РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ.
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Особенность данной программы в том, что она предназначена для классов малокомплектных школ, в которых на уроке присутствуют разноуровневые учащиеся (в том числе дети с ОВЗ (ЗПР). Учащимся с ОВЗ темы предлагаются те же, что и всем, для них только практические задания предлагаются более легкие. Кроме того, в связи с переходом на ФГОС, содержание учебника изменилось и большинство тем, изучаемых ранее в 9 класса, перешло в учебник для 8 класса. Соответственно появилась возможность часть вопросов ОГЭ 9 класса изучить уже в 8 классе (практические задания при этом берутся несложные, с учетом того, что в 9 классе тоже будет проводиться подготовка к ОГЭ). Уроки информатики строятся следующим образом: опрос учащихся с целью выявить степень усвоения предыдущего материала, доведение нового материала, практическое закрепление нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Математические основы информатики (9 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (7 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (19 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Количество часов |
Авторская программа Л.Л. Босовой | Рабочая программа |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Математические основы информатики | 12 | 9 |
3 | Основы алгоритмизации | 10 | 7 |
4 | Начала программирования на языке Паскаль | 9 | 19 |
5 | Резерв | 2 | - |
| ИТОГО: | 34 | 35 |
Количество контрольных и практических работ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Входное тестирование | | | 1 |
2 | Математические основы информатики | 9 | 7 | 1 |
3 | Основы алгоритмизации | 7 | 6 | 1 |
4 | Начала программирования на языке Паскаль | 19 | 15 | 2 |
5 | Итоговое тестирование | | | 1 |
| ИТОГО: | 35 | 28 | 6 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8 классе учащиеся получат представление:
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или
если учащийся не приступал к работе.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1 – 2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Учебник | Дата план | Дата факт |
Математические основы информатики |
1 (1) | Техника безопасности на уроках информатики. Правила пожарной безопасности. Повторение материала, изученного в курсе информатики 7 класса. | Учебник информатики 7 класс, конспекты | 05/09 06/09 | |
2 (2) | Входной мониторинг. Контрольная работа № 1 | | 12/09 13/09 | |
3 (3) | Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | §1.1.1-1.1.7, Задания № 1-23 стр. 14-16 | 19/09 20/09 | |
4 (4) | Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. | §1.2.1-1.2.2, Задания № 1-10 стр. 21 | 26/09 27/09 | |
5 (5) | Высказывание. Логические операции. Свойства логических операций. | §1.3.1-1.3.3, Задания 1-7 стр. 37-38 | | |
6 (6) | Построение таблиц истинности для логических выражений. | §1.3.3-1.3.4, Задания № 8-9 стр.39 Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45 | | |
7 (7) | Решение логических задач с помощью таблиц истинности. Логические элементы | §1.3.5-1.3.6 Задания № 10-15 стр. 39-40 Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45 | | |
8 (8) | Решение логических задач путем преобразования логических выражений. Подготовка к контрольной работе | §1.3.5-1.3.6 Задание № 16 стр. 40 Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45 | | |
9 (9) | Контрольная работа № 2 по теме «Математические основы информатики» | | | |
Основы алгоритмизации |
10 (1) | Алгоритмы и исполнители. Понятие и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Словесный способ записи. Блок-схемы. Алгоритмические языки | §2.1.1-2.1.4, Задания № 1-20 стр. 54-56 §2.2.1-2.2.3, Задания № 1-9 стр. 62 Задания № 1-13 стр. 98-100 | | |
11 (2) | Объекты алгоритмов. Величины. Выражения. Команды присваивания. | §2.3.1-2.3.3 Задания № 1-19 стр.70-72 Задания № 14-16 стр. 100 | | |
12 (3) | Алгоритмическая конструкция Следование. | §2.4.1, Задания № 1-10 стр. 92-93 Задания № 17-21 стр. 100-102 | | |
13 (4) | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. | §2.4.2, Задания № 11-23 стр. 93-94 Задания № 17-21 стр. 100-102 | | |
14 (5) | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. | §2.4.2, Задания № 11-23 стр. 93-94 Задания № 17-21 стр. 100-102 | | |
15 (6) | Алгоритмическая конструкция повторение | §2.1-2.4.2, 2.4.3, Задания № 24-34 стр. 94-96 Задания № 17-21 стр. 100-102 | | |
16 (7) | Контрольная работа № 3 по теме «Основы алгоритмизации» | | | |
Начала программирования на языке Паскаль |
17 (1) | Алфавит и словарь языка программирования Паскаль. Типы данных используемых в языке Паскаль. | § 3.1.1, 3.1.2. Задания № 1-7 стр.112 | | |
18 (2) | Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. | § 3.1.3, 3.1.4. Задания № 8-12 стр. 112-113 | | |
19 (3) | Практическая работа по теме «Общие сведения о языке программирования Паскаль» | § 3.1.1- 3.1.4. Задания № 1-12 стр.112-113 | | |
20 (4) | Организация ввода и вывода данных. Первая программа на Pascal | § 3.2.1-3.2.3 Задания № 1-11 стр. 119 | | |
21 (5) | Практическая работа по теме «Организация ввода и вывода данных». | § 3.2.1-3.2.3 Задания № 1-11 стр. 119 | | |
22 (6) | Программирование линейных алгоритмов. Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. Символьный и строковый типы данных. | § 3.3.1-3.3.3 Задания № 1-16 стр. 125-128 | | |
23 (7) | Практическая работа по теме «Программирование линейных алгоритмов». | § 3.3.1-3.3.3 Задания № 1-16 стр. 125-128 | | |
24 (8) | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | § 3.4.1-3.4.3 Задания № 1-16 стр. 133-136 | | |
25 (9) | Практическая работа по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов». | § 3.4.1-3.4.3 Задания № 1-16 стр. 133-136 | | |
26 (10) | Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации» | | | |
27 (1) | Решение задач по теме «Программирование линейных алгоритмов и разветвляющихся алгоритмов» | § 3.3.1-3.3.3, 3.4.1-3.4.3 Задания № 1-16 стр. 125-128, № 1-16 стр. 133-136 | | |
28 (2) | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | § 3.5.1. Задания № 1-5 стр. 141-142 | | |
29 (3) | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | § 3.5.2 Задания № 6-9 стр. 142-143 | | |
30 (4) | Программирование циклов с заданным числом повторений. | § 3.5. 3 Задания № 10-18 стр. 143-144 | | |
31 (5) | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | § 3.5. 4 Задания № 1-18 стр.141-144 | | |
32 (6) | Решение задач на Pascal | §3.1-§3.5. Задания к §3.1-§3.5. | | |
33 (7) | Контрольная работа № 5 по теме «Начала программирования» | Повторить §3.1-§3.5. и задания к этим параграфам | | |
34 (8) | Итоговая контрольная работа № 6 по итогам обучения за год | | | |
35 (9) | Анализ контрольных работ. Подведение итогов обучения за год. Задачи на следующий год обучения. | | | |