Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Дивногорска
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО ______________ 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ № 4 ___________________ Приказ № от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Информатика и ИКТ
для 10-11 классов
Составитель
учитель информатики
Карпинская Т.В.
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
авторского тематического планирования учебного материала;
базисного учебного плана 2004 года.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов, 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход, основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.
Распределение учебного времени представлено в таблице:
Классы | Предмет | Количество часов |
10 | Информатика и ИКТ | 34 |
11 | Информатика и ИКТ | 34 |
Всего | 68 |
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-демонстрация, урок-практикум, урок-игра, урок-консультация, урок-зачет.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ
Раздел 1. Информация – 6 ч
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Кодирование информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятие информации в разных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, количество информации,
оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Раздел 2. Информационные процессы в системах – 9 ч
Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
понятия «кодирование» и «декодирование» информации,
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем, что такое «системный подход» в науке и практике, состав и структуру систем управления
историю развития носителей информации, современные типы носителей информации и их основные характеристики
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов, устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
алгоритмы последовательного поиска, поиска половинным делением
какая информация требует защиты, виды угроз информации, физические и программные средства защиты информации, что такое криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях, осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
применять меры защиты личной информации на ПК
Раздел 3. Информационные модели – 8 ч
Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей.
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Учащиеся должны знать:
определение модели, информационной модели
этапы информационного моделирования на компьютере
что такое граф, дерево, сеть
структура таблицы; основные типы табличных моделей, многотабличная модель данных
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в граф-моделях, - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов –11ч
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Многопроцессорные системы и сети.
Учащиеся должны знать:
архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК
структуру программное обеспечение ПК
принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел
представление текста, изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
дискретное (цифровое) представление звука
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы
топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в Интернете , принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Учащиеся должны уметь:
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения,
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ
Раздел 1. Технология использования и разработки информационных систем –20 ч.
Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Информация: измерение, представление информации
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. WorldWideWeb – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
Учащиеся должны знать:
назначение информационных систем, состав информационных систем
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой
назначение коммуникационных, информационных служб Интернета
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать
web-сайт
что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
структуру команды запроса на выборку данных из БД
Учащиеся должны уметь:
автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
создать web-сайт на языке HTML
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты
Раздел 2. Технология информационного моделирования – 6 ч.
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования. Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей. Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, формы представления зависимостей между величинами
что такое математическая модель
что такое регрессионная модель, прогнозирование по регрессионной модели
что такое корреляционная зависимость, коэффициент корреляции
что такое оптимальное планирование
что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены
задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (MS Excel)
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Раздел 3. Основы социальной информатики – 8 ч.
Информационные ресурсы. Рынок информационных услуг. Информационное общество. Этапы развития информационного общества. Опасности информационного общества. Правовое регулирование, этика в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества, информационные услуги
основные черты информационного общества
основные законодательные акты в информационной сфере, информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Практическая часть программы
| Текущий и промежуточный контроль | Дата урока |
План | Факт |
Раздел 1. Информация. Представление информации – 6 ч |
1 | ТБ и организация рабочего места. Информация. Представление информации. | | ФО | | |
2 | Кодирование информации | ПР № 1. Шифрование данных | практич раб | | |
3 | Входная контрольная работа | | тест | | |
4. | Измерение информации. | | ФО | | |
5. | Алфавитный подход к измерению информации | ПР № 2. Решение задач | практич раб | | |
6 | Содержательный подход к измерению информации. | ПР № 3. Решение задач | практич раб | | |
Раздел 2. Введение в теорию систем – 9 ч |
7 | Что такое система? | | | | |
8 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | | ФО | | |
9 | Хранение и передача информации | | Работа с ЦОР | | |
10 | Обработка информации и алгоритмы | ПР № 4. Решение задач | практич раб | | |
11 | Автоматическая обработка информации | ПР № 5. Решение задач | практич раб | | |
12. | Автоматическая обработка информации | Решение задач по теме: «Алгоритмы» | Самостоятельная работа | | |
13. | Защита информации | ПР № 6. Поиск и защита информации | Практ раб | | |
14 | Обобщение и систематизация знаний | | Работа с ЦОР | | |
15 | Контрольная работа № 1по теме: «Представление информации» | | КР | | |
Раздел 3. Информационные модели и структуры данных – 8 ч |
16. | Компьютерное информационное моделирование | | | | |
17. | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | Практическая работа № 7. Решение задач по теме «Информационное моделирование» | Практ раб | | |
18 | Модели предметной области. Табличные модели | Практическая работа № 8 «Создание табличной модели» | Практ раб | | |
19 | Графические модели | Практическая работа № 11 «Создание графической модели» | Практ раб | | |
20 | Алгоритм – как модель деятельности. | | Работа с ЦОР | | |
21 | Исследование моделей | Практическая работа № 9 «Исследование химической модели» | Практ раб | | |
22 | Модель процесса управления. Замкнутые и разомкнутые системы управления. | Практическая работа № 10 «Исследование биологической модели» | Практ раб | | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» | | контрольная работа | | |
Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов – 11 ч |
24 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. | | | | |
25 | Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров | | ИТ | | |
26 | Программное обеспечение компьютера | ПР № 11. Компьютер и программное обеспечение. | практ раб | | |
27 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | Решение задач по теме: Системы счисления | Работа с ЦОР | | |
28 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука | ПР № 12. Создание текстового документа | практ раб | | |
29. | Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики | Решение задач по теме «Кодирование графической и звуковой информации» | ИК | | |
30 | Развитие архитектуры вычислительных систем | | ФО | | |
31 | Организация локальных и глобальных сетей | Решение задач по теме: «Передача данных. IP адрес. Маска подсети» | практ раб | | |
32 | Обобщение и систематизация знаний | | | | |
33 | Промежуточная аттестация | | КР | | |
34. | Резерв (Повторение) | | | | |
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
ФО – фронтальный опрос
ИК – индивидуальный контроль
ИТ – интерактивное тестирование
КР – контрольная работа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Практическая часть программы
| Текущий и промежуточный контроль | Дата урока |
План | Факт |
Раздел 1. Технология использования и разработки информационных систем –20 ч. |
1 | ТБ и организация рабочего места. Информация: измерение, представление информации | | | | |
2 | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. | | ФО | | |
3 | Входная контрольная работа | | тест | | |
4. | Компьютерный текстовый документ как структура данных | Практическая работа № 1 «Создание, редактирование, форматирование текстового документа» | Практ раб | | |
5. | Гипертекст | Практическая работа № 2 «Гипертекстовые структуры» | Практ раб | | |
6 | Интернет как глобальная информационная система | | Самостоятель ная работа | | |
7 | World Wide Web – Всемирная паутина | Практическая работа № 3 «Информационные ресурсы» | Практ раб | | |
8 | Средства поиска данных в Интернете | Практическая работа № 4 «Запросы к поисковым системам» | Практ раб | | |
9 | Web-сайт - гиперструктура данных. Создание Web-сайта | Практическая работа № 5 «Создание Web-сайта с помощью MS Word » | Практ раб | | |
10. | Создание Web-сайта на языке HTML | Практическая работа № 6 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML » | Практ раб | | |
11. | Геоинформационные системы | Практическая работа № 7 «Поиск информации в геоинформационных системах | Практ раб | | |
12. | Контрольная работа № 1 | | тест | | |
13. | База данных – основа информационной системы | | | | |
14. | Проектирование многотабличной базы данных и создание БД | Практическая работа № 7 «Создание реляционной БД Приемная комиссия» | Практич раб | | |
15 | Создание связей в БД. Работа с формой | Практическая работа № 8 «Создание форм в БД Приемная комиссия» | Практич раб | | |
16 | Запросы к базе данных как приложения информационной системы. | | | | |
17 | Логические условия выбора данных в запросах к БД | Практическая работа № 9 «Создание запросов в БД Приемная комиссия» | Практич раб | | |
18 | Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей. | Практическая работа № 10 «Создание запросов в БД Приемная комиссия | Практич раб | | |
19 | Создание отчетов в реляционной БД | Практическая работа № 10 «Создание отчетов в БД Приемная комиссия | Практич раб | | |
20 | Защита проекта «Создание реляционной БД» | | ИК | | |
Раздел 2. Технология информационного моделирования – 6 ч. |
21 | Модель. Формализация. Этапы моделирования на ПК | | ФО | | |
22 | Моделирование зависимостей между величинами. | Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel» | Практич раб | | |
23 | Модели статистического прогнозирования | Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel» | ФО, ИТ | | |
24 | Модели корреляционных зависимостей | Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel» | практ раб | | |
25. | Модели оптимального планирования | Практическая работа № 11«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel» | ИК | | |
26. | Обобщение и систематизация понятий | | Тест | | |
Раздел 3. Основы социальной информатики – 8 ч. |
27 | Информационные ресурсы. Информационное общество. Информационная культура | | ФО | | |
28. | Правовое регулирование в информационной сфере. Этические нормы при работе с информацией | | ИК (сообщения, доклады) | | |
29 | Проблема информационной безопасности. Защита информации. | | ИК (сообщения, презентации) | | |
30 | Информационная деятельность человека. Перспективы развития информационных технологий | | ИК (сообщения, презентации | | |
31 | Обобщение и систематизация знаний | | Интерактивный тест | | |
32 | Промежуточная аттестация | | КР | | |
33. | Повторение (работа с КИМ) | | | | |
34 | Резерв. Повторение (работа с КИМ) | | | | |
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
ФО – фронтальный опрос
ИК – индивидуальный контроль
ИТ – интерактивное тестирование
КР – контрольная работа