Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено/принято: Заседание МО протокол №___ от «____»_____2020г. ______________/Вельмякина Е.Н. | Утверждаю: Директор школы ________________/Силантьев А.Н. Приказ №_____ от «___»______2020 г. |
Учебник: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова «Информатика» 8 класс – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Программа: Программа для основной школы: 7-9 классы/И.Г. Семакин, М. С. Цветкова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 166 с.: табл. – (Программы и планирование).
Количество часов: 1/ 34 часа.
Составитель: учитель информатики Рогачева Наталья Михайловна
с.Морд.Коломасово- 2020 г.
Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ авторской программы И.Г.Семакина.
Согласно базисному учебному плану на изучение информатики в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
Планируемые результаты изучения курса:
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Место предмета в учебном плане
Учебный план филиала «Морд.Коломасовская СОШ» МБОУ «Кочелаевская СОШ» предусматривает в 8 классе изучение предмета «Информатика и ИКТ» в объёме 34 часа в год, по 1 часу в неделю; 3 учебные недели. Данная рабочая программа разработана в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2020-2021 учебный год и рассчитана на 34 часа.
Содержание учебного курса (34 часа)
Передача информации в компьютерных сетях (7ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование (5ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (8ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере (13ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематический план:
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Количество контрольных работ, зачетов | Количество практических (лабораторных) работ |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 7 | 1 | 5 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 1 | 3 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 1 | 7 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 1 | 8 |
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | - |
6 | Резерв | 1 | |
| ВСЕГО: | 34 | |
Тематическое планирование
Информатика и ИКТ 8 класс
№ п/п | | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Передача информации в компьютерных сетях (7 часов) |
1 | 1 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1 | | |
2 | 2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | 1 | | |
3 | 3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой. | 1 | | |
4 | 4 | Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | 1 | | |
5 | 5 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | 1 | | |
6 | 6 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 1 | | |
7 | 7 | Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях | 1 | | |
| Информационное моделирование (4 часа) |
8 | 1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | 1 | | |
9 | 2 | Табличные модели | 1 | | |
10 | 3 | Информационное моделирование на компьютере Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | 1 | | |
11 | 4 | Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование. | 1 | | |
| Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов) |
12 | 1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | 1 | | |
13 | 2 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 | | |
14 | 3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | 1 | | |
15 | 4 | Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | | |
16 | 5 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
17 | 6 | Логические операции. Сложные условия поиска | 1 | | |
18 | 7 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | | |
19 | 8 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | | |
20 | 9 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | | |
21 | 10 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | | |
| Табличные вычисления на компьютере (10 часов) |
22 | 1 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | |
23 | 2 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | | |
24 | 3 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц | 1 | | |
25 | 4 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 | | |
26 | 5 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | 1 | | |
27 | 6 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | 1 | | |
28 | 7 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1 | | |
29 | 8 | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 | | |
30 | 9 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | 1 | | |
31 | 10 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | | |
| Итоговое повторение (2 часа) |
32 | 1 | Итоговое повторение и обобщение знаний за курс 8 класса | 1 | | |
33 | 2 | Итоговый тест по курсу 8 класса | 1 | | |
34 | | Резерв | 1 | | |
| | | | | |