СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС к учебнику Босовой Л.Л

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС к учебнику Босовой Л.Л»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  3. ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)

  4. Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от ______________ №_________);

  5. Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от ______________ №_________);

  6. Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.



Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по информатике для 8 класса.



  1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

  2. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013



Особенности класса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс 5-6 класс и базовый 7-9 класс. В классе обучаются дети с задержкой психического развития.

В классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому сохраняется основное содержание образования информатики, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Важнейшими коррекционными задачами курса информатики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по информатике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные, теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении информатики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

• дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;

• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;

• активизация речи детей в единстве с их мышлением;

• выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;

• формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.

На доске обязательно написан план урока.

Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.

Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.

Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.

Применяются коррекционные игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение и физкультминутки.

Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • ориентирование на индивидуализацию учебной деятельности и подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных на­выков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, уме­ний и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, ис­следовательской деятельности и т. д.);

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

В 8 классе необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание; планирование, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция; оценка;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика в 8 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.

  • Содержание учебного предмета информатика в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.

  • Содержание учебного предмета по информатике способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

  • В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы)или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование и контрольная работа.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

Формы текущего контроля:

      • устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.д.);

      • письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);

      • выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).

  • Общая характеристика учебного предмета информатика отображена в образовательной программе образовательного учреждения.

  • Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету информатика отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатики на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.


2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



Номер урока

Раздел и тема урока

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Общее количество часов

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.


1

Раздел 1. Математические основы информатики


2.

Общие сведения о системах счисления


1

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика


1

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления


1

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q


1

6.

Представление целых чисел и вещественных чисел

Проект №1 «Как возникли различные системы счисления»


1

Контрольная работа № 1«Математические основы информатики».

1

8.

Высказывание. Логические операции.

1

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10.

Свойства логических операций.

1

11.

Решение логических задач

1

12.

Логические элементы

1

13.

Контрольная работа № 2 «Элементы математической логики»


Раздел 2. Основы алгоритмизации


14.

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.. Объекты алгоритмов.

Проект №2 «Где и как можно использовать роботов?»


1

15.

Понятие величины. Типы величин.


1

16.

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления


1

17.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы


1

18.

Алгоритм с заданным условием окончания работы. Алгоритм с заданным числом повторений.



1

19.

Решение задач на использование циклических конструкций.



1

20.

Подготовка к контрольной работе№3 « Основы алгоритмизации»


1

21.

Контрольная работа №3 « Основы алгоритмизации»



Раздел 3. Начало программирования


22.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Проект №3 «Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития»


1

23.

Организация ввода и вывода данных


1

24.

Программирование линейных алгоритмов


1

25.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.


1

26.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.


1

27.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.


1

28.

Решение задач на применение конструкции циклов


1

29.

Решение задач на применение конструкции циклов. Самостоятельная работа


1

30.

Подготовка к контрольной работе №4 «Основные конструкции алгоритмических языков»



1

31.

Повторение изученного. Алгоритмы.

Проект №4 «Кроссворды по информатике»

1

32.

Повторение изученного. Программирование.



33.

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса


1

34.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса



Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса

Номер урока

Тема урока

Основные понятия

Практические работы

Количество часов

ИКТ

Формы контроля

Дата

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.



1

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

презентация «Техника безопасности»



Раздел 1. Математические основы информатики

2.

Общие сведения о системах счисления

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Практическая работа № 1 «Работа с тренажером «Развернутая запись числа»

1

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран,

презентации


Текущий (опрос)


3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика


1

Текущий



4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

Практическая работа №2 «Вычисления с помощью компьютерного калькулятора»

1

Текущий

(письменный)



5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Практическая работа №3 «Работас интерактивным тренажером «Числа в памяти ПК»

1

Текущий

(пр.р)


6.

Представление целых чисел и вещественных чисел


1



7.

Контрольная работа № 1«Математические основы информатики».


1

Текущий

К.р



8.

Высказывание. Логические операции.


1



9.

Построение таблиц истинности для логических выражений


1

Текущий

(письменный)


10.

Свойства логических операций.

Практическая работа №4 «Работа с файлом «Решение логических задач»


1

Текущий

(опрос,пр.р)


11.

Решение логических задач

Практическая работа №5 «логические элементы»

1

Текущий

(пр.р)


12.

Логические элементы


1

Текущий (опрос)


13.

Контрольная работа № 2 «Элементы математической логики»


1

Текущий

К.р


Раздел 2. Основы алгоритмизации

14.

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.. Объекты алгоритмов.

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.


1

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран,

презентации , использование интерактивной доски


Текущий

(опрос)


15.

Понятие величины. Типы величин.

Практическая работа №6 « Работа с учебным исполнителем»

1

Текущий

(пр.р)


16.

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления

Практическая работа №7 « Работа с учебным исполнителем»

1

Текущий

(пр.р)


17.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы


1

Текущий

(опрос)


18.

Алгоритм с заданным условием окончания работы. Алгоритм с заданным числом повторений.


Практическая работа №8 « Работа с учебным исполнителем»

1

Текущий

(пр.р)


19.

Решение задач на использование циклических конструкций.



1

Текущий

(опрос)


20.

Подготовка к контрольной работе№3 « Основы алгоритмизации»


1



21.

Контрольная работа №3 « Основы алгоритмизации»


1

Текущий

(к.р)
















Раздел 3. Основы программирования


22.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.


1

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран,

презентации , использование интерактивной доски


Текущий

(опрос)


23.

Организация ввода и вывода данных

Практическая работа №9 « Работа с Pascal ABC»

1

Текущий

(пр.р)


24.

Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа №10 « Работа с Pascal ABC. Составление линейных алгоритмов»

1

Текущий

(пр.р)


25.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.


1

Текущий

(опрос)


26.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

Практическая работа №11 « Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием ветвления»

1

Текущий

(пр.р)


27.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.



Текущий

(опрос)


28.

Практическая работа №12 « Работа с Pascal ABC. Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием циклов»

Практическая работа №12 « Работа с Pascal ABC. Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием циклов»

1

Текущий (пр.р)


29.

Решение задач на применение конструкции циклов. Самостоятельная работа


1

Текущий

(письменный)


30.

Подготовка к контрольной работе №4 «Основные конструкции алгоритмических языков»



1




31.

Повторение изученного. Алгоритмы.


1




32.

Повторение изученного. Программирование.



1




33.

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса







34.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса




Тестирование с использование компьютера

Текущий

(к.р)


3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!