СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс.»

Пояснительная записка
  • Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»

  • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Программа рассчитана на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю). Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2015-2016 учебном году ориентировано на использование учащимися учебников для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту полного общего образования.

В связи с проведением школьного этапа всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ с 15 сентября по 15 октября, а муниципального с 01 ноября по 25 декабря в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников», в рабочей программе темы «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера» перенесены в первый семестр.

Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные вычисления на компьютере», «Программное управление работой компьютера» рабочей программы. Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

Общая характеристика учебного предмета

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;



  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно-распространяемой системы программирования на Паскале (ABC-Pascal, Free Pascal и др.).

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и 9 классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.







Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ»

9 класс

Тема

Количество часов

Управление и алгоритмы

13

Программное управление работой компьютера

44

Информационное моделирование

6

4.

Контрольная работа № 1

1

5.

Контрольная работа № 2

1

6.

Контрольная работа № 3

1

Итого:

66


Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ п/п

Наименование

разделов и тем уроков

Средства обучения

Тип урока

Содержание урока

Домашнее задание по учебнику

Дата проведения занятия

Теория


Практика

план

факт

Модуль 1. Управлеие и кибернетика (13 часов)


1

Управление и алгоритмы

1.1

Техника безопасности.

Управление и кибернетика.


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение техники безопасности. Изучение нового материала

Кибернетическая модель управления.

Управление без обратной связи.

Возникновение кибернетики.

Понятие управления без обратной связи.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.



§1

вопросы и задание стр.9

1-5 сент.






1.2

Управление с обратной связью.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Комбинированный урок

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

Понятие обратной связи.

Циклы и ветвления в алгоритмах.

Системы с программным управлением.

Блок-схемы алгоритмов.

Команда цикла с предусловием.



§2

вопросы и задание стр.13

1-5 сент.



1.3

Определение и свойства алгоритма

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Комбинированный урок

Определение и свойства алгоритма.

Понятие алгоритма и его свойства.


Построение линейных алгоритмов.

§3

вопросы и задание стр.17


7-12 сент.







1.4

Графический учебный исполнитель.

П.Р №1. Работа с учебным исполнителем.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Комбинированный урок

Понятие исполнителя алгоритма.

Графический учебный исполнитель: назначение, среда, система команд, режимы работы. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов

Выполнение практического задания. Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя.

Отладка алгоритма.

Выполнение алгоритма.

Сохранение созданного алгоритма

§4

вопросы и задание стр.23


7-12 сент.


1.5

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Понятие вспомогательного алгоритма.

Обращение к вспомогательному алгоритму.

Описание вспомогательных алгоритмов.

Метод последовательной детализации.

Сборочный метод.


§5

вопросы и задание стр.28

14-19 сент.




1.6

Практическая работа №2

«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Применение вспомогательных алгоритмов при написании программ управления учебным исполнителем.

§5

вопросы и задание стр.28

Работа над ошибками

14-19 сент.



1.7

Циклические алгоритмы

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

 Понятие цикла,

виды циклов;

циклические алгоритмы.


§6

вопросы и задание стр.33


21-26 сент.








1.8

Практическая работа №3 «Работа с циклами»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Работа с циклами.

Применение циклов в управлении учебным исполнителем.

§6

вопросы и задание стр.33

Работа над ошибками

21-26 сент.


1.9

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Команда ветвления.

Неполная форма ветвления.

Примеры задач с использованием двухшаговой детализации.


§7

вопросы и задание стр.39



28 сент.-

3 окт.






1.10

Практическая работа №4 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений».


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа

Команда ветвления.

Неполная форма ветвления.

Примеры задач с использованием двухшаговой детализации.


Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.

Применение ветвлений.

Применение метода последовательной детализации.


§7

вопросы и задание стр.39



28 сент.-

3 окт.


1.11

Итоговая практическая работа №5 «Итоговое задание по алгоритмизации»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Итоговое задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания

§7

вопросы и задание стр.39



5-10 окт





1.12

Автоматизированные и автоматические СУ.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Понятие АСУ и что такое САУ; простые автоматы; 
ЦАП – АЦП преобразование; 
схема САУ; управление в режиме реального времени;  контроллеры и микропроцессоры в САУ.


П.1.1.

вопросы и задание стр.46


5-10 окт



1.13

Использование рекурсивных процедур.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Понятия рекурсивного объекта и рекурсивного

определения, рекурсивные алгоритмы.



П.1.2

вопросы и задание стр.50


12-17 окт.





1.14

Практическая работа №4 «Трассировка алгоритма».


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Рассмотрение примера алгоритма с использованием рекурсивной процедуры.

П.1.2

вопросы и задание стр.50

12-17 окт.


1.15

КР №1 по теме «Управлеие и кібернетика»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Урок проверки и оценки знаний



§1-7 стрр.9-62

Работа над ошибками

19-24 окт.






Модуль2. Введение в программирование.

1.16

Что такое программирование

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

язык программирования, системы программирования, компьютер как исполнитель алгоритмы, величины, системы команд, команда присваивания, команды ввода и вывода;


§8

вопросы и задание стр.62


19-24 окт.


1.17

Алгоритмы работы с величинами.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Комбинированный урок

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

Программирование – профессиональный вид деятельности.

Языки и системы программирования.

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Постоянные и переменные величины.

Три основных типа величин: числовой, символьный, логический.

Система команд.

Команда присваивания.

Команды ввода и вывода.

Знакомство с системой программирования

§9

вопросы и задание стр.64


26-31 окт.


1.18

Практическая работа №6 «Решение задач, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Решение задач.

§9

вопросы и задание стр.64

Работа над ошибками

26-31 окт.


1.19

Линейные и вычислительные алгоритмы

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Линейные вычислительные алгоритмы.

Понятие линейного вычислительного алгоритма.



§10

вопросы и задание стр.69


12-13 ноябрь







1.20

Практическая работа №7 «Выполнение заданий с использованием линейных и вычислительных алгоритмов.»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение заданий.

§10

вопросы и задание стр.69

Работа над ошибками

12-13 ноябрь


1.21

Знакомство с языком Паскаль.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Возникновение и назначение Паскаля.

Структура программы на Паскале. Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений.

Пунктуация Паскаля.

Обмен значения двумя переменных


§11

вопросы и задание стр.74


16-21 ноябрь








1.22

Практическая работа № 8

«Знакомство с языком Паскаль. Правила записи арифметических выражений. Пунктуация Паскаля»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Знакомство с языком Паскаль.


§11

вопросы и задание стр.74

Работа над ошибками.

16-21 ноябрь


1.23

Практическая работа № 9

«Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов.

Работа со встроенным редактором системы Турбо-Паскаль.

Компиляция программы.

Отладка программа и исправление ошибок.

Выполнение программы и просмотр результатов.

Тестирование программы.

Сохранение программы в файле.

Загрузка программы из файла.

§11

вопросы и задание стр.74

Работа над ошибками.

23-28 ноябрь




1.24

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Оператор ветвления.

Представление ветвлений на языке алгоритмическом языке. Трассировка алгоритмов. Целый и вещественный типы данных. Примеры сложных ветвящихся алгоритмов.

Оператор ветвления в Паскале.

Примеры программирования диалогов


§12

вопросы и задание стр.80


23-28 ноябрь




1.25

Практическая работа № 10

«Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания.

Использование оператора ветвления.

Тестирование программы, использующей ветвления.

Программирование диалога с компьютером

§12

вопросы и задание стр.80

Работа над ошибками.

30 ноябрь-5 дек.





1.26

Практическая работа № 11

«Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

Использование оператора ветвления.

Тестирование программы.


§12

вопросы и задание стр.80

Работа над ошибками.

30 ноябрь-5 дек.


1.27


Программирование ветвлений на Паскале

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Представление ветвлений на алгоритмическом языке.



§13

вопросы и задание стр.86

7-12 дек.







1.28









Практическая работа № 12 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Выполнение практического задания.

Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления

§13

вопросы и задание стр.86

Работа над ошибками.

7-12 дек.


1.29

Практическая работа № 13

«Программирование ветвлений на Паскале».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления

§13

вопросы и задание стр.86

Работа над ошибками.

14-19 дек.






1.30

Программирование диалога с компьютером.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Комбинированный урок

Составление программ с использованием условного оператора

Решение задач с помощью оператора ветвления

§14

вопросы и задание стр.91


14-19 дек.


1.31

Практическая работа №14

«Программирование диалога с компьютером.»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

§14

вопросы и задание стр.91

Работа над ошибками.

21-31 дек.


1.32

Практическая работа №15

«Программирование диалога с компьютером.»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

Использование оператора ветвления.

Тестирование программы, использующей ветвления.

Программирование диалога с компьютером

§14

вопросы и задание стр.91

Работа над ошибками

21-31 дек.


1.33

Программирование циклов.


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Изучение нового материала

Циклы на языке Паскаль.

Этапы решения расчётной задачи на компьютере.

Программирование циклов с предусловием на Паскале

Построение трассировочных таблиц для программ, использующих циклы.

Алгоритм Евклида.


§15

вопросы и задание стр.94

Работа над ошибками

11-16 янв.






1.34

Практическая работа № 16

«Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

Тестирование программ, использующих циклы.

§15

вопросы и задание стр.94

Работа над ошибками

11-16 янв.


1.35

Практическая работа № 17

«Разработка программ c использованием цикла с постусловием ».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Выполнение практического задания.

Разработка программ с использованием цикла с постусловием.

Тестирование программ, использующих циклы.

§15

вопросы и задание стр.94

Работа над ошибками

18-23 янв.






1.36

Алгоритм Евклида

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.


Цикл, блок-схема, трассировочная таблица, программа на АЯ и на Паскале


§16

вопросы и задание стр.101

18-23 янв.


1.37

Практическая работа № 18

«нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран.

Практическая работа


Составление программы нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел

§16

вопросы и задание стр.101

Работа над ошибками

25-30 янв.






1.38

Практическая работа № 19

«нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания.


§16

вопросы и задание стр.101

Работа над ошибками

25-30 янв.


1.39

Таблицы и массивы

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Одномерные массивы в Паскале.

Понятие массива.

Ввод и вывод элементов массива.

Формат вывода.

Цикл с параметром.

Описание и обработка одномерных массивов на Паскале.


§17

вопросы и задание стр.105


1-6 фев.






1.40

Практическая работа № 20 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Разработка программ с использованием одномерных массивов.

Тестирование программ, использующих массивы.

Использование формата вывода.


§17

вопросы и задание стр.105

Работа над ошибками

1-6 фев.


1.41

Практическая работа № 21

«Разработка программ обработки одномерных массивов».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания. Разработка программ с использованием одномерных массивов.



§17

вопросы и задание стр.105

Работа над ошибками

8-13 февр.





1.42

Массивы в Паскале.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Массив, таблица, индекс, структурированный тип, эффективность использования массивов при обработке большого количества данных.


§18

вопросы и задание стр.110


8-13 февр.


1.43

Практическая работа № 22

«Разработка программ цикла с параметром»


Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала



§18

вопросы и задание стр.110

15-20 февр.





1.44

Одна задача обработки массива.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Случайные числа; 
датчик случайных чисел на Паскале; 
алгоритм поиска числа в массиве;
программа поиска числа в массиве.


§19

вопросы и задание стр.115


15-20 февр.


1.45

Практическая работа № 23

«Разработка программ поиска числа в массиве»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания.

§19

вопросы и задание стр.115

Работа над ошибками.

22-27 февр.


1.46

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран


Запись на языке программирования простых циклических алгоритмов обработки одномерного массива чисел , поиск элементов массива, отвечающих заданному условию, сортировки массива. 


§20

вопросы и задание стр. 119.

22-27 февр.


1.47

Практическая работа № 24

«Разработка программ поиска максимума и минимума в массиве»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Разработка программы определение максимального и минимального значений в числовом массиве

§20

вопросы и задание стр. 119.

Работа над ошибками

1-6 март




1.48

Практическая работа № 25

«Разработка программ поиска максимума и минимума в массиве»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания. Разработка программы определение максимального и минимального значений в числовом массиве

§20

вопросы и задание стр. 119.

Работа над ошибками


1-6 март


1.49

Сортировка массива

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Одномерный массив, значение элемента массива, индекс элемента массива,

алгоритмы сортировки одномерных массивов: сортировка методом выбора, сортировка методом обмена (метод "пузырька").


§21

вопросы и задание стр. 125.


8-13 март





1.50

Практическая работа № 26

«Разработка программ сортировки массива методом выбора».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Разработка программ

методом выбора

§21

вопросы и задание стр. 125.

Работа над ошибками

8-13 март


1.51

Практическая работа № 27

«Разработка программ сортировки массива методом обмена».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Разработка программ

методом обмена (метод "пузырька").

§21

вопросы и задание стр. 125.

Работа над ошибками

15-20 март





1.52

Практическая работа № 28

«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве (Что такое случайные числа.

Датчик случайных чисел в Паскале.

Алгоритм поиска числа в массиве

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Выполнение практического задания .

Формирование массива случайных чисел.

Разработка программ с использованием алгоритма поиска числа в массиве.

§21

вопросы и задание стр. 125.

Работа над ошибками

15-20 март


1.53

Программирование перевода чисел из одной СС в другую. Двоичная система сичиления.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Система счисления,

перевод чисел из одной системы в другую и арифметики двоичных чисел.


П.2.1

вопросы и задание стр. 132.


1-10 апр.





1.54

Практическая работа № 29

« Разработка программы перевода двоичного числа в десятичную систему счисления»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания. Разработка программы перевода двоичного числа в десятичную систему счисления

П.2.1

вопросы и задание стр. 132.

Работа над ошибками

1-10 апр.


1.55

Практическая работа № 30

«Разработка программы перевода числа из двоичной системы в восьмеричную систему счисления»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практического задания. Разработка программы перевода двоичного числа в восьмеричную систему счисления

П.2.1

вопросы и задание стр. 132.

Работа над ошибками

12-17 апр.




1.56

Сложность алгоритмов.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала



П.2.2

вопросы и задание стр. 136.


12-17 апр.


1.57

Практическая работа № 31

«Разработка программы вложенного ветвления»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


Выполнение практической работы.

Разработка программы на Паскале для решения квадратного уравнения .


П.2.2

вопросы и задание стр. 136.

Работа над ошибками.

19-24 апр.







1.58

О языках программирования (ЯП) и трансляторах.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Возникновение и назначение Паскаля, структура программы на Паскале, операторы ввода, вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаля


П.2.3

вопросы и задание стр. 141.


19-24 апр.


1.59

История языков программирования.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Поколения и языки программирования, эволюцию ЯП в связи с развитием техники, этапы развития языков программирования


П.2.4

вопросы и задание стр. 147.


26-30 апр.






1.60

Итоговая практическая работа № 32

29«Решение задач на обработку массивов».

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Практическая работа


«Решение задач на обработку массивов»

П.2.4

вопросы и задание стр. 147.

Работа над ошибками

26-30 апр.


1.61

Контрольная работа №2

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Урок проверки и оценки знаний



П.2.4

вопросы и задание стр. 147.

Работа над ошибками

3-8 май.





Модуль 3. Информационные технологии и общество.

1. 62

Предыстория информатики.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации), история их возникновения и развития.


§22

вопросы и задание стр. 158.


3-8 май.


1. 63

История ЭВМ.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Историей развития вычислительной техники, поколения ЭВМ.


§23

вопросы и задание стр. 166.

10-15 май.






1.64

История ПО и ИКТ.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Структура программного обеспечения; история систем программирования; 

история системного ПО; 

история прикладного ПО; ИКТ и их приложения


§24

вопросы и задание стр. 175.


10-15 май.


1.65

Информационные ресурсы современного общества.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Информационное общество,

рынок информационных продуктов и услуг, инфраструктура информационного рынка, информационные продукты и услуги, классификация услуг, функции информационного бизнеса


§25

вопросы и задание

стр. 185.


17-22 май.






1.66

Проблемы формирования современного общества.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Информационное общество, информатизация, основные проблемы "информационного общества", основные меры обеспечения информационной безопасности.


§26

вопросы и задание

стр. 188.


17-22 май.



1.67

Информационная безопасность.

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Изучение нового материала

Законы регулирующие информационные отношения,  методы обеспечения информационной безопасности, изучение объектов информационной безопасности РФ.


§27

вопросы и задание

стр. 190.


24-29 май


1.68

Контрольная работа №3 по главе «Информационные технологии и общество.»

Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран

Урок проверки и оценки знаний



§27

вопросы и задание

стр. 190.

Работа над ошибками.

24-29 май


Критерии оценивания

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, письменных работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме зачета, тестирования, выполнения итоговой практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

 При проведении тестирования все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

 

Процент выполнения задания

Отметка

91% и более

отметка «5»

76 %-90%%

отметка «4»

61-75%

отметка «3»

менее 60%

отметка «2»

если обучающийся отказался от выполнения теста.

отметка «1»

 

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3»ставится в следующем случае:

  • знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя:

  • умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

  • наличия 1 -2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;

  • незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

 Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

 Оценка устных ответов обучающихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны

знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования;

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Учебно-методический комплект

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).

  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru

  1. Литература для учителя

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контролярезультатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).

  4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.09.14).


  1. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  3. Колонки (рабочее место учителя).

  4. Проектор.

  5. Локальная вычислительная сеть.

  1. Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Google Chrome, Internet Explorer.

  9. Антивирусная программа

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер.

  12. Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.

  13. Система программирования Паскаль.

  14. Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно-распространяемой системы программирования на Паскале (ABC-Pascal, Free Pascal и т.п.)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!