СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________ О.И.Вторушина «____»_____________ 2019 год



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Шпалозаводская СОШ»

________________ Е.В.Тулаева

«____»_____________2019 год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)


история

5 класс

на 2019-2020 учебный год




ФИО разработчика Витусик Юлия Сергеевна

Должность учитель истории

Категория

























2019

Пояснительная записка


Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по истории составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  • Основная образовательная программа начального, основного общего образования МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;

  • Учебный план МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;

  • Программа по истории А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2014 г..

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2016;

  • Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2016;
    История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2016



Адресность.

Представленная программа, разработанная на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»



Цели обучения:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

Задачи изучения предмета:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе;

  • знакомство с православной культурой как основой нравственной культуры и духовности русского человека;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической и духовной;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.


Срок реализации: 1 год, количество часов в год (по программе): 68 часов, количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.

Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета «История Древнего мира» являются:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т. д.)

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий в отношении морально-этических вопросов далекого прошлого;

  • датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

  • читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

  • Давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • Соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • Применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми



Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)

Глава1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди. Современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Родовые общины охотников и собирате­лей. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторение. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Глава 3. Счет лет в истории. (1ч)

Измерение времени годами. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в истории.

Раздел II. Древний Восток. (20 ч.)

Глава 4. Древний Египет. (8 ч.)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Как жили земледельцы и ремесленники. Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог».

Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Жизнь и служба вельмож.

Военные походы фараонов. Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». (РПК)

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Письменность и знания древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Повторение. Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

Древнее Двуречье. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров Ур и Урук.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Финикийские мореплаватели. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Библейские сказания. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. (РПК)

Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. (РПК)

Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Персидская держава «царя царей». Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности ( 5 ч.)

Природа и люди Древней Индии. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме.

Индийские касты. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги (РПК).
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция.(21 ч.)

Глава 7. Древнейшая Греция ( 5 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микены и Троя. Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством.

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея». Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Религия древних греков. Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). (РПК)

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием ( 7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Земледельцы Аттитки теряют землю и свободу. Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Зарождение демократии в Афинах. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Древняя Спарта. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры в древности. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие персидских войск на Элладу. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот.

В гаванях афинского порта Пирей. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

В городе богини Афины. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнассиях. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

В театре Диониса. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. ( 4 ч.)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии. (РПК)

Раздел IV. Древний Рим (18 ч.)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 ч.)

Древнейший Рим. Местоположение и природные особенности Италии. Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Устройство Римской республики. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

Вторая война Рима с Карфагеном. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Земельный закон братьев Гракхов. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Установление империи. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Рим при императоре Нероне. Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».(РПК)

Расцвет Римской империи во II в. н.э. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

«Вечный город» и его жители. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 ч.)

Римская империя при Константине. Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Обобщение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира». Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Итоговое повторение курса истории Древнего мира. Промежуточная аттестация. Всего – 68 часов.


Раздел 3. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Планируемые предметные результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

Введение

1


Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников, Древнего мира

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познавательные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от (не)успешной деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформляют диалогические

Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.



6


Жизнь

первобытных людей .


2

Древнейшие люди

1


Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда

Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество

Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

3

Родовые общины охотников и собирателей

1


Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, копье, рубило, гарпун, мамонт.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: воспроизводят

по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач, четко формулирую возникшие проблемы, предлагают помощь.

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Научатся определять термины: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Регулятивные: Планируют решение учебной задачи, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого

Познавательные: выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно на ошибки.

Адекватно воспринимают причины (не)успешной деятельности

Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1


Научатся определять термины: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги.

Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения

Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: планируют

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, адекватно

6

Появление неравенства и знати

1


Научатся определять термины: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравнива

мых исторических событий и явлений

Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, со гласовывают действия с

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


7

Счёт лет в истории

1


Научатся определять столетие, тысячелетие, от Рождества Христова, хронологию

Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках Древнего мир.

Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

Коммуникативные: используют вербальные средства общения, участвуют в диалоге, работают с учебником

Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессе




19ч.


ДРЕВНИЙ

ВОСТОК


8

Государство на берегах Нила

1


Научатся определять термины: папирус, дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон.

Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, показывать на карте границы государств,

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывают свой выбор

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1


Научатся определять термины: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: высказывают предположения на предмет причины отступления русской армии, анализируют стратегию русского командования

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач,

проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

10

Жизнь египетского вельможи

1


Научатся определять термины: гробница, благовония.

Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии, выстраивают понятийные для


11

Военные походы фараонов

1


Научатся определять термины: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов при ответе на вопросы.

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные: представляют подготовленную информацию в

Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе


12

Религия древних египтян

1


Научатся определять термины: храм, жрецы, мумия, саркофаг.

Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы

Регулятивные: воспринимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивать меру освоения каждого

Познавательные: выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия,

Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к

диалогу

13

Искусство Древнего Египта

1


Научатся определять термины: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет.

Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: выявляют особенности экономического развития Западной Европы в рассматриваемый период

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения


14

Письменность и знания древних египтян

1


Научатся определять термины: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, памятников.

Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива


15

Древнее Двуречье

1


Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы.

Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Древнего Египта и Древнего Двуречья

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные цивилизованно разрешают противоречия.


16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1


Научатся определять термины: законы, ростовщик.

Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности

Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные цивилизованно разрешают споры.


17

Финикийские мореплаватели

1


Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония.

Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: воспроизводят

по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур

и религий.

18

Библейские сказания

1


Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония.

Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: воспроизводят

по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


19

Древнееврейское царство

1


Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия.

Получат возможность научиться: работать с исторической картой.

Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке

Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, Осмысливают гуманистические

20

Ассирийская держава

1


Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия.

Получат возможность научиться: работать с исторической картой.

Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке

Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, Осмысливают гуманистические

21

Персидская держава «царя царей»

1


Научатся определять термины: таран.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы

Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

Коммуникативные: используют вербальные средства общения, участвуют в диалоге, работают с книгой

Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

22

Природа и люди Древней Индии

1


Научатся определять термины: сахарный тростник, Рамаяна, Махабхарата, реинкарнация.

Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Индию, реки Инд, Ганг, характеризовать природу и климат Древней

Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результат, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

Коммуникативные: используют

Придерживаются гуманистических позиций, демонстрируют уважение к труду, выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

23

Индийские касты

1


Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, реинкарнация.

Получат возможность научиться: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывают свой выбор

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной детельности

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива


24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1


Научатся определять термины: бамбук, циновка, сын Неба.

Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Китай, реки Хуанхэ и Янцзы, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: высказывают предположения на предмет причины отступления русской армии, анализируют стратегию русского командования

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива


25

Первый властелин единого Китая

1


Научатся определять термины: компас, бойницы.

Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры.

Регулятивные: ставят учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности,

Познавательные: выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу


26

Повторение , обобщение темы: «Древний Восток»

1


Научатся определять изученные термины

Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: при решении учебных задач выявляют известное и неизвестное; преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллектив

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач,

проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им



23 ч.


ДРЕВНЯЯ

ГРЕЦИЯ


27

Греки и критяне

1


Научатся определять термины: световые колодцы, цунами, имена героев мифов.

Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации

Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, согласовывают действия с партнёром

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние, выражают положительное отношение к процессу познания


28

Микены и Троя

1


Научатся определять даты: сопоставлять действия героев Троянской войны..

Получат возможность научиться: работать с исторической картой и историческими источниками

Регулятивные: Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации

Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся к другому мнению и позиции

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой

задачи.

29

Поэма Гомера «Илиада»

1


Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята».

Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают партнёра, согласовывают действия с партнёром

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние, выражают положительное отношение к процессу познания


30

Поэма Гомера «Одиссея»

1


Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы.

Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

Регулятивные: Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации

Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся к другому мнению и поведению

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

31

Религия древних греков

1


Научатся сравнивать греческих и египетских богов , определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление людей соперничать с богами.

Получат возможность научиться: научиться характеризовать специфические черты религии Древней Греции

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии, выстраивают понятийные для партнёра суждения

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с партнёром

32

Земледельцы аттики теряют свободу

1


Научатся определять термины: демократия определять понятие Аттика, демос, ареопаг, архонт, законы Драконта, долговой камень.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

33

Зарождение демократии в Афинах

1


Научатся определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин


Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий

Понимают значение исполнения роли хорошего ученика, важность познавательной деятельности, оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих

ценностей

34

Древняя Спарта

1


Научатся определять термины лаконичность, илоты

Получат возможность научиться: давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин

Регулятивные: воспринимают и удерживают цель

Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к диалогу.

деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивать меру освоения каждого

Познавательные: выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями.

Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, готовности и способности к


35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1


Научатся определять термины: пираты, колонии

Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: выявляют особенности экономического развития Западной Европы в рассматриваемый период

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательств

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения


36

Олимпийские игры в древности

1


Научатся определять термины: атлеты, стадион, атлеты ипподром

Получат возможность научиться: свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, при выборе алгоритма действий учитывают выделенные учителем ориентиры, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального росс


37

Победа греков над персами

1


Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон.

Получат возможность научиться: анализировать побед греков над персами

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной работе

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

38

Нашествие персидских войск

1


Научатся определять термины: триера. Извлекать полезную информацию из учебника и дополнительных источников

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной работе .


Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

39

Повторение ,обобщение по теме: «Древняя Греция»

1


Научатся определять изученные термины

Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древней Греции, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций .

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: при решении учебных задач выявляют известное и неизвестное; преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала .

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач,

проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

40

В гаванях афинского порта Пирей

1


Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды

Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей

Регулятивные: сохраняют учебную задачу, при выборе алгоритма действий учитывают выделенные учителем ориентиры, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

41

В городе богини Афины

1


Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды

Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом

42

В афинских школах и гимназиях

1


Научатся определять термины: педагог, палестра, гимназии, красноречие. Получат возможность научиться: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания.

задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.



Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи

Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации

Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, адекватно относя Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей

тся к другому мнению и позиции

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

43

В афинском театре

1


Научиться определят

термины: скене, театры, орхестра, комедии, трагедии Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов.

ь

Регулятивные ставят учебные

задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач,

проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

44

Афинская демократия при Перикле

1


Научатся определять термины: народное собрание, остракизм

Получат возможность научиться: давать характеристику афинской демократии.

Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива


45


Города Эллады подчиняются Македонии

1


Научатся определять термины: определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии

Получат возможность научиться: работать с исторической картой

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: воспроизводят

по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Адекватно относятся к ценностям других народов, имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур .


46

Поход Александра Македонского на Восток

1


Научатся: называть битвы, связанные с походом Александра Македонского

Получат возможность научиться: показать на исторической карте границы державы А. Македонского и направление Восточного похода.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, четко формулирую

Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как на значимую сферу жизни общества, ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений


47

В Александрии Египетской

1


Научатся имена ученых, работавших в Александрии Египетской, Получат возможность научиться: составлять план экскурсии по городу.

Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра,

проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения познавательных задач.


48

Повторение , обобщение темы : «Греция в 5-4 вв.до н.ээ»

1


Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей


Регулятивные: Планируют решение учебной задачи, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа.

Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и религиозных.





ДРЕВНИЙ

РИМ


49

Древнейший Рим

1


Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капиталийская волчица, плебеи, патриции, сенат

Получат возможность научиться: показывать на карте Древнюю Италию.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникати

Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий

50

Завоевание Римом Италии

1


Научатся определять термины: республика, консул, народный трибун, право вето.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных и на основании изученного материала.


Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на военное искусство как на значимую сферу жизни общества, ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих .

51

Устройство Римской Республики

1


Научатся определять термины: Марсово поле, Форум .легион. Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Римскую Республику.


Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов;

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.


52

Вторая война Рима с Карфагеном

1


Научатся определять термины: пуны. Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, определять силы сторон, высказывать предположения об исходе войны


Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества, привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования иных точек зрения, используют речевые средства для эффективного решения разнообразных и на основании изученного материала.

Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий .

53

Установление господства Рима во всём Средиземноморье


1


Научатся определять термины: триумф, император, провинция.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, сопоставляют характеристики традиционного и индустриального общества.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой

Мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, оценивают собственную учебную деятельность, свои


54

Рабство в Древнем Риме

1


Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр, Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем мире, рассказывать о гладиаторских боях


Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений

55

Земельный закон братьев Гракхов

1


Научатся определять термины: гражданская война

Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракха

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное


56

Восстание Спартака

1


Научатся определять термины: восстание Получат возможность научиться: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того,

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности

Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений,

оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения,

57

Единовластие Цезаря

1


Научатся определять термины: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника


Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива, сохраняют мотивацию к учебной деятельности


58

Установление империи

1


Научатся определять термины: преторианцы, завещание, империя

Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины устранения республики и установления империи

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

59

Соседи Римской империи

1


Научатся определять научиться: давать оценк

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и поведение одноклассников.

60

В Риме при императоре Нероне

1


Научатся определять основные черты правления Траяна и Нерона

Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

61

Первые христиане и их учение

1


Научатся определять термины: Христианство Евангелие, Страшный суд, апостолы , священник, Страшный суд.

Получат возможность научиться: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему Христианство завоевало так много сторонников в Римской империи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей.

62

Расцвет империи во 2 в н.э.

1


Научатся определять термины: триумфальная арка, купол, бетон, портик.

Получат возможность научиться: называть достопримечательности Рима, достижения Римской культуры.





Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: во взаимодействии с партнёром допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей.

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, определяют свою личную точку зрения. Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу

Оценивают, анализируют и поведение одноклассников.

62

Вечный город и его жители

1


Научатся определять термины: Колизей. Пантеон, термы.

Получат возможность научиться: определять отличия в положении раба и колонна, извлекать полезную информацию из дополнительной литературы.

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты.

Оценивают поступки, в т.ч. и неоднозначные разрешают моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей.

63

Римская империя при Константине

1


Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа, Новый Завет, Рождество Христово, Пасха; характеризовать личные качества императора Константина

Получат возможность научиться: определять отличия политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из дополнительной литературы.

Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке

Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное обсуждение.

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.


64

Взятие Рима варварами

1


Научатся определять термины: готы,германцы, венеды, вандалы, античная культура Получат возможность научиться: определять причины падения Римской империи, извлекать

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию, оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

Познавательные

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и

65

Повторение, обобщение темы: «Рим в начале н.э.»

1


Научатся определять термины, изученные в разделе «Древний Рим», уметь называть главные события римской истории, главные достижения римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: участвую в коллективном обсуждении проблем, понимают пози

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


66


Итоговое повторение

1


Научатся определять термины, изученные в разделе «История Древнего мира», уметь называть главные события древней истории, главные достижения римской культуры и значение древних цивилизаций в мировой истории

Регулятивные: ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке

Познавательные: моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса

Коммуникативные: работают в диалоге, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

Адекватно воспринимают причины (не)успешной деятельности

67-68

Резерв

2






Итого

68ч







0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!