Рабочая программа по предмету История 10 класс построена и реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); Основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 7"; авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.
В связи с переходом в 2018-2019 учебном году на преподование учебного предмета "История" с концентрической системы обучения в линейно-хронологическую образовательный процесс в 10-11 классах (ФГОС СОО) строиться исходя из следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образованияи науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 № 1/15) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/).
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012гг) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю, в 11 классе по 2 часа в неделю, общее количество часов 140. Учебный курс "История" в 10-11 классах включает в себя Историю России и Всеобщюю историю XX века, поэтому обучение целесообразней проводить синхронизируя данные курсы, поскольку события мировой и отечественной истории связанны друг с другом тесным образом.
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Содержание курса | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Т е м а 1.Россия и мир в начале XX в. |
Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс. Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Т е м а 2. Первая мировая война (1914—1918) |
Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия. | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Т е м а 3. Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров . Великая российская революция 1917г. Становление новой России. |
Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств. Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы. | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Т е м а 4. Социально-экономические и политическое развитие в 20 - 30-е г.г. XX в. |
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг. | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Т е м а 5. Международные отношения в 20 – 30годы. |
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении. | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Т е м а 6. Второй мировая война. СССР в годы ВОВ. |
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях. | Например: игровая, проектная, конференция, экскурсия, наблюдение, чтение, рассказ, беседа, дискуссия и т.д.
Наблюдение, чтение, рассказ, беседа | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
№ урока | № урока в разделе, главе | Темы уроков по всеобщей истории | Темы уроков по истории России | Количество часов | Параграф учебника | Даты проведения | Примечание |
| Первая мировая война (1914—1918). 9 часов. | |
1 | 1. | Мир в начале XX в. | | 1 | Введение. | | |
2 | 2 | | Мир и Россия в 1914 г.
| 1 | § 1 ИР | | |
3 | 3 | Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. | | 1 | § 1 - ВИ | | |
4 | 4 | Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны | | 1 | § 1 - ВИ | | |
5 | 5 | Война и общество. | | 1 | § 2 - ВИ | | |
6 | 6 | | Российская империя в Первой мировой войне.
| 1 | § 2- ИР | | |
7 | 7 | | Российская империя в Первой мировой войне | 1 | § 2- ИР | | |
8 | 8 | | Наш край в Первой мировой войне | 1 | | | |
9 | 9 | | Повторение по теме «Первая мировая война». | 1 | | | |
| Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. 4 часа. | |
10 | 1 | Образование национальных государств в Европе. | | 1 | § 3 - ВИ | | |
11 | 2 | Послевоенная система международных договоров. | | 11 | § 4 - ВИ | | |
12 | 3 | Послевоенная система международных договоров. | | 1 | § 4 - ВИ | | |
13 | 4 | Повторение «Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров» | | 1 | | | |
| Россия в годы «великих потрясений». 11 часов.
| |
14 | 1 | | Великая российская революция: февраль 1917 | 1 | § 3- ИР | | |
15 | 2 | | Великая российская революция: октябрь 1917 г
| 1 | § 4 - ИР
| | |
16 | 3 | | Великая российская революция: октябрь 1917 г
| 1 | § 4 - ИР | | |
17 | 4 | | Первые революционные преобразования большевиков.
| 1 | § 5 - ИР | | |
18 | 5 | | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. | 1 | § 6 - ИР | | |
19
| 6 | | Гражданская война. | 1 | § 7 - ИР | | |
20
| 7 | | Гражданская война | 1 | § 7 - ИР | | |
21 | 8 | | Идеология и культура периода гражданской войны.
| 1 | § 8 - ИР | | |
22 | 9 | | Идеология и культура периода гражданской войны. | 1 | § 8 - ИР | | |
23 | 10 | | Наш край в 1917 – 1921 гг. | 1 | | | |
24 | 11 | | Повторение по теме «Россия в годы «великих потрясений». | 1 | | | |
| Политическое и социально–экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-х гг. 8 часов. | |
25 | 1 | Социально– экономические и политические послевоенного развития. | | 1 | § 5-6 - ВИ | | |
26 | 2 | Социально– экономические и политические послевоенного развития. | | 1 | § 5-6 - ВИ | | |
27 | 3 | Общественно– политический выбор ведущих стран. | | 1 | § 7-8 - ВИ | | |
28 | 4 | Общественно– политический выбор ведущих стран. | | 1 | § 7-8 - ВИ | | |
29 | 5 | Особенности развития стран Азии и Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. | | 1 | § 9 - ВИ | | |
30 | 6 | Культура и наука в первой половине ХХ века. | | 1 | § 10 - ВИ | | |
31 | 7 | Повторение «Политическое и социально–экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-х гг.» | | 1 | | | |
32 | 8 | Контрольная работа по теме «Мир и Россия с 1914 до 1920-х гг.» | | 1 | | | |
| Международные отношения в 1920-е – 1930-е годы. 3 часа | |
33 | 1 | Международные отношения в 1920-е – 1930-е годы. | | 1 | § 11 - ВИ | | |
34 | 2 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. | | 1 | § 12 - ВИ | | |
35 | 3 | Повторение по теме «Международные отношения в 1920-е – 1930-е гг.» | | 1 | | | |
| Советский союз в 1920—1930-е гг. 14 часов.
| |
36 | 4 | | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | 1 | § 9 - ИР | | |
37 | 5 | | Экономика нэпа | 1 | § 10 - ИР | | |
38 | 6 | | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | 1 | § 11 - ИР | | |
39 | 7 | | Наш край в годы НЭПА. | 1 | | | |
40 | 8 | | Политическое развитие в 1920-е гг. | 1 | § 12 - ИР | | |
41 | 9 | | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | 1 | § 13 - ИР | | |
42 | 10 | | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. 1 | 1 | § 14 - ИР | | |
43 | 11 | | «Великий перелом». Индустриализация | 1 | § 15 - ИР | | |
44 | 12 | | Коллективизация сельского хозяйства | 1 | § 16 - ИР | | |
45 | 13 | | Наш край в годы коллективизации и индустриализации | 1 | | | |
46 | 14 | | Политическая система СССР в 1930-е гг. | 1 | § 17 - ИР | | |
47 | 15 | | Советская национальная политика в 1930-е гг.
| 1 | § 18 - ИР | | |
48 | 16 | | СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. | 1 | § 19 - ИР | | |
49 | 17 | | Повторение по теме «Советский союз в 1920—1930-е гг.» | 1 | | | |
| Вторая мировая война. 5 часов. | |
50 | 1 | Причины войны и планы участников. | | 1 | § 13 - ВИ | | |
51 | 2 | Этапы боевых действий на фронтах и движение Сопротивления. | | 1 | § 14 - ВИ | | |
52 | 3 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги войны. | | 1 | § 15 - ВИ | | |
53 | 4 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги войны. | | | § 15 - ВИ | | |
54 | 5 | Повторение«Вторая мировая война». | | 1 | | | |
| Великая Отечественная война.часов. 10 часов | |
55 | 1 | | СССР накануне Великой Отечественной войны.
| 1 | § 20 - ИР | | |
56 | 2 | | Наш край накануне ВОВ. | 1 | | | |
57 | 3 | | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941—ноябрь 1942 гг.). | 1 | § 21 - ИР | | |
58 | 4 | | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | 1 | § 22 - ИР | | |
59 | 5 | | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 | § 23 - ИР | | |
60 | 6 | | Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 гг.). | 1 | § 24 - ИР | | |
61 | 7 | | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
| 1 | § 25 - ИР | | |
62 | 8 |
| Наш край в годы ВОВ. | 1 | | | |
63 | 9 | | Повторение «Великая Отечественная война». | 1 | | | |
64 | 10 | | Контрольная работа по теме «Мир и СССР в 1930-1945 гг.» | | | | |
65-70 | | | Резерв. | | | | |