Заместитель директора по УВР ____________ О.И.Вторушина «____»_____________ 2019 год
Представленная программа, разработанная на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди. Современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Вторая война Рима с Карфагеном. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Планируемые предметные результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Введение | 1 | | Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников, Древнего мира | Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познавательные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от (не)успешной деятельности на уроке. Коммуникативные: оформляют диалогические | Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. |
| | 6 | | Жизнь | первобытных людей . | |
2 | Древнейшие люди | 1 | | Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество | Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | | Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, копье, рубило, гарпун, мамонт. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач, четко формулирую возникшие проблемы, предлагают помощь. | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | | Научатся определять термины: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. | Регулятивные: Планируют решение учебной задачи, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого Познавательные: выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно на ошибки. | Адекватно воспринимают причины (не)успешной деятельности Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | | Научатся определять термины: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения | Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: планируют | Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, адекватно |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | | Научатся определять термины: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравнива мых исторических событий и явлений | Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, со гласовывают действия с | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
7 | Счёт лет в истории | 1 | | Научатся определять столетие, тысячелетие, от Рождества Христова, хронологию Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках Древнего мир. | Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; Коммуникативные: используют вербальные средства общения, участвуют в диалоге, работают с учебником | Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессе |
| | 19ч. | | ДРЕВНИЙ | ВОСТОК | |
8 | Государство на берегах Нила | 1 | | Научатся определять термины: папирус, дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, показывать на карте границы государств, | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывают свой выбор Коммуникативные: аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров | Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | | Научатся определять термины: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам | Регулятивные: составляют план и последовательность действий корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: высказывают предположения на предмет причины отступления русской армии, анализируют стратегию русского командования Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | | Научатся определять термины: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ | Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии, выстраивают понятийные для | |
11 | Военные походы фараонов | 1 | | Научатся определять термины: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов при ответе на вопросы. | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Познавательные: представляют подготовленную информацию в | Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе |
12 | Религия древних египтян | 1 | | Научатся определять термины: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы | Регулятивные: воспринимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивать меру освоения каждого Познавательные: выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, | Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к диалогу |
13 | Искусство Древнего Египта | 1 | | Научатся определять термины: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | Регулятивные: составляют план и последовательность действий корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: выявляют особенности экономического развития Западной Европы в рассматриваемый период Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
14 | Письменность и знания древних египтян | 1 | | Научатся определять термины: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, памятников. | Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива |
15 | Древнее Двуречье | 1 | | Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Древнего Египта и Древнего Двуречья | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности. | Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные цивилизованно разрешают противоречия. |
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | Научатся определять термины: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности | Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные цивилизованно разрешают споры. |
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | | Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония. Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и | Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. |
18 | Библейские сказания | 1 | | Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония. Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
19 | Древнееврейское царство | 1 | | Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться: работать с исторической картой. | Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, Осмысливают гуманистические |
20 | Ассирийская держава | 1 | | Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться: работать с исторической картой. | Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, Осмысливают гуманистические |
21 | Персидская держава «царя царей» | 1 | | Научатся определять термины: таран. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы | Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; Коммуникативные: используют вербальные средства общения, участвуют в диалоге, работают с книгой | Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу |
22 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | Научатся определять термины: сахарный тростник, Рамаяна, Махабхарата, реинкарнация. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Индию, реки Инд, Ганг, характеризовать природу и климат Древней | Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; Коммуникативные: используют | Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу |
23 | Индийские касты | 1 | | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, реинкарнация. Получат возможность научиться: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывают свой выбор Коммуникативные: аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной детельности | Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | Научатся определять термины: бамбук, циновка, сын Неба. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Китай, реки Хуанхэ и Янцзы, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать | Регулятивные: составляют план и последовательность действий корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: высказывают предположения на предмет причины отступления русской армии, анализируют стратегию русского командования Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства | Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | | Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры. | Регулятивные: ставят учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, Познавательные: выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу |
26 | Повторение , обобщение темы: «Древний Восток» | 1 | | Научатся определять изученные термины Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: при решении учебных задач выявляют известное и неизвестное; преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллектив | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
| | 23 ч. | | ДРЕВНЯЯ | ГРЕЦИЯ | |
27 | Греки и критяне | 1 | | Научатся определять термины: световые колодцы, цунами, имена героев мифов. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации | Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, согласовывают действия с партнёром | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние, выражают положительное отношение к процессу познания |
28 | Микены и Троя | 1 | | Научатся определять даты: сопоставлять действия героев Троянской войны.. Получат возможность научиться: работать с исторической картой и историческими источниками | Регулятивные: Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся к другому мнению и позиции | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
29 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами | Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, согласовывают действия с партнёром | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние, выражают положительное отношение к процессу познания |
30 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы. Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами | Регулятивные: Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся к другому мнению и поведению | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
31 | Религия древних греков | 1 | | Научатся сравнивать греческих и египетских богов , определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление людей соперничать с богами. Получат возможность научиться: научиться характеризовать специфические черты религии Древней Греции | Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии, выстраивают понятийные для партнёра суждения | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с партнёром |
32 | Земледельцы аттики теряют свободу | 1 | | Научатся определять термины: демократия определять понятие Аттика, демос, ареопаг, архонт, законы Драконта, долговой камень. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | Научатся определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий | Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей |
34 | Древняя Спарта | 1 | | Научатся определять термины лаконичность, илоты Получат возможность научиться: давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин | Регулятивные: воспринимают и удерживают цель Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к диалогу. деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивать меру освоения каждого Познавательные: выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями. | Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | | Научатся определять термины: пираты, колонии Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторических источников | Регулятивные: составляют план и последовательность действий корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: выявляют особенности экономического развития Западной Европы в рассматриваемый период Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательств | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | | Научатся определять термины: атлеты, стадион, атлеты ипподром Получат возможность научиться: свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, при выборе алгоритма действий учитывают выделенные учителем ориентиры, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального росс |
37 | Победа греков над персами | 1 | | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться: анализировать побед греков над персами | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной работе | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
38 | Нашествие персидских войск | 1 | | Научатся определять термины: триера. Извлекать полезную информацию из учебника и дополнительных источников | Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной работе . | Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
39 | Повторение ,обобщение по теме: «Древняя Греция» | 1 | | Научатся определять изученные термины Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древней Греции, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций . | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: при решении учебных задач выявляют известное и неизвестное; преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала . | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. |
40 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей | Регулятивные: сохраняют учебную задачу, при выборе алгоритма действий учитывают выделенные учителем ориентиры, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
41 | В городе богини Афины | 1 | | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом |
42 | В афинских школах и гимназиях | 1 | | Научатся определять термины: педагог, палестра, гимназии, красноречие. Получат возможность научиться: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания. задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относя Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей тся к другому мнению и позиции | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
43 | В афинском театре | 1 | | Научиться определят термины: скене, театры, орхестра, комедии, трагедии Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов. ь | Регулятивные ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. |
44 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получат возможность научиться: давать характеристику афинской демократии. | Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива |
45 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | Научатся определять термины: определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии Получат возможность научиться: работать с исторической картой | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу | Адекватно относятся к ценностям других народов, имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур . |
46 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | Научатся: называть битвы, связанные с походом Александра Македонского Получат возможность научиться: показать на исторической карте границы державы А. Македонского и направление Восточного похода. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, четко формулирую | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как на значимую сферу жизни общества, ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений |
47 | В Александрии Египетской | 1 | | Научатся имена ученых, работавших в Александрии Египетской, Получат возможность научиться: составлять план экскурсии по городу. | Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, | проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения познавательных задач. |
48 | Повторение , обобщение темы : «Греция в 5-4 вв.до н.ээ» | 1 | | Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей | Регулятивные: Планируют решение учебной задачи, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа. | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и религиозных. |
| | | | ДРЕВНИЙ | РИМ | |
49 | Древнейший Рим | 1 | | Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капиталийская волчица, плебеи, патриции, сенат Получат возможность научиться: показывать на карте Древнюю Италию. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникати | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий |
50 | Завоевание Римом Италии | 1 | | Научатся определять термины: республика, консул, народный трибун, право вето. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных и на основании изученного материала. | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на военное искусство как на значимую сферу жизни общества, ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих . |
51 | Устройство Римской Республики | 1 | | Научатся определять термины: Марсово поле, Форум .легион. Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Римскую Республику. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов; Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. |
52 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | Научатся определять термины: пуны. Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, определять силы сторон, высказывать предположения об исходе войны | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных и на основании изученного материала. | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий . |
53 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | | Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться: характеризовать особенности римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, сопоставляют характеристики традиционного и индустриального общества. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой | Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, оценивают собственную учебную деятельность, свои |
54 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр, Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем мире, рассказывать о гладиаторских боях | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
55 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | Научатся определять термины: гражданская война Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракха | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное |
56 | Восстание Спартака | 1 | | Научатся определять термины: восстание Получат возможность научиться: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, |
57 | Единовластие Цезаря | 1 | | Научатся определять термины: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива, сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
58 | Установление империи | 1 | | Научатся определять термины: преторианцы, завещание, империя Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины устранения республики и установления империи | Регулятивные: составляют план и последовательность действий корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
59 | Соседи Римской империи | 1 | | Научатся определять научиться: давать оценк | Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и поведение одноклассников. |
60 | В Риме при императоре Нероне | 1 | | Научатся определять основные черты правления Траяна и Нерона Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
61 | Первые христиане и их учение | 1 | | Научатся определять термины: Христианство Евангелие, Страшный суд, апостолы , священник, Страшный суд. Получат возможность научиться: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему Христианство завоевало так много сторонников в Римской империи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей. |
62 | Расцвет империи во 2 в н.э. | 1 | | Научатся определять термины: триумфальная арка, купол, бетон, портик. Получат возможность научиться: называть достопримечательности Рима, достижения Римской культуры. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей. | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, определяют свою личную точку зрения. Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу Оценивают, анализируют и поведение одноклассников. |
62 | Вечный город и его жители | 1 | | Научатся определять термины: Колизей. Пантеон, термы. Получат возможность научиться: определять отличия в положении раба и колонна, извлекать полезную информацию из дополнительной литературы. | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты. | Оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей. |
63 | Римская империя при Константине | 1 | | Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха; характеризовать личные качества императора Константина Получат возможность научиться: определять отличия политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из дополнительной литературы. | Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное обсуждение. | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
64 | Взятие Рима варварами | 1 | | Научатся определять термины: готы,германцы, венеды, вандалы, античная культура Получат возможность научиться: определять причины падения Римской империи, извлекать | Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. Познавательные | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и |
65 | Повторение, обобщение темы: «Рим в начале н.э.» | 1 | | Научатся определять термины, изученные в разделе «Древний Рим», уметь называть главные события римской истории, главные достижения римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, понимают пози | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
66 | Итоговое повторение | 1 | | Научатся определять термины, изученные в разделе «История Древнего мира», уметь называть главные события древней истории, главные достижения римской культуры и значение древних цивилизаций в мировой истории | Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние Адекватно воспринимают причины (не)успешной деятельности |
67-68 | Резерв | 2 | | | | |
| Итого | 68ч | | | | |