СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по «Всеобщей истории» для 5-ых классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Основной образовательной программы МБОУ основного общего образования «СШ № 7».
Учебного плана и календарного учебного графика МБОУ «СШ № 7» на 2016 – 2017 учебный год.
Курс «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 классов основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Учебный предмет «История Древнего мира» является структурной частью предмета «История», который входит в область «Гуманитарные науки» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Цели обучения:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
С учетом введения требований ФГОС, в рабочую программу по истории для 5-ых классов, были внесены изменения в программу: расширен раздел «Введение» до 6 часов и в него вошли следующие темы: «Что изучает история?», «Источники знаний о прошлом», «Измерение времени», «Историческая карта», «Археология – помощница историков», «Наука о народах, наука о прошлом», «Гербы, флаги, гимны государств».
Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов в течение учебного года при 2-ух часах в неделю. На изучение пропедевтического модуля «История. Введение в историю» отводится 6 часов, на историю Древнего мира – 62 часа.
Данная программа реализуется в 2016 – 2017 учебном году.
Классы | 5а, 5б | |||
Количество часов: | всего | I п/г | II п/г | в неделю |
68 | 32 | 36 | 2 | |
Контрольные работы | 5 | 2 | 3 | --- |
Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2016 – 2017 учебного года. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-ых классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории, учащиеся 5-ых классов должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями и навыками.
Обучающийся получит сведения:
об основных этапах и ключевых событиях истории Древнего мира, о выдающихся деятелях истории данного периода;
о терминах и понятиях значительных процессов и основных событий, их участников; о результатах и итогах событий истории Древнего мира;
о важнейших достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшихся в период Древнего мира;
об изученных видах исторических источников;
о положении разных слоев населения; внутренней и внешней политике первых государств и империй.
Обучающийся научится:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников важнейших исторических событий;
пытаться группировать (классифицировать) факты по схожим признакам.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Обучающийся получит возможность научиться применять знания и умения в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре различных народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Всеобщая история. История Древнего мира» (68 ч.)
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Понятия история, археология, этнография, хронология, нумизматика.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч. + 1 ч.)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. Понятие первобытные люди. Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды (из звериных шкур), жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия человек разумный, родовая община.
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия колдовской обряд, душа, страна мертвых.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Понятие Западная Азия. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия старейшина, совет старейшин, племя, вождь племени. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия дух, бог, идол, молитва, жертва.
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия знать, раб, царь.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч. + 1 ч.)
Глава 4. Древний Египет. Местоположение и природные условия: разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.
Возникновение единого государства в Египте. Понятия фараон, вельможа, писец, налог. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись.
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.
Глава 5. Западная Азия в древности. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия закон, ростовщик.
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие единобожие. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим, мудрость — в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.)
Глава 7. Древнейшая Греция. Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие фреска. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие полис.
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие демос. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия гражданин, демократия.
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполис- ной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия эллины, Эллада.
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие атлет. Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия стратег, фаланга, триера.
Глава 9. Возвышение Афин в V b. до н. э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V b. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария Третьего у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Местоположение и природные особенности Италии: теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ; реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат.
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия республика, консул, народный трибун, право вето.
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие легион.
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «Разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия триумф, провинция.
Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия амфитеатр, гладиатор.
Глава 13. Гражданские войны в Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших, их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия ветеран, диктатор.
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия империя, император, преторианцы.
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие меценат.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие варвары.
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия христиане, апостолы, Евангелие, священник.
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия колоны, рабы с хижинами. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия епископ, Новый Завет.
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Сти- лихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
Распределение учебного материала курса | ||
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 6 |
2 | Жизнь первобытных людей | 6 |
3 | Древний Восток | 18 |
4 | Древняя Греция | 20 |
5 | Древний Рим | 18 |
| Итого | 68 |
Темы контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во |
1. | Контрольная работа №1 по теме: «Жизнь первобытных людей» | 1 |
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Древние Восток» | 1 |
3. | Контрольная работа №3 по теме: «Древняя Греция» | 1 |
4. | Контрольная работа №4 по теме: Древний Рим» | 1 |
| Итого: | 4 |
Приложение
5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории ДРЕВНЕГО МИРА
(68 часов)
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч | Дата (план)
| Дата (коррекция)
|
ВВЕДЕНИЕ. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.) | ||||
1 | Что изучает история. Источники знаний о прошлом | 1 |
|
|
2 | Измерение времени. Счет лет в истории | 1 |
|
|
3 | Историческая карта | 1 |
|
|
4 | Археология – помощница историков | 1 |
|
|
5 | Наука о народах. Наука о прошлом | 1 |
|
|
6 | Гербы, флаги, гимны государств | 1 |
|
|
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч. + 1 ч.) | ||||
Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период (3 ч.) | ||||
7 | Древнейшие люди | 1 |
|
|
8 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 |
|
|
9 | Возникновение искусства и религии | 1 |
|
|
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.) | ||||
10 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
|
|
11 | Появление неравенства и знати. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
12 | Контрольная работа: «Жизнь первобытных людей» | 1 |
|
|
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч. + 1 ч.) | ||||
Глава 3. Древний Египет (7 ч.) | ||||
13 | Государство на берегах Нила (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
14 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 |
|
|
15 | Жизнь египетского вельможи | 1 |
|
|
16 | Военные походы фараонов | 1 |
|
|
17 | Религия древних египтян | 1 |
|
|
18 | Искусство Древнего Египта. Письменность и знания Египта | 1 |
|
|
Глава 4. Западная Азия в Древности (6 ч.) | ||||
19 | Древнее Двуречье | 1 |
|
|
20 | Древневавилонское царство | 1 |
|
|
21 | Финикийские мореплаватели | 1 |
|
|
22 | Древние евреи | 1 |
|
|
23 | Ассирийская держава | 1 |
|
|
24 | Образование Персидской державы | 1 |
|
|
Глава 5. Древняя Индия и Китай в древности (4 ч.) | ||||
25 | Древняя Индия | 1 |
|
|
26 | Индийские касты | 1 |
|
|
27 | Древний Китай | 1 |
|
|
28 | Первый властелин единого Китая (Подготовка к к/р) | 1 |
|
|
29 | Контрольная работа: «Древний Восток» | 1 |
|
|
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.) | ||||
Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч.) | ||||
30 | Природа и население Греции (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
31 | Микены и Троя | 1 |
|
|
32 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 |
|
|
33 | Религия древних греков | 1 |
|
|
34 | Древняя Аттика | 1 |
|
|
Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | ||||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
|
|
36 | Древняя Спарта | 1 |
|
|
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного моря | 1 |
|
|
38 | Олимпийские игры в древности | 1 |
|
|
39 40 | Греко-персидские войны | 2 |
|
|
Глава 8. Возвышение Афин а V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.) | ||||
41 | Последствия победы над персами для Афин | 1 |
|
|
42 | Город Афины | 1 |
|
|
43 | Образование афинян | 1 |
|
|
44 | Театр. Трагедии и комедии | 1 |
|
|
45 | Афинская демократия в V в. до н.э. | 1 |
|
|
Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.) | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
|
|
47 | Поход А. Македонского на Восток | 1 |
|
|
48 | В Александрии Египетской (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
49 | Контрольная работа: «Древняя Греция» | 1 |
|
|
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.) | ||||
Глава 10. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.) | ||||
50 | Древнейший Рим (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
51 | Завоевание Римом Италии | 1 |
|
|
52 | Устройство Римской республики | 1 |
|
|
Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.) | ||||
53 | Войны Рима с Карфагеном | 1 |
|
|
54 | Установление господства Рима в Средиземноморье | 1 |
|
|
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 |
|
|
Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.) | ||||
56 | Разорение земледельцев Италии | 1 |
|
|
57 | Восстание Спартака | 1 |
|
|
58 | Единовластие Цезаря | 1 |
|
|
59 | Установление империи (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | ||||
60 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 |
|
|
61 | Соседи Римской империи (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
62 | Рим при императоре Нероне | 1 |
|
|
63 | Возникновение христианства | 1 |
|
|
64 | Расцвет Римской империи | 1 |
|
|
65 | Рим – столица империи (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
66 | Контрольная работа: «Древний Рим» | 1 |
|
|
Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.) | ||||
67 | Римская империя при Константине (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
68 | Взятие Рима варварами | 1 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
для учащихся:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2015.
2. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
3. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.
4. Атлас по истории Древнего мира.
5. Настенные исторические карты.
Дополнительных пособий для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения.
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.О. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.
Шевченко Н.И. Всемирная история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.
Чернова М.Н. Промежуточное тестирование. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / М.Н. Чернова. ФГОС – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира к учебнику А.А. Вигасина и др. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Варакина И. И. История. 5 класс. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013.
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира». – М.: Экзамен, 2010.
Субботина М. А. Игры и занимательные задания по истории. – М.: Дрофа, 2003.
Оборудование:
Компьютер
Видеопроектор
Демонстрационный экран для проектора
Карты по темам урока
Электронные пособия:
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: «Просвещение», 2008.
Электронное приложение. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. – М.: «Глобус», 2009.
Серия 1С «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» История Древнего мира. 5 класс. – М.: «1С-Паблишинг», 2010.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова. – М.: Планета, 2015.
5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории ДРЕВНЕГО МИРА (68 часов)
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч | Дата (план)
| Дата (коррекция)
| Примечания | Д/з | |
Понятия (термины), даты | Формы контроля | ||||||
ВВЕДЕНИЕ. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.) | |||||||
1 | Что изучает история. Источники знаний о прошлом | 1 |
|
| История, факт, периоды истории Исторические источники, группы источников, памятник истории, архив, библиотека
| Беседа |
|
2 | Измерение времени. Счет лет в истории | 1 |
|
| Хронология, дата события, год, век, тысячелетие, календарь, лента времени | Решение задач |
|
3 | Историческая карта | 1 |
|
| Историческая карта, легенда карты, план, контурная карта | Карта |
|
4 | Археология – помощница историков | 1 |
|
| Археология, антропология, этнология | Устный опрос |
|
5 | Наука о народах. Наука о прошлом | 1 |
|
| Этнография, этнографический музей, сказания, мифы, народная песня | Устный опрос |
|
6 | Гербы, флаги, гимны государств | 1 |
|
| Герб, геральдика, флаг, виды флагов, гимн | Составить герб семьи |
|
Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч.+ 1 ч.) | |||||||
Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период (3 ч.) | |||||||
7 | Древнейшие люди | 1 |
|
| Первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота | Беседа | § 1 |
8 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 |
|
| Человек разумный, родовая община | Текст с ошибками | § 2 |
9 | Возникновение искусства и религии | 1 |
|
| Религия, душа, колдовской обряд | Составить кроссворд | § 3 |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.) | |||||||
10 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
|
| Земледелие, скотоводство, совет старейшин, племя, духи, молитва, жертва, идол, боги, 10 тыс. лет до н.э. | Фронтальный опрос | § 4 |
11 | Появление неравенства и знати | 1 |
|
| Ремесло, ремесленник, соседская община, племя, совет старейшин, имущественное неравенство, знать, вождь, дружина | Экспресс-опрос | § 5 |
12 | Контрольная работа: «Жизнь первобытных людей» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ------------ |
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч.+ 1 ч.) | |||||||
Глава 3. Древний Египет (7 ч.) | |||||||
13 | Государство на берегах Нила | 1 |
|
| Египет, Нил, папирус, фараон | Карта | § 6 |
14 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 |
|
| Вельможи, налоги, писцы, шадуф | Творческое задание | § 7 |
15 | Жизнь египетского вельможи | 1 |
|
| Гробницы | Текст с ошибками | § 8 |
16 | Военные походы фараонов | 1 |
|
| Колесница, пехота, наемное войско | Карта | § 9 |
17 | Религия древних египтян | 1 |
|
| Храм, жрецы, мумия, саркофаг, миф | Устный опрос | § 10 |
18 | Искусство Древнего Египта | 1 |
|
| Пирамиды | Индивидуальные карточки | § 11 |
19 | Письменность и знания Египта | 1 |
|
| Иероглиф, папирус, свиток | Исторический диктант | § 12 |
Глава 4. Западная Азия в древности (6 ч.) | |||||||
20 | Древнее Двуречье | 1 |
|
| Двуречье, Междуречье, шумеры, клинопись | Карта | § 13 |
21 | Древневавилонское царство | 1 |
|
| Закон, ростовщик | Устный опрос | § 14 |
22 | Финикийские мореплаватели | 1 |
|
| Благовония, пурпур, алфавит | Карта, таблица | § 15 |
23 | Древние евреи | 1 |
|
| Единобожие, пророк, заповеди | Составление кроссворда | § 16 – 17 |
24 | Ассирийская держава | 1 |
|
| Империя, Ашшурбанапал | Текст с ошибками | § 18 |
25 | Образование Персидской державы | 1 |
|
| Маг, зороастризм | Карта | § 19 |
Глава 5. Индия и Китай в древности (4 ч.) | |||||||
26 | Древняя Индия | 1 |
|
| Индия, санскрит, Веды, индуизм | Фронтальный опрос | § 20 |
27 | Индийские касты | 1 |
|
| Варны, касты, буддизм | Кроссворд | § 21 |
28 | Древний Китай | 1 |
|
| Конфуций | Текст с ошибками | § 22 |
29 | Первый властелин единого Китая | 1 |
|
| Гунны, каллиграфия | Беседа | § 23 |
30 | Контрольная работа: «Древний Восток» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ------------ |
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.) | |||||||
Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч.) | |||||||
31 | Природа и население Греции | 1 |
|
| Греция, эллины | Карта | § 24 |
32 | Микены и Троя | 1 |
|
| Фреска | Устный опрос | § 25 |
33 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 |
|
| Гомер, циклоп, сирены | Сообщения | § 26 - 27 |
34 | Религия древних греков | 1 |
|
| Олимп | Исторический диктант | § 28 |
Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | |||||||
35 | Древняя Аттика | 1 |
|
| Полис, демос, ареопаг, архонты, | Индивидуальные карточки | § 29 |
36 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
|
| Долговой камень, Солон, народное собрание | Устный опрос | § 30 |
37 | Древняя Спарта | 1 |
|
| Спартанцы, периэки, илоты, герусия | Фронтальный опрос | § 31 |
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного моря | 1 |
|
| Эллины, Эллада | Карта | § 32 |
39 | Олимпийские игры в древности | 1 |
|
| Олимпийские игры, пятиборье, атлет | Индивидуальные сообщения | § 33 |
40 41 | Греко-персидские войны | 2 |
|
| Стратег, фаланга, триера | Карта, таблица | § 34 § 35 |
Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.) | |||||||
42 | Последствия победы над персами для Афин | 1 |
|
| Граждане, переселенцы, рабы, верфь, пошлина | Исторический диктант | § 36 |
43 | Город Афины | 1 |
|
| Керамик, агора, Акрополь, Парфенон | Текст с ошибками | § 37 |
44 | Образование афинян | 1 |
|
| Педагог, палестра, гимнасия | Индивидуальные карточки | § 38 |
45 | Театр. Трагедии и комедии | 1 |
|
| Театр, орхестра, скенэ, трагедия, комедия | Решить кроссворд | § 39 |
46 | Афинская демократия в V в. до н.э. | 1 |
|
| Демократия, стратег, оратор | Тест | § 40 |
Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э.(3 ч.) | |||||||
47 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
|
| Осадные башни | Карта | § 41 |
48 | Поход А. Македонского на Восток | 1 |
|
|
| Таблица | § 42 |
49 | В Александрии Египетской | 1 |
|
| Музей, Александрийская библиотека, Фаросский маяк | Сообщения по теме | § 43 |
50 | Контрольная работа по теме «Древняя Греция» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ------- |
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.) | |||||||
Глава 10.Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.) | |||||||
51 | Древнейший Рим | 1 |
|
| Весталка, латины, Ромул, Рэм, патриции, плебеи | Творческие задания | § 44 |
52 | Завоевание Римом Италии | 1 |
|
| Республика, консул, народный трибун, сенат, право вето | Индивидуальные карточки | § 45 |
53 | Устройство Римской республики | 1 |
|
| Консул, диктатор, легион | Составить схему | § 46 |
Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч.) | |||||||
54 | Войны Рима с Карфагеном | 1 |
|
| Контрибуция | Карта, таблица | § 47 |
55 | Установление господства Рима в Средиземноморье | 1 |
|
| Триумф, провинция | Исторический диктант | § 48 |
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 |
|
| Рабы, амфитеатр, гладиатор | Текст с ошибками | § 49 |
Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.) | |||||||
57 | Разорение земледельцев Италии | 1 |
|
|
| Беседа | § 50 |
58 | Восстание Спартака | 1 |
|
|
| Фронтальный опрос | § 51 |
59 | Единовластие Цезаря | 1 |
|
| Ветеран, диктатор | Экспресс-опрос | § 52 |
60 | Установление империи | 1 |
|
| Империя, император, преторианцы | Кроссворд | § 53 |
Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | |||||||
61 | Соседи Римской империи | 1 |
|
| Варвары | Творческие задания | § 54 |
62 | Рим при императоре Нероне | 1 |
|
|
| Исторический диктант | § 55 |
63 | Возникновение христианства | 1 |
|
| Христиане, апостолы, Евангелие, священник | Сообщения | § 56 |
64 | Расцвет Римской империи | 1 |
|
| Колоны, рабы с хижинами | Текст с ошибками | § 57 |
65 | Рим – столица империи | 1 |
|
| Колизей, Пантеон, термы, Большой цирк | Беседа | § 58 |
66 | Контрольная работа: «Древний Рим» | 1 |
|
|
| К/р |
|
Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.) | |||||||
67 | Римская империя при Константине | 1 |
|
| Епископ, Новый Завет | Фронтальный опрос | § 59 |
68 | Взятие Рима варварами | 1 |
|
| Великое переселение народов, 476 г. | Карта | § 60 |
Приложение
5 класс.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу «Древний Восток»
Вариант 1
1. Оцените утверждение.
Первые государства Древнего Востока появились примерно 5 тысяч лет назад в долине Нила и в Междуречье Тигра и Евфрата:
а) верно б) неверно
2. Выберите правильный ответ.
Древнейшим в перечне государств является:
а) Ассирийская военная держава
б) первые государства на Великой Китайской равнине
в) Вавилон
3. Выберите неправильный ответ.
Китай и Индия являются родиной:
а) шелка
б) шахмат
в) бумаги
г) монеты
д) чая
4. Восстановите последовательность событий:
а) правление Цинь Шихуана в Китае
б) законы Хаммурапи
в) строительство пирамид
г) возникновение Персидской державы
д) жизнь Конфуция
5. Приведите в соответствие:
а) Ассирия 1) царская дорога
б) Египет 2) использование конницы
в) Персия 3) мумия
г) Китай 4) компас
6. Продолжите перечень.
Древнейшие системы письма, возникшие на Востоке:
а) иероглифы
б) _______________
в) _______________
7.Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Осирис, Шамаш, Иштар, Яхве:
а) это боги, которым поклонялись на Древнем Востоке
б) это боги, которым поклонялись в Египте
в) это боги, которым поклонялись в Двуречье
8. Найдите лишнее.
Правители Египта и государств Западной Азии:
а) Хаммурапи
б) Ашока
в) Дарий I
г) Тутмос III
д) Ашшурбанапал
9. Назовите имя бога, соответствующего описанию.
Каждое утро появляется он на востоке и медленно плывет в великолепной лодке по небу. На голове его — ослепительный солнечный диск. Ночью его ждет жестокая битва со свирепым змеем Апопом:
а) Амон-Ра
б) Осирис
в) Гор
10. Вставьте вместо пропусков.
Много выражений пришло в наш язык из Библии. «Что ты кричишь на меня,
как _______________?» — спрашиваем мы в раздражении. О сумятице и бестолковщине мы скажем так: «_____________________».
5 класс.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу «Древний Восток»
Вариант 2
1. Оцените утверждение.
Государства в долинах рек Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы появились позже государств
Двуречья:
а) верно б) неверно
2. Выберите правильный ответ.
Древнейшим в перечне государств является:
а) Персия
б) Финикия
в) Египет
3. Выберите неправильный ответ.
В Древнем Двуречье:
а) возникла клинопись
б) возводили высокие ступенчатые башни-храмы
в) был составлен первый свод законов
г) был изобретен компас
д) было установлено деление часа на 60 минут и окружности на 360 градусов
4. Восстановите последовательность событий:
а) правление Ашоки в Индии
б) образование Ассирийской военной державы
в) пирамида Хеопса
г) восстание против наследников Цинь Шихуана
д) завоевание Кира в Азии
5. Приведите в соответствие:
а) Египет 1) алфавит
б) Индия 2) папирус
в) Финикия 3) вера в переселение душ
г) Израильское царство 4) единобожие
6. Продолжите перечень.
Основные материалы для письма, известные на Древнем Востоке:
а) глиняные таблички
б) папирус
в) _______________
г) _______________
7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Мемфис, Ниневия, Сарды, Персеполь:
а) это столицы государств Древнего Востока
б) это главные торговые города Древнего Востока
в) это торговые города Финикии
8. Найдите лишнее.
Правители Персидской державы:
а) Дарий I
б) Крез
в) Ксеркс
г) Кир
9. Назовите имя бога, соответствующего описанию.
С этим богом люди заключили завет (договор), поклявшись соблюдать его заповеди. Он вручил им скрижали, повелев не лгать, не убивать, не красть. Люди в этой стране не признавали других богов, кроме него:
а) Яхве
б) Осирис
в) Амон-Ра
10. Вставьте вместо пропусков.
Много выражений пришло в наш язык из Библии. Мудрое, справедливое решение мы называем ________________________, что-то заманчивое, но недозволенное — ___________________.
Итоговая контрольная работа для 5 класса
1 вариант.
Часть А.
А 1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова Б) лошадь В) собака
А 2. Что называется религией?
А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека
А 3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
А 4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых
А 5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника
А 6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумии
А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил Б) Тигр В) Ефрат
А 8. Что называется полисом?
А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?
А) египтяне Б) израильтяне В) финикийцы
А 10. Где находится Индия?
А) на западе Азии Б) на юге Азии В) на востоке Азии
А 11. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.
А 13. Кого римляне называли «варварами»?
А) племена, не знающие латинского или греческого языка Б) жестоких императоров
В) всех, кто проживал вне города Рима
А 14. Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
А 15. Где зародилось конфуцианство?
А) Китай Б) Ассирия В) Финикия
А 16. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.
А 17. Расцвет Израильского царства связан с именем:
а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.
А 18. Служители богов в Древнем Египте
А) фараоны Б) жрецы В) вельможи
А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
А 20. Как назывался совет знати в Афинах?
А) ареопаг Б) демос В) полис
А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
А 22. Чем занимались спартанцы?
А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием
А 23. Что означает греческое слово демократия?
А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»
А 24. Сколько архонтов в ареопаге?
А) 5 Б) 9 В) 2
А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
А) консулы Б) императоры В) народные трибуны
Часть В.
В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;
2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
1 | 2 |
В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:
а) Палестина; б) Лидия; в) Финикия;
В 3. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
а | б | в |
В 4. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
а | б | в |
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
Итоговая контрольная работа для 5 класса
2 вариант.
Часть А.
А 1.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун Б) лук В) рубило
А 2.Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
А 3. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?
А) демократия Б) диктатура В) республика
А 4. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумии
А 5. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.
А 6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника
А 7. Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил Б) Тигр В) Ефрат
А 8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы
А 9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
А) Междуречье Б) Египет В) Финикия
А 10. Что обозначает понятие «колония»?
А) поселения финикийцев в других странах Б) свободная территория В) город-порт
А 11. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.
А 12. Какими морями омывается территория Греции?
А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями
А 13. Что называется полисом?
А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?
А) Октавиана Августа Б) Цезаря В) Нерона
А 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?
А) Рем Б) Ромул В) Нумитор
А 16. В годы своего правления Цезарь:
А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов; Б) раздал жреческие должности простым гражданам; В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген; Г) отменил привилегии сенаторов.
А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели:
А) установить царскую власть; Б) установить империю; В) восстановить республику; Г) утвердить демократию.
А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки.
А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 20. Кто такие колоны?
А) рабы Б) воины В) земледельцы
А 21. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?
А) демократия Б) диктатура В) республика
А 22. Расцвет Израильского царства связан с именем:
а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.
А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
А 24. Страна Двуречье расположена между реками:
а) Тигр и Евфрат; б) Нил и Тигр; в) Иордан и Евфрат; г) Евфрат и Нил.
А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
А) консулы Б) императоры В) народные трибуны
Часть В.
В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;
2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
1 | 2 |
В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:
а) Палестина; б) Лидия; в) Финикия;
В 3. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
а | б | в |
В 4. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
а | б | в |
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (смайлики, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся:
Оценка устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель работы.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для выполнения работы необходимое оборудование и материалы, всю работу выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. В работе было допущено два-три недочета.
3. В работе не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Практическая работа или эксперимент проведены не полностью.
5. Выводы сделаны неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель практической работы; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, провел с помощью учителя; или в ходе выполнения практической работы были допущены ошибки в формулировании выводов.
3. Или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе практической работы (в объяснении, в оформлении работы), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или практическая работа выполнена неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе практической работы, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.