СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Октябрьского района Курской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
| «Принято» На заседании педагогического совета Протокол от _________20 г. №___ Председатель _________М.В. Семыкина
| «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ «Утверждаю» Приказ от ________2020г. №________ Директор школы ____________ М.В. Семыкина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
история
Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова «Всеобщая история. Новейшая история 1914 г.-начало XXI в.» для 10–11 классов общеобразовательных организаций; ООО «Русское слово», 2019; История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019; В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 г.» Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций; ООО «Русское слово», 2019
2020-2025 г.г.
Учитель истории и обществознания Носорев Дмитрий Александрович
Класс 10-11
п. Прямицыно, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования.
Целью изучения истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и социализация обучающихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации обучающихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Структурно учебный предмет «История» на базовом уровне включает курсы по всеобщей (Новейшей) истории и по истории России с 1914 г. до начала XXI в., которые изучаются последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России, занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости.
На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочую программу реализуют учебники: Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова «Всеобщая история. Новейшая история 1914 г.-начало XXI в.» для 10–11 классов общеобразовательных организаций; История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019; В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые личностные результаты освоения РП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения РП
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения РП:
Обучающийся на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс по всеобщей истории
10 класс
Раздел I. Первая мировая война и её итоги.
Первая мировая война: фронт и тыл. Международные отношения накануне Первой мировой войны. Причины начала мирового конфликта. Сараевское убийство. Дипломатическая подготовка войны. Вступление в вой ну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Планы основных воюющих сторон, соотношение сил. Военные действия 1914 г.: битва на реке Марна, «бег к морю», морское сражение при Гельголанде, Галицийская битва. Вступление в войну Османской империи. Итоги военной кампании 1914 г.
Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Трения между державами-победительницами. 14 пунктов Вудро Вильсона. Условия и противоречия Версальского мира. Вашингтонская конференция: причины созыва, ход и результаты.
Раздел II. Ведущие державы Запада между мировыми вой нами.
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Предпосылки подъёма революционных и национально-освободительных движений в странах Европы и Азии в конце первого десятилетия ХХ в. Влияние октябрьских событий Великой российской революции 1917 г. на идеологию и политику социал-демократии и освободительные движения зарубежных стран. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии и её итоги. Веймарская республика. Революция 1919 г. в Венгрии: причины, ход и результаты. Образование Коммунистического интернационала. Национально-освободительная революция в Ирландии. Национально-освободительные движения и революции 1920-х гг. в государствах Востока: Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай.
Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920-е гг. Раскол социал- демократического движения: причины, направления и теоретики, участие в политической жизни стран Западной Европы. Зарождение фашизма в Италии и националсоциализма в Германии. Основные характеристики идеологии фашизма. Фашистский режим в Италии. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Социально- экономическое и политическое положение США после Первой мировой войны. План Ч. Дауэса. Лидерство США в мировой экономике. Начало Великой депрессии. Мировой экономический кризис: причины и сущность. Социально- политические последствия Великой депрессии. Победа Ф. Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс»: основные направления. «Новый курс» как первый в истории опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Итоги «Нового курса». * Мировые экономические кризисы в истории человечества. Ф. Д. Рузвельт как политик. Отношение к нему в американском обществе.
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Рост популярности и поддержки нацизма в германском обществе в годы экономического кризиса. Приход нацистов к власти (1933) и политическая программа А. Гитлера. Утверждение фашистской диктатуры: запрещение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидации безработицы. Расовая теория и её реализация в школах, культуре, обществе Германии. Создание лагерей смерти. «Ариизация» экономики. Тоталитарный режим. Фашизм в Италии. Причины подъёма национализма и милитаризации Японии во второй половине 1920-х — 1930-е гг. Меморандум Танака. Распространение фашистской идеологии. Внутренние и внешние условия фашизации государств Европы в 1920–1930-е гг.
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Великобритания в начале 1920-х гг. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в Великобритании. Создание коалиционного национального правительства и политика социальных компромиссов. Причины непопулярности ультраправых фашистских организаций в Великобритании. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. во Франции. Активизация фашистского движения и противодействие ему. Значение Пакта о единстве действий коммунистической и социалистической партий. Создание и деятельность Народного фронта. Политика Правительства национальной обороны.
Милитаризм и пацифизм на международной арене. Десятилетие пацифизма. Причины снижения пацифистских настроений в 1930-е гг. и нарастания агрессии. Внешняя политика Японии в 1930-е гг. Захват Японией Маньчжурии. Реакция Лиги Наций и других стран мира на акты агрессии со стороны Германии, Италии, Японии. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Итало-эфиопская вой на 1935– 1936 гг. Оккупация Германией Рейнской зоны. Создание оси Берлин–Рим–Токио. Гражданская вой на в Испании: причины, основные участники, ход событий. Франкистский мятеж. Итало-германская интервенция в Испании. Поражение Испанской республики.
Раздел III. Человечество во Второй мировой войне.
Начальный период Второй мировой войны. Причины новой мировой войны. Соотношение сил и стратегия противников. Блицкриг. «Странная вой на», линия Мажино. Разгром Польши. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и её союзников. Битва за Британию. «Новый порядок» в Европе. Нацистская политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско- германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и её международные последствия для СССР. Рост советско-германских противоречий. Подписание Тройственного пакта. Нападение Германии на СССР. Срыв плана «Барбаросса». Формирование антигитлеровской коалиции: хронология, проблемы и достижения. Агрессия Японии на Тихом океане в 1940–1941 гг. Пёрл-Харбор и вступление в войну США. «Новый порядок» на восточноазиатском пространстве.
Трудный путь к победе. Проблема открытия второго фронта. Значение советско-германского фронта. Решающий перелом: 1943–1944 гг. Сталинградская и Курская битвы. Вой на в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в вой не на Тихом океане. Тегеранская конференция: вопросы и решения. Открытие второго фронта. Военные действия 1944 г. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в вой ну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. СССР и союзники в антигитлеровской коалиции: преимущества и плоды сотрудничества, неразрешимые противоречия.
Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН Цена победы человечества над фашизмом: жертвы среди военного и мирного населения; материальные потери; разрушение культурных ценностей. Значение победы над фашизмом. Потсдамская конференция: вопросы, противоречия, решения. Принципы послевоенного устройства мира. Нюрнбергский трибунал 20 и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Создание ООН: цели и основные принципы.
Раздел IV. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны».
Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Послевоенный мир и причины «холодной войны». Политические противоречия послевоенного мира: вопросы о судьбе стран Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Балканского полуострова. Речь У. Черчилля в Фултоне и «доктрина Трумэна» как условное начало «холодной войны». Конфликт в Турции и гражданская вой на в Греции. «План Маршалла». Раскол политических сил Европы. Берлинский кризис. Раскол Германии. Формирование военно- политических блоков и экономических союзов под эгидой США и СССР. «Холодная вой на» в Азии.
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Значение Второй мировой войны в начале процесса деколонизации. Хронология крушения колониальных империй и образования независимых государств в Азии и Африке во второй половине ХХ в. Проблемы выбора освободившимися странами пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Корейская война, борьба за влияние на Ближнем Востоке, Карибский кризис 1962 г., война США во Вьетнаме и др.
Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» Гонка вооружений: этапы, разработки, риски. Политика неприсоединения и антивоенное движение. Предпосылки перехода к политике разрядки международной напряжённости и нормализации советско-американских отношений в 1970-е гг. Первые соглашения по ограничению стратегических вооружений. Германский вопрос в годы «холодной войны»: кризисы и компромиссы. Берлинская стена как символ биполярного мира в 1960–1980-е гг. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и его значение в укреплении европейской безопасности. Кризис политики разрядки. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Новый виток «холодной войны». Новое политическое мышление и проблемы нового миропорядка.
11 класс
Раздел V. Мир во второй половине ХХ — начале XXI в.
Становление социально-ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США. Предпосылки экономического скачка в западноевропейских странах. «Экономическое чудо» в Западной Германии. Роль государства в экономике обновляющейся Европы. «Скандинавская (шведская) модель» общественно-политического и социально-экономического развития. Послевоенное развитие США. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его преемников («Новые рубежи», «Великое общество») и их итоги. Политические партии и формирование социально ориентированной рыночной экономики. Эволюция социальной структуры 22 индустриального общества и возвышение среднего класса. Идеалы «общества потребления».
Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества. Внутренняя политика стран Запада в условиях «холодной войны». Маккартизм и «охота на ведьм» в США. Внутренние политические кризисы и способы борьбы с ними во Франции и Великобритании. Причины обострения и сущность противоречий индустриального общества. Рост влияния левых и ультраправых сил в странах Западной Европы. Еврокоммунизм, «социализм с человеческим лицом». Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые»: причины бунтарских настроений, формы протеста, результаты. Экологический кризис и зелёное движение. Проблема обострения межэтнических отношений. США в 1960– 1970-е гг.: власть и общество. Движение за гражданские права в США. Причины кризисов конца 1960-х — начала 1970-х гг. в странах Европы. «Красный май» во Франции, протестные движения в Италии. Приход к власти левых правительств в Великобритании, Италии, Франции в 1970-х — начале 1980-х гг.
Неоконсервативный поворот и возникновение информационного общества. Неоконсервативная революция: причины и сущность. Основополагающие принципы неоконсервативной модернизации экономики на примере США и Великобритании. Итоги неоконсервативной революции. Начало становления информационного общества. Политические партии в информационном обществе. Экономические итоги 1990-х гг. США в начале XXI в. Страны Запада в условиях глобального кризиса.
Восточная Европа: долгий путь к демократии. Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению советской модели социализма. Кризис советской модели социализма в странах Восточной Европы, его причины и характер. «Доктрина Брежнева». Перестройка в СССР и подъём антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Демократические революции в странах Восточной Европы: общее и особенное. Падение Берлинской стены как символ крушения биполярного мира. Проблемы выбора и реализации демократического пути развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Причины кризиса и распада Югославии. Конфликты в Боснии и Герцеговине, в Косово.
Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Причины и сущность интеграционных процессов. Этапы интеграции в Западной Европе: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, содержание, итоги. Тенденции развития интеграционных процессов в Западной Европе во второй половине ХХ в. Маастрихтские соглашения. Расширение состава Евросоюза. Формирование единого общеевропейского политического, экономического, правового, социального пространства. Особенности североатлантической и тихоокеанской интеграции, создание и деятельность НАФТА.
Развитие государств на постсоветском пространстве. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Образование и развитие Содружества Независимых Государств. Создание Союзного государства России и Беларуси. Таможенный союз. Сотрудничество стран постсоветского пространства с ЕС и НАТО. Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве: причины, характер, хронология, итоги. Политическое и социально- экономическое развитие стран СНГ. «Цветные революции».
Раздел VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.
Япония и новые индустриальные страны. Япония после Второй мировой войны. Внутриполитическое развитие Японии во второй половине ХХ в. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга. Второй эшелон новых индустриальных 25 стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Особенности интеграционных процессов в странах Юго- Восточной Азии во второй половине ХХ — начале XXI в.
Китай на пути модернизации и реформирования. Строительство основ социализма в Китае. Мао Цзэдун. Социально- политические эксперименты в КНР: сущность, результаты и последствия. Переход к рыночным реформам и роль Дэн Сяопина в социально-экономическом прорыве Китая. Курс прагматических реформ. Внешняя политика КНР. Отношения Китая с Российской Федерацией на современном этапе. Создание Шанхайской организации сотрудничества.
Индия во второй половине ХХ — начале XXI в. Общее и особенное в процессе деколонизации Индии после Второй мировой войны. Роль партии ИНК в борьбе за независимость страны. Раздел Британской Индии. Причины и характер индо-пакистанских вой н и конфликтов во второй половине ХХ в. Особенности реформ и политики модернизации Индии: проблемы и достижения. Внешняя политика страны: основные направления. Участие в Движении неприсоединения. Индо-пакистанское противостояние: хронология, последствия. Индия и Пакистан как ядерные державы.
Исламский мир: единство и многообразие. Исламский мир: сущность понятия, география. Предпосылки и условия выбора пути развития. Национально- патриотическая модель развития исламского мира: страны, политические лидеры, основные вехи внутриполитического развития, особенности внешней политики. Традиционализм в исламском мире. Экономическое и социально-политическое развитие ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Иордании, Марокко, Катара, Афганистана. Внешняя политика исламских стран. «Исламская революция» в Иране. Исламский фундаментализм. Ближневосточный конфликт. Исламский мир на современном этапе. Причины, характер и последствия «арабской весны».
Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Колониальное общество. Роль итогов войны в подъёме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и его последствия. Проблема выбора пути развития. Конфликты на Африканском континенте. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Основные проблемы в развитии стран Африки.
Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Положение стран Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Национал- реформаторские режимы в Аргентине, Бразилии и Мексике. Кубинская революция: причины, участники, ход событий, результаты. Модернизация и военные диктатуры. Революции в странах Латинской Америки: общее и особенное. Демократизация 1990-х гг. и «левый поворот». Интеграционные процессы в Латинской Америке.
Раздел VII. Наука и культура в ХХ–XXI вв.
Научно- технический прогресс и общественно-политическая мысль. Развитие науки и техники в межвоенный период: ведущие тенденции, отрасли и достижения. Вторая мировая вой на и технический прогресс. Ускорение научно- технического прогресса и его последствия. Развитие медицины, биохимии и генетики во второй половине ХХ — начале XXI в. Основные этапы развития и роль электроники и робототехники в новейшей истории. Предпосылки и условия развития гуманитарных наук в ХХ в. Теории общественного развития. Развитие экономической науки в ХХ — начале XXI в. Социология, политология и психология.
Основные направления в искусстве и массовая культура. Модернизм в искусстве: сущность, основные течения, направления и представители. Основные направления и жанры литературы: особенности, темы, представители и произведения. Развитие театрального искусства в ХХ — первой половине XXI в. Музыкальное искусство. Тоталитаризм и культура. Массовая культура.
Раздел VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.
Основные проблемы развития современного общества. Предпосылки появления глобальных проблем в современном мире. Многообразие проблем, связанных с угрозами существованию человечества. Военная угроза человечеству. Международный терроризм: причины возникновения, методы террора. Борьба с международным терроризмом на современном этапе. Проблема ресурсов и экологии. Глобализация экономики и её последствия. Институты международного сотрудничества. Противоречия нового миропорядка.
Курс по истории России
10 класс
Глава 1. Россия в годы "великих потрясений"
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.
Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.
Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.
Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.
Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.
Глава 2. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.
Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.
Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».
Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».
«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.
Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.
СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.
Глава 3. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.
Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Глава 4. Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.
Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.
Глава 5. Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.
Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.
Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.
Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.
Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.
11 класс
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования.
Образование и расцвет государства Русь. Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь. Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха.
Социально-экономические отношения в Древней Руси. Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремёсел, торговли и градостроительства.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и архитектурных школ.
Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский.
Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов. Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв. Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья.
Русские земли в первой половине ХV в. Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в.
Завершение процесса объединения русских земель. Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства.
Раздел II. Россия в XVI – XVII вв.:
от Великого княжества к Царству
Россия в ХVI в. Иван IV Грозный. Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.
Смута в России. Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты.
Россия при первых Романовых. Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г.
Церковный раскол и народные движения в XVII в. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия.
. Внешняя политика России в XVII в. Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем.
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи
Начало эпохи Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича.
Северная война и военные реформы. Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей.
Преобразования Петра I. Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Российская империя при Екатерине II. Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва. Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.
Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.
Российская империя при Павле I. Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора.
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале ХХ в.
Россия в начале ХIХ в. Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета.
Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз.
Внутриполитический курс Александра I. Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов. Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Правление Николая I: политика государственного консерватизма. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура. Кодификация законов. Политика в области просвещения.
Социальная и экономическая политика Николая I. Политика в отношении дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина
Общественная мысль в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники. Революционно-социалистическое течение. Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики. Борьба с революционным движением в Европе. Кавказская и русско-иранская войны. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1855 гг.: причины, участники, основные сражения. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Реформы 1860–1870-х гг. Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы.
Социально-экономическое развитие пореформенной. России Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения Российской империи.
Общественные движения второй половины XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либеральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социал-демократии.
Народное самодержавие Александра III. Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления внешней политики при Александре II. «Союз трёх императоров». Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении балканских народов. 15 Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Внешняя политика при Александре III. Ослабление влияния России на Балканах. Российско-германские отношения. Сближение России и Франции. Азиатская политика.
На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития. Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воззрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Образование политических партий. Социалистические (революционные) политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии.
Первая российская революция (1905-1907). Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции. Основные термины и понятия: революция, «кровавое воскресенье», стачка, забастовка, Советы, булыгинская дума, Государственная дума, парламентаризм.
Общество и власть после революции. Столыпинские реформы Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы.
Культура России в начале XX в. Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Курс по всеобщей истории | 17 | |
Раздел I. Первая Мировая война и её итоги | 3 | |
1 | Первая мировая война: фронт и тыл. | 1 |
2 | Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система | 1 |
3 | Повторительно-обобщающий урок «Первая мировая война» | 1 |
Раздел II. Ведущие державы Запада между мировыми войнами. | 6 | |
4 | Революционное движение в Европе и Азии | 1 |
5 | Левые и правые в политической жизни Европы в 1920-е гг. | 1 |
6 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. | 1 |
7 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. | 1 |
8 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. | 1 |
9 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в 1920-е -1930-е гг.» | 1 |
Раздел III. Человечество во Второй мировой войне | 4 | |
10 | Начальный период Второй мировой войны | 1 |
11 | Трудный путь к победе | 1 |
12 | Итоги и уроки Второй мировой войны, Создание ООН. | 1 |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Вторая мировая война» | 1 |
Раздел IV. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» | 4 | |
14 | Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. | 1 |
15 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. | 1 |
16 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики холодной войны. | 1 |
17 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в первой половине XX века» | 1 |
Курс по истории России | 51 | |
Глава I. Россия в годы «великих потрясений» | 7 | |
18 | Россия и мир накануне Первой мировой войны | 1 |
19 | Российская империя в Первой мировой войне | 1 |
20 | Великая российская революция: Февраль 1917 г. | 1 |
21 | Великая российская революция: Октябрь 1917 г. | 1 |
22 | Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм | 1 |
23 | Гражданская война | 1 |
24 | Идеология и культура периода Гражданской войны | 1 |
Глава II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг. | 10 | |
25 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа | 1 |
26 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Политическое развитие в 1920-е гг. | 1 |
27 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | 1 |
28 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | 1 |
29 | «Великий перелом». Индустриализация | 1 |
30 | Коллективизация сельского хозяйства | 1 |
31 | Политическая система СССР в 1930-е гг. | 1 |
32 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. | 1 |
33 | СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. | 1 |
34 | Повторительно-обобщающий урок по главам I и II | 1 |
Глава III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | 7 | |
35 | СССР накануне Великой Отечественной войны | 1 |
36 | Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 |
37 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 |
38 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 |
39 | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.) | 1 |
40 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны | 1 |
41 | Повторительно-обобщающий урок «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.» | 1 |
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг. | 17 | |
42 | Место и роль СССР в послевоенном мире | 1 |
43 | Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы | 1 |
44 | Идеология, наука и культура в послевоенные годы | 1 |
45 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» | 1 |
46 | Смена политического курса. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. | 1 |
47 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. | 1 |
48 | Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. | 1 |
49 | Политическое развитие в 1960-х–середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. | 1 |
50 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг. | 1 |
51 | Политика разрядки международной напряжённости | 1 |
52 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ | 1 |
53 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. | 1 |
54 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки | 1 |
55 | Реформа политической системы | 1 |
56 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике | 1 |
57 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР | 1 |
58 | Повторительно-обобщающий урок «Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.» | 1 |
Глава V. Российская Федерация | 10 | |
59 | Российская экономика на пути к рынку. | 1 |
60 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | 1 |
61 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | 1 |
62 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | 1 |
63 | Политическая жизнь России в начале XXI в. | 1 |
64 | Экономика России в начале XXI в. | 1 |
65 | Повседневная и духовная жизнь | 1 |
66 | Внешняя политика России в начале XXI в. | 1 |
67 | Россия в 2008-2018 гг. | 1 |
68 | Повторительно-обобщающий урок «Российская Федерация» | 1 |
11 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Курс по всеобщей истории | 17 | |
Раздел V. Мир во второй половине XX-начале XXI вв. | 7 | |
1. | Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США | 1 |
2. | Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества | 1 |
3. | Неоконсервативный поворот и возникновение информационного общества | 1 |
4. | Восточная Европа. Долгий путь к демократии | 1 |
5. | Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 1 |
6. | Развитие государств на постсоветском пространстве | 1 |
7. | Повторительно-обобщающий урок «Мир во второй половине XX-начале XXI вв.» |
|
Раздел VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Южной Америке | 7 | |
8. | Япония и новые индустриальные страны | 1 |
9. | Китай на пути индустриализации и реформирования | 1 |
10. | Индия во второй половине XX-начале XXI вв. | 1 |
11. | Исламский мир: единство и многообразие | 1 |
12. | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития | 1 |
13. | Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией |
|
14. | Повторительно-обобщающий урок «Пути модернизации в Азии, Африке и Южной Америке.» | 1 |
Раздел VII. Наука и культура в XX-XXI вв. | 1 | |
15. | Презентация мини-проектов, выполненных учащимися по тематике раздела. | 1 |
Раздел VIII. Основные проблемы развития современного общества | 2 | |
16. | Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. | 1 |
17. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Курс по истории России | 51 | |
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству | 11 | |
18. | Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 1 |
19. | Восточная Европа в середине I тыс. н.э. | 1 |
20. | Образование и расцвет государства Русь | 1 |
21. | Формирование системы земель - самостоятельных государств | 1 |
22. | Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов | 1 |
23. | Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов | 1 |
24. | Культура русских земель в XIII – XIV вв. | 1 |
25. | Народы и государства Степи и Сибири в XIII-XV вв. | 1 |
26. | Русские земли в первой половине ХV в | 1 |
27. | Завершение процесса объединения русских земель | 1 |
28. | Повторительно-обобщающий урок «От Древней Руси к Российскому государству» | 1 |
Раздел II. Россия в ХVI –XVII веках: от Великого княжества к Царству | 8 | |
| Россия в ХVI в. Иван IV Грозный. | 1 |
| Россия в конце XVI в. | 1 |
| Культура Московской Руси в XVI в. | 1 |
| Смута в России | 1 |
| Россия при первых Романовых | 1 |
| Церковный раскол и народные движения в XVII в. | 1 |
| Внешняя политика России в XVII в. | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок «Россия в ХVI –XVII веках: от Великого княжества к Царству» | 1 |
Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи | 9 | |
| Начало эпохи Петра I. | 1 |
| Северная война и военные реформы | 1 |
| Преобразования Петра I | 1 |
| После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | 1 |
| Российская империя при Екатерине II | 1 |
| Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва. | 1 |
| Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. | 1 |
| Российская империя при Павле I | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок «Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи» | 1 |
Раздел IV. Российская империя в ХIХ – начале ХХ в. | 23 | |
| Россия в начале ХIХ в. | 1 |
| Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. | 1 |
| Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг. | 1 |
| Движение декабристов. | 1 |
| Правление Николая I: политика государственного консерватизма | 1 |
| Социальная и экономическая политика Николая I | 1 |
| Общественная мысль в 1830-1850-е гг. | 1 |
| Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. | 1 |
| Культура России в первой половине ХIХ в. | 1 |
| Отмена крепостного права в России | 1 |
| Реформы 1860-1870-х гг. | 1 |
| Социально-экономическое развитие пореформенной России | 1 |
| Общественные движения второй половины ХIХ в. | 1 |
| Народное самодержавие Александра III | 1 |
| Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 1 |
| На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития | 1 |
| Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 |
| Общественное движение в России в начале ХХ в. | 1 |
| Первая российская революция (1905-1907) | 1 |
| Общество и власть после революции. Столыпинские реформы | 1 |
| Культура России в начале ХХ в. | 1 |
| Обобщающее повторение по теме «Россия в XVIII – начале ХХ в.» | 1 |
| Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала ХХ в.» | 1 |