СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и Примерной программы основного общего образования по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике и в соответствии с учебным планом основной образовательной программы МБОУ «Техтюрская СОШ им. А.Д. Широких».. Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебников «Информатика и ИКТ», 9 класс, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

В рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению обучающимися. Рабочая программа полностью выполняет требования федерального базисного учебного плана, поэтому содержание курса соответствует примерной программе.


Ппланируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.




Содержание учебного предмета


Название темы

Количество часов

1

Моделирование и формализация

9

2

Алгоритмизация и программирование

8

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

4

Коммуникационные технологии

10

5

Повторение

1


Итого:

34



ТЕМА1. Моделирование и формализация

Основные понятия:модель, натурная модель, информационная модель, реляционная модель данных, запись, поле, ключ, модель знаний, база данных, информационная система, СУБД.

Моделирование как метод познания. Формализация. Классификация моделей. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

Назначение и основные возможности базы данных. СУБД. Типы баз данных (реляционная, иерархическая, сетевая). Объекты базы данных: поле, запись.

Представление данных в режимах таблицы и формы. Создание и редактирование баз данных. Обработка данных: сортировка, поиск, фильтрация.

ТЕМА 2. Алгоритмизация и программирование.

Основные понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, СКИ, программа., присваивание, ввод, вывод, цикл работы процессора, микропроцессор.Способы описания алгоритма. Свойства алгоритмов. Понятие исполнителей. Примеры исполнителей. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры. Вспомогательный алгоритм. Библиотека алгоритмов. Язык программирования. Алфавит языка. Константы и переменные. Стандартные функции. Арифметические выражения. Оператор присваивания. Операторы ввода/вывода Операторы условного и безусловного перехода. Сложные условия с логическими связками. Операторы цикла. Табулирование функции. Вычисление сумм, произведений. Символьные переменные и функции. Решение задач с символьными переменными. Определение массива. Размер, размерность массива. Понятие индекса и элемента. Описание массива. Ввод и вывод массива. Обработка элементов одномерного массива. Подпрограмма. Вход в подпрограмму и выход из нее. Решение задач с использованием подпрограмм. Графические операторы.

ТЕМА 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах

Основные понятия: электронная таблица, табличные процессоры, абсолютная и относительная адресация, статистические функции, диаграмма.

Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка).

Построение диаграмм. Использование диаграмм для решения задач.

ТЕМА 4. Коммуникационные технологии

Основные понятия:компьютерная сеть, локальная, глобальная сети, канал связи, модем, сервер, клиент, протокол, электронная почта, телеконференция, Интернет.

Передача информации между ПК. Линии (каналы) связи. Модем, его назначение. Локальные и глобальные компьютерные сети. Понятие "клиент- сервер". Основные услуги компьютерных сетей. Internet. Электронная почта. Понятие "отложенного чтения". Структура электронного письма. Адресация в системе электронной почты. Основы технологии WWW. Гипертекст. Поиск информации в Internet.

ТЕМА 5. Повторение

Формы контроля

В 9 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе, системах автоматизированного компьютерного тестирования.



Календарно-тематическое планирование




Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Моделирование и формализация

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ.

1

7.09


2

Моделирование как метод познания

1

14.09


3

Знаковые модели

1

21.09


4

Графические модели. Графы

1

28.09


5

Табличные модели

1

5.10


6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

12.10


7

Система управления базами данных

1

19.10


8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

26.10


9

Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация»

1

9.11


Алгоритмизация и программирование

10

Этапы решения задачи на компьютере.

1

16.11


11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение и вывод массива. Использование циклов

1

23.11


12

Вычисление суммы элементов массива

1

30.11


13

Последовательный поиск в массиве

1

7.12


14

Сортировка массива

1

14.12


15

Решение задач с использованием массивов

1

21.12


16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции

1

11.01


17

Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

18.01


Обработка числовой информации в электронных таблицах

18

Основные режимы работы ЭТ

1

25.01


19

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

1.02


20

Встроенные функции. Логические функции

1

8.02


21

Сортировка и поиск данных

1

15.02


22

Построение диаграмм и графиков

1

22.02


23

Контрольная работа №3 по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

1.03


Коммуникационные технологии

24

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

15.03


25

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

29.03


26

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

1

5.04


27

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

12.04


28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

1

19.04


29

Технологии создания сайта

1

26.04


30

Содержание и структура сайта

1

3.05


31

Оформление сайта

1

10.05


32

Размещение сайта в Интернете

1

17.05


33

Контрольная работа №4 по теме «Коммуникационные технологии»

1

24.05


Повторение

34

Информационные технологии

1

31.05