СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс Босова 1 час

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 8 класс Босова 1 час

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс Босова 1 час»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ.


В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действи­тельности. В связи с этим ожидаемые результаты:


  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование информационной картины мира происходит через:

  • понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;

  • умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;

  • анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.


  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:

  • целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;

  • анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;

  • оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;

  • применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.


  1. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.


  1. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.


  1. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.


  1. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

  • получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;

  • использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;

  • освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Особенность данной программы в том, что она предназначена для классов малокомплектных школ, в которых на уроке присутствуют разноуровневые учащиеся (в том числе дети с ОВЗ (ЗПР). Учащимся с ОВЗ темы предлагаются те же, что и всем, для них только практические задания предлагаются более легкие. Кроме того, в связи с переходом на ФГОС, содержание учебника изменилось и большинство тем, изучаемых ранее в 9 класса, перешло в учебник для 8 класса. Соответственно появилась возможность часть вопросов ОГЭ 9 класса изучить уже в 8 классе (практические задания при этом берутся несложные, с учетом того, что в 9 классе тоже будет проводиться подготовка к ОГЭ). Уроки информатики строятся следующим образом: опрос учащихся с целью выявить степень усвоения предыдущего материала, доведение нового материала, практическое закрепление нового материала.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Математические основы информатики (9 ч)


Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации (7 ч)


Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования на языке Паскаль (19 ч)


Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Таблица тематического распределения количества часов



Тема



Количество часов

Авторская программа Л.Л. Босовой

Рабочая программа

1

Введение

1

-

2

Математические основы информатики

12

9

3

Основы алгоритмизации

10

7

4

Начала программирования на языке Паскаль

9

19

5

Резерв

2

-


ИТОГО:

34

35


Количество контрольных и практических работ


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Входное тестирование



1

2

Математические основы информатики

9

7

1

3

Основы алгоритмизации

7

6

1

4

Начала программирования на языке Паскаль

19

15

2

5

Итоговое тестирование



1


ИТОГО:

35

28

6



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8 классе учащиеся получат представление:



  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

При выполнении контрольной работы в виде тестирования.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100%

Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или

если учащийся не приступал к работе.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1 – 2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)

п/п

Тема урока

Учебник

Дата план

Дата факт

Математические основы информатики

1

(1)

Техника безопасности на уроках информатики. Правила пожарной безопасности. Повторение материала, изученного в курсе информатики 7 класса.

Учебник информатики 7 класс, конспекты

05/09

06/09


2

(2)

Входной мониторинг.
Контрольная работа № 1


12/09

13/09


3

(3)

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

§1.1.1-1.1.7,
Задания № 1-23 стр. 14-16

19/09

20/09


4

(4)

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

§1.2.1-1.2.2,
Задания № 1-10 стр. 21

26/09

27/09


5

(5)

Высказывание. Логические операции. Свойства логических операций.

§1.3.1-1.3.3,
Задания 1-7 стр. 37-38



6

(6)

Построение таблиц истинности для логических выражений.

§1.3.3-1.3.4,
Задания № 8-9 стр.39
Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45



7

(7)

Решение логических задач с помощью таблиц истинности. Логические элементы

§1.3.5-1.3.6
Задания № 10-15 стр. 39-40
Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45



8

(8)

Решение логических задач путем преобразования логических выражений. Подготовка к контрольной работе

§1.3.5-1.3.6
Задание № 16 стр. 40
Тестовые задания для самоконтроля № 1 -20 стр. 41-45



9

(9)

Контрольная работа № 2 по теме «Математические основы информатики»




Основы алгоритмизации

10
(1)

Алгоритмы и исполнители. Понятие и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Словесный способ записи. Блок-схемы. Алгоритмические языки

§2.1.1-2.1.4,

Задания № 1-20 стр. 54-56
§2.2.1-2.2.3,
Задания № 1-9 стр. 62
Задания № 1-13 стр. 98-100



11
(2)

Объекты алгоритмов. Величины. Выражения. Команды присваивания.

§2.3.1-2.3.3
Задания № 1-19 стр.70-72
Задания № 14-16 стр. 100



12
(3)

Алгоритмическая конструкция Следование.

§2.4.1,
Задания № 1-10 стр. 92-93
Задания № 17-21 стр. 100-102



13
(4)

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления.

§2.4.2,
Задания № 11-23 стр. 93-94
Задания № 17-21 стр. 100-102



14
(5)

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления.

§2.4.2,
Задания № 11-23 стр. 93-94
Задания № 17-21 стр. 100-102



15
(6)

Алгоритмическая конструкция повторение

§2.1-2.4.2, 2.4.3,
Задания № 24-34 стр. 94-96
Задания № 17-21 стр. 100-102



16
(7)

Контрольная работа № 3 по теме «Основы алгоритмизации»




Начала программирования на языке Паскаль

17
(1)

Алфавит и словарь языка программирования Паскаль. Типы данных используемых в языке Паскаль.

§ 3.1.1, 3.1.2.

Задания № 1-7 стр.112



18
(2)

Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания.

§ 3.1.3, 3.1.4.

Задания № 8-12 стр. 112-113



19
(3)

Практическая работа по теме «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

§ 3.1.1- 3.1.4.

Задания № 1-12 стр.112-113



20
(4)

Организация ввода и вывода данных. Первая программа на Pascal

§ 3.2.1-3.2.3

Задания № 1-11 стр. 119



21
(5)

Практическая работа по теме «Организация ввода и вывода данных».

§ 3.2.1-3.2.3

Задания № 1-11 стр. 119



22
(6)

Программирование линейных алгоритмов. Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. Символьный и строковый типы данных.

§ 3.3.1-3.3.3

Задания № 1-16 стр. 125-128



23
(7)

Практическая работа по теме «Программирование линейных алгоритмов».

§ 3.3.1-3.3.3

Задания № 1-16 стр. 125-128



24
(8)

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§ 3.4.1-3.4.3

Задания № 1-16 стр. 133-136



25
(9)

Практическая работа по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов».

§ 3.4.1-3.4.3

Задания № 1-16 стр. 133-136



26
(10)

Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации»




27

(1)

Решение задач по теме «Программирование линейных алгоритмов и разветвляющихся алгоритмов»

§ 3.3.1-3.3.3, 3.4.1-3.4.3

Задания № 1-16 стр. 125-128, № 1-16 стр. 133-136




28

(2)

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

§ 3.5.1.

Задания № 1-5 стр. 141-142



29

(3)

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

§ 3.5.2

Задания № 6-9 стр. 142-143



30

(4)

Программирование циклов с заданным числом повторений.

§ 3.5. 3

Задания № 10-18 стр. 143-144



31

(5)

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

§ 3.5. 4

Задания № 1-18 стр.141-144



32

(6)

Решение задач на Pascal

§3.1-§3.5.

Задания к §3.1-§3.5.



33

(7)

Контрольная работа № 5 по теме «Начала программирования»

Повторить §3.1-§3.5. и задания к этим параграфам



34

(8)

Итоговая контрольная работа
№ 6 по итогам обучения за год




35

(9)

Анализ контрольных работ. Подведение итогов обучения за год. Задачи на следующий год обучения.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!