СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
3. Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО;
4.Приказ Отдела по Управлению образованием Свободненского района № 232 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Свободненского района и реализующим программы общего образования» от 22.05.2017 г.
Используемый учебно-методический комплект:
1. История. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных
Расхождений с авторской программой нет.
Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
Цель:
- знание истории отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Задачи:
- продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России XX - начало XXI вв. понимание ими места и роли во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе уважения к истории России XX - начало XXI вв. и гордости за героические свершения предков;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX - начало XXI вв.
Технологии:
- информационные и коммуникативные технологии;
- объяснительно-иллюстративные технологии;
- гуманно-личностная технология;
- личностно-ориентированные технологии.
Формы контроля:
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года в форме ЕГЭ тестирования.
содержание КУРСА.
всеобщая история.
Мир в начале XX в. Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX-XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
Международные отношения в 1900-1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.
Первая мировая война (1914-1918 гг.) Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914-1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917-1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.
Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е г. XX в. Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана-Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX в.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
Распад Версальско-Вашингтонской системы. Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Начало, ход и этапы Второй мировой войны Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии - завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
Дипломатия в 1939-1945 гг. Итоги Второй мировой войны.
Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
Международные отношения во второй половине XX в. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50-90-е гг.) Первый этап «холодной войны» (1946-1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг.- 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х - конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-90-х гг. XX в. Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946 г. - конец 50-х гг.) - масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х - конец 60-х гг.) - повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50-60-е гг. Третий этап (70-е гг.) - социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х - начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) - проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80 - 90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х - 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
Развитие стран Восточной Европы в 40-90-е гг. XX в. Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80-90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и
состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей
развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50-90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50-90-е гг.
Наука, культура и спорт в XX в. Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX - начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Две волны научно-технической революции 50-90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50-60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80-90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.
ИСТОРИЯ РОССИИ.
Российская империя. Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908- 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX - начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг.
В годы первой революции. Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны-лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Накануне крушения. Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912-1914 гг. «Вехи».
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Россия в революционном вихре 1917 г. По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3-5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Становление новой России. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Россия, СССР: годы нэпа. Экономический и политический кризис 1920 - начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
СССР: годы форсированной модернизации. Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. -1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932-1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Великая Отечественная война. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом - осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной - осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Последние годы сталинского правления. Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина.
Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы.
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30-50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Советский Союз в последние десятилетия своего существования. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965- 1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. - апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965-1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Российская Федерация. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX - начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре - октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ | К/Р | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | - | |||
2 | Раздел I. Россия и мир в начале XX века. | 11 | 10 | 1 | |||
3 | Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами. | 14 | 13 | 1 | |||
4 | Раздел III. Человечество во Второй мировой войне. | 7 | 6 | 1 | |||
5 | Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия. | 9 | 8 | 1 | |||
6 | Раздел V. Россия и мир в 1960-1990 –е гг. | 13 | 12 | 1 | |||
7 | Раздел VI. Россия и мир на современном этапе развития. | 13 | 12 | 1 | |||
Итого | 68 | 62 | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся
хронологические знания и умения:
- называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
знание фактов:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
- сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
работа с источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора источника;
- сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
· освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XX в.);
· уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
· эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
· гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
· устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
· уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
· эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
· формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
· готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные:
· самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
· планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
· уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
· адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
· организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
· осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
· работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
· в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· ставить проблему, аргументировать её актуальность;
· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
· делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
·структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные:
· представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
· знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
· представление о социально-политическом устройстве Российской империи - СССР – РФ в XX в.;
· ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XX в.;
· представление о политических партиях;
· установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
· определение и использование основных исторических понятий периода;
· установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
· установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
· анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
· анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
· сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России в сравнении с государствами Западной Европы);
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России в сравнении с государствами Западной Европы);
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· представление о культурном пространстве России XX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Критерии к оцениванию устных и письменных ответов по истории:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
- раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;
- показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания
учителя.
Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
- допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
- материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто главное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивания творческих работ по истории:
Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.
Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1-2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта.
Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1-2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.
Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект рекомендуется оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою попользовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Литература.
- И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
- Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.
- История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. Урок. | Кол-во часов | Дата | Д/з | ||
по плану | по факту | |||||
1 | Введение | 1
|
|
| С. 3-7 | |
| Раздел I. Россия и мир в начале XX века. | 11 |
|
|
| |
2 | Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития. | 1 |
|
| & 1 | |
3 | Модернизация в странах Европы, США и Японии. | 1 |
|
| & 2 | |
4 | Россия на рубеже XIX – XX вв.
| 1 |
|
| & 3 | |
5 | Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. | 1 |
|
| & 4 | |
6 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. | 1 |
|
| & 5 | |
7 | Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. | 1 |
|
| & 6 | |
8 | Культура России в конце XIX – начале XX в. | 1 |
|
| & 7 | |
9 | Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в. | 1 |
|
| & 8 | |
10 | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
| 1 |
|
| & 9 | |
11 | Первая мировая война.
| 1 |
|
| & 10 | |
12 | Контрольная работа по теме: «Россия и мир в начале XX века».
| 1 |
|
| Повторить термины, даты | |
| Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами. | 14 |
|
|
| |
13 | Февральская революция в России 1917 г. | 1 |
|
| & 11 | |
14 | Переход власти к партии большевиков. | 1 |
|
| & 12 | |
15 | Гражданская война и интервенция.
| 1 |
|
| & 13 | |
16 | Завершение Гражданской войны и образование СССР. | 1 |
|
| & 14 | |
17 | От военного коммунизма к НЭПу.
| 1 |
|
| & 15 | |
18 | Культура Страны Советов в 1917-1922 г. | 1 |
|
| & 16 | |
19 | Советская модернизация экономики. Становление советской культуры. | 1 |
|
| & 17 | |
20 | Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. | 1 |
|
| & 18 | |
21 | Культура и искусство СССР в межвоенные годы. | 1 |
|
| & 19 | |
22 | Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны. | 1 |
|
| & 20 | |
23 | Ослабление колониальных империй. | 1 |
|
| & 21 | |
24 | Международные отношения между двумя мировыми войнами. | 1 |
|
| & 22 | |
25 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине ХХ века. | 1 |
|
| & 23 | |
26 | Контрольная работа по теме «Россия и мир между двумя мировыми войнами». | 1 |
|
| Повторить термины, даты | |
| Раздел III. Человечество во Второй мировой войне. | 7 |
|
|
| |
27 | От европейской к мировой войне.
| 1 |
|
| & 24 | |
28 | Начальный период Великой Отечественной войны. | 1 |
|
| & 25 | |
29 | Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте. | 1 |
|
| & 26 | |
30 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. | 1 |
|
| & 27 | |
31 | Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. | 1 |
|
| & 28 | |
32 | Причины, цена и значение великой Победы.
| 1 |
|
| & 29 | |
33 | Контрольная работа по теме: «Человечество во Второй Мировой войне». | 1 |
|
| Повторить термины, даты | |
| Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия. | 9 |
|
|
| |
34 | Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. | 1 |
|
| & 30 | |
35 | Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС | 1 |
|
| & 31 | |
36 | Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х гг. | 1 |
|
| & 32 | |
37 | Духовная жизнь СССР в 1940-1960-е гг. | 1 |
|
| & 33 | |
38 | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. | 1 |
|
| & 34 | |
39 | Падение мировой колониальной системы. | 1 |
|
| & 35 | |
40 | «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг. | 1 |
|
| & 36 | |
41 | Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай. | 1 |
|
| & 37 | |
42 | Контрольная работа по теме: «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия». | 1 |
|
| Повторить термины, даты | |
| Раздел V. Россия и мир в 1960-1990 –е гг. | 13 |
|
|
| |
43 | Технологии новой эпохи.
| 1 |
|
| & 38 | |
44 | Становление информационного общества. | 1 |
|
| & 39 | |
45 | Кризис «общества благосостояния». | 1 |
|
| & 40 | |
46 | Неоконсервативная революция 1980-х гг. | 1 |
|
| & 41 | |
47 | СССР: от реформ – к застою. | 1 |
|
| & 42
| |
48 | Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. | 1 |
|
| & 43 | |
49 | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 |
|
| & 44 | |
50 | Кризис и распад советского союза.
| 1 |
|
| & 45 | |
51 | Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. | 1 |
|
| & 46 | |
52 | Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития.
| 1 |
|
| & 47 | |
53 | Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг. | 1 |
|
| & 48 | |
54 | Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». | 1 |
|
| & 49 | |
55 | Контрольная работа по теме: «Россия и мир в 1960-1990-е гг.». | 1 |
|
| Повторить термины, даты | |
| Раздел VI. Россия и мир на современном этапе развития. | 13 |
|
|
| |
56 | Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. | 1 |
|
| & 50 | |
57 | Интеграция развитых стран и ее итоги. | 1 |
|
| & 51 | |
58 | Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. | 1 |
|
| & 52 | |
59 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | 1 |
|
| & 53 | |
60 | Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. | 1 |
|
| & 54 | |
61 | Российская Федерация в начале XXI в. | 1 |
|
| & 55 | |
62 | Духовная жизнь России в современную эпоху. | 1 |
|
| & 56 | |
63 | Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе. | 1 |
|
| & 57 | |
64 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития. | 1 |
|
| & 58 | |
65 | Россия и складывание новой системы международных отношений. | 1 |
|
| & 59 | |
66 | Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине ХХ века. | 1 |
|
| & 60 | |
67 | Глобальные угрозы человечеству и поиски путей преодоления. | 1 |
|
|
| |
68 | Контрольная работа по теме: «Россия и мир на современном этапе развития». | 1 |
|
| Повторить термины, даты |
Литература.
- И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
- Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.
- История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.
Дополнительная литература.
- Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.- М., 1991.
- Боханов А. Н. Николай П. - М., 1997.
- Война 1939-1945: два подхода. М., 1995.
- Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.- СПб., 1991.
- Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. - М., 1995.
- Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития. - М., 1990.
- Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М., 1993.
- Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. - М., 1997.
- Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 - 1911 гг. - Л., 1978.
- Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых. - М., 1992
- История России в лицах: V-XX вв. - М., 1997.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.- М., 1997.
- Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945-1964 гг.- М., 1993.
- Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». - М., 1988.
- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920-1930-е годы.- СПб., 1999.
- Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762-1914 гг.- М., 1995.
- Ляшенко Л. М. Революционные народники.- М., 1989.
- Национальная политика России: история и современность.- М., 1997.
- НЭП: взгляд со стороны.- М., 1991.
- Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,1991.
- Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928-1935 гг.-М., 1993.
- Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.- М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945-1991.- М., 1998.
- Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.- М., 1996.
- Политические партии России: история и современность.- М., 2000.
- Самсонов А. М. Вторая мировая война.- М., 1989.
- Самые знаменитые изобретатели России.- М., 2000.
- Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века: Учебное пособие.- М., 1993.
- Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.- М., 1996.
- Скрынников Р. Г. Царство террора.- СПб., 1992.
- Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.- М., 1996.
- Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века.- М., 1990.
- Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг.- М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.- М., 1997.
- Хлевнюк. О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.- М., 1992.
- Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы.- М., 1994.
- Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.- М., 1991.
- Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905-1907 гг.- М., 1997.
- Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.).- СПб., 1997.
- Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.- М., 1988.
7