МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО зам. директора
учителей истории _____________
Протокол № от Г.Н. Косов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАЗРАБОТЧИК: Пахурина Юлия Владимировна
Первая квалификационная категория
г. Кстово, 2020
Пояснительная записка:
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089.
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312.
Учебного плана МБОУ СШ № 5 на 2019-20 учебный год.
Примерно программы среднего (полного) общего образования по истории.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа, прошедшая экспертизу и апробацию:
В. А. Никонов, С. В. Девятов. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Рабочая программа для 10 класса ориентирована на использование следующих учебников:
В. А. Никонов, С. В. Девятов. Под редакцией: Карпова. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. Под редакцией Карпова. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Программа разработана для 10 класса (базовый уровень) 2 часа в неделю и 70 часов учебный год. По учебному плану школы на изучение выделяется 2 часа в неделю, программа скорректирована на данное количество часов.
Рабочая программа рассчитана 70 часов – 2 часа в неделю.
Роль и место дисциплины:
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели изучения истории в 10-х классах:
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
Планируемые результаты:
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в исторических документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
Используемая система оценивания:
| Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся |
1. | Тесты разного уровня (А, B, C) | Работа над понятиями |
2. | Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3. | Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4. | Эссе | Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5. | Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
6. | Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7. | Составление кластера – схемы. | Участие в ролевых играх. |
8. | Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9. | Подготовка письменных сообщений, рефератов. | Оценка различных суждений о социальных объектах. |
Виды контроля | Формы контроля |
1. Текущий контроль | 1) Устный опрос 2) Работа с карточками 3) Письменная проверка 4) Тестовые задания |
| Самостоятельная работа Контрольная работа Тестовые задания Зачет Проект |
Методическая литература для учителя.
1. Загладин Н.В. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира» 10-11 классы / Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
4. Кочетов Н.С. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков 10 класс (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). – Волгоград: Учитель, 2018г.
5. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. .История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
6. Северина О.А. История 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012г.
7. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации.10 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. В. А. Никонов, С. В. Девятов. Под редакцией: Карпова. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
2.Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. Под редакцией Карпова. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Мир накануне и в году Первой мировой войны. (5 ч)
Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений.
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Культура и революция.
Раздел 2. Межвоенный период. (19 ч)
Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков — Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
Раздел 3. Вторая мировая война. (12 ч)
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг.
«Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и её международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и её союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в. Положение в нейтральных государствах.
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Раздел 4. Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской власти. (15 ч)
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –1960-е гг.
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организа- ция Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советс- ко-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах.
Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг. Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Раздел 5. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. (19 ч)
Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества.
Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-консти- туционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и со- циальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ель- цина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модер- низация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Вне- шняя политика России в начале XXI в. Образование, наука и куль- тура России в конце XX — начале XXI вв.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъёме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и её последствия. Выбор пути развития. Попытки создания де- мократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Глобализация конца ХХ — начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 г.
Календарно тематическое планирование 70 часов
№ | Дата по плану | Факт | Темы уроков. |
Раздел 1. Мир накануне и в году Первой мировой войны. (5 ч) |
| | | Вводный урок. Российская империя накануне войны. |
| | | Первая мировая война: фронт и тыл. |
| | | Россия в Первой мировой войне. |
| | | Россия в Первой мировой войне. |
| | | Война и общество. Нарастание кризиса |
Раздел 2. Межвоенный период. (19 ч) |
| | | Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. |
| | | Приход большевиков к власти. Брестский мир. |
| | | Послевоенное мироустройство. Версальско- Вашингтонская система. |
| | | Становление Советской власти. |
| | | Начало гражданской войны. |
| | | Основные события гражданской войны. |
| | | Военный коммунизм. Гражданская война на окраинах. Окончание гражданской войны. |
| | | Революционные движения в Европе и Азии. Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920 –е гг. |
| | | СССР в годы НЭПа. 1921-1928 гг. |
| | | Образование СССР. Внутренняя политика советской власти в 1920-е гг. |
| | | Индустриализация и коллективизация. |
| | | Культура и революция. |
| | | Формирование советского общества в 1920-1930 гг. Внутриполитическое развитие. |
| | | Культ личности Сталина. Массовые репрессии 1930-х гг. |
| | | Россия и мир в начале XX века. |
| | | Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. |
| | | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии |
| | | Милитаризм и пацифизм на международной арене. |
| | | Внешняя политика СССР в 1930-е гг. |
Раздел 3. Вторая мировая война. (12 ч) |
| | | СССР накануне войны. |
| | | Начало Второй мировой войны. |
| | | Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941-осень 1941) |
| | | Битва за Москву и блокада Ленинграда. |
| | | Трудный путь к победе. Антигитлеровская коалиция. |
| | | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. |
| | | Война и общество. Культура и наука в годы войны. |
| | | Во вражеском тылу. |
| | | Победа в Великой Отечественной войне. |
| | | СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. |
| | | Завершение Второй мировой войны. Война на ДВ. |
| | | Вторая мировая войны: итоги и уроки. |
Раздел 4. Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской власти. (15 ч) |
| | | Истоки и характер «холодной войны». Формирование военно-политических блоков. |
| | | Советский союз в последние годы жизни Сталина. |
| | | Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. |
| | | Смерть Сталина и борьба за власть. Смена политического курса. |
| | | Экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х — 1960-х гг. |
| | | Духовная жизнь СССР в 1950-1960-е гг. |
| | | Советское общество в 1950-1960-е гг. |
| | | Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. |
| | | Крушение колониальной системы, локальные конфликты и международная безопасность. |
| | | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны». |
| | | Брежневская эпоха: достижения и проблемы. |
| | | Брежневская эпоха: достижения и проблемы. |
| | | Духовная жизнь СССР в 1970-начале 1980-х гг. |
| | | Восточная Европа: долгий путь к либерализму. |
| | | Внешняя политика: от разрядки к конфронтации. |
Раздел 5. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. (19 ч) |
| | | Перестройка, гласность и политические реформы. |
| | | Перестройка, гласность и политические реформы. |
| | | Перестройка экономики и общества. |
| | | Новое политическое мышление. |
| | | Кризис и распад СССР. |
| | | Развитие государств на постсоветском пространстве. Интеграционные процессы в Америке и Западной Европе. |
| | | Начало рыночных реформ в 1992 г. |
| | | Конституционный кризис 1993 г. |
| | | Национальны и социальные проблемы 1990-х гг. |
| | | Внутренняя политика РФ во второй половине 1990-х гг. |
| | | Внешняя политика РФ в 1990-е гг. |
| | | Страны АТР во второй половине XX – начале XXI вв. |
| | | Исламский мир: единство и многообразие. |
| | | Формирование информационного общества. |
| | | Политическое развитие России в 2000-2016 гг. |
| | | Экономическое развитие РФ в 2000-2016 гг. |
| | | Социальное развитие и духовная жизнь общества в 2000-2016 гг. |
| | | Внешняя политика РФ в начале XXI века. |
| | | Россия и мир в XX – начале XXI вв. |