СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ №348 от 29.12.2017), основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2018-2020 г.г. (срок реализации 2 года), утвержденной приказом №219 от 15.08.2018.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, с учетом примерной рабочей программы к учебнику А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова «История конец XIX в. –начало XX в. Базовый и углубленный уровни» 10 -11 класс, часть 2, автора-составителя Л.А. Пашкиной.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив
| Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.3.3.1.8.1 | А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров | «История. Конец XIX — начало XXI века. Часть 2» | 11 класс | ООО «Русское слово-учебник» |
На изучение учебного предмета «История» в 11 классе в инвариантной части учебного плана выделяется 2 учебных часа в неделю и 1 час из компонента образовательного учреждения при 34 учебных неделях – 102 часа в год.
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
На первый план выдвигается компетентностный подход, общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Предметные результаты
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
· характеризовать этапы становления исторической науки;
· раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;
· формулировать принципы периодизации истории развития человечества; · определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
· датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; · владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;
· анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; · критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
обучающиеся получат возможность научиться:
· объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;
· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
· определять место и время создания исторических документов;
· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.; · характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;
· приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;
· проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;
· использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
3. Содержание учебного предмета «История»
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |
практические занятия | контрольные и проверочные работы | |||
1 | Россия и мир в начале 20 века | 17 | 1 | 1 |
2 | Россия и мир между двумя мировыми войнами | 19 | 1 | 1 |
3 | Человечество во второй мировой войне | 10 | 1 | 1 |
4 | Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия | 14 | 1 | 1 |
5 | Россия и мир в1960-1990-е гг. | 15 | 1 | 1 |
6 | Россия и мир на современном этапе развития | 16 | 1 | 1 |
7 | Повторение. | 11 | | 1 |
8 | Итого | 102 | 6 | 7 |
4. Тематическое планирование
Тема, количество часов | Содержание
| Характеристика основных видов учебной деятельности |
Россия и мир в начале XX в.(17ч) | ||
Вводный урок. Повторение изученного в 10 классе. 1ч | История России в 9-19 вв. | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Научно-технический прогресс.1ч | Научно-технический прогресс. Причины ускорения научно-технического прогресса. Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному индустриальному производству. Основные термины и понятия: научно-технический прогресс (НТП), конвейер. | Определение сущности научно-технического прогресса. Объяснение причин ускорения развития науки в ХХ в. Составление плана-перечисления достижений научно- технической мысли в первые десятилетия ХХ в. Объяснение сущности и оценка последствий внедрения системы организации производства Ф.У. Тейлора. Формулирование обобщающего вывода о влияние научно-технического прогресса на социально- экономическое развитие.
|
Модернизация в странах Европы, США и Японии 1ч | Модели модернизационного развития. Образование монополий. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. Основные термины и понятия: модернизация, монополия, трест, концерн, синдикат, картель, свободная конкуренция, Антитрестовский закон 1890 г., профсоюз, капитализм,социал-демократия, диктатура пролетариата.
| Анализ влияния модернизации производства на характер экономической жизни. Представление типологии монополий в наглядно-символической форме (схема, таблица). Характеристика либерально-демократической модели отношений между государством и монополистическим капиталом. Анализ особенностей модернизационных процессов в Германии, Италии и Японии. Определение противоречий индустриального общества. Анализ и оценка процессов развития рабочего движения и становления социал-демократии в начале ХХ в |
Входная контрольная работа.1ч | Систематизация и обобщение исторического материала за курс 10 класса. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. | Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Россия на рубеже XIX – XX вв. 2ч | Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX –начале ХХ в.Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства. Основные термины и понятия: промышленный переворот, акционерные общества, буржуазия, денежная реформа 1895-1897 гг., зажиточные крестьяне, батраки. | Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Работа с исторической картой: характеристика территории и населения Российской империи. Анализ особенностей российской модели экономической модернизации. Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале ХХ в. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие ХХ в. Выявление противоречий и проблем аграрного сектора российской экономики. Оценка итогов экономического развития страны к 1914 г. |
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905 – 1907 вв.2ч | Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в.Кризисные явления в обществе. Русско-японская война 1904–1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружѐнное восстание в Москве. Основные термины и понятия: стачка, всеобщая забастовка, КВЖД, Всероссийский крестьянский союз, Советы, Манифест 17 октября 1905 г.
| Работа с исторической картой: характеристика территории и населения Российской империи. Анализ особенностей российской модели экономической модернизации. Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале ХХ в. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие ХХ в. Выявление противоречий и проблем аграрного сектора российской экономики. Оценка итогов экономического развития страны к 1914 г. Характеристика внутренней политики Николая II в начале ХХ в. Определение причин русско-японской войны. Формулирование вывода об итогах войны с Японией. Определение и оценка кризисных явлений в обществе накануне революции. Составление тезисного плана характеристики начального этапа революции 1905- 1907 гг. Анализ текста Манифеста 17 октября 1905 г. Оценка исторического значения Манифеста. |
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. 1ч | Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов- революционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия,«Союз 17 октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).Основные термины и понятия: меньшевики, большевики, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы, третьеиюньская монархия.
| Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике, формулировать и аргументировать свою оценку. Объяснять значение понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, черносотенцы. Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий. Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина. Раскрывать причины нового подъёма революционных настроений накануне Первой мировой войны.
|
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 1ч | П.А. Столыпин и его политика. Борьба с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика.Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912—1913 гг. Основные термины и понятия: военно-полевой суд, отруб, хутор,прогрессисты
| Объяснять смысл понятий и терминов: отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию |
Практикум по теме «Культура России в конце XIX – начале XX вв.» 1ч | Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения. Идейные искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры. Литература серебряного века: основные направления и представители. Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка.Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи. Основные термины и понятия: Серебряный век, символизм, футуризм, акмеизм, кинематограф, модерн, импрессионизм, мирискусники, супрематизм, авангард.
| Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. |
Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX века.1ч | Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов. Основные термины и понятия: колонии, колониализм, доминион, протекторат, мировой экономический кризис, международные конференции, Тройственный союз, Антанта.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой: характеристика процесса колонизации Африки в начале ХХ в. Сравнительный анализ колониальной политики Великобритании, Франции, Германии, Японии и США. Объяснение причин и сущности мировых экономических кризисов первой половины ХХ в. Анализ международных противоречий начала ХХ в. Составление хронологии военных конфликтов и создания военных блоков накануне мировой войны |
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. 1ч | Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране. Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913). Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки. Основные термины и понятия: ихэтуани, моджахеды, Индийский национальный конгресс (ИНК), Гоминьдан, младотурки, латифундии.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ текста учебника. Определение последствий колониализма для колоний и зависимых стран, представление результатов работы в форме таблицы. Систематизация информации об антиколониальных движениях в странах Востока в начале ХХ в. в форме опорного конспекта или таблицы. Характеристика особенностей развития государств Латинской Америки в начале ХХ в. |
Первая мировая война. 2ч | Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Война и российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны. Основные термины и понятия: мировая война, Брусиловский прорыв, Земский и Городской союзы, «министерская чехарда», пацифизм.
| Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Объяснение причин и определение характера Первой мировой войны. Работа с исторической картой: определение районов основных боёв, смещения линии фронтов, мест крупнейших сражений. Анализ положения противоборствующих сторон на каждом из этапов войны. Обсуждение проблемы Война и общество. Формулирование вывода об итогах Первой мировой войны |
Наш край в начале 20 века.1ч | Наш регион в начале 20 в. | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа по теме по теме: «Россия и мир в начале XX в.»1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Россия и мир между двумя мировыми войнами(19ч)
| ||
Февральская революция в России 1917 г. 2ч | Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. И создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Основные термины и понятия: Временное правительство, Совет рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение предпосылок и причин Февральской революции 1917 г. Сравнительный анализ кризисов Временного правительства. Характеристика позиции по отношению к революции и Временному правительству, деятельности большевиков весной — летом 1917 г. Объяснение причин корниловского мятежа, оценка его последствий. Обсуждение вопроса о достижениях и провалах Февральской революции 1917 г. |
Переход власти к партии большевиков.2ч | Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружѐнное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир. Предпосылки гражданской войны. Основные термины и понятия: Всероссийский съезд Совет, Декреты о власти, мире, земле, Совет народных комиссаров, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Высший совет народного хозяйства, ВЧК, сепаратный мирный договор.
| Анализ текста учебника. Определение характера и оценка событий октября 1917 г. Анализ первых преобразований большевиков. Объяснение причин и оценка значения роспуска Учредительного собрания. Анализ основных положений Конституции РСФСР 1918 г. Дискуссия по вопросу о Брестском мире. Определение предпосылок Гражданской войны |
Гражданская война и интервенция.2ч | Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей и поражение Белого движения: апрель — ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения. Основные термины и понятия: гражданская война, интервенция, белое и красное движения, Красная Армия, военный коммунизм, национализация, продотряды,комбеды, продразверстка, красный террор, комсомол.
| Определение спектра противоборствующих сил Гражданской войны. Составление развёрнутого плана характеристики этапов Гражданской войны. Работа с исторической картой: определение районов дислокации армий Белого движения и Красной армии, масштабов распространения советской власти, линий фронтов в 1918 –1920 гг. Анализ и оценка политики военного коммунизма. Определение роли крестьянского движения во время Гражданской войны. Обсуждение вопроса о причинах поражения Белого движения и победы большевиков. |
Завершение Гражданской войны и образование СССР.1ч | Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелеными». Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924). Основные термины и понятия: антоновщина, басмачество, план автономизации, Конституция СССР 1924 г.
| Составление развёрнутого плана характеристики завершающего этапа Гражданской войны (конец 1920—1922 гг.). Определение предпосылок создания СССР. Анализ и оценка проектов создания нового государства В.И. Ленина и И.В. Сталина. Анализ положений Конституции СССР 1924 г., сравнение их с положениями Конституции 1918 г. Составление схемы государственного управления СССР. Формулирование вывода об историческом значении Гражданской войны и образования СССР |
От военного коммунизма к НЭПу.1ч | Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая политика. Первые итоги нэпа. Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции –судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свѐртывание нэпа. Основные термины и понятия: ГОЭЛРО, Госплан, нэп, нэпман, продналог, хозрасчѐт, партаппарат.
| Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и учебника. Характеристика экономического и политического положения страны после Гражданской войны и интервенции. Объяснение причин отказа от политики военного коммунизма. Составление тезисного плана характеристики новой экономической политики. Оценка итогов нэпа. Выявление противоречий нэпа. Объяснение причин и особенностей политических репрессий в годы нэпа. Определение причин свёртывания нэпа. |
Культура Страны Советов в 1917 – 1922 гг.1ч | Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917—1922 гг. Художественное многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт. Основные термины и понятия: пролетарская культура, конструктивизм.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Обсуждение вопроса о влиянии революционных событий, Гражданской войны и установления советской власти на духовную культуру России. Характеристика политики большевиков в области культуры в 1917—1922 гг. Выявление основных тенденций развития художественной культуры в 1920-е гг. Оценка значения развития зрелищных искусств и спортивного движения в стране Советов |
Советская модернизация экономики. Становление советской культуры.2ч | Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: еѐ принципы –провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение. Основные термины и понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание, трудодни,машинно-тракторная станция (МТС), двадцатипятитысячники, индустриализация, пятилетка, соцсоревнование, культурная революция, ликбез, рабфак. | Определение задач модернизации советской экономики. Оценка средств и методов осуществления коллективизации и индустриализации. Представление достижений и издержек модернизации в СССР в наглядно-символической форме (таблица, схема). Раскрытие сущности культурной революции. Характеристика развития советской науки в 1930-е гг.Выявление особенностей физкультурного движения 1930-х гг. |
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР.1ч | Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительств как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г. Основные термины и понятия: враг народа, ГУЛАГ, культ личности, Конституция СССР 1936 г.
| Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствиис заявленной целью. Определение причин возвышения И.В. Сталина и оценка его методов внутрипартийной борьбы. Раскрытие сущности концепции построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Определение предпосылок, характера и целей репрессий 1930-х гг. Характеристика репрессивного аппарата и положения заключённых в СССР. Оценка итогов репрессивной политики1930‑х гг. Анализ основных положений Конституции 1936 г. Определение особенностей сталинской системы управления. |
Культура и искусство СССР в межвоенные годы.1ч | Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Широкое распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт. Масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов. Развитие кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на развитие советской культуры. Основные термины и понятия: соцреализм, пионеры.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Раскрытие сущности метода социалистического реализма в искусстве. Определение роли официальной идеологии и пропаганды в воспитании молодёжи. Характеристика системы воспитания нового человека. Подготовка сообщений и презентаций о развитии искусства и архитектуры в СССР в 1930-е гг. Определение общих тенденций и характерных черт культурного развития советского общества в межвоенные годы |
Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.1ч | США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейсианство. Раскол социал-демократии. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост. Основные термины и понятия: «новый курс» Рузвельта, социально ориентированная рыночная экономика, кейсианство, Коминтерн, Международная организация труда, кейнсианство, расизм, национализм, фашизм, НСДАП, холокост, гетто.
| Сравнительный анализ экономического и политического положения США и западноевропейских стран после Первой мировой войны и определение задач их развития. Раскрытие причин экономического кризиса 1929–1932 гг. Оценка нового курса Ф.Д. Рузвельта и теории Дж. Кейнса с точки зрения эффективности преодоления великого кризиса. Выявление характерных черт развития Англии, Франции и стран Скандинавского полуострова в 1920—1930-е гг. Объяснение причин и анализ итогов раскола социал-демократического движения.Определение предпосылок возникновения фашизма в Европе и его сущности.Составление развёрнутой характеристики фашистских режимов Б. Муссолини и А. Гитлера |
Ослабление колониальных империй.1ч | Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921-1922) о судьбе колоний. Послевоенная колониальная политика и еѐ итоги. Подъѐм антиколониальных движений. Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции. Революция и гражданская война в Китае. Основные термины и понятия: национально-освободительное движение, кампания гражданского неповиновения, революция, гражданская война.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью. Характеристика послевоенной колониальной политики. Выявление общих черт и особенностей антиколониальных движений в странах Азии и Африки. Объяснение причин революции в Китае. Представление информации о гражданской войне в Китае в наглядно-символической форме (таблица, опорный конспект). Определение роли Советской России в развитии антиколониального и революционного движений в странах Азии Африки в межвоенный период |
Международные отношения между двумя мировыми войнами.1ч | Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система и еѐ противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне. Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советско-германский договор о ненападении. Основные термины и понятия: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика умиротворения.
| Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика отношений Антанты с Советской Россией. Анализ 14 пунктов В. Вильсона. Оценка значения создания Лиги Наций. Выявление противоречий Версальско-Вашингтонской системы. Систематизация информации о завоевательной политике Германии, Италии и Японии 1931—1939 гг. в форме таблицы. Оценка исторического значения Мюнхенского соглашения 1938 г. Объяснение причин заключения советско-германского Пакта о ненападении |
Практикум по теме «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.» 1ч | Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм,примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство. Основные термины и понятия: социология, психология, культурология, импрессионизм, модерн, кубизм, футурзим, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, романтизм, реализм, социальная антиутопия. .
| Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные области мировой культуры в первой половине ХХ в. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем |
Наш край в первой половине 20 века.1ч | Наш регион в первой половине 20 в. | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа по теме: «Россия и мир между двумя мировыми войнами». 1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.
|
Человечество во второй мировой войне(10ч) | ||
От европейской к мировой войне.1ч | Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 – начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР. Основные термины и понятия: блицкриг, вермахт, план «Барбаросса».
|
Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение особенностей начального этапа войны. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Объяснение причин быстрого захвата гитлеровскими войсками стран Западной Европы.Анализ основных положений Тройственного пакта. Оценка действий Советского союза в 1939 — начале 1941 г. Обсуждение проблемы неготовности СССР к войне с Германией |
Начальный период Великой Отечественной войны.1ч | Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и еѐ причины. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Основные термины и понятия: Ставка Главного командования, Государственный комитет обороны.
| Определение причин поражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны. Составление развёрнутого плана характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Оценка значения Смоленского сражения для дальнейшего хода войны. Представление информации о битве под Москвой в наглядно-символической форме (опорный конспект, картосхема). Оценка исторического значения победы советских войск под Москвой |
Антигитлеровская коалиция и кампании 1942 г. на Восточном фронте.1ч | Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всѐ для фронта, всѐ для победы!» Движение Сопротивления в Европе. Основные термины и понятия: оккупация, партизанское движение, движение Сопротивления.
| Оценка значения Московской конференции1941 г. Объяснение причин и значения вступления в войну США. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942 г. Составление развёрнутой характеристики оккупационного режима на территории СССР и жизни в советском тылу. Характеристика партизанского движения в СССР и движения Сопротивления в Европе
|
Коренной перелом в Великой отечественной войне.2ч | Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и еѐ значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война. Основные термины и понятия: коренной перелом в войне, второй фронт. | Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1943 г.Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орлово-Курской дуге. Оценка исторического значения Сталинградской и Курской битв. Характеристика отношений СССР с союзниками в 1943 г.Оценка решений Тегеранской конференции. Характеристика культурного развития СССР в годы войны.Определение роли искусства и изменения отношения советской власти к Церкви в мобилизации нашего народа на отпор фашистским захватчикам |
Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой отечественной войны.1ч | Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Основные термины и понятия: депортация, Ялтинская конференция, репарации, Акт о капитуляции.
| Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Характеристика государственной политики советского правительства на освобождённых территориях. Составление хронологии важнейших военных и политических событий конца 1944 — весны 1945 г.Анализ и оценка решений Ялтинской конференции |
Причины, цена и значение великой Победы. 1ч | Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Основные термины и понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация, Международный требунал, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности.
| Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы,характеризующие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн по различным аспектам (политический, экономический, социальный, духовныйи т.п.). Распределение функций между членами каждой группы. Подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем |
Практикум по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» 1ч | Наш регион в годы Великой Отечественной войны | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа по теме: «Человечество во второй мировой войне». 1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия.(14ч) | ||
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.2ч | Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии. Основные термины и понятия: «холодная война», КПСС.
| Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью. Определения задач послевоенногоразвития СССР. Анализ проблем сельского хозяйства. Характеристика правительственных мер по восстановлению народного хозяйства и оценка их результатов. Определение источников быстрого восстановления советской экономики. Объяснение причин послевоенных репрессий. Составление плана-перечисления крупных политических процессов конца 1940-х — начала 1950-х гг. |
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС.2ч | Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества. Основные термины и понятия: сталинизм, десталинизация, освоение целины.
| Определение причин необходимости смены внутриполитического курса после смерти И.В. Сталина. Характеристика преемников И.В. Сталина. Оценка реформаторских инициатив Л.П. Берии и Г.М. Маленкова. Определение причин победы Н.С. Хрущёва в борьбе за власть в партийной верхушке. Анализ доклада Н.С. Хрущёва на ХХсъезде КПСС. Оценка исторического значения ХХ съезда КПСС |
Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. 1ч | Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и политика в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущѐва. Основные термины и понятия: совхозы, совнархозы, дефицит.
| Определение особенностей борьбы за власть в конце 1950-х гг. в сравнении со сталинскими временами. Анализ основных положений Программы партии 1961 г. Анализ экономической политики Н.С. Хрущёва: определение её успехов и не-удач, представление результатов работыв форме таблицы. Оценка административных реформ конца 1950-х — начала1960-х гг. Объяснение причин смещения Н.С. Хрущёва. Формулирование вывода об основных тенденциях и противоречиях внутриполитического развития СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг |
Духовная жизнь в СССР в 1940 – 1960-е гг. 2ч | Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л.Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны». СССР на международной спортивной арене. Основные термины и понятия: «оттепель», советский андеграунд.
| Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие развитие науки, различных областей культуры, спорта в СССР 1940–1960-е гг. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем |
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. 1ч | Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж.Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» – их итоги. Германское«экономическое чудо». «Шведская модель». Основные термины и понятия: смешанная экономика, «экономическое чудо», конверсия, социально ориентированная рыночная экономика.
| Определение признаков и основ общества благосостояния. Анализ особенностей перехода к смешанной экономике в Великобритании, Франции и Италии. Раскрытие сущности и процесса становления социально ориентированной экономики на примере США, ФРГ и Швеции |
Падение мировой колониальной системы.1ч | Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга». Основные термины и понятия: деколонизация, развивающиеся страны.
| Объяснение причин ускорения процесса деколонизации. Определение факторов, влиявших на способ обретения независимости (мирный / военный). Анализ круга проблем, стоявших перед бывшими колониями и полуколония- ми, и путей их решения. Определение влияния холодной войны≫ на развитие стран Азии и Африки. Представление информации о конфликтах и кризисах в странах Юга конца 1940-х –1960- х гг. в наглядно-символической форме (опорный конспект, таблица) |
«Холодная война» и международные конфликты 1940 – 1970-х гг. 2ч | Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно- политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Основные термины и понятия: «холодная война», Совет экономической взаимопомощи, НАТО, ОВД, политика мирного сосуществования.
| Определение истоков и сущности холодной войны. Представление информации о формировании системы союзов и военно-политических конфликтов холодной войны в конце 1940-х — 1950-е гг. в наглядно-символической форме (таблица, опорный конспект). Определение влияния прихода к власти коммунистов в Китае на расстановку сил в биполярном мире. Оценка исторического значения войны в Корее. Характеристика политики мирного сосуществования. Объяснение причин и значения Карибского кризиса 1962 г. Определение причин и результатов Вьетнамской войны |
Система социализма: Восточная Европа и Китай. 1ч | Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма». Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная революция в Китае. Основные термины и понятия: Информбюро, социализм «с человеческим лицом», индустриализация, «доктрина Брежнева», стратегия «большого скачка», культурная революция.
| Анализ особенностей внутриполитического развития стран Восточной Европы в послевоенное десятилетие. Объяснение причин разрыва отношений между СССР и Югославией. Анализ признаков кризиса просоветских режимов в странах Восточной Европы в 1950-е — 1960-е гг. Раскрытие сущности доктрины Брежнева. Объяснение причин ухудшения отношений между СССР и Китаем. Характеристика внутренней и внешней политики Мао Цзэдуна |
Практикум по теме м «Наш край в первые послевоенные десятилетия» 1ч | Наш регион в первые послевоенные десятилетия. | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа по теме: «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия». 1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Россия и мир в 1960 – 1990 гг.(15ч) | ||
Технология новой эпохи.1ч | Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника. Основные термины и понятия: ядерная энергия, биотехнологии, генная инженерия, клонирование, трансплантация, ЭВМ.
| Составление развёрнутой характеристики основных направлений развития науки и техники во второй половине ХХ в. Оценка значения раз- вития компьютерных технологий для развития общества. Подготовка тематических сообщений и презентаций |
Становление информационного общества.1ч | Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы. Основные термины и понятия: информационное общество, Интернет, средний класс, маргинализация.
| Раскрытие сущности понятия информационное общество. Определение истоков информационной революции и оценка значения индустрии знаний в современном обществе. Характеристика процесса изменения социальной структуры общества в развитых странах во второй половине ХХ в. Определение роли среднего класса в общественно-политической жизни |
Кризис «Общества благосостояния».1ч | Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе. Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960-е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных движений. Основные термины и понятия: коалиционные правительства, еврокоммунизм, неомарксизм.
| Анализ причин кризиса общества благосостояния на рубеже 1960—1970-х гг. Объяснение при- чин политических успехов левых сил и коммунистического движения в Европе в 1960—1970-е гг. Характеристика неомарксизма как идейной основы деятельности новых левых. Определение социальной базы и идеологии радикальных общественных движений в европейских странах в конце 1960-х — 1970-е гг. |
Неоконсервативная революция 1980-х гг. 1ч | Причины необходимости обновления идеологии консерватизма. Концепции неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и еѐ итоги. Неконсервативная модернизация. Основные термины и понятия: неконсерватизм, приватизация.
| Анализ причин необходимости обновления идеологии консерватизма. Раскрытие основных идей неоконсерватизма. Анализ социально-экономической политики неоконсерватизма. Выявление особенностей неоконсервативной модернизации в США, Великобритании и странах континентальной Европы. Обсуждение вопроса о достижениях и издержках неоконсервативной революции 1980-х гг. |
СССР: от реформ – к застою.1ч | Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Борьба с инакомыслием. Основные термины и понятия: хозрасчет, застой, дефицит, самиздат, правозащитное движение.
| Раскрытие принципов коллективного руководства. Оценка мер по восстановлению прежней вертикали власти. Характеристика экономических реформ 1960-х гг., оценка их результатов. Обсуждение вопроса о причинах экономического застоя. Определение форм и масштабов проявления инакомыслия в 1960–1970-е гг. Сравнение методов борьбы с инакомыслием в СССР в 1960–1970-е гг. с применявшимися ранее |
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. 2ч | Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачѐва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, еѐ итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и еѐ последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса. Основные термины и понятия: перестройка, коррупция, государственная приѐмка,теневая экономика, кооператив.
| Анализ и оценка деятельности Ю.В. Андропова. Характеристика политического курса М.С. Горбачёва. Раскрытие сущности политики ускорения, оценка её результатов. Составление тезисного плана характеристики политики перестройки в сфере экономики. Анализ последствий экономических реформ. Оценка программ преодоления кризисных явлений |
Развитие гласности и демократии в СССР.1ч | Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом Российской Федерации. Основные термины и понятия: демократия, гласность, политический плюрализм, номенклатура, демократическая трансформация общества, правовое государство, многопартийность.
| Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Сравнение политики гласности с оттепелью хрущёвского времени. Оценка результатов политики гласности. Анализ идей демократической трансформации советского общества 1980-х гг. Оценка политических реформ М.С. Горбачёва. Обсуждение вопроса о неизбежности политического раскола общества в связи с его демократизацией |
Кризис и распад советского общества. 1ч | Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве – организации«Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряжѐнности в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание СНГ. Основные термины и понятия: путч, ГКЧП, СНГ.
| Объяснение причин обострения межнациональных отношений в СССР в конце 1980-х. Работа с исторической картой: определение очагов напряжённости. Составление хронологии развития кризиса Союза ССР. Оценка исторического значения августовского путча 1991 г. Обсуждение вопроса о закономерности распада СССР |
Наука, литература и искусство. Спорт. 1960 – 1980-е гг. 1ч | Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Достижения советского спорта. Основные термины и понятия: деревенская проза, бардовская песня, московский концептуализм, соц-арт.
| Сравнение основ ускоренного экономического развития Японии и Германии. Поиск общего и особенного в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Характеристика особенностей развития второго эшелона НИС. Объяснение причин перехода к рыночным реформам в Китае в 1980-е гг. Оценка результатов прагматических реформ Дэна Сяопина |
Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. 1ч | Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественно- политической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях. Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизацииЮжной Кореи,Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ. Основные термины и понятия: новые индустриальные страны.
| Сравнение основ ускоренного экономического раз- вития Японии и Германии. Поиск общего и особенного в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Характеристика особенностей развития второго эшелона НИС. Объяснение причин перехода к рыночным реформам в Китае в 1980-е гг. Оценка результатов прагматических реформ≫ Дэна Сяопина |
Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 – 1980-е гг. 1ч | Особенности реформ и политики модернизации Индии: еѐ достижения (отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения. Исламский мир: национально-патриотическая и традиционалистская модели развития. Арабо-израильские конфликты. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки. Перонизм и демократия в Латинской Америке.
| Разделение класса на группы, характеризующие социально-экономическое развитие отдельных стран. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем |
Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». 1ч | СССР и США: итоги соперничества. Разрядка международной напряжѐнности. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Основные термины и понятия: разрядка, ОСВ-1, ОСВ-2, новое политическое мышление.
| Определение итогов противостояния СССР и США к началу 1970-х гг. Раскрытие сущности политики разрядки международной напряжённости. Объяснение причин срыва раз- рядки. Составление тезисного плана характеристики противостояния СССР и США в конце 1970-х — начале 1980- х гг. Обсуждение концепции новогополитического мышления. Оценка итогов холодной войны |
Практикум по теме «Наш край в 1960-1990 гг» 1ч | Наш регион в 1960-1990 гг. | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа по теме: «Россия и мир в 1960 – 1990 гг.» 1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.
|
Россия и мир на современном этапе развития(16ч) | ||
Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. 1ч | Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Предприниматели и предпринимательская деятельность. Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации. Основные термины и понятия: транснациональные корпорации и банки, глобализация, венчурные предприятия, мультикультурализм, плюрализм, толерантность. | Обсуждение вопросов глобализации мировой экономики и её последствиях. Характеристика особенностей предпринимательской деятельности на современном этапе развития. Оценка роли и значения предпринимательства и предпринимательской деятельности в современном мире. Выявление проблем современных многонациональных государств. Обсуждение проблемы массовой миграции в эпоху глобализации |
Интеграция развитых стран и её итоги. 1ч | Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке. Основные термины и понятия: интеграция, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕС, НАФТА, НАТО. | Определение причин начала интеграционных процессовв Европе. Выделение этапов и составление хронологии европейской интеграции. Анализ противоречий и тенденций европейской интеграции. Характеристика интеграционных процессов в Северной Америке |
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. 2ч | Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ. Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Новая Конституция России. Итоги парламентских выборов 1993 г. Основные термины и понятия: приватизация, ваучер, импичмент, референдум. | Определение положительных и отрицательных последствий политики шоковой терапии. Раскрытие сущности конфронтации между исполнительной и законодательной властями в 1993 г. Составление хронологииразвития политического кризиса 1993 г.Оценка октябрьских событий 1993 г.Анализ основных положений Конституции РФ 1993 г. Характеристика итогов парламентских выборов 1993 г. |
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации 2ч | Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 гг. Россия на пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружѐнных сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне.Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Основные термины и понятия: вертикаль власти, миграционные потоки, контртеррористическая операция, полномочный представитель президента. | Сравнение характера действий федеральных сил во время первой и второй чеченских войн. Представление политического спектра представленных в парламенте партий по результатам выборов 1999 и 2003 гг. в форме диаграммы. Характеристика изменений в расстановке политических сил. Составление развёрнутого плана характеристики внутриполитического развития Российской Федерации в начале 2000-х гг. |
Российская Федерация в начале XXI в. 2ч | Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Б. Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты |
Объяснение причин изменения порядка выборов в Государственную думу (2004). Характеристика национальных проектов, оценка эффективности их реализации. Сравнение итогов парламентских и президентских выборов 2007–2008 и 2011–2012 гг.Анализ влияния глобального экономического кризиса на развитие Российской Федерации. Определение ориентиров модернизационной стратегии развития страны на современном этапе |
Духовная жизнь России в современную эпоху.1ч | Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодѐжной культуры. Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры. Основные термины и понятия: массовая культура, субкультура, неотрадиционализм, новое искусство, инсталяция, биеннале. | Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные аспекты духовной жизни России в сов ременную эпоху. Составление плана деятельности, распределение функций между членами группы. Определение структуры презентации / проекта. Подбор материалов для презентации / реализации проекта. Представление результатов работы. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем
|
Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе.1ч | Перестройка в СССР и подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014 г. Вооружѐнные конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия. Основные термины и понятия: бархатные революции, суверенитет, цветные революции | Сравнительная характеристика развития восточноевропейских стран в 1990-е гг. Определение сущности югославского кризиса. Характеристика развития СНГ. Систематизация информации о политическом и социально-экономическом раз- витии стран СНГ в 1990—2000-е гг. в наглядно-символической форме (опорный конспект, таблица). Определение причин и последствий цветных революций в странах СНГ. Обсуждение вопроса об отношениях России со странами СНГ |
Страны Азии, Африки и латинской Америки на современном этапе развития.1ч | Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980– 1990-е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития. Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки. Основные термины и понятия: МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский союз, ШОС, исламский фундаментализм, Африканский союз | Характеристика развития латиноамериканских стран в конце 1980-х — начале 2000-х гг. Выявление особенностей интеграционных процессов в Латинской Америке. Объяснение причин ускорения экономического развития Китая в 1990–2000‑е гг. Характеристика российско-китайских отношений. Анализ проблем развития Японии. Определение достижений и проблем модернизации Индии на современном этапе. Составление тезисного плана характеристики развития стран Ближнего Востока и Африки в 1990–2000-е гг. |
Россия и складывание новой системы международных отношений.1ч | Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семѐрка». Новые проблемы во взаимоотношениях Россия – Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия. Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка. Основные термины и понятия: договоры по ПРО, СНП, ООН, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ, ОБСЕ, Большая восьмерка, терроризм. | Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Оценка положения России на международной арене после распада СССР и окончания холодной войны .Характеристика отношений СССР и США в 1990–2000-е гг. Оценка роли и участия Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом. Представление информации о международных организациях в форме таблицы. Анализ особенностей и проблем нового миропорядка |
Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.1ч | Теории общественного развития. Церковь и общество в XX – начале XXI вв. Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодѐжного бунта. Подъѐм национальных культур. Основные термины и понятия: социология, политология, структурализм, экуменизм, СМИ, постмодернизм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм, «хеппенинг», инсталляция концептуализм, контркультура. Оэ Кензабуро. | Характеристика современных теорий общественного развития. Определение роли и оценка значения религии в современном обществе. Характеристика развития СМИ и массовой культуры во второй половине ХХ в. Подготовка сообщений и презентаций об отдельных направлениях и представителях искусства второй половины ХХ в. Определение тенденций и характерных черт духовного и культурного развития человечества на современном этапе |
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. 1ч | Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем. Основные термины и понятия: глобальные угрозы, терроризм Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства | Оценка степени важности разного рода глобальных проблем современности. Обсуждение путей преодоления военной и террористической угроз. Характеристика деятельности международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Подготовка сообщений и презентаций о глобальных проблемах современного мира |
Практикум по теме «Наш край на современном этапе развития» 1ч | Наш регион на современном этапе развития. | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания |
Контрольная работа «Россия и мир на современном этапе развития».1ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |
Повторение. Итоговая контрольная работа 11ч | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых тестовых заданий. |