СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 11 класс»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ №348 от 29.12.2017), основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2018-2020 г.г. (срок реализации 2 года), утвержденной приказом №219 от 15.08.2018.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, с учетом примерной рабочей программы к учебнику А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова «История конец XIX в. –начало XX в. Базовый и углубленный уровни» 10 -11 класс, часть 2, автора-составителя Л.А. Пашкиной.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив


Название учебника

Класс

Издатель учебника

1.3.3.1.8.1

А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров

«История. Конец XIX — начало XXI века. Часть 2»

11 класс

ООО «Русское слово-учебник»

На изучение учебного предмета «История» в 11 классе в инвариантной части учебного плана выделяется 2 учебных часа в неделю и 1 час из компонента образовательного учреждения при 34 учебных неделях – 102 часа в год.

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.

      Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.

    На первый план выдвигается компетентностный подход, общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

















2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Предметные результаты

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

· характеризовать этапы становления исторической науки;

· раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;

· формулировать принципы периодизации истории развития человечества; · определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

· датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; · владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

· характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;

· анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; · критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

обучающиеся получат возможность научиться:

· объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;

· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;

· определять место и время создания исторических документов;

· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.; · характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;

· приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;

· проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;

· использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.





































3. Содержание учебного предмета «История»



п/п

Название раздела

(блока)

Кол-во часов

на изучение

раздела

(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

практические занятия

контрольные и проверочные работы

1

Россия и мир в начале 20 века

17

1

1

2

Россия и мир между двумя мировыми войнами

19

1

1

3

Человечество во второй мировой войне

10

1

1

4

Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия

14

1

1

5

Россия и мир в1960-1990-е гг.

15

1

1

6

Россия и мир на современном этапе развития

16

1

1

7

Повторение.

11


1

8

Итого

102

6

7























4. Тематическое планирование



Тема,

количество часов

Содержание


Характеристика основных

видов учебной деятельности

Россия и мир в начале XX в.(17ч)

Вводный урок. Повторение изученного в 10 классе. 1ч

История России в 9-19 вв.

Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

Научно-технический прогресс.1ч

Научно-технический прогресс. Причины ускорения научно-технического прогресса. Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному индустриальному производству. Основные термины и понятия: научно-технический прогресс (НТП), конвейер.

Определение сущности научно-технического прогресса. Объяснение причин ускорения развития науки в ХХ в.

Составление плана-перечисления достижений научно- технической мысли в первые десятилетия ХХ в.

Объяснение сущности и оценка последствий внедрения системы организации производства Ф.У. Тейлора.

Формулирование обобщающего вывода о влияние научно-технического прогресса на социально- экономическое развитие.


Модернизация в странах Европы, США и Японии 1ч

Модели модернизационного развития. Образование монополий. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. Основные термины и понятия: модернизация, монополия, трест, концерн, синдикат, картель, свободная конкуренция, Антитрестовский закон 1890 г., профсоюз, капитализм,социал-демократия, диктатура пролетариата.


Анализ влияния модернизации производства на характер экономической жизни. Представление типологии монополий в наглядно-символической форме (схема, таблица). Характеристика либерально-демократической модели отношений между государством и монополистическим капиталом. Анализ особенностей модернизационных процессов в Германии, Италии и Японии. Определение противоречий индустриального общества. Анализ и оценка процессов развития рабочего движения и становления социал-демократии в начале ХХ в

Входная контрольная работа.1ч

Систематизация и обобщение исторического материала за курс 10 класса. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых

тестовых заданий.

Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

Россия на рубеже XIX – XX вв. 2ч

Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX –начале ХХ в.Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства. Основные термины и понятия: промышленный переворот, акционерные общества, буржуазия, денежная реформа 1895-1897 гг., зажиточные крестьяне, батраки.

Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Работа с исторической картой: характеристика территории и населения Российской

империи. Анализ особенностей российской модели экономической модернизации. Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале

ХХ в. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие ХХ в. Выявление противоречий

и проблем аграрного сектора российской экономики. Оценка итогов экономического развития страны к 1914 г.

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905 – 1907 вв.2ч

Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в.Кризисные явления в обществе. Русско-японская война 1904–1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружѐнное восстание в Москве. Основные термины и понятия: стачка, всеобщая забастовка, КВЖД,

Всероссийский крестьянский союз, Советы, Манифест 17 октября 1905 г.



Работа с исторической картой: характеристика территории и населения Российской империи. Анализ особенностей российской модели экономической модернизации. Характеристика положения буржуазии и рабочего класса в России в начале ХХ в. Анализ экономической политики правительства Николая II в первое десятилетие ХХ в. Выявление противоречий и проблем аграрного сектора российской экономики.

Оценка итогов экономического развития страны к 1914 г. Характеристика внутренней политики Николая II в начале ХХ в. Определение причин русско-японской войны. Формулирование вывода об итогах войны с Японией. Определение и оценка кризисных явлений в обществе накануне революции. Составление тезисного плана характеристики начального этапа революции 1905- 1907 гг. Анализ текста Манифеста 17 октября 1905 г.

Оценка исторического значения Манифеста.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. 1ч

Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов-

революционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия,«Союз 17 октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия

Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов.

Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).Основные термины и понятия: меньшевики, большевики, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы, третьеиюньская монархия.


Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России.

Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике, формулировать и аргументировать свою оценку. Объяснять значение понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы,

черносотенцы.

Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий.

Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

Раскрывать причины нового подъёма революционных настроений накануне Первой мировой войны.

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. 1ч

П.А. Столыпин и его политика. Борьба с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика.Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912—1913 гг.

Основные термины и понятия: военно-полевой суд, отруб, хутор,прогрессисты

Объяснять смысл понятий и терминов: отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, давать

оценку её итогов и значения.

Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию

Практикум по теме «Культура России в конце XIX – начале XX вв.» 1ч

Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения. Идейные искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры. Литература серебряного века: основные направления и представители.

Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка.Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи.

Основные термины и понятия: Серебряный век, символизм, футуризм, акмеизм, кинематограф, модерн, импрессионизм, мирискусники, супрематизм, авангард.


Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения.

Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX века.1ч

Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное.

Экономические кризисы начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов.

Основные термины и понятия: колонии, колониализм, доминион, протекторат, мировой экономический кризис, международные конференции, Тройственный союз, Антанта.


Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.

Работа с исторической картой: характеристика процесса колонизации Африки

в начале ХХ в. Сравнительный анализ колониальной политики Великобритании, Франции, Германии, Японии и США. Объяснение причин и сущности мировых экономических кризисов

первой половины ХХ в. Анализ международных противоречий начала ХХ в.

Составление хронологии военных конфликтов и создания военных блоков накануне мировой войны

Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. 1ч

Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в государствах Востока.

Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране. Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913).

Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки.

Основные термины и понятия: ихэтуани, моджахеды, Индийский национальный конгресс

(ИНК), Гоминьдан, младотурки, латифундии.


Выполнение заданий, направленных на

диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ текста

учебника. Определение последствий колониализма для колоний и зависимых стран,

представление результатов работы в форме таблицы. Систематизация информации об

антиколониальных движениях в странах Востока в начале ХХ в. в форме опорного

конспекта или таблицы. Характеристика

особенностей развития государств Латинской Америки в начале ХХ в.

Первая мировая война. 2ч

Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Война и российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.

Основные термины и понятия: мировая война, Брусиловский прорыв, Земский и Городской союзы, «министерская чехарда», пацифизм.


Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Объяснение причин и определение

характера Первой мировой войны. Работа с исторической картой: определение районов основных боёв, смещения линии фронтов, мест крупнейших сражений. Анализ положения противоборствующих сторон на каждом из этапов войны. Обсуждение проблемы Война и общество. Формулирование вывода об итогах Первой мировой войны

Наш край в начале 20 века.1ч

Наш регион в начале 20 в.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа по теме по теме: «Россия и мир в начале XX в.»1ч

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

Россия и мир между двумя мировыми войнами(19ч)


Февральская революция в России 1917 г. 2ч

Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. И создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Основные термины и понятия: Временное правительство, Совет рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание.



Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.

Определение предпосылок и причин Февральской революции 1917 г. Сравнительный анализ кризисов Временного правительства. Характеристика

позиции по отношению к революции и Временному правительству, деятельности большевиков весной — летом

1917 г. Объяснение причин корниловского мятежа, оценка его последствий. Обсуждение вопроса о достижениях и провалах Февральской революции 1917 г.

Переход власти к партии большевиков.2ч

Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружѐнное восстание в Петрограде.

Установление советской власти. Революционно демократические преобразования.

«Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир. Предпосылки гражданской войны.

Основные термины и понятия: Всероссийский съезд Совет, Декреты о власти, мире,

земле, Совет народных комиссаров, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Высший совет народного хозяйства, ВЧК, сепаратный мирный договор.


Анализ

текста учебника. Определение характера и оценка событий октября 1917 г.

Анализ первых преобразований большевиков. Объяснение причин и оценка значения роспуска Учредительного

собрания. Анализ основных положений

Конституции РСФСР 1918 г. Дискуссия по вопросу о Брестском мире. Определение предпосылок Гражданской войны

Гражданская война и интервенция.2ч

Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце

фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей и поражение Белого движения: апрель — ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения.

Основные термины и понятия: гражданская война, интервенция, белое и красное движения, Красная Армия, военный коммунизм, национализация, продотряды,комбеды, продразверстка, красный террор, комсомол.


Определение спектра противоборствующих

сил Гражданской войны. Составление

развёрнутого плана характеристики

этапов Гражданской войны. Работа с исторической картой: определение

районов дислокации армий Белого движения и Красной армии, масштабов распространения советской власти, линий

фронтов в 1918 –1920 гг. Анализ и оценка политики военного коммунизма. Определение роли крестьянского движения

во время Гражданской войны. Обсуждение вопроса о причинах поражения Белого движения и победы большевиков.

Завершение Гражданской войны и образование СССР.1ч

Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелеными».

Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924).

Основные термины и понятия: антоновщина, басмачество, план автономизации, Конституция СССР 1924 г.



Составление развёрнутого плана характеристики завершающего этапа Гражданской

войны (конец 1920—1922 гг.). Определение предпосылок создания СССР. Анализ и оценка проектов создания нового

государства В.И. Ленина и И.В. Сталина. Анализ положений Конституции СССР 1924 г., сравнение их с положениями Конституции 1918 г. Составление схемы государственного управления СССР. Формулирование вывода об историческом значении Гражданской войны и образования СССР

От военного коммунизма к НЭПу.1ч

Экономическое и политическое положение Советской России после окончания

Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая политика. Первые итоги нэпа.

Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции –судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков.

Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свѐртывание нэпа.

Основные термины и понятия: ГОЭЛРО, Госплан, нэп, нэпман, продналог, хозрасчѐт, партаппарат.


Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и учебника. Характеристика экономического и политического положения страны после Гражданской войны и интервенции. Объяснение причин отказа от политики военного коммунизма. Составление тезисного плана характеристики новой экономической политики. Оценка итогов нэпа. Выявление противоречий нэпа. Объяснение причин и особенностей политических репрессий в годы нэпа. Определение причин свёртывания нэпа.

Культура Страны Советов в 1917 – 1922 гг.1ч

Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917—1922 гг.

Художественное многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт.

Основные термины и понятия: пролетарская культура, конструктивизм.


Выполнение заданий, направленных на

диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Обсуждение вопроса о влиянии революционных

событий, Гражданской войны и установления советской власти на духовную культуру России. Характеристика политики большевиков в области культуры

в 1917—1922 гг. Выявление основных тенденций развития художественной

культуры в 1920-е гг. Оценка значения развития зрелищных искусств и спортивного движения в стране Советов

Советская модернизация экономики. Становление советской культуры.2ч

Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: еѐ принципы –провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.

Основные термины и понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание, трудодни,машинно-тракторная станция (МТС), двадцатипятитысячники, индустриализация, пятилетка, соцсоревнование, культурная революция, ликбез, рабфак.

Определение задач модернизации советской экономики. Оценка средств и методов осуществления коллективизации и индустриализации. Представление достижений и издержек модернизации в СССР в наглядно-символической форме (таблица, схема). Раскрытие сущности культурной революции. Характеристика развития советской науки в 1930-е гг.Выявление особенностей физкультурного движения 1930-х гг.

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР.1ч

Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительств как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг.

«Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г.

Основные термины и понятия: враг народа, ГУЛАГ, культ личности, Конституция СССР

1936 г.


Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствиис заявленной целью. Определение причин возвышения И.В. Сталина и оценка его методов внутрипартийной борьбы. Раскрытие сущности концепции построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Определение предпосылок, характера и целей репрессий 1930-х гг.

Характеристика репрессивного аппарата и положения заключённых в СССР. Оценка итогов репрессивной политики1930‑х гг. Анализ основных положений Конституции 1936 г. Определение особенностей сталинской системы управления.

Культура и искусство СССР в межвоенные годы.1ч

Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода

социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Широкое распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт.

Масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов.

Развитие кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х

гг. на развитие советской культуры.

Основные термины и понятия: соцреализм, пионеры.


Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Раскрытие сущности метода социалистического реализма в искусстве. Определение роли официальной идеологии и пропаганды в воспитании молодёжи. Характеристика системы воспитания нового человека. Подготовка сообщений и презентаций о развитии искусства и архитектуры в СССР в 1930-е гг. Определение общих тенденций и характерных черт культурного развития советского общества в межвоенные годы

Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.1ч

США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейсианство. Раскол социал-демократии. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и

Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост. Основные термины и понятия: «новый курс» Рузвельта, социально ориентированная

рыночная экономика, кейсианство, Коминтерн, Международная организация труда, кейнсианство, расизм, национализм, фашизм, НСДАП, холокост, гетто.


Сравнительный анализ экономического и политического положения США и западноевропейских стран после Первой мировой войны и определение задач их

развития. Раскрытие причин экономического кризиса 1929–1932 гг. Оценка

нового курса Ф.Д. Рузвельта и теории Дж. Кейнса с точки зрения эффективности преодоления великого кризиса.

Выявление характерных черт развития Англии, Франции и стран Скандинавского полуострова в 1920—1930-е гг. Объяснение причин и анализ итогов раскола социал-демократического движения.Определение предпосылок возникновения фашизма в Европе и его сущности.Составление развёрнутой характеристики фашистских режимов Б. Муссолини и А. Гитлера

Ослабление колониальных империй.1ч

Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921-1922) о судьбе колоний. Послевоенная колониальная политика и еѐ итоги. Подъѐм антиколониальных движений.

Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции. Революция и гражданская война в Китае.

Основные термины и понятия: национально-освободительное движение, кампания гражданского неповиновения, революция, гражданская война.


Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью. Характеристика послевоенной колониальной политики. Выявление общих черт и особенностей антиколониальных движений в странах Азии и Африки. Объяснение причин революции в Китае. Представление информации о гражданской войне в Китае в наглядно-символической форме (таблица, опорный конспект). Определение роли Советской России в развитии

антиколониального и революционного движений в странах Азии Африки в межвоенный период

Международные отношения между двумя мировыми войнами.1ч

Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система и еѐ противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне.

Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании.

Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советско-германский договор о ненападении.

Основные термины и понятия: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика умиротворения.


Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика отношений Антанты с Советской Россией. Анализ 14 пунктов В. Вильсона. Оценка значения создания Лиги Наций. Выявление противоречий Версальско-Вашингтонской системы. Систематизация информации о завоевательной политике Германии, Италии и Японии 1931—1939 гг. в форме таблицы. Оценка исторического значения Мюнхенского соглашения 1938 г. Объяснение причин заключения советско-германского Пакта о ненападении

Практикум по теме «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.» 1ч

Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии.

Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм,примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр.

Киноискусство.

Основные термины и понятия: социология, психология, культурология, импрессионизм,

модерн, кубизм, футурзим, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, романтизм, реализм, социальная антиутопия.

.


Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные области мировой культуры в первой половине ХХ в. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение

критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

Наш край в первой половине 20 века.1ч

Наш регион в первой половине 20 в.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа по теме: «Россия и мир между двумя мировыми войнами».

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.


Человечество во второй мировой войне(10ч)

От европейской к мировой войне.1ч

Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу. Блицкриг.

Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 – начала 1941 гг.:

«битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР.

Основные термины и понятия: блицкриг, вермахт, план «Барбаросса».




Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение особенностей начального этапа войны. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Объяснение причин быстрого захвата гитлеровскими войсками стран Западной Европы.Анализ основных положений Тройственного пакта. Оценка действий Советского союза в 1939 — начале 1941 г.

Обсуждение проблемы неготовности

СССР к войне с Германией

Начальный период Великой Отечественной войны.1ч

Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и еѐ причины. Мобилизация страны.

Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни».

Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение

победы Красной Армии под Москвой.

Основные термины и понятия: Ставка Главного командования, Государственный комитет обороны.


Определение причин поражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны. Составление развёрнутого плана характеристики мобилизации страны на отражение фашистской агрессии. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок. Оценка значения Смоленского сражения для дальнейшего хода войны. Представление информации о битве под Москвой в наглядно-символической форме (опорный конспект, картосхема). Оценка исторического значения победы советских войск под Москвой

Антигитлеровская коалиция и кампании 1942 г. на Восточном фронте.1ч

Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всѐ для фронта, всѐ для победы!»

Движение Сопротивления в Европе.

Основные термины и понятия: оккупация, партизанское движение, движение Сопротивления.


Оценка значения Московской конференции1941 г. Объяснение причин и значения вступления в войну США. Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1942 г. Составление развёрнутой характеристики оккупационного режима на территории СССР

и жизни в советском тылу. Характеристика партизанского движения в СССР и движения Сопротивления в Европе


Коренной перелом в Великой отечественной войне.2ч

Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и еѐ значение. Завершение периода коренного перелома в войне.

Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война.

Основные термины и понятия: коренной перелом в войне, второй фронт.

Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок в 1943 г.Объяснение причин победы советских войск под Сталинградом и на Орлово-Курской дуге. Оценка исторического значения Сталинградской и Курской битв. Характеристика отношений СССР с союзниками в 1943 г.Оценка решений Тегеранской конференции. Характеристика культурного развития СССР в годы войны.Определение роли искусства и изменения отношения советской власти к Церкви в мобилизации нашего народа на отпор фашистским захватчикам

Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой отечественной войны.1ч

Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе.

Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции.

Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Основные термины и понятия: депортация, Ялтинская конференция, репарации,

Акт о капитуляции.



Работа с исторической картой: определение районов основных военных действий, линии фронтов, передвижения крупных военных группировок на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Характеристика государственной политики советского правительства на освобождённых территориях. Составление хронологии

важнейших военных и политических событий конца 1944 — весны 1945 г.Анализ и оценка решений Ялтинской конференции

Причины, цена и значение великой Победы. 1ч

Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве.

Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы.

Цена Победы и итоги войны.

Основные термины и понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация,

демократизация, Международный требунал, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности.


Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы,характеризующие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн по различным аспектам (политический, экономический, социальный, духовныйи т.п.). Распределение функций между членами каждой группы. Подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

Практикум по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны» 1ч

Наш регион в годы Великой Отечественной войны

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа по теме: «Человечество во второй мировой войне».

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия.(14ч)

Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.2ч

Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях

мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления

и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства.

Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии.

Основные термины и понятия: «холодная война», КПСС.


Формулирование задач учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью. Определения задач послевоенногоразвития СССР. Анализ проблем сельского хозяйства. Характеристика правительственных мер по восстановлению народного хозяйства и оценка их результатов. Определение источников быстрого восстановления советской экономики. Объяснение причин послевоенных репрессий. Составление плана-перечисления крупных политических процессов конца 1940-х — начала 1950-х гг.

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС.2ч

Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества.

Основные термины и понятия: сталинизм, десталинизация, освоение целины.



Определение причин необходимости смены внутриполитического курса после смерти И.В. Сталина. Характеристика преемников И.В. Сталина.

Оценка реформаторских инициатив Л.П. Берии и Г.М. Маленкова. Определение причин победы Н.С. Хрущёва в борьбе за власть в партийной верхушке. Анализ доклада Н.С. Хрущёва на ХХсъезде КПСС. Оценка исторического значения ХХ съезда КПСС

Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. 1ч

Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС.

Борьба за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества.

Экономика и политика в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский

Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущѐва.

Основные термины и понятия: совхозы, совнархозы, дефицит.


Определение особенностей борьбы за власть в конце 1950-х гг. в сравнении со сталинскими временами. Анализ основных положений Программы партии 1961 г. Анализ экономической политики Н.С. Хрущёва: определение её успехов и не-удач, представление результатов работыв форме таблицы. Оценка административных реформ конца 1950-х — начала1960-х гг. Объяснение причин смещения Н.С. Хрущёва. Формулирование вывода об основных тенденциях и противоречиях внутриполитического развития СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг

Духовная жизнь в СССР в 1940 – 1960-е гг. 2ч

Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны.

«Дело» Б.Л.Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны». СССР на международной спортивной арене.

Основные термины и понятия: «оттепель», советский андеграунд.


Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие развитие науки, различных областей культуры, спорта в СССР 1940–1960-е гг. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение

критериев оценки деятельности каждой

группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. 1ч

Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна.

Программы Дж.Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» – их итоги. Германское«экономическое чудо». «Шведская модель».

Основные термины и понятия: смешанная экономика, «экономическое чудо», конверсия,

социально ориентированная рыночная экономика.


Определение признаков и основ общества

благосостояния. Анализ особенностей перехода к смешанной экономике

в Великобритании, Франции и Италии. Раскрытие сущности и процесса

становления социально ориентированной экономики на примере США, ФРГ

и Швеции

Падение мировой колониальной системы.1ч

Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути

развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга».

Основные термины и понятия: деколонизация, развивающиеся страны.



Объяснение причин ускорения процесса

деколонизации. Определение факторов, влиявших на способ обретения

независимости (мирный / военный).

Анализ круга проблем, стоявших перед бывшими колониями и полуколония-

ми, и путей их решения. Определение

влияния холодной войны≫ на развитие стран Азии и Африки. Представление

информации о конфликтах и кризисах в странах Юга конца 1940-х –1960-

х гг. в наглядно-символической форме

(опорный конспект, таблица)

«Холодная война» и международные конфликты 1940 – 1970-х гг. 2ч

Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно- политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество.

Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.

Основные термины и понятия: «холодная война», Совет экономической взаимопомощи, НАТО, ОВД, политика мирного сосуществования.


Определение истоков и сущности холодной

войны. Представление информации

о формировании системы союзов и военно-политических конфликтов холодной войны в конце 1940-х — 1950-е гг.

в наглядно-символической форме (таблица, опорный конспект). Определение

влияния прихода к власти коммунистов

в Китае на расстановку сил в биполярном мире. Оценка исторического значения войны в Корее. Характеристика

политики мирного сосуществования.

Объяснение причин и значения Карибского кризиса 1962 г. Определение причин и результатов Вьетнамской войны

Система социализма: Восточная Европа и Китай. 1ч

Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма».

Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная революция в Китае.

Основные термины и понятия: Информбюро, социализм «с человеческим лицом»,

индустриализация, «доктрина Брежнева», стратегия «большого скачка», культурная революция.


Анализ особенностей

внутриполитического развития стран

Восточной Европы в послевоенное десятилетие. Объяснение причин разрыва

отношений между СССР и Югославией.

Анализ признаков кризиса просоветских

режимов в странах Восточной Европы в 1950-е — 1960-е гг. Раскрытие сущности доктрины Брежнева. Объяснение причин ухудшения отношений между СССР и Китаем. Характеристика внутренней

и внешней политики Мао Цзэдуна

Практикум по теме м «Наш край в первые послевоенные десятилетия» 1ч

Наш регион в первые послевоенные десятилетия.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа по теме: «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия».

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительными материалами. Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

Россия и мир в 1960 – 1990 гг.(15ч)

Технология новой эпохи.1ч

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника.

Основные термины и понятия: ядерная энергия, биотехнологии, генная инженерия,

клонирование, трансплантация, ЭВМ.


Составление развёрнутой характеристики основных направлений

развития науки и техники во второй половине ХХ в. Оценка значения раз-

вития компьютерных технологий для

развития общества. Подготовка тематических сообщений и презентаций

Становление информационного общества.1ч

Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний.

Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы. Основные термины и понятия: информационное общество, Интернет, средний класс, маргинализация.



Раскрытие сущности понятия информационное общество. Определение истоков

информационной революции и оценка значения индустрии знаний в современном обществе. Характеристика

процесса изменения социальной структуры общества в развитых странах во второй половине ХХ в. Определение

роли среднего класса в общественно-политической жизни

Кризис «Общества благосостояния».1ч

Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе.

Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960-е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных движений.

Основные термины и понятия: коалиционные правительства, еврокоммунизм, неомарксизм.


Анализ причин

кризиса общества благосостояния на

рубеже 1960—1970-х гг. Объяснение при-

чин политических успехов левых сил и коммунистического движения в Европе в 1960—1970-е гг. Характеристика

неомарксизма как идейной основы деятельности новых левых. Определение

социальной базы и идеологии радикальных общественных движений в европейских странах в конце 1960-х — 1970-е гг.

Неоконсервативная революция 1980-х гг. 1ч

Причины необходимости обновления идеологии консерватизма. Концепции неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и еѐ итоги.

Неконсервативная модернизация.

Основные термины и понятия: неконсерватизм, приватизация.


Анализ причин необходимости обновления

идеологии консерватизма. Раскрытие основных идей неоконсерватизма. Анализ социально-экономической политики неоконсерватизма. Выявление особенностей неоконсервативной модернизации в США, Великобритании и странах

континентальной Европы. Обсуждение вопроса о достижениях и издержках неоконсервативной

революции 1980-х гг.

СССР: от реформ – к застою.1ч

Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства.

Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств.

Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической

политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Борьба с инакомыслием.

Основные термины и понятия: хозрасчет, застой, дефицит, самиздат, правозащитное движение.


Раскрытие принципов коллективного руководства. Оценка мер

по восстановлению прежней вертикали власти. Характеристика экономических

реформ 1960-х гг., оценка их результатов. Обсуждение вопроса о причинах

экономического застоя. Определение форм и масштабов проявления инакомыслия в 1960–1970-е гг. Сравнение методов борьбы с инакомыслием

в СССР в 1960–1970-е гг. с применявшимися ранее

Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. 2ч

Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны.

Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С.

Горбачѐва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала.

Кампания борьбы с пьянством, еѐ итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля

1986 г. и еѐ последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий.

Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса.

Основные термины и понятия: перестройка, коррупция, государственная приѐмка,теневая экономика, кооператив.



Анализ и оценка

деятельности Ю.В. Андропова. Характеристика политического курса М.С. Горбачёва. Раскрытие сущности политики ускорения, оценка её результатов.

Составление тезисного плана характеристики политики перестройки в сфере

экономики. Анализ последствий экономических реформ. Оценка программ

преодоления кризисных явлений

Развитие гласности и демократии в СССР.1ч

Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание

Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ.

Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества.

Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом Российской Федерации.

Основные термины и понятия: демократия, гласность, политический плюрализм, номенклатура, демократическая трансформация общества, правовое государство, многопартийность.


Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Сравнение политики гласности с оттепелью хрущёвского времени. Оценка результатов политики гласности. Анализ идей демократической трансформации советского общества 1980-х гг. Оценка политических реформ

М.С. Горбачёва. Обсуждение вопроса о неизбежности политического раскола

общества в связи с его демократизацией

Кризис и распад советского общества. 1ч

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР.

Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве – организации«Саюдис»,

выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряжѐнности в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание СНГ.

Основные термины и понятия: путч, ГКЧП, СНГ.


Объяснение причин обострения межнациональных отношений в СССР в конце

1980-х. Работа с исторической картой: определение очагов напряжённости.

Составление хронологии развития кризиса Союза ССР. Оценка исторического значения августовского путча 1991 г.

Обсуждение вопроса о закономерности распада СССР

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960 – 1980-е гг. 1ч

Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные направления.

Достижения советского спорта. Основные термины и понятия: деревенская проза, бардовская песня, московский концептуализм, соц-арт.


Сравнение

основ ускоренного экономического развития Японии и Германии. Поиск общего и особенного в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Характеристика особенностей развития второго эшелона НИС. Объяснение причин

перехода к рыночным реформам в Китае

в 1980-е гг. Оценка результатов прагматических реформ Дэна Сяопина

Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. 1ч

Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественно-

политической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских

корпорациях.

Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизацииЮжной Кореи,Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.

Основные термины и понятия: новые индустриальные страны.


Сравнение основ ускоренного экономического раз-

вития Японии и Германии. Поиск общего и особенного в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Характеристика особенностей развития второго эшелона НИС. Объяснение причин

перехода к рыночным реформам в Китае

в 1980-е гг. Оценка результатов прагматических реформ≫ Дэна Сяопина

Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 – 1980-е гг. 1ч

Особенности реформ и политики модернизации Индии: еѐ достижения (отмена кастовой

системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая

революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения.

Исламский мир: национально-патриотическая и традиционалистская модели развития.

Арабо-израильские конфликты. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки. Перонизм и демократия в Латинской Америке.


Разделение класса на группы, характеризующие

социально-экономическое развитие отдельных стран. Распределение функций

между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей

каждой группы перед классом. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их

преодоления в будущем

Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». 1ч

СССР и США: итоги соперничества. Разрядка международной напряжѐнности.

Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг.

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

Основные термины и понятия: разрядка, ОСВ-1, ОСВ-2, новое политическое мышление.


Определение итогов

противостояния СССР и США к началу 1970-х гг. Раскрытие сущности политики разрядки международной напряжённости. Объяснение причин срыва раз-

рядки. Составление тезисного плана характеристики противостояния СССР

и США в конце 1970-х — начале 1980-

х гг. Обсуждение концепции новогополитического мышления. Оценка

итогов холодной войны

Практикум по теме «Наш край в 1960-1990 гг» 1ч

Наш регион в 1960-1990 гг.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа по теме: «Россия и мир в 1960 – 1990 гг.» 1ч

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение

разноуровневых

тестовых заданий.


Россия и мир на современном этапе развития(16ч)

Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. 1ч

Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Предприниматели и предпринимательская деятельность. Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации. Основные термины и понятия: транснациональные корпорации и банки, глобализация, венчурные предприятия, мультикультурализм, плюрализм, толерантность.

Обсуждение вопросов глобализации мировой экономики и её последствиях. Характеристика особенностей предпринимательской деятельности на современном этапе развития. Оценка роли и значения предпринимательства и предпринимательской деятельности в современном мире. Выявление проблем современных многонациональных государств. Обсуждение проблемы массовой миграции в эпоху глобализации

Интеграция развитых стран и её итоги. 1ч

Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке. Основные термины и понятия: интеграция, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕС, НАФТА, НАТО.

Определение причин начала интеграционных процессовв Европе. Выделение этапов и составление хронологии европейской интеграции. Анализ противоречий и тенденций европейской интеграции. Характеристика интеграционных процессов в Северной Америке

Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. 2ч

Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ. Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Новая Конституция России. Итоги парламентских выборов 1993 г. Основные термины и понятия: приватизация, ваучер, импичмент, референдум.

Определение положительных и отрицательных последствий политики шоковой терапии. Раскрытие сущности конфронтации между исполнительной и законодательной властями в 1993 г. Составление хронологииразвития политического кризиса 1993 г.Оценка октябрьских событий 1993 г.Анализ основных положений Конституции РФ 1993 г. Характеристика итогов парламентских выборов 1993 г.

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации 2ч

Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 гг. Россия на пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружѐнных сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне.Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Основные термины и понятия: вертикаль власти, миграционные потоки, контртеррористическая операция, полномочный представитель президента.

Сравнение характера действий федеральных сил во время первой и второй чеченских войн. Представление политического

спектра представленных в парламенте партий по результатам выборов 1999 и 2003 гг. в форме диаграммы. Характеристика изменений в расстановке политических сил. Составление развёрнутого плана характеристики внутриполитического развития Российской Федерации в начале 2000-х гг.

Российская Федерация в начале XXI в. 2ч

Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Б. Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты


Объяснение причин изменения порядка выборов в Государственную думу (2004). Характеристика национальных проектов, оценка эффективности их реализации. Сравнение итогов парламентских и президентских выборов 2007–2008 и 2011–2012 гг.Анализ влияния глобального экономического кризиса на развитие Российской Федерации. Определение ориентиров модернизационной стратегии

развития страны на современном этапе

Духовная жизнь России в современную эпоху.1ч

Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодѐжной культуры. Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры. Основные термины и понятия: массовая культура, субкультура, неотрадиционализм, новое искусство, инсталяция, биеннале.

Определение цели, задач,

алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные аспекты духовной жизни России в сов ременную эпоху. Составление плана деятельности, распределение функций между членами группы. Определение структуры презентации / проекта. Подбор материалов для презентации / реализации проекта.

Представление результатов работы.

Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности,

обсуждение способов их преодоления

в будущем


Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе.1ч

Перестройка в СССР и подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014 г. Вооружѐнные конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия. Основные термины и понятия: бархатные революции, суверенитет, цветные революции

Сравнительная характеристика развития

восточноевропейских стран в 1990-е гг.

Определение сущности югославского кризиса. Характеристика развития СНГ.

Систематизация информации о политическом и социально-экономическом раз-

витии стран СНГ в 1990—2000-е гг. в наглядно-символической форме (опорный конспект, таблица). Определение причин

и последствий цветных революций

в странах СНГ. Обсуждение вопроса об отношениях России со странами СНГ

Страны Азии, Африки и латинской Америки на современном этапе развития.1ч

Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980– 1990-е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития. Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки. Основные термины и понятия: МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский союз, ШОС, исламский фундаментализм, Африканский союз

Характеристика развития латиноамериканских стран

в конце 1980-х — начале 2000-х гг. Выявление особенностей интеграционных

процессов в Латинской Америке. Объяснение причин ускорения экономического развития Китая в 1990–2000‑е гг.

Характеристика российско-китайских отношений. Анализ проблем развития

Японии. Определение достижений и проблем модернизации Индии на современном этапе. Составление тезисного плана

характеристики развития стран Ближнего

Востока и Африки в 1990–2000-е гг.

Россия и складывание новой системы международных отношений.1ч

Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семѐрка». Новые проблемы во взаимоотношениях Россия – Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия. Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка. Основные термины и понятия: договоры по ПРО, СНП, ООН, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ, ОБСЕ, Большая восьмерка, терроризм.

Определение цели, задач, алгоритма

учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации,

представленной учителем, и текста учебника. Оценка положения России на международной арене после распада СССР и окончания холодной войны .Характеристика отношений СССР и США в 1990–2000-е гг. Оценка роли и участия Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом. Представление информации о международных организациях в форме таблицы. Анализ особенностей и проблем нового миропорядка

Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.1ч

Теории общественного развития. Церковь и общество в XX – начале XXI вв. Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодѐжного бунта. Подъѐм национальных культур. Основные термины и понятия: социология, политология, структурализм, экуменизм, СМИ, постмодернизм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм, «хеппенинг», инсталляция концептуализм, контркультура. Оэ Кензабуро.

Характеристика современных теорий общественного развития. Определение роли и оценка значения религии

в современном обществе. Характеристика развития СМИ и массовой культуры во второй половине ХХ в. Подготовка сообщений и презентаций об

отдельных направлениях и представителях искусства второй половины

ХХ в. Определение тенденций и характерных черт духовного и культурного развития человечества на современном этапе

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. 1ч

Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем. Основные термины и понятия: глобальные угрозы, терроризм Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства

Оценка степени важности разного рода глобальных проблем современности.

Обсуждение путей преодоления военной и террористической угроз. Характеристика деятельности международных организаций по предотвращению

экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Подготовка сообщений и презентаций о глобальных проблемах современного мира

Практикум по теме «Наш край на современном этапе развития» 1ч

Наш регион на современном этапе развития.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания

Контрольная работа «Россия и мир на современном этапе развития».1ч

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых

тестовых заданий.

Повторение. Итоговая контрольная работа 11ч

Обобщение, систематизация

и осуществление

контроля знаний

обучающихся,

закрепление умений выполнять

учебные действия

Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами

исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение разноуровневых

тестовых заданий.