Модуль 1. Управлеие и кибернетика (13 часов) |
| 1 | Управление и алгоритмы |
| 1.1 | Техника безопасности. Управление и кибернетика. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение техники безопасности. Изучение нового материала | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Возникновение кибернетики. Понятие управления без обратной связи. | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | §1 вопросы и задание стр.9 | 1-5 сент. | |
| 1.2 | Управление с обратной связью. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Комбинированный урок | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Понятие обратной связи. Циклы и ветвления в алгоритмах. Системы с программным управлением. Блок-схемы алгоритмов. Команда цикла с предусловием. | | §2 вопросы и задание стр.13 | 1-5 сент. | |
| 1.3 | Определение и свойства алгоритма | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Комбинированный урок | Определение и свойства алгоритма. Понятие алгоритма и его свойства. | Построение линейных алгоритмов. | §3 вопросы и задание стр.17 | 7-12 сент. | |
| 1.4 | Графический учебный исполнитель. П.Р №1. Работа с учебным исполнителем. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Комбинированный урок | Понятие исполнителя алгоритма. Графический учебный исполнитель: назначение, среда, система команд, режимы работы. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Работа с учебным исполнителем алгоритмов Выполнение практического задания. Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя. Отладка алгоритма. Выполнение алгоритма. Сохранение созданного алгоритма | §4 вопросы и задание стр.23 | 7-12 сент. | |
| 1.5 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Понятие вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму. Описание вспомогательных алгоритмов. Метод последовательной детализации. Сборочный метод. | | §5 вопросы и задание стр.28 | 14-19 сент. | |
| 1.6 | Практическая работа №2 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Применение вспомогательных алгоритмов при написании программ управления учебным исполнителем. | §5 вопросы и задание стр.28 Работа над ошибками | 14-19 сент. | |
| 1.7 | Циклические алгоритмы | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Понятие цикла, виды циклов; циклические алгоритмы. | | §6 вопросы и задание стр.33 | 21-26 сент. | |
| 1.8 | Практическая работа №3 «Работа с циклами» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Работа с циклами. Применение циклов в управлении учебным исполнителем. | §6 вопросы и задание стр.33 Работа над ошибками | 21-26 сент. | |
| 1.9 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. Команда ветвления. Неполная форма ветвления. Примеры задач с использованием двухшаговой детализации. | | §7 вопросы и задание стр.39 | 28 сент.- 3 окт. | |
| 1.10 | Практическая работа №4 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | Команда ветвления. Неполная форма ветвления. Примеры задач с использованием двухшаговой детализации. | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Применение ветвлений. Применение метода последовательной детализации. | §7 вопросы и задание стр.39 | 28 сент.- 3 окт. | |
| 1.11 | Итоговая практическая работа №5 «Итоговое задание по алгоритмизации» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Итоговое задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания | §7 вопросы и задание стр.39 | 5-10 окт | |
| 1.12 | Автоматизированные и автоматические СУ. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Понятие АСУ и что такое САУ; простые автоматы; ЦАП – АЦП преобразование; схема САУ; управление в режиме реального времени; контроллеры и микропроцессоры в САУ. | | П.1.1. вопросы и задание стр.46 | 5-10 окт | |
| 1.13 | Использование рекурсивных процедур. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Понятия рекурсивного объекта и рекурсивного определения, рекурсивные алгоритмы. | | П.1.2 вопросы и задание стр.50 | 12-17 окт. | |
| 1.14 | Практическая работа №4 «Трассировка алгоритма». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Рассмотрение примера алгоритма с использованием рекурсивной процедуры. | П.1.2 вопросы и задание стр.50 | 12-17 окт. | |
| 1.15 | КР №1 по теме «Управлеие и кібернетика» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Урок проверки и оценки знаний | | | §1-7 стрр.9-62 Работа над ошибками | 19-24 окт. | |
Модуль2. Введение в программирование. |
| 1.16 | Что такое программирование | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | язык программирования, системы программирования, компьютер как исполнитель алгоритмы, величины, системы команд, команда присваивания, команды ввода и вывода; | | §8 вопросы и задание стр.62 | 19-24 окт. | |
| 1.17 | Алгоритмы работы с величинами. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Комбинированный урок | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Программирование – профессиональный вид деятельности. Языки и системы программирования. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Постоянные и переменные величины. Три основных типа величин: числовой, символьный, логический. Система команд. Команда присваивания. Команды ввода и вывода. | Знакомство с системой программирования | §9 вопросы и задание стр.64 | 26-31 окт. | |
| 1.18 | Практическая работа №6 «Решение задач, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Решение задач. | §9 вопросы и задание стр.64 Работа над ошибками | 26-31 окт. | |
| 1.19 | Линейные и вычислительные алгоритмы | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Линейные вычислительные алгоритмы. Понятие линейного вычислительного алгоритма. | | §10 вопросы и задание стр.69 | 12-13 ноябрь | |
| 1.20 | Практическая работа №7 «Выполнение заданий с использованием линейных и вычислительных алгоритмов.» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение заданий. | §10 вопросы и задание стр.69 Работа над ошибками | 12-13 ноябрь | |
| 1.21 | Знакомство с языком Паскаль. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Возникновение и назначение Паскаля. Структура программы на Паскале. Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений. Пунктуация Паскаля. Обмен значения двумя переменных | | §11 вопросы и задание стр.74 | 16-21 ноябрь | |
| 1.22 | Практическая работа № 8 «Знакомство с языком Паскаль. Правила записи арифметических выражений. Пунктуация Паскаля» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Знакомство с языком Паскаль. | §11 вопросы и задание стр.74 Работа над ошибками. | 16-21 ноябрь | |
| 1.23 | Практическая работа № 9 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Работа со встроенным редактором системы Турбо-Паскаль. Компиляция программы. Отладка программа и исправление ошибок. Выполнение программы и просмотр результатов. Тестирование программы. Сохранение программы в файле. Загрузка программы из файла. | §11 вопросы и задание стр.74 Работа над ошибками. | 23-28 ноябрь | |
| 1.24 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Оператор ветвления. Представление ветвлений на языке алгоритмическом языке. Трассировка алгоритмов. Целый и вещественный типы данных. Примеры сложных ветвящихся алгоритмов. Оператор ветвления в Паскале. Примеры программирования диалогов | | §12 вопросы и задание стр.80 | 23-28 ноябрь | |
| 1.25 | Практическая работа № 10 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания. Использование оператора ветвления. Тестирование программы, использующей ветвления. Программирование диалога с компьютером | §12 вопросы и задание стр.80 Работа над ошибками. | 30 ноябрь-5 дек. | |
| 1.26 | Практическая работа № 11 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Использование оператора ветвления. Тестирование программы. | §12 вопросы и задание стр.80 Работа над ошибками. | 30 ноябрь-5 дек. | |
| 1.27 | Программирование ветвлений на Паскале | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Представление ветвлений на алгоритмическом языке. | | §13 вопросы и задание стр.86 | 7-12 дек. | |
| 1.28 | Практическая работа № 12 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Выполнение практического задания. Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления | §13 вопросы и задание стр.86 Работа над ошибками. | 7-12 дек. | |
| 1.29 | Практическая работа № 13 «Программирование ветвлений на Паскале». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления | §13 вопросы и задание стр.86 Работа над ошибками. | 14-19 дек. | |
| 1.30 | Программирование диалога с компьютером. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Комбинированный урок | Составление программ с использованием условного оператора | Решение задач с помощью оператора ветвления | §14 вопросы и задание стр.91 | 14-19 дек. | |
| 1.31 | Практическая работа №14 «Программирование диалога с компьютером.» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. | §14 вопросы и задание стр.91 Работа над ошибками. | 21-31 дек. | |
| 1.32 | Практическая работа №15 «Программирование диалога с компьютером.» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Использование оператора ветвления. Тестирование программы, использующей ветвления. Программирование диалога с компьютером | §14 вопросы и задание стр.91 Работа над ошибками | 21-31 дек. | |
| 1.33 | Программирование циклов. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Изучение нового материала | Циклы на языке Паскаль. Этапы решения расчётной задачи на компьютере. Программирование циклов с предусловием на Паскале Построение трассировочных таблиц для программ, использующих циклы. Алгоритм Евклида. | | §15 вопросы и задание стр.94 Работа над ошибками | 11-16 янв. | |
| 1.34 | Практическая работа № 16 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программ с использованием цикла с предусловием. Тестирование программ, использующих циклы. | §15 вопросы и задание стр.94 Работа над ошибками | 11-16 янв. | |
| 1.35 | Практическая работа № 17 «Разработка программ c использованием цикла с постусловием ». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программ с использованием цикла с постусловием. Тестирование программ, использующих циклы. | §15 вопросы и задание стр.94 Работа над ошибками | 18-23 янв. | |
| 1.36 | Алгоритм Евклида | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | | Цикл, блок-схема, трассировочная таблица, программа на АЯ и на Паскале | | §16 вопросы и задание стр.101 | 18-23 янв. | |
| 1.37 | Практическая работа № 18 «нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран. | Практическая работа | | Составление программы нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел | §16 вопросы и задание стр.101 Работа над ошибками | 25-30 янв. | |
| 1.38 | Практическая работа № 19 «нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. | §16 вопросы и задание стр.101 Работа над ошибками | 25-30 янв. | |
| 1.39 | Таблицы и массивы | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Одномерные массивы в Паскале. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. Формат вывода. Цикл с параметром. Описание и обработка одномерных массивов на Паскале. | | §17 вопросы и задание стр.105 | 1-6 фев. | |
| 1.40 | Практическая работа № 20 «Разработка программ обработки одномерных массивов». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Разработка программ с использованием одномерных массивов. Тестирование программ, использующих массивы. Использование формата вывода. | §17 вопросы и задание стр.105 Работа над ошибками | 1-6 фев. | |
| 1.41 | Практическая работа № 21 «Разработка программ обработки одномерных массивов». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программ с использованием одномерных массивов. | §17 вопросы и задание стр.105 Работа над ошибками | 8-13 февр. | |
| 1.42 | Массивы в Паскале. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Массив, таблица, индекс, структурированный тип, эффективность использования массивов при обработке большого количества данных. | | §18 вопросы и задание стр.110 | 8-13 февр. | |
| 1.43 | Практическая работа № 22 «Разработка программ цикла с параметром» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | | | §18 вопросы и задание стр.110 | 15-20 февр. | |
| 1.44 | Одна задача обработки массива. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Случайные числа; датчик случайных чисел на Паскале; алгоритм поиска числа в массиве; программа поиска числа в массиве. | | §19 вопросы и задание стр.115 | 15-20 февр. | |
| 1.45 | Практическая работа № 23 «Разработка программ поиска числа в массиве» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. | §19 вопросы и задание стр.115 Работа над ошибками. | 22-27 февр. | |
| 1.46 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | | Запись на языке программирования простых циклических алгоритмов обработки одномерного массива чисел , поиск элементов массива, отвечающих заданному условию, сортировки массива. | | §20 вопросы и задание стр. 119. | 22-27 февр. | |
| 1.47 | Практическая работа № 24 «Разработка программ поиска максимума и минимума в массиве» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Разработка программы определение максимального и минимального значений в числовом массиве | §20 вопросы и задание стр. 119. Работа над ошибками | 1-6 март | |
| 1.48 | Практическая работа № 25 «Разработка программ поиска максимума и минимума в массиве» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программы определение максимального и минимального значений в числовом массиве | §20 вопросы и задание стр. 119. Работа над ошибками | 1-6 март | |
| 1.49 | Сортировка массива | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Одномерный массив, значение элемента массива, индекс элемента массива, алгоритмы сортировки одномерных массивов: сортировка методом выбора, сортировка методом обмена (метод "пузырька"). | | §21 вопросы и задание стр. 125. | 8-13 март | |
| 1.50 | Практическая работа № 26 «Разработка программ сортировки массива методом выбора». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Разработка программ методом выбора | §21 вопросы и задание стр. 125. Работа над ошибками | 8-13 март | |
| 1.51 | Практическая работа № 27 «Разработка программ сортировки массива методом обмена». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Разработка программ методом обмена (метод "пузырька"). | §21 вопросы и задание стр. 125. Работа над ошибками | 15-20 март | |
| 1.52 | Практическая работа № 28 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве (Что такое случайные числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Алгоритм поиска числа в массиве | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Выполнение практического задания . Формирование массива случайных чисел. Разработка программ с использованием алгоритма поиска числа в массиве. | §21 вопросы и задание стр. 125. Работа над ошибками | 15-20 март | |
| 1.53 | Программирование перевода чисел из одной СС в другую. Двоичная система сичиления. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Система счисления, перевод чисел из одной системы в другую и арифметики двоичных чисел. | | П.2.1 вопросы и задание стр. 132. | 1-10 апр. | |
| 1.54 | Практическая работа № 29 « Разработка программы перевода двоичного числа в десятичную систему счисления» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программы перевода двоичного числа в десятичную систему счисления | П.2.1 вопросы и задание стр. 132. Работа над ошибками | 1-10 апр. | |
| 1.55 | Практическая работа № 30 «Разработка программы перевода числа из двоичной системы в восьмеричную систему счисления» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практического задания. Разработка программы перевода двоичного числа в восьмеричную систему счисления | П.2.1 вопросы и задание стр. 132. Работа над ошибками | 12-17 апр. | |
| 1.56 | Сложность алгоритмов. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | | | П.2.2 вопросы и задание стр. 136. | 12-17 апр. | |
| 1.57 | Практическая работа № 31 «Разработка программы вложенного ветвления» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | Выполнение практической работы. Разработка программы на Паскале для решения квадратного уравнения . | П.2.2 вопросы и задание стр. 136. Работа над ошибками. | 19-24 апр. | |
| 1.58 | О языках программирования (ЯП) и трансляторах. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Возникновение и назначение Паскаля, структура программы на Паскале, операторы ввода, вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаля | | П.2.3 вопросы и задание стр. 141. | 19-24 апр. | |
| 1.59 | История языков программирования. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Поколения и языки программирования, эволюцию ЯП в связи с развитием техники, этапы развития языков программирования | | П.2.4 вопросы и задание стр. 147. | 26-30 апр. | |
| 1.60 | Итоговая практическая работа № 32 29«Решение задач на обработку массивов». | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Практическая работа | | «Решение задач на обработку массивов» | П.2.4 вопросы и задание стр. 147. Работа над ошибками | 26-30 апр. | |
| 1.61 | Контрольная работа №2 | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Урок проверки и оценки знаний | | | П.2.4 вопросы и задание стр. 147. Работа над ошибками | 3-8 май. | |
Модуль 3. Информационные технологии и общество. |
| 1. 62 | Предыстория информатики. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации), история их возникновения и развития. | | §22 вопросы и задание стр. 158. | 3-8 май. | |
| 1. 63 | История ЭВМ. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Историей развития вычислительной техники, поколения ЭВМ. | | §23 вопросы и задание стр. 166. | 10-15 май. | |
| 1.64 | История ПО и ИКТ. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Структура программного обеспечения; история систем программирования; история системного ПО; история прикладного ПО; ИКТ и их приложения | | §24 вопросы и задание стр. 175. | 10-15 май. | |
| 1.65 | Информационные ресурсы современного общества. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Информационное общество, рынок информационных продуктов и услуг, инфраструктура информационного рынка, информационные продукты и услуги, классификация услуг, функции информационного бизнеса | | §25 вопросы и задание стр. 185. | 17-22 май. | |
| 1.66 | Проблемы формирования современного общества. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Информационное общество, информатизация, основные проблемы "информационного общества", основные меры обеспечения информационной безопасности. | | §26 вопросы и задание стр. 188. | 17-22 май. | |
| 1.67 | Информационная безопасность. | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Изучение нового материала | Законы регулирующие информационные отношения, методы обеспечения информационной безопасности, изучение объектов информационной безопасности РФ. | | §27 вопросы и задание стр. 190. | 24-29 май | |
| 1.68 | Контрольная работа №3 по главе «Информационные технологии и общество.» | Учебник, тетрадь, ПК, проектор, экран | Урок проверки и оценки знаний | | | §27 вопросы и задание стр. 190. Работа над ошибками. | 24-29 май | |