СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 10-11 кл

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по информатике для 10-11 класса (базовый уровень) составлена для УМК Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. учебник для 10-11 классов, 2012. Рассчитана на 34 часа в каждом классе, содержит календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10-11 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Дивногорска



СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

______________ 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

МБОУ СОШ № 4

___________________

Приказ № от __________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Информатика и ИКТ

для 10-11 классов


Составитель

учитель информатики

Карпинская Т.В.





























2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • авторского тематического планирования учебного материала;

  • базисного учебного плана 2004 года.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов, 2012.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

  4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.

  5. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.


Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:

  1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

  2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

  3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;

  4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход, основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.

Распределение учебного времени представлено в таблице:

Классы

Предмет

Количество часов

10

Информатика и ИКТ

34

11

Информатика и ИКТ

34

Всего

68



В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-демонстрация, урок-практикум, урок-игра, урок-консультация, урок-зачет.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ


Раздел 1. Информация – 6 ч

Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Кодирование информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.

Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации

  • понятие информации в разных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, количество информации,

  • оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах

Раздел 2. Информационные процессы в системах – 9 ч

Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации,

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем, что такое «системный подход» в науке и практике, состав и структуру систем управления

  • историю развития носителей информации, современные типы носителей информации и их основные характеристики

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

  • основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов, устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

  • алгоритмы последовательного поиска, поиска половинным делением

  • какая информация требует защиты, виды угроз информации, физические и программные средства защиты информации, что такое криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях, осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

  • применять меры защиты личной информации на ПК

Раздел 3. Информационные модели – 8 ч

Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей.

Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

Учащиеся должны знать:

  • определение модели, информационной модели

  • этапы информационного моделирования на компьютере

  • что такое граф, дерево, сеть

  • структура таблицы; основные типы табличных моделей, многотабличная модель данных

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в граф-моделях, - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы

Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов –11ч

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Многопроцессорные системы и сети.

Учащиеся должны знать:

  • архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК

  • структуру программное обеспечение ПК

  • принципы представления данных в памяти компьютера

  • представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел

  • представление текста, изображения; цветовые модели

  • в чем различие растровой и векторной графики

  • дискретное (цифровое) представление звука

  • что такое многопроцессорные вычислительные комплексы

  • топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в Интернете , принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения,

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

  • вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ


Раздел 1. Технология использования и разработки информационных систем –20 ч.

Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Информация: измерение, представление информации

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.

Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. WorldWideWeb – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.

Геоинформационные системы. Работа в ГИС.

База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.

Учащиеся должны знать:

  • назначение информационных систем, состав информационных систем

  • что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой

  • назначение коммуникационных, информационных служб Интернета

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

  • средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать
    web-сайт

  • что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

  • определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД

Учащиеся должны уметь:

  • автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

  • работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

  • создать web-сайт на языке HTML

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты

Раздел 2. Технология информационного моделирования – 6 ч.

Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования. Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей. Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.

Учащиеся должны знать:

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, формы представления зависимостей между величинами

  • что такое математическая модель

  • что такое регрессионная модель, прогнозирование по регрессионной модели

  • что такое корреляционная зависимость, коэффициент корреляции

  • что такое оптимальное планирование

  • что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены

  • задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

Учащиеся должны уметь:

  • используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (MS Excel)

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Раздел 3. Основы социальной информатики – 8 ч.

Информационные ресурсы. Рынок информационных услуг. Информационное общество. Этапы развития информационного общества. Опасности информационного общества. Правовое регулирование, этика в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • что такое информационные ресурсы общества, информационные услуги

  • основные черты информационного общества

  • основные законодательные акты в информационной сфере, информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС



п/п

Тема урока

Практическая часть программы

Текущий и промежуточный контроль

Дата урока

План

Факт

Раздел 1. Информация. Представление информации – 6 ч


1

ТБ и организация рабочего места. Информация. Представление информации.


ФО




2

Кодирование информации

ПР № 1. Шифрование данных

практич раб



3

Входная контрольная работа


тест



4.

Измерение информации.


ФО



5.

Алфавитный подход к измерению информации

ПР № 2. Решение задач

практич раб



6

Содержательный подход к измерению информации.

ПР № 3. Решение задач

практич раб



Раздел 2. Введение в теорию систем – 9 ч


7

Что такое система?





8

Информационные процессы в естественных и искусственных системах


ФО



9

Хранение и передача информации


Работа с ЦОР



10

Обработка информации и алгоритмы

ПР № 4. Решение задач

практич раб



11

Автоматическая обработка информации

ПР № 5. Решение задач

практич раб



12.

Автоматическая обработка информации

Решение задач по теме: «Алгоритмы»

Самостоятельная работа



13.

Защита информации

ПР № 6. Поиск и защита информации

Практ раб



14

Обобщение и систематизация знаний


Работа с ЦОР



15

Контрольная работа № 1по теме: «Представление информации»


КР



Раздел 3. Информационные модели и структуры данных – 8 ч


16.

Компьютерное информационное моделирование





17.

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

Практическая работа № 7. Решение задач по теме «Информационное моделирование»

Практ раб



18

Модели предметной области. Табличные модели

Практическая работа № 8 «Создание табличной модели»

Практ раб



19

Графические модели

Практическая работа № 11 «Создание графической модели»

Практ раб



20

Алгоритм – как модель деятельности.


Работа с ЦОР



21

Исследование моделей

Практическая работа № 9 «Исследование химической модели»

Практ раб



22

Модель процесса управления. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

Практическая работа № 10 «Исследование биологической модели»

Практ раб



23

Контрольная работа № 2 по теме
«Информационное моделирование»


контрольная работа



Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов – 11 ч

24

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память.





25

Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров


ИТ



26

Программное обеспечение компьютера

ПР № 11. Компьютер и программное обеспечение.


практ раб



27

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

Решение задач по теме: Системы счисления

Работа с ЦОР



28

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука

ПР № 12. Создание текстового документа

практ раб



29.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики

Решение задач по теме «Кодирование графической и звуковой информации»

ИК



30

Развитие архитектуры вычислительных систем


ФО



31

Организация локальных и глобальных сетей

Решение задач по теме: «Передача данных. IP адрес. Маска подсети»


практ раб



32

Обобщение и систематизация знаний





33

Промежуточная аттестация


КР



34.

Резерв (Повторение)






Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ФО – фронтальный опрос

ИК – индивидуальный контроль

ИТ – интерактивное тестирование

КР – контрольная работа



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС




п/п

Тема урока

Практическая часть программы

Текущий и промежуточный контроль

Дата урока

План

Факт

Раздел 1. Технология использования и разработки информационных систем –20 ч.

1

ТБ и организация рабочего места. Информация: измерение, представление информации





2

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС.


ФО



3

Входная контрольная работа


тест



4.

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Практическая работа № 1 «Создание, редактирование, форматирование текстового документа»

Практ раб



5.

Гипертекст

Практическая работа № 2 «Гипертекстовые структуры»

Практ раб



6

Интернет как глобальная информационная система


Самостоятель
ная работа



7

World Wide Web – Всемирная паутина

Практическая работа № 3 «Информационные ресурсы»

Практ раб



8

Средства поиска данных в Интернете

Практическая работа № 4 «Запросы к поисковым системам»

Практ раб



9

Web-сайт - гиперструктура данных. Создание Web-сайта

Практическая работа № 5 «Создание Web-сайта с помощью MS Word »

Практ раб



10.

Создание Web-сайта на языке HTML

Практическая работа № 6 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »

Практ раб



11.

Геоинформационные системы

Практическая работа № 7 «Поиск информации в геоинформационных системах

Практ раб



12.

Контрольная работа № 1


тест



13.

База данных – основа информационной системы





14.

Проектирование многотабличной базы данных и создание БД

Практическая работа № 7 «Создание реляционной БД Приемная комиссия»

Практич раб



15

Создание связей в БД. Работа с формой

Практическая работа № 8 «Создание форм в БД Приемная комиссия»

Практич раб



16

Запросы к базе данных как приложения информационной системы.





17

Логические условия выбора данных в запросах к БД

Практическая работа № 9 «Создание запросов в БД Приемная комиссия»

Практич раб



18

Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей.

Практическая работа № 10 «Создание запросов в БД Приемная комиссия

Практич раб



19

Создание отчетов в реляционной БД

Практическая работа № 10 «Создание отчетов в БД Приемная комиссия

Практич раб



20

Защита проекта «Создание реляционной БД»


ИК



Раздел 2. Технология информационного моделирования – 6 ч.


21

Модель. Формализация. Этапы моделирования на ПК


ФО



22

Моделирование зависимостей между величинами.

Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

Практич раб



23

Модели статистического прогнозирования

Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel»

ФО, ИТ



24

Модели корреляционных зависимостей

Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»

практ раб



25.

Модели оптимального планирования

Практическая работа № 11«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

ИК



26.

Обобщение и систематизация понятий


Тест



Раздел 3. Основы социальной информатики – 8 ч.


27

Информационные ресурсы. Информационное общество.
Информационная культура


ФО



28.

Правовое регулирование в информационной сфере. Этические нормы при работе с информацией


ИК
(сообщения, доклады)



29

Проблема информационной безопасности. Защита информации.


ИК
(сообщения, презентации)



30

Информационная деятельность человека. Перспективы развития информационных технологий


ИК
(сообщения, презентации



31

Обобщение и систематизация знаний


Интерактивный тест



32

Промежуточная аттестация


КР



33.

Повторение (работа с КИМ)





34

Резерв. Повторение (работа с КИМ)






Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ФО – фронтальный опрос

ИК – индивидуальный контроль

ИТ – интерактивное тестирование

КР – контрольная работа