СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике (ФГОС) для учащихся 7 класса. УМК Босовой.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Рабочей программы по ФГОС для учащихся 7 класса по УМК Босовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике (ФГОС) для учащихся 7 класса. УМК Босовой.»












































Оглавление






1.

Пояснительная записка.


3





2.

Поурочно-тематическое планирование.


17





3.

УМК.


30































Пояснительная записка

Рабочая программа по Информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-х классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы (7 - 9 классы). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

  3. О.Н. Масленникова. Рабочая программа по информатике. 7 класс (ФГОС). К УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ, Лаборатория знаний). М.: «ВАКО», 2015.

  4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. 7 класс. (ФГОС). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7-х классов в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 7 классе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Информация и информационные процессы

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Раздел 3. Обработка графической информации

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Раздел 4. Обработка текстовой информации

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Раздел 5. Мультимедиа

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика


Введение.

2

1

1

1

Информация и информационные процессы

8

5

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

3

1

2

4

Обработка текстовой информации

8

2

6

5

Мультимедиа

4

1

3

6

Резерв

2




Итого

34

14

18































Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов)

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.












Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.


Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)


Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.


Тема 3. Обработка графической информации (3 часа)

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой информации (8 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.


Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.


Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).









Рекомендуемое поурочное планирование (7 класс)

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

2.

Зачет по технике безопасности.


Тема Информация и информационные процессы

3.

Информация и её свойства

§1.1.

4.

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2.

5.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2.

6.

Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3.

7.

Представление информации

§1.4

8.

Дискретная форма представления информации

§1.5.

9.

Единицы измерения информации

§1.6.

10.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа


Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

11.

Основные компоненты компьютера и их функции

§2.1

12.

Персональный компьютер.

§2.2

13.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§2.3.

14.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3

15.

Файлы и файловые структуры

§2.4.

16.

Пользовательский интерфейс

§2.5

17.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа


Тема Обработка графической информации

18.

Формирование изображения на экране компьютера

§3.1

19.

Компьютерная графика. Создание графических изображений

§3.2, 3.3

20.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

§

Тема Обработка текстовой информации

21.

Текстовые документы и технологии их создания

§4.1

22.

Создание текстовых документов на компьютере

§4.2

23.

Прямое и стилевое форматирование

§4.3

24.

Визуализация информации в текстовых документах

§4.4

25.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

§4.5

26.

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6

27.

Оформление реферата История вычислительной техники


28.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.


Тема Мультимедиа

29.

Технология мультимедиа.

§5.1

30.

Компьютерные презентации

§5.2

31.

Создание мультимедийной презентации

§5.2

32.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа


Резерв

33-34



Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;



Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

 При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

65-79%%

удовлетворительно

менее 65%

неудовлетворительно

 

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

 Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Перечень ошибок

Грубые ошибки:

  1. Незнание определений основных понятий, правил, приемов составления алгоритмов.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условие задачи, неверное применение операторов или их незнание.

  4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

  5. Неумение запустить программу, получить результаты и объяснить их.

  6. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.


Негрубые ошибки:

  1. Неточность формулировок, определений, понятий; ошибки синтаксического характера.

  2. Нерациональный выбор решения задачи.


Недочеты:

  1. Нерациональные записи алгоритмов, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают полученный результат.

  3. Погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записи, чертежей, схем и графиков.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


I.  Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса

  5. Сканер

  6. Локальная сеть

II.  Программные средства

1.      Операционная система не ниже Windows ХР.

2.      Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.

3.      Программа-архиватор WinRar или WinZIP.

4.      Интегрированное офисное приложение не ниже МS Office 2003.

5. Система программирования.

6. Почтовый клиент.

7. Браузер.

8.      Мультимедиа проигрыватель

III. Интернет-ресурсы

1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/

2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  


Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.

С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности:

1. Строгая дозировка учебной нагрузки.

2. Построение урока с учетом динамичности, их работоспособности.

3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

4. Благоприятный эмоциональный настрой.




Поурочное планирование по информатике и ИКТ по программе Л.Л. Босовой - 7 класс

1 час в неделю. Всего за год - 34 часа.


п/п

Сроки

прове-дения уроков

Тема урока

Конт-роль

Практика

Тип урока


Планируемые результаты

Дом.

зада-

ние

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вводное повторение (2 часа)

1.














Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

ФО


Урок

обобщения и система-тизации знаний

- общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ;

- целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни


П.: планируют собственную деятельность.

Р.: определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

К.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИК

Подгот.

к

зачету

2













Зачет по технике безопасности

Зачет


Урок контроля и оценки знаний


1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Информация и информационные процессы (8 часов)

3











Информация и ее свойства



Урок изучения нового материала

- сформировать понятие об информации, сигнале, непрерывном и дискретном сигнале, видах и свойствах информации.



П.: различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать информацию различных видов; перечислять, характеризовать, описывать свойства информации; анализировать свойства информации.

Р.: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию.

К.: определять цели и функции участников; слушать м обсуждать различные точки зрения, сравнивать разные точки зрения, выражать свой мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, творчески оценивать личностные достижения, реализовывать творческий подход в коллективной, учебной деятельности по изучению нового, использования сетевых ресурсов для решения учебных задач;

- формирование понимания необходимости соблюдения авторского права при использовании сетевых ресурсов.

§ 1.1.1 стр. 5


4


Информацион-ные процессы. Обработка информации

ФО


Комбини-рованный урок

- сформировать понятие об информационном процессе, информационной деятельности, хранении и передаче информации, носителе информации, источнике, канале связи, приемнике информации

П.: описывать и приводить примеры передачи информации; определять и характеризовать виды передаваемой информации; приводить примеры информационных процессов в живой и неживой природе.

Р.: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требование познавательной задачи.

К.: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах.



- понимание значимости информационной деятельности для

современного человека;

- формирование навыков использования, поиска и действий с информацией, корректного использования сетевых информационных ресурсов.


§ 1.2

(п.1, 2, 3), вопросы и задания 1–8 к параграфу

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

5


Информацион-ные процессы. Хранение и передача информации



Урок изучения нового материала

- сформировать понятие об информационном процессе, информационной деятельности, сборе, обработке информации

П.: выделять и описывать основные информационные процессы; приводить примеры сбора информации; обрабатывать информацию.

Р.: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требование познавательной задачи.

К.: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах.






- понимание значимости информационной деятельности для

современного человека;

- формирование навыков сбора и обработки информации


§ 1.2

(п.4, 5, 6), вопросы и задания 9–14 к параграфу

Подгот. к практ. работе

6


Всемирная паутина как информацион-ное хранилище


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать навыки поиска информации во Всемирной паутине;

- научиться формировать поисковые запросы.

П.: описывать основные свойства WWW; выбирать способы поиска информации в соответствии с поставлен-ной задачей; искать информа-цию и оценивать ее свойства; строить поисковые запросы.

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; самостоятельно формулиро-вать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки.

К.: устанавливать и сравни-вать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении; отстаивать и аргументировать свою позицию.




- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности;

- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность.


§ 1.3, вопросы и задания 1–8 к параграфу


1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7


Представление информации



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о знаке, знаковой системе, естественных и формальных языках представления информации.


П.: различать знаки и пиктограммы; приводить примеры знаков и пиктограмм; различать естественные и формальные языки; различать знаковую и образную формы представления информации.

Р.: сличать способ действий в соответствии с указанным описанием.

К.: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.


- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвития и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


§ 1.4, вопросы и задания 1–9 к параграфу


8


Двоичное кодирование



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о способах преобразования информации из непрерывной формы в дискретную, об алфавите языка, двоичных кодах, зависимости между разрядностью двоичного кода и количеством кодовых операций.

П.: отличать непрерывно представленное и дискретное представление информации; приводить примеры двоичного кодирования; описывать схему перевода символов произвольного алфавита в двоичный код.

Р.: сличать способ действий в соответствии с указанным описанием.

К.: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.




- развитие творческого подхода к решению поставленных задач, критического отношения к достигнутым результатам, готовности к обмену опытом и знаниями;

- формирование умения ставить цели и формулировать задачи.

§ 1.5, вопросы и задания 1–5,7,8 к параграфу

9


Единицы измерения информации

ФО


Комбини-рованный урок

- сформировать представление об алфавитном подходе к измерению информации, информационном весе символа, информационном объеме сообщения, единицах измерения информации.

П.: решать задачи на определение информационного веса символа, информационного объема сообщения, мощности алфавита; выражать количество информации в различных единицах измерения.

Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения.

К.: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств в учебной и практической деятельности.

§ 1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу

Подгот. к пров. работе

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10


Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Информация и информацион-ные процессы».

Пров. работа


Урок

обобщения и система-тизации знаний

- выявить и отработать проблемные зоны, закрепить навыки решения задач

П.: получать и структурировать информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения.

К.: слушать и слышать друг друга; задавать вопросы с целью получения необходимой для проблемы информации


- формирование творческого подхода к решению учебных задач;

- формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки.


Компьютер как универсальное средство для работы с информацией (7 часов)

11


Основные компоненты компьютера и их функции.



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о ПК, программном принципе работы ПК, основных устройствах ПК и их основных характеристиках

П.: получать и структурировать информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения.

К.: слушать и слышать друг друга; задавать вопросы с целью получения необходимой для проблемы информации




- формирование творческого подхода к решению учебных задач;

- формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки.

§ 2.1, вопросы и задания 1–9 к параграфу


12


Персональный компьютер.



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о ПК, устройствах системного блока и внешних устройствах

П.: различать внутренние и внешние устройства и знать их основные функции.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач


- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование профессионального самоопределения;

- ознакомление с миром профессий, связанных с ИК;

- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность.


§ 2.2, вопросы и задания 1– 4 к параграфу

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

ФО


Урок изучения нового материала

- сформировать представление об аппаратном и программном обеспечении ПК, системном ПО, операционной системе, аппаратном и пользовательском интерфейсе, сервисных программах.




П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; классифицировать программные и аппаратные средства по различным признакам; описывать схему загрузки ПК

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач


- формирование творческого подхода к индивидуальной и совместной учебной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств в учебной и практической деятельности;

- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность.


§ 2.3 (1, 2), вопросы и задания 1– 9 к параграфу


14


Системы программирова-ния и приклад-ное программ-ное обеспечение



Урок изучения нового материала

- сформировать представление об аппаратном и программном обеспечении ПК, системах программирования и прикладном ПО.






§2.3 (3, 4, 5), вопросы и задания 10, 12–18к

параграфу


15


Файлы и файловые структуры.

ФО


Урок изучения нового материала

- сформировать представление о логических именах устройств внешней памяти, файлах, файловой системе, правилах именования файлов и папок; организации хранения информации в виде иерархии папок и файлов, основных операциях с файлами и папками.

П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач


- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;

- развитие системного и аналитического мышления.


§ 2.4, вопросы и задания

1–16 к параграфу

Подгот. к практ. работе

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16


Пользователь-ский интерфейс


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать представление о пользовательском интерфейсе и его разновидностях;

- о способах аппарат-ного управления гра-фическим интерфей-сом;

- об основных элементах графичес-кого интерфейса: ок-нах, меню, рабочем столе и его элементах

П.: характеризовать и перечислять основные элементы пользовательского интерфейса; строить информационные графические модели; применять правила построения индивидуального информационного пространства в практической деятельности.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты.

К.: осуществлять совместную учебную деятельность; обмениваться знаниями; адекватно принимать оценку результатов своей деятельности.








- приобретение опята применения логических приемов формирования понятий для решения учебных и жизненных задач



§ 2.5, вопросы и задания 1–12 к параграфу

Подгот. к пров. работе

17


Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».








Пров. работа


Урок

обобщения и система-тизации знаний

- сформировать представление о ПК, программном принципе работы ПК, основных устройствах ПК и их основных характеристиках, видах ПО.

П.: получать и структурировать информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения.

К.: слушать и слышать друг друга; задавать вопросы с целью получения необходимой для проблемы информации




- формирование творческого подхода к решению учебных задач;

- формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки;

- формирование умения определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития;

- развитие системного и аналитического мышления.



1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Обработка графической информации (3 часа)

18

















Формирование изображения на экране компьютера



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о формировании изображения на экране монитора, пикселе, пространственном разрешении монитора, цветовой модели RGB, глубине цвета, видеопамяти ПК.


П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; рассчитывать объем видеопамяти; осуществлять анализ характеристик видеосистемы; определять по характеристикам видеосистемы диапазон практического применения

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач

- формирование навыков организации анализа своей деятельности, осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий, развитие алгоритмического мышления.


§ 3.1, вопросы и задания 1–7 к параграфу

Подгот. к практ. работе

19



















Компьютерная графика. Создание графических изображений.


Практическая работа

Комбини-рованный урок

- сформировать представление о графических объектах, компьютерной графике, растровой, векторной фрактальной компьютерной графике, форматах графических файлов,

особенностях и приемах работы в растровых ГР.


П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; выбирать вид графики для построения изображений; характеризовать основные виды компьютерной графики; строить информационные графические модели понятий компьютерной графики; определять размеры графических файлов и количество цветов в палитре.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач

- творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности;

- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств в учебной и практической деятельности


§ 3.2, вопросы и задания 1–3, 5–10 к параграфу

§ 3.3 , вопросы и задания 1– 9к параграфу

Подгот. к пров. работе

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

20


Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Обработка графической информации».

Пров. работа


Урок

обобщения и система-тизации знаний

- сформировать практические навыки обработки графической информации








П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач

- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;

- развитие системного и аналитического мышления.



Обработка текстовой информации (8 часов)

21


Текстовые документы и технологии их создания



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о текстовом документе, его структуре, технологиях подготовки текстовых документов, текстовой редакторе (ТР) Word








П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; выделять структурные единицы текстового документа; характеризовать и использовать инструменты ТР Word.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты

К.: делиться имеющимися знаниями и опытом с одноклассниками; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач

- формирование навыков организации и анализа своей деятельности

- развитие алгоритмического мышления.


§ 4.1, вопросы и задания 2–6 к параграфу

Подгот. к практ. работе

22


Создание текстовых документов на компьютере


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать представление о способах создания текстовых документов на ПК.





П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач




- формирование навыков использования средств ИКТ, сетевых ресурсов;

- развитие аналитического и алгоритмического мышления.


§ 4.2, вопросы и задания 1– 12 к параграфу

Подгот. к практ. работе

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

23














Прямое и стилевое форматирова-ние


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать практические навыки форматирования символов и абзацев и сохранения документов.





П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач



- формирование навыков использования средств ИКТ при решении практических и учебных задач;

- развитие алгоритмического мышления.


§ 4.3 (1-5), вопросы 1–9 к параграфу

Подгот. к практ. работе

24













Визуализация информации в текстовых документах


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать практические навыки создания списков и графических изображений средствами ТР Word.



§ 4.4, вопросы

и задания 1–8 к параграфу

.


25












Распознавание текста и системы компьютерного перевода



Урок изучения нового материала

- сформировать представление о программах оптического распознавания документов, компьютерных словарях и компьютерных переводчиках.



П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: представлять и защищать свои идеи; отвечать на вопросы оппонентов, участвовать в обсуждении; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.




- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвития и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


§ 4.5, вопросы

и задания 1–7 к параграфу


1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

26













Оценка количествен-ных параметров текстовых документов



Комбини-рованный урок

- сформировать представление о кодовых таблицах символов, хранении символов в памяти ПК, способах определения информационного объема текста.



П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.




- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности, осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий


§ 4.6, вопросы

и задания 1–9 к параграфу

Подгот. к практ. работе


27












Оформление реферата «История вычислитель-ной техники»


Практ. работа

Комбини-рованный урок

- сформировать представление о способах создания текстовых документов на ПК;

- закрепить практические навыки форматирования символов и абзацев;

- закрепить практические навыки создания списков и графических изображений средствами ТР Word






П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач




- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности, осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий


Подгот. к пров.

работе

28














Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Обработка текстовой информации».

Пров. работа


Урок

обобщения и система-тизации знаний


1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Мультимедиа (4 часа)

29












Технология мультимедиа.



Урок изучения нового материала

- сформировать пред-ставление о техноло-гии мультимедиа, способах обработки и хранения звука в ПК, частоте и разрядности дискретизации.



П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

- формирование критичес-кого отношения к инфор-мации;

- формирование коммуни-кативной компетентности в процессе образовательной и творческой видах деятельности


§ 5.1, вопросы

и задания 1–7 к параграфу

Подгот. к практ. работе


30












Компьютерные презентации


Практика

Комбини-рованный урок

- сформировать представление о компьютерной презентации, шаблоне презентации и макете слайдов.



П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности, осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий


§ 5.2, вопросы

и задания 1–8 к параграфу

Подгот. к практ. работе



31













Создание мультимедий-ной презентации


Практ. работа

Комбини-рованный урок

- закрепить практические навыки создания презентации средствами ПО (PowerPoint).






- формирование критичес-кого отношения к инфор-мации;

- формирование коммуни-кативной компетентности в процессе образовательной и творческой видах деятельности


Подгот. к пров.

работе

1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

32


Обобщение и систематизация основных понятий главы. Проверочная работа «Мультимедиа»

Пров. работа


Урок

обобщения и система-тизации знаний

- сформировать практические навыки создания презентации средствами ПО (PowerPoint).






П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Р.: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки.

К.: осуществлять обмен опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность ус учетом конкретных учебно-познавательных задач




- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность;

- развитие системного и аналитического мышления.



33-34






















Повторение.









УМК

I.  Учебно-методический комплект для учеников

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Учебник 7 класс. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.


II. Учебно-методический комплект для учителя

  1. Т.К. Смыковская. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5 – 11 классы. 3-е издание, стереотипное. М.: Планета, 2010 (Образовательный стандарт).

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы. 7 – 9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Рабочая программа по информатике. 7 класс (ФГОС). К УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ, Лаборатория знаний). М.: «ВАКО», 2015.

  4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Учебник 7 класс. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.

  5. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!