СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатики 7-9 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатики 7-9 класс.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МБОУ Никольская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ Никольская СОШ

______________/Сысоева Н.Е


«УтверждАЮ»

Директор

МБОУ Никольская СОШ

_____________/К.А. Миронов

Протокол № 1 от «____» _________2020г.


Приказ № 45 от «28 » августа 2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике основного общего образования 7-9 класс

(автор И.Г. Семакин, М.С. Цветкова)

на 2020-2021 учебный год












Автор: учитель информатики

Березикова К.Ю.






2020 г.

Пояснительная записка.

Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, на основании авторской программы Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/И.Г. Семакин, М. С. Цветкова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 166 с.: табл. – (Программы и планирование), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.

Курс рассчитан на изучение в 7, 8, 9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов.

В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9 классе, то на программу в 9 классе вместо 35 часов отводится всего 34 часа. Количество часов, заложенных в авторской программе будут выполнены за счет совмещения урока по теме «Понятие об информационном обществе» с уроком по теме «Проблемы безопасности информации»


В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответсвии с ФГОС, включает:

  1. Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С. Цветкова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  2. Информатика: учебник для 7 класса/ И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 6-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  3. Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 6-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  4. Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 6-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  5. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / И.Г. Семакин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  6. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014

  7. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

  8. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.


Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. Этой теме посвящена большая часть содержания и учебного планирования в 9 классе. Для практической работы используются два вида учебных исполнителей алгоритмов, разработанных авторами и входящих в комплект ЦОР. Для изучения основ программирования используется язык Паскаль.

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.


Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие

личностные результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

  3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие

метапредметные результаты:

1.Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

3.Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  2. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметные результаты, которые включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:


  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;


  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;


  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;


  1. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;


  1. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Все компетенции, определяемые в данном разделе стандарта, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК. В следующей таблице отражено соответствие меду предметными результатами, определенными в стандарте, и содержанием учебников.



Предметные результаты ФГОС

Соответствующее содержание учебников

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.


1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры

Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс.

7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»;

глава 4 «Графическая информация и компьютер» § 19. «Технические средства компьютерной графики»,

глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25. «Технические средства мультимедиа»

8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети»

9 класс. § 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы УМК:

Задачник-практикум, т. 1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере.

Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии». Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ.

Комплект ЦОР. Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером». 25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ

  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства


2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы».

7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации»


2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3. «Определение и свойства алгоритма»

2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».

8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4, § 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование»,

§ 24 «Пример имитационной модели»

Дополнение к главе 2,

2.1. Системы, модели, графы

2.2. Объектно-информационные модели

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической


3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя


Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3 «Определение и свойства алгоритма», § 4 «Графический учебный исполнитель». Глава 2, § 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией).

Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность алгоритмов»

3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», § 6 «Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма».

Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой»

3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях

На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса.

8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»:

вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных.

§ 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения;

§ 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций.

Глава 4, § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса» : об использовании логических величин и функций в электронных таблицах

9 класс, глава 2, § 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений в языке программирования Паскаль

3.4. Знакомство с одним из языков программирования

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», §§ 11–21 (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2

  1. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.


Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».

8 класс, Глава 2, § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»;

Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели

9 класс, Глава 2. Введение в программирование, § 17 «Таблицы и массивы»

  1. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса.

7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».

9 класс, глава 3, § 27 «Информационная безопасность»: понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.



Описанные личностные, метапредметные и предметные результаты достигаются в учебном процессе, базирующимся на представляемой линии учебников и других компонентов УМК и организованным в соответствии с планированием занятий,



Содержание обучения

7 класс

общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 3 ч.


  1. Введение в предмет 1 ч.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.


  1. Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.


  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.


Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода

информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.


Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление,

переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.


  1. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль,

поиск и замена, работа с файлами).


Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню

инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.


Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.



  1. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.


Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

8 класс

Общее число часов: 32 ч. Резерв учебного времени: 3 часа.

  1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.


Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов,

серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.



Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование 4 ч (3+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные,

математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  1. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.


Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их

идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.


Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс

Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 4 часа.

  1. Управление и алгоритмы 12 ч (5+7)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.


Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Введение в программирование 15 ч (5+10)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема безопасности информации;

  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

. Учащийся должен уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.


Формы контроля достижений учащихся.

На уроках применяется индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на обработку отдельных технологических приемов.

Практических работ в 7 классе- 18.

Практических работ в 8 классе-15.

Практических работ в 9 классе-17.


Резервное время 3 часа в 7 классе было распределено следующим образом:

Тема 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение – 1 час.

Тема 4. Текстовая информация и компьютер-1час

Тема 7 Мультимедиа и компьютерные презентации – 1час


Резервное время 3 часа в 8 классе распределено следующим образом:

Тема 2. Информационное моделирование- 1 час.

Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных – 1 час.

Тема 4. Табличные вычисления на компьютере – 1 час.


Резервное время 3 часа в 9 классе было распределено следующим образом:

Тема 1. Управление и алгоритмы- 1 час.

Тема 2. Введение в программирование – 2 час.

Тема 3. Информационные технологии и общество – 1 час.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

 

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

•          грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

•          погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

•          недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

•          мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.











Календарно - тематическое планирование (7 класс)

(1 час в неделю, всего 35 часов)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Примечание

Введение в предмет (1 ч.)

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков



1

Предмет информатики. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Изучение нового материала


Человек и информация (4 ч.)3+1

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков


1

Информация и ее виды

Изучение нового материала



2

Информационные процессы.

Комбинированный



4

Освоение клавиатуры

Практическое занятие



3

Единицы измерения информации.

Комбинированный


Компьютер: устройство и программное обеспечение (6 ч+ 1 час резерва )3+1 час резерва +3

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков



1

Начальные сведения об архитектуре компьютера

Изучение нового материала



2

Принципы организации памяти компьютера

Комбинированный



3

Персональный компьютер.

Комбинированный



5

Создание файла, работа с файлами и папками

Практическое занятие




6

Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними.

Практическое занятие



7

Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске.

Практическое занятие




Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО»

Контроль знаний


Текстовая информация и компьютер (9ч + 1 ч. резерва)3+ 1 час резерва +6

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков



1

Тексты в компьютерной памяти.

Изучение нового материала



2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

Комбинированный



3

Интеллектуальные системы работы с текстом

Комбинированный


16


4

Редактирование текста.

Практическое занятие


17


5

Постановка руки при вводе с клавиатуры

Практическое занятие


18


6

Работа со шрифтами.

Практическое занятие


19


7

Работа с таблицами

Практическое занятие


20


9

Работа с нумерованными и маркированными списками

Практическое занятие


21


10

Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок

Практическое занятие


22



Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»

Контроль знаний


Графическая информация и компьютер (6 ч.+1 час резерва)2 +4

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков


23.


1

Компьютерная графика. Виды графики.

Изучение нового материала


24.


2

Растровая и векторная графика.

Комбинированный


25


3

Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов.

Практическое занятие


26


4

Работа с фрагментами изображения

Практическое занятие


27


5

Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе.

Практическое занятие

Практическое занятие


28


6

Работа с изображением в растровом редакторе.


Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч + 1 час резерва.)2+1 час резва+4

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков


29



1

Что такое мультимедиа; область применения

Изучение нового материала


30



2

Представление звука в памяти компьютера

Комбинированный


31


3

Освоение работы с программным пакетом создания презентации

Практическое занятие


32


4

Создание презентации.

Практическое занятие


33


5

Создание презентации, содержащей гиперссылки

Практическое занятие


34


6

Демонстрация презентации.

Практическое занятие


35


7

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

Контроль знаний














Календарно – тематическое планирование 8 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Примечание

Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.)4+4

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

1.


1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства

Изучение нового материала


2.


2

Работа в локальной сети в режиме обмена файлами

Практическое занятие


3.


3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Комбинированный


4


4

Работа в Интернете с почтовой программой

Практическое занятие


5


5

Интернет

Изучение нового материала


6


6

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

Практическое занятие


7


7

Создание простейшей Web- страницы с использованием текстового редактора

Практическое занятие


8


8

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Контроль знаний


Информационное моделирование (4 ч+ 1 ч резерва.)3+1ч резерва+1

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков


9

§

1

Понятие модели. Назначения и свойства моделей.

Изучение нового материала


10


2

Табличные модели

Изучение нового материала


11


3

Информационное моделирование на компьютере

Изучение нового материала


12


4

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

Практическое занятие


13


5

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование»

Контроль знаний


Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.+ 1 ч резерва)5+ 1 ч. резерва+5

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

14


1

Понятие базы данных (БД)

Изучение нового материала


15


2

Работа с готовой БД

Практическое занятие


16


3

Проектирование и создание однотабличной БД

Изучение нового материала


17

.

4

Создание однотабличной базы данных

Практическое занятие


18


5

Простые логические выражения

Изучение нового материала


19


6

Формирование простых запросов к готовой базе данных

Практическое занятие


20


7

Логические операции. Сложные условия поиска.

Изучение нового материала


21


8

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Практическое занятие


22


9

Поиск, удаление, и сортировка записей

Изучение нового материала


23


10

Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей.

Практическое занятие


24


11

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

Контроль знаний


Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) 5+1 час резерва+ 5

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

25


1

Двоичная система счисления.

Изучение нового материала


26


2

Представление чисел в памяти компьютера

Комбинированный


27


3

Структура электронной таблицы (ЭТ)

Комбинированный


28


4

Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.

Практическое занятие


29


5

Адресация относительная и абсолютная

Комплексного применения знаний


30


6

Использование встроенных математических и статистических функций

Практическое занятие


31


7

Построение графиков и диаграмм

Практическое занятие


32


8

Решение задач с использованием условной и логической функций.

Практическое занятие


33


9

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц

Практическое занятие


34


10

Итоговый тест по теме №Табличные вычисления на компьютере»

Контроль знаний


35


11

Итоговый тест по курсу 8 класса

Контроль знаний







Тематическое планирование (9 класс)

(1 час в неделю, всего 35 часов)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Примечание

Управление и алгоритмы-12 ч+ 1 ч. Резерва (5+1 ч резерва+7)

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

1.


1

Кибернетика Кибернетическая модель управления

Изучение нового материала


2


2

Понятие алгоритма и его свойства

Комбинированный


3


3

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

Практическое занятие


4


4

Вспомогательные алгоритмы

Изучение нового материала


5


5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

Практическое занятие


6


6

Язык блок-схем.

Изучение нового материала


7


7

Разработка циклических алгоритмов

Практическое занятие


8


8

Ветвления.

Изучение нового материала


9


9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

Практическое занятие


10


10

Составление ветвящихся алгоритмов для учебного исполнителя

Практическое занятие


11


11

Составление циклических алгоритмов для учебного исполнителя

Практическое занятие


12


12

Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями.

Практическое занятие


13


13

Тест по теме «Управления и алгоритмы»

Контроль знаний


Введение в программирование- 15 ч + 2 ч. Резерва (5+2 ч. резерва+10)

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

14


1

Алгоритмы работы с величинами

Изучение нового материала


15


1

Линейные вычислительные алгоритмы.

Изучение нового материала


16


1

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов.

Практическое занятие


17


1

Структура программы на языке Паскаль

Изучение нового материала


18


1

Работа с готовыми программами на языке Паскаль. Ввод, трансляция и исполнение программы на Паскале.

Практическое занятие


19


1

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале

Изучение нового материала


20.


1

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.

Практическое занятие


21


1

Разработка программ с использованием цикла с предусловием

Практическое занятие


22


1

Программирование циклов. Алгоритм Евклида.

Изучение нового материала


23


1

Разработка и исполнение циклических программ.

Практическое занятие


24


1

Структурный тип данных-массив

Изучение нового материала


25



Разработка программ обработки одномерных массивов.

Практическое занятие


26


1

«Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Практическое занятие


27


1

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

Практическое занятие


28


1

Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов

Практическое занятие


29


1

Составление программы на Паскале сортировки массива

Практическое занятие


30


1

Тест по теме «Программное управление работой компьютере»

контроль знаний


Информационные технологии и общество- 4 ч. + 1 ч резерва (4+ 1 ч. резерва+0)

Формы контроля достижений учащихся:

индивидуальная, групповая и фронтальная форма контроля.

Текущий контроль: устного/письменного опроса, выполнения практических работ, самостоятельных работ

Формы и методы проведения урока

Различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.

По способу организации учебной деятельности, учащихся применяются следующие типы уроков:

уроки изучения нового учебного материала; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

31


1

История ЭВМ

Изучение нового материала


32


1

История ИКТ.

Изучение нового материала


33


1

Объединён

Понятие об информационном обществе

Изучение нового материала


34


Проблемы безопасности информации

Изучение нового материала


35


1

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

контроль знаний


















Учебно-методический комплекс (далее УМК) обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС

  1. Учебник «Информатика» для 7 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

  5. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

  7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

  8. Электронное приложение к учебникам «Информатика» для 8-9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)

  9. включают:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • дополнительные материалы для чтения;

  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • интерактивные тесты.

Материально-техническое обеспечение:

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы :


  1. Операционная система Windows XP, 7

  2. Пакет офисных приложений для Windows XP, 7

  3. Антивирусная программа Microsoft Security Essentials

  4. Программа-архиватор 7-Zip 9.20.

  5. Растровый графический редактор GIMP 2

  6. Браузер Chrome - Google

  7. Программа КУМИР - среда программирования

  8. Программа PascalABCNet- среда программирования

  9. Программа GCompris - для физминутки

  10. Программа Scratch – среда визуального программирования

  11. Компьютеры 13 шт.

  12. Проектор, экран

  13. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок

  14. Стенд для размещения творческих работ учащихся.


Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения

ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru.


























Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


7 класс


  1. Введение в предмет.

  2. Человек и информация.

Выпускник научится:

    • находить связь между информацией и знаниями человека;

    • понимать, что такое информационные процессы;

    • определять какие существуют носители информации;

    • определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

    • понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

    • понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

    • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

    • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

    • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

    • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

    • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Выпускник научится:

    • правилам техники безопасности и при работе на компьютере;

    • узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

    • основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

    • понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

    • понимать типы и свойства устройств внешней памяти;

    • понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;

    • определять сущность программного управления работой компьютера;

    • принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

    • назначение программного обеспечения и его состав.

Выпускник получит возможность научиться:

    • включать и выключать компьютер;

    • пользоваться клавиатурой;

    • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

    • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

    • просматривать на экране директорию диска;

    • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

    • использовать антивирусные программы.

  1. Текстовая информация и компьютер

Выпускник научится:

    • способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

    • определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

    • основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Выпускник получит возможность научиться:

    • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

    • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

    • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер

Выпускник научится:

    • способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

    • понимать какие существуют области применения компьютерной графики;

    • определять назначение графических редакторов;

    • определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Выпускник получит возможность научиться:

    • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

    • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

Выпускник научится:

    • что такое мультимедиа;

    • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

    • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Выпускник получит возможность научиться:

    • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.



  1. класс

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Выпускник научится:

    • понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

    • определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

    • определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

    • понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

    • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

    • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

    • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

    • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование

Выпускник научится:

    • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

    • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры натурных и информационных моделей;

    • ориентироваться в таблично организованной информации;

    • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Выпускник научится:

    • понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;

    • понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

    • формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

    • понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;

    • понимать, что такое логические операции, как они выполняются.

Выпускник получит возможность научиться:

    • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

    • организовывать поиск информации в БД;

    • редактировать содержимое полей БД;

    • сортировать записи в БД по ключу;

    • добавлять и удалять записи в БД;

    • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


  1. Табличные вычисления на компьютере

Выпускник научится:

    • понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;

    • основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

    • определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

    • основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

    • графическим возможностям табличного процессора.

Выпускник получит возможность научиться:

    • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

    • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

    • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

    • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

    • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.



9 класс

  1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

    • понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

    • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

    • понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

    • определять в чем состоят основные свойства алгоритма;

    • способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

    • основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

    • определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

    • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

    • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

    • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

    • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

    • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Введение в программирование

Выпускник научится:

    • основным видам и типам величин;

    • определять назначение языков программирования;

    • понимать, что такое трансляция;

    • определять назначение систем программирования;

    • правилам оформления программы на Паскале;

    • правилам представления данных и операторов на Паскале;

    • устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

    • работать с готовой программой на Паскале;

    • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

    • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

    • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

    • основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

    • основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

    • определять в чем состоит проблема безопасности информации;

    • понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

    • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.