СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории для 5-6, 8 классов. Программа разработана с учетом ФГОС.
Пояснительная записка
Настоящая программа по истории разработана для учащихся 5-6, 8 классов на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования, 2010 года;
Программ по истории для общеобразовательных учреждений/ авторы- составители: М.Б. Новожилова, Н.Н. Пантелеева, 2012.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности.
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и Средних веков, и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Для достижения поставленных целей необходимо осуществить задачи:
Развивающие:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- формирование понимания исторических событий через мысли людей, вещи, процессы и явления, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Воспитательные:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
- воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей и культур;
Познавательные:
- происходит овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, но и позволяет более активно и целенаправленно, более осознанно выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
- осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Место предмета в учебной программе
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю для 6 класса и 68 часов из расчета 2 часа в неделю для 5 класса, и 69 часов из расчета 2 часа в неделю для 8 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Что изучает история. Источники знаний о прошлом.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Раздел I. Жизнь первобытных людей.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счет лет в истории
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.
Повторение
Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей».
Раздел II. Древний Восток
Тема 1. Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Повторение
Обобщающее повторение по разделу «Древний Египет»
Тема 2. Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Повторение
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток».
Раздел III. Древняя Греция
Тема 1. Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у рИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция».
Раздел IV. Древний Рим
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Тема 5. Падение Западной Римской империи
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение
Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим»
Семь чудес света.
6 класс
Всеобщая история. История средних веков
Введение. Раннее Средневековье
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Византийская империя.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Арабы в VI – XI вв.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Расцвет Средневековья.Средневековый город в Западной и Центральной Европы.
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговляв средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание УотаТайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Гуситское движение в Чехии.Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города- государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
История России. От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).
Введение
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территориинашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменныйвек. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Русь в IX-первой половине XII века
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествиегуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточныхславян, их общественный строй и политическая организация.Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессыв Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политическойи этнической карты континента.Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства.Начало династии Рюриковичей.Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье.Первыерусские князья. Отношения с Византийской империей,странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путьиз варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля.Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севераВосточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти:князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.
Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. ЯрославМудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русскаяцерковь.Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке.Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:«Русская Правда», церковные уставы.Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняяполитика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной,Западной и Северной Европы.
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городскойбыт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарьи хронология.
Древнерусская культура. Формирование единогокультурногопространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появлениедревнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повестьвременных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло.Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII века
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевскаяи Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.Формирование региональных центров культуры: летописаниеи памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Русские земли в середине XIII—XIV веке
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель отордынских ханов (так называемое ордынское иго).Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политическийстрой Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западныхграницах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения сЗолотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба завеликое княжение Владимирское. Противостояние Твери иМосквы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй,отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и Средневековье.
8 класс
История нового времени. 1800-1900 гг.
Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство XIX века в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Англия: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы, Парижская коммуна.
Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя в конце XIX- начале ХХ в. Борьба за местом под солнцем. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Две Америки. США в ХIХ в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX- начале XX вв.: время перемен.
Традиционные общества ХIХ в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль - западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения в конце XIX-начале ХХ вв.
История России XVIIIвек.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское
барокко.Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизнисословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники».Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725―1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.Национальная и религиозная политика в 1725―1762 гг. Внешняя политика в 1725―1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735―1739 гг. Русско-шведская война 1741―1742 гг. Начало
присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756―1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II. Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное
самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе.Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия ― великая европейская держава.
Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь
сословий в XVIII в.Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Тематическое планирование (5класс).
№
|
Наименование разделов, тем | Количество часов | В т.ч. на лабораторные и практические занятия |
|
Введение (1ч.) |
|
|
1
|
Что изучает история. Источники знаний о прошлом.
| 1 |
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) | |||
Глава 1.Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | |||
2 | Древнейшие люди | 1 |
|
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 |
|
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 |
|
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
|
6 | Появление неравенства и знати | 1 |
|
Глава 3.Счет лет в истории (1 ч.) | |||
7 | Счет лет в истории | 1 |
|
Повторение (1 ч) | |||
8 | Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». |
| 1 |
Раздел II. Древний Восток (20ч) | |||
Глава 4.Древний Египет (8ч) | |||
9 | Государство на берегах Нила | 1 |
|
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 |
|
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 |
|
12 | Военные походы фараонов | 1 |
|
13 | Религия древних египтян | 1 |
|
14 | Искусство Древнего Египта | 1 |
|
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 |
|
16 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Египет» |
| 1 |
Глава 5.Западная Азия в древности (7ч) | |||
17 | Древнее Двуречье | 1 |
|
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 |
|
19 | Финикийские мореплаватели | 1 |
|
20 | Библейские сказания | 1 |
|
21 | Царство Давида и Соломона | 1 |
|
22 | Ассирийская держава | 1 |
|
23 | Персидская держава «Царя царей» | 1 |
|
Глава 6.Индия и Китай в древности (5ч) | |||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 |
|
25 | Индийские касты | 1 |
|
26 | Китайский мудрец Конфуций | 1 |
|
27 | Первый властелин единого Китая | 1 |
|
28 | Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». |
| 1 |
Раздел III. Древняя Греция (21 ч) | |||
Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч) | |||
29 | Греки и критяне | 1 |
|
30 | Микены и Троя | 1 |
|
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 |
|
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 |
|
33 | Религия древних греков | 1 |
|
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) | |||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 |
|
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
|
36 | Древняя Спарта | 1 |
|
37 | Основание греческих колоний | 1 |
|
38 | Олимпийские игры в древности | 1 |
|
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 |
|
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 |
|
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) | |||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 |
|
42 | В городе богини Афины | 1 |
|
43-44 | Культура Древней греции | 1 |
|
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 |
|
Глава 10.Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч) | |||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
|
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 |
|
48 | В древней Александрии Египетской | 1 |
|
49 | Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». |
| 1 |
Раздел IV. Древний Рим (19 ч) | |||
Глава 11.Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | |||
50 | Древнейший Рим | 1 |
|
51 | Завоевание Римом Италии | 1 |
|
52 | Устройство Римской республики | 1 |
|
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) | 1 |
|
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 |
|
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 |
|
Глава 13.Гражданские войны в Риме (4 ч) | |||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 |
|
57 | Восстание Спартака | 1 |
|
58 | Единовластие Цезаря в Риме | 1 |
|
59 | Установление империи в Риме | 1 |
|
Глава 14.Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч) | |||
60 | Соседи Римской империи | 1 |
|
61 | В Риме при императоре Нейроне | 1 |
|
62 | Первые христиане и их учение | 1 |
|
63 | Расцвет империи во (2 –м) веке | 1 |
|
64 | Вечный город и его жители | 1 |
|
65 | Диагностическая работа "Древний Мир" |
| 1 |
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч) | |||
66 | Римская империя при Константине | 1 |
|
67 | Взятие Рима варварами | 1 |
|
Повторение (2 ч) | |||
68 | Семь чудес света | 1 |
|
Тематическое планирование (6 класс).
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | В т.ч. на лабораторные и практические занятия |
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.) (5 ч.) | |||
1 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 |
|
2 | Христианская церковь в раннее средневековье | 1 |
|
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 |
|
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 |
|
5 | Англия в раннее Средневековье | 1 | 1 |
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 ч.) | |||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | 1 |
|
7 | Культура Византии | 1 |
|
8 | Образование славянских государств | 1 | 1 |
Раздел 3. Арабы VI – XI вв. ( 2 ч.) | |||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 |
|
10 | Культура стран Арабского халифата. | 1 | 1 |
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.) | |||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
|
12 | В рыцарском замке | 1 |
|
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 3 ч.) | |||
13 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 |
|
14 | Торговля в средние века | 1 |
|
15 | Горожане и их образ жизни | 1 | 1 |
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 ч.) | |||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 |
|
17 | Крестовые походы | 1 | 1 |
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв. (6 ч.) | |||
18 | Как происходило объединение Франции | 1 |
|
19 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
|
20 | Столетняя война | 1 |
|
21 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 1 |
|
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
|
23 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII -XV вв. | 1 | 1 |
Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 ч.) | |||
24 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
|
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | 1 |
Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века (5 ч.) | |||
26 | Образование и философия | 1 |
|
27 | Средневековая литература | 1 |
|
28 | Средневековое искусство | 1 |
|
29 | Культура Раннего Возрождения в Италии. | 1 |
|
30 | Научные открытия и изобретения. | 1 |
|
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч.) | |||
31 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 1 |
|
32 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 |
|
33 | Итогово – обобщающий урок |
| 1 |
Раздел 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.) | |||
34 | Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 |
|
35 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
|
36 | Неолитичекая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
|
37 | Образование первых государства | 1 |
|
38 | Восточные славяне и их соседи | 1 | 1 |
Раздел 12. Русь в IX - первой половине XII вв. (10 ч .) | |||
39 | Первые известия о Руси | 1 |
|
40 | Становление древнерусского государства | 1 |
|
41 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
|
42 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
|
43 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 |
|
44 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
|
45 | Место и роль Руси в Европе | 1 |
|
46 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 |
|
47 | Повседневная жизнь населения | 1 |
|
48 | Обобщающий урок |
| 1 |
Раздел 13. Русь в середине XII- начале XIII вв. ( 5 ч.) | |||
49 | Политическая раздробленность на Руси | 1 |
|
50 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
|
51 | Новгородская республика | 1 |
|
52 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
|
53 | Итогово-обобщающий урок "Русь в IX-XIII вв." |
| 1 |
Раздел 14. Русские земли в середине XIII-XIV вв (8 ч.) | |||
54 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 |
|
55 | Батыево нашествие на Русь | 1 |
|
56 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 |
|
57 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 |
|
58 | Литовское государство и Русь | 1 |
|
59 | Усиление Московского княжества | 1 |
|
60 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 |
|
61 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. | 1 | 1 |
Раздел 15. Формирование единого Русского государства ( 8 ч.) | |||
62 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 |
|
63 | Московское княжество в первой половине XV века. | 1 |
|
64 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
|
65 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 |
|
66 | Диагностическая работа "Россия в 9-15 вв" |
| 1 |
67 | Русская православная церковь в XV- начале XVI века. | 1 |
|
68 | Резерв | 1 |
|
Тематическое планирование (8 класс).
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | В т.ч. на лабораторные и практические занятия |
Раздел 1. Становление индустриального общества (7ч.) | |||
1 | От традиционного общества к индустриальному | 1 |
|
2-3 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | 2 |
|
4 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 |
|
5 | Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества | 1 |
|
6 | Развитие науки в XIX веке | 1 |
|
7 | Идейные течения в обществознании | 1 |
|
Раздел 2. Строительство Новой Европы (8 ч.) | |||
8 | Франция в период консульства и империи | 1 |
|
9 | Разгром империи Наполеона | 1 |
|
10 | Англия в первой половине XIX века | 1 |
|
11 | Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов | 1 |
|
12 | Борьба за объединение Германии | 1 |
|
13 | Борьба за независимость и национальное объединение Италии | 1 |
|
14 | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 |
|
15 | Повторительно –обобщающий урок |
| 1 |
Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX века (5 ч.) | |||
16 | Германская империя в к. 19-нач. 20 вв. | 1 |
|
17 | Создание Британской империи | 1 |
|
18 | Франция: Третья республика | 1 |
|
19 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 |
|
20 | От Австрийской империи к Австро- Венгрии: поиск выхода из кризиса | 1 |
|
Раздел 4. Две Америки (3 ч.) | |||
21 | США в XIX веке | 1 |
|
22 | США в период монополистического капитализма | 1 |
|
23 | Латинская Америка в XIX - начале XX вв.: время перемен | 1 |
|
Раздел 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 ч.) | |||
24 | Япония и Китай в XIX веке | 1 |
|
25 | Индия, Африка: континенты в эпоху перемен | 1 |
|
26 | Международные отношения в последней трети XIX века | 1 |
|
27 | XIX век: модернизация и становление индустриального общества. Революция и реформы |
| 1 |
Раздел 6. Россия в первой половине XIX века (14ч.) | |||
28 | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 |
|
29 | Предпосылки Петровских реформ | 1 |
|
30 | Начало правления Петра I | 1 |
|
31 | Великая Северная война 1700—1721 гг. | 1 |
|
32 | Реформы управления Петра I | 1 |
|
33 | Экономическая политика Петра I | 1 |
|
34 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 |
|
35-36 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 2 |
|
37 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 |
|
38 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 |
|
39 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 |
|
40 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 |
|
41 | Повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра I |
| 1 |
Раздел 7. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч.) | |||
42-43 | Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) | 2 |
|
44 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | 1 |
|
45 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | 1 |
|
46 | Повторительно-обобщающий урок по Эпохе дворцовых переворотах |
| 1 |
Раздел 8. Российская империя при Екатерине II (8 ч.) | |||
47 | Россия в системе международных отношений | 1 |
|
48 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 |
|
49 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 |
|
50 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | 1 |
|
51 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва | 1 |
|
52 | Внешняя политика Екатерины II | 1 |
|
53 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 |
|
54 | Повторительно-обобщающий урок по эпохе Екатерины II |
| 1 |
Раздел 9. Россия при Павле I (2 ч.) | |||
55 | Внутренняя политика Павла I | 1 |
|
56 | Внешняя политика Павла I | 1 |
|
Раздел 10.Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (3 ч.) | |||
57 | Общественная мысль, публицистика, литература | 1 |
|
58 | Образование в России в XVIII в. | 1 |
|
59 | Российская наука и техника в XVIII в. | 1 |
|
60 | Русская архитектура XVIII в. | 1 |
|
61 | Живопись и скульптура | 1 |
|
62 | Диагностическая работа "Россия в 18 веке" |
| 1 |
63 | Народы России в XVIII в. | 1 |
|
64-65 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 |
|
66 | Резерв | 1 |
|
Перечень обязательных контрольных и других видов работ (5 класс).
Наименование разделов, тем | Вид работы | Количество часов | Дата |
Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». |
| 1 | 25.09 |
Обобщающее повторение по разделу «Древний Египет» |
| 1 | 25.10 |
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». |
| 1 | 11.12 |
Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». |
| 1 | 12.03 |
Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» |
| 1 | 16.05 |
Перечень обязательных контрольных и других видов работ (6 класс).
Наименование разделов, тем | Вид работы | Количество часов | Дата |
Становление средневековой Европы (VI-XIвв.) | тест | 1 | 18.09 |
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | тест | 1 | 27.09 |
Арабы VI – XI вв. | тест | 1 | 04.10 |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе | тест | 1 | 23.10 |
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | тест | 1 | 30.10 |
Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв. | тест | 1 | 22.10 |
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | тест | 1 | 29.11 |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | Контрольная работа | 1 | 27.12 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности | тест | 1 | 24.01 |
Русь в IX - первой половине XII вв. | Самостоятельная работа | 1 | 07.03 |
Русь в середине XII- начале XIII вв. | Контрольная работа | 1 | 02.04 |
Русские земли в середине XIII-XIV вв | тест | 1 | 30.04 |
Перечень обязательных контрольных и других видов работ (8 класс).
Наименование разделов, тем | Вид работы | Количество часов | Дата |
Строительство Новой Европы | тест | 1 | 22.10 |
Традиционные общества в XIX веке | тест | 1 | 05.12 |
Россия в первой половине XIX века | тест | 1 | 04.02 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | тест | 1 | 27.02 |
Российская империя при Екатерине II | тест | 1 | 03.04 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | тест | 1 | 06.05 |