ⌐A & ⌐B
Задания с записью решения:
5. Переведи десятичное число 13510 в двоичную и восьмеричную систему счисления.
6. Переведи двоичное число 1000012 в десятичную систему счисления.
7. Выполни действия в двоичной системе счисления
8. Реши задачу с помощью кругов Эйлера
9 . Построй таблицу истинности для логического выражения
10. Преобразуй блок- схему в алгоритм на алгоритмическом языке или в программу на языке Паскаль.
Вариант 2.
Задания с выбором ответа:
1 . Определи значения переменных a и b после выполнения фрагмента алгоритма
9 2) 14 3) 15 4) 10
Определи значения переменной с после выполнения фрагмента алгоритма
1 5 2) -15 3) 25 4) -25
Какое значение примет переменная y после выполнения фрагмента программы
1 943 2) 1944 3) 1940 4) 1250
4. Какому логическому выражению соответствует таблица истинности
А | B | F |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 |
A & B 2) A v B 3) ⌐(A & B) 4) ⌐A & ⌐B
Задания с записью решения:
5. Переведи десятичное число 23110 в двоичную и шестнадцатеричную систему счисления.
6. Переведи двоичное число 10011012 в десятичную систему счисления.
7. Выполни действия в двоичной системе счисления
8. Реши задачу с помощью кругов Эйлера
9 . Построй таблицу истинности для логического выражения
10. Преобразуй блок- схему в алгоритм на алгоритмическом языке или в программу на языке Паскаль.