ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа по информатике в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)
ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)
Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от ______________ №_________);
Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от ______________ №_________);
Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по информатике для 8 класса.
Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Особенности класса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс 5-6 класс и базовый 7-9 класс. В классе обучаются дети с задержкой психического развития.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому сохраняется основное содержание образования информатики, но дополняется своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса информатики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по информатике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные, теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении информатики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
• дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
• активизация речи детей в единстве с их мышлением;
• выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
• формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.
На доске обязательно написан план урока.
Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.
Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.
Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.
Применяются коррекционные игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение и физкультминутки.
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
ориентирование на индивидуализацию учебной деятельности и подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
В 8 классе необходимо решить следующие задачи:
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание; планирование, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция; оценка;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика в 8 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета информатика в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета по информатике способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы)или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование и контрольная работа.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Формы текущего контроля:
устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов и т.д.);
письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Общая характеристика учебного предмета информатика отображена в образовательной программе образовательного учреждения.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету информатика отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатики на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер урока | Раздел и тема урока | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | Общее количество часов |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | 1 |
Раздел 1. Математические основы информатики | |
2. | Общие сведения о системах счисления | | 1 |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | 1 |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | | 1 |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | | 1 |
6. | Представление целых чисел и вещественных чисел | Проект №1 «Как возникли различные системы счисления» | 1 |
| Контрольная работа № 1«Математические основы информатики». | 1 |
8. | Высказывание. Логические операции. | 1 |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 |
10. | Свойства логических операций. | 1 |
11. | Решение логических задач | 1 |
12. | Логические элементы | 1 |
13. | Контрольная работа № 2 «Элементы математической логики» | |
Раздел 2. Основы алгоритмизации | |
14. | Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.. Объекты алгоритмов. | Проект №2 «Где и как можно использовать роботов?» | 1 |
15. | Понятие величины. Типы величин. | | 1 |
16. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления | | 1 |
17. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | | 1 |
18. | Алгоритм с заданным условием окончания работы. Алгоритм с заданным числом повторений. | | 1 |
19. | Решение задач на использование циклических конструкций. | | 1 |
20. | Подготовка к контрольной работе№3 « Основы алгоритмизации» | | 1 |
21. | Контрольная работа №3 « Основы алгоритмизации» | | |
Раздел 3. Начало программирования | |
22. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Проект №3 «Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития» | 1 |
23. | Организация ввода и вывода данных | | 1 |
24. | Программирование линейных алгоритмов | | 1 |
25. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | | 1 |
26. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | | 1 |
27. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | | 1 |
28. | Решение задач на применение конструкции циклов | | 1 |
29. | Решение задач на применение конструкции циклов. Самостоятельная работа | | 1 |
30. | Подготовка к контрольной работе №4 «Основные конструкции алгоритмических языков» | | 1 |
31. | Повторение изученного. Алгоритмы. | Проект №4 «Кроссворды по информатике» | 1 |
32. | Повторение изученного. Программирование. | | |
33. | Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса | | 1 |
34. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | | |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса
Номер урока | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Количество часов | ИКТ | Формы контроля | Дата |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | | 1 | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. презентация «Техника безопасности» | | |
Раздел 1. Математические основы информатики |
2. | Общие сведения о системах счисления | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Практическая работа № 1 «Работа с тренажером «Развернутая запись числа» | 1 | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентации | Текущий (опрос) | |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | 1 | Текущий | |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Практическая работа №2 «Вычисления с помощью компьютерного калькулятора» | 1 | Текущий (письменный) | |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Практическая работа №3 «Работас интерактивным тренажером «Числа в памяти ПК» | 1 | Текущий (пр.р) | |
6. | Представление целых чисел и вещественных чисел | | 1 | | |
7. | Контрольная работа № 1«Математические основы информатики». | | 1 | Текущий К.р | |
8. | Высказывание. Логические операции. | | 1 | | |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | | 1 | Текущий (письменный) | |
10. | Свойства логических операций. | Практическая работа №4 «Работа с файлом «Решение логических задач» | 1 | Текущий (опрос,пр.р) | |
11. | Решение логических задач | Практическая работа №5 «логические элементы» | 1 | Текущий (пр.р) | |
12. | Логические элементы | | 1 | Текущий (опрос) | |
13. | Контрольная работа № 2 «Элементы математической логики» | | 1 | Текущий К.р | |
Раздел 2. Основы алгоритмизации |
14. | Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов.. Объекты алгоритмов. | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | | 1 | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентации , использование интерактивной доски | Текущий (опрос) | |
15. | Понятие величины. Типы величин. | Практическая работа №6 « Работа с учебным исполнителем» | 1 | Текущий (пр.р) | |
16. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и неполная форма ветвления | Практическая работа №7 « Работа с учебным исполнителем» | 1 | Текущий (пр.р) | |
17. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | | 1 | Текущий (опрос) | |
18. | Алгоритм с заданным условием окончания работы. Алгоритм с заданным числом повторений. | Практическая работа №8 « Работа с учебным исполнителем» | 1 | Текущий (пр.р) | |
19. | Решение задач на использование циклических конструкций. | | 1 | Текущий (опрос) | |
20. | Подготовка к контрольной работе№3 « Основы алгоритмизации» | | 1 | | |
21. | Контрольная работа №3 « Основы алгоритмизации» | | 1 | Текущий (к.р) | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Раздел 3. Основы программирования | |
22. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | | 1 | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентации , использование интерактивной доски | Текущий (опрос) | |
23. | Организация ввода и вывода данных | Практическая работа №9 « Работа с Pascal ABC» | 1 | Текущий (пр.р) | |
24. | Программирование линейных алгоритмов | Практическая работа №10 « Работа с Pascal ABC. Составление линейных алгоритмов» | 1 | Текущий (пр.р) | |
25. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | | 1 | Текущий (опрос) | |
26. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Практическая работа №11 « Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием ветвления» | 1 | Текущий (пр.р) | |
27. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | | | Текущий (опрос) | |
28. | Практическая работа №12 « Работа с Pascal ABC. Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием циклов» | Практическая работа №12 « Работа с Pascal ABC. Работа с Pascal ABC. Составление программ с использованием циклов» | 1 | Текущий (пр.р) | |
29. | Решение задач на применение конструкции циклов. Самостоятельная работа | | 1 | Текущий (письменный) | |
30. | Подготовка к контрольной работе №4 «Основные конструкции алгоритмических языков» | | 1 | | | |
31. | Повторение изученного. Алгоритмы. | | 1 | | | |
32. | Повторение изученного. Программирование. | | | 1 | | | |
33. | Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса | | | | | | |
34. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | | | | Тестирование с использование компьютера | Текущий (к.р) | |
3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.