СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне;  примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Образовательной программе среднего общего образования на 2019-2020 г. и учебного плана МБОУ «Орджоникидзевская СОШ».  Предмет «история» в 10 классе рассчитан на 68 часов и предполагает синхронное изучение Всемирной истории и истории России.


Учебно-методический комплект

Загладин Н. В. Всемирная история. Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: Русское слово.2018г.


Цели учебного курса:

посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий;

знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности;
способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;

создание предпосылок для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования;

раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века;

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века.

Основные задачи учебного курса:

обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;

помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;

удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.

Особенности класса

В10 классе обучается 5 человек, из них 3 мальчика и 2 девочки.

Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть способные, но не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий. В целом для класса характерна организованность на уроках. При этом необходим дифференцированный подход.

Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как лабораторные занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа.

Межпредметные связи

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщей истории» которые изучаются параллельно. Связь с предметами «Обществознание», «Литература», «География», «Биология».

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

Содержание программы учебного курса


Раздел I.Пути и методы познания истории. 2ч.
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации. 6ч.

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века. 22 ч.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. 
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. 
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. 
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. 
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII в.) 12ч.

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». 
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. 
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. 
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. 
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. 
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 
Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации 10 ч.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. 
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. 
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. 
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в.  Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII –ХIХ в. 18 ч

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права. Аграрная , судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Окончание кавказской войны. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90-е гг. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Критический реализм. Элитарная и народная культура.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса

В ходе изучения истории учащийся должен

знать/понимать

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;

периодизацию отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Календарно-тематическое планирование уроков истории.10 класс.

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел I. Пути и методы познания истории – 2 ч.

1

Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки.

1



2

Россия во всемирной истории.

1



Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации – 6 ч.

3

У истоков рода человеческого

1



4

Контрольная работа (входная)

1



5

Государства Древнего Востока

1



6

Культура стран Древнего Востока.

1



7

Цивилизация Древней Греции.

1



8

Древнеримская цивилизация. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации.

1



Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века - 20 ч.

9

Европа в эпоху раннего Средневековья.

1



10

Рождение исламской цивилизации.

1



11

Славяне в раннем Средневековье.

1



12

Образование Древнерусского государства.

1



13

Расцвет Древней Руси.

1



14

Социально-экономическое развитие Древней Руси.

1



15

Политическая раздробленность Руси.

1



16

Культура Руси Х – начала ХIIIв. Зарождение русской цивилизации

1



17

Католический мир на подъёме.

1



18

Контрольная работа « Русь, Европа и Азия в Х-начала ХIII вв.»

1



19

Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии.

1



20

Монгольское нашествие на Русь.

1



21

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского.

1



22

Западная Европа в XIV-XV вв.

1



23

Европейская культура, наука и техника в Средние века.

1



24

Мир за пределами Европы в Средние века.

1



25

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

1



26

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.

1



27

Междоусобная война на Руси.

1



28

Контрольная работа «Русь, Европа и Азия XIV-XV вв»

1



Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV – XVII в.в.) – 12 ч.

29

На заре Новой эпохи.

1



30

Западная Европа: новый этап развития.

1



31

Тридцатилетняя война и первые революции в Европе.

1



32

Образование Русского централизованного государства.

1



33

Правление Ивана IV Грозного.

1



34

Культура и быт России в ХIV - ХVI вв.

1



35

Смутное время на Руси.

1



36

Россия при первых Романовых.

1



37

Экономическое и развитие России в XVII в.

1



38

Россия накануне преобразований.

1



39

Культура и быт России в XVII в.

1



40

Контрольная работа «Россия и мир конец XV – XVII в.в.)

1



Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации – 10 ч.

41

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1



42

Эпоха Просвещения и Просвещённый абсолютизм.

1



43

Государства Азии в XVII – XVIII вв.

1



44

Россия при Петре I.

1



45

Россия в период дворцовых переворотов.

1



46

Расцвет дворянской империи.

1



47

Могучая внешнеполитическая поступь империи.

1



48

Экономика и население России во второй половине XVIIIв.

1



49

Контрольная работа «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации».

1



50

Культура и быт России во второй половине XVIII в.

1



Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII – XIX в.в. – 17ч.

51

Война за независимость в Северной Америке.

1



52

Великая французская революция и её последствия для Европы.

1



53

Европа и наполеоновские войны.

1



54

Россия в начале ХIХ в. Отечественная война 1812 г.

1



55

Россия и священный Союз. Тайные общества.

1



56

Реакция и революции в Европе в 1820-1840-х гг.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

1



57

Повторение по теме «Россия и мир в начале ХIХ веке»

1



58

Страны Западного полушария в ХIХ в. Гражданская война в США

1



59

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.

1



60

Россия при Николае I. Крымская война.

1



61

Россия в эпоху реформ Александра II.

1



62

Правление Александра III

1



63

Власть и оппозиция в России середины - конца ХIХ века

1



64

Воссоединение Италии и объединение Германии. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине ХIХ в.

1



65

Контрольная работа

«Россия и мир в ХIХ веке»

1



66

Наука и искусство в XVIII –ХIХ в.

1



67

Золотой век русской культуры

1



68

Итоговое тестирование

1