Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена: на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года на базовом уровне; примерной программы по истории; с учётом авторской программы по истории Сахарова А.Н., Загладина Н.В. Образовательной программе среднего общего образования на 2019-2020 г. и учебного плана МБОУ «Орджоникидзевская СОШ». Предмет «история» в 10 классе рассчитан на 68 часов и предполагает синхронное изучение Всемирной истории и истории России.
Учебно-методический комплект
Загладин Н. В. Всемирная история. Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: Русское слово.2018г.
Цели учебного курса:
посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий;
знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности;
способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
создание предпосылок для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования;
раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века;
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века.
Основные задачи учебного курса:
обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;
помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;
удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.
Особенности класса
В10 классе обучается 5 человек, из них 3 мальчика и 2 девочки.
Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть способные, но не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий. В целом для класса характерна организованность на уроках. При этом необходим дифференцированный подход.
Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как лабораторные занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа.
Межпредметные связи
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщей истории» которые изучаются параллельно. Связь с предметами «Обществознание», «Литература», «География», «Биология».
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Содержание программы учебного курса
Раздел I.Пути и методы познания истории. 2ч.
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации. 6ч.
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века. 22 ч.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVII в.) 12ч.
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации 10 ч.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII –ХIХ в. 18 ч
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.
Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права. Аграрная , судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Окончание кавказской войны. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90-е гг. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Критический реализм. Элитарная и народная культура.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса
В ходе изучения истории учащийся должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование уроков истории.10 класс.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел I. Пути и методы познания истории – 2 ч. |
1 | Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. | 1 | | |
2 | Россия во всемирной истории. | 1 | | |
Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации – 6 ч. |
3 | У истоков рода человеческого | 1 | | |
4 | Контрольная работа (входная) | 1 | | |
5 | Государства Древнего Востока | 1 | | |
6 | Культура стран Древнего Востока. | 1 | | |
7 | Цивилизация Древней Греции. | 1 | | |
8 | Древнеримская цивилизация. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации. | 1 | | |
Раздел III. Русь, Европа и Азия в Средние века - 20 ч. |
9 | Европа в эпоху раннего Средневековья. | 1 | | |
10 | Рождение исламской цивилизации. | 1 | | |
11 | Славяне в раннем Средневековье. | 1 | | |
12 | Образование Древнерусского государства. | 1 | | |
13 | Расцвет Древней Руси. | 1 | | |
14 | Социально-экономическое развитие Древней Руси. | 1 | | |
15 | Политическая раздробленность Руси. | 1 | | |
16 | Культура Руси Х – начала ХIIIв. Зарождение русской цивилизации | 1 | | |
17 | Католический мир на подъёме. | 1 | | |
18 | Контрольная работа « Русь, Европа и Азия в Х-начала ХIII вв.» | 1 | | |
19 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. | 1 | | |
20 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | | |
21 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. | 1 | | |
22 | Западная Европа в XIV-XV вв. | 1 | | |
23 | Европейская культура, наука и техника в Средние века. | 1 | | |
24 | Мир за пределами Европы в Средние века. | 1 | | |
25 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. | 1 | | |
26 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. | 1 | | |
27 | Междоусобная война на Руси. | 1 | | |
28 | Контрольная работа «Русь, Европа и Азия XIV-XV вв» | 1 | | |
Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV – XVII в.в.) – 12 ч. |
29 | На заре Новой эпохи. | 1 | | |
30 | Западная Европа: новый этап развития. | 1 | | |
31 | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе. | 1 | | |
32 | Образование Русского централизованного государства. | 1 | | |
33 | Правление Ивана IV Грозного. | 1 | | |
34 | Культура и быт России в ХIV - ХVI вв. | 1 | | |
35 | Смутное время на Руси. | 1 | | |
36 | Россия при первых Романовых. | 1 | | |
37 | Экономическое и развитие России в XVII в. | 1 | | |
38 | Россия накануне преобразований. | 1 | | |
39 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | | |
40 | Контрольная работа «Россия и мир конец XV – XVII в.в.) | 1 | | |
Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации – 10 ч. |
41 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | 1 | | |
42 | Эпоха Просвещения и Просвещённый абсолютизм. | 1 | | |
43 | Государства Азии в XVII – XVIII вв. | 1 | | |
44 | Россия при Петре I. | 1 | | |
45 | Россия в период дворцовых переворотов. | 1 | | |
46 | Расцвет дворянской империи. | 1 | | |
47 | Могучая внешнеполитическая поступь империи. | 1 | | |
48 | Экономика и население России во второй половине XVIIIв. | 1 | | |
49 | Контрольная работа «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации». | 1 | | |
50 | Культура и быт России во второй половине XVIII в. | 1 | | |
Раздел VI. Россия и мир в конце XVIII – XIX в.в. – 17ч. |
51 | Война за независимость в Северной Америке. | 1 | | |
52 | Великая французская революция и её последствия для Европы. | 1 | | |
53 | Европа и наполеоновские войны. | 1 | | |
54 | Россия в начале ХIХ в. Отечественная война 1812 г. | 1 | | |
55 | Россия и священный Союз. Тайные общества. | 1 | | |
56 | Реакция и революции в Европе в 1820-1840-х гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | | |
57 | Повторение по теме «Россия и мир в начале ХIХ веке» | 1 | | |
58 | Страны Западного полушария в ХIХ в. Гражданская война в США | 1 | | |
59 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. | 1 | | |
60 | Россия при Николае I. Крымская война. | 1 | | |
61 | Россия в эпоху реформ Александра II. | 1 | | |
62 | Правление Александра III | 1 | | |
63 | Власть и оппозиция в России середины - конца ХIХ века | 1 | | |
64 | Воссоединение Италии и объединение Германии. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине ХIХ в. | 1 | | |
65 | Контрольная работа «Россия и мир в ХIХ веке» | 1 | | |
66 | Наука и искусство в XVIII –ХIХ в. | 1 | | |
67 | Золотой век русской культуры | 1 | | |
68 | Итоговое тестирование | 1 | | |