Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2009.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
5 . Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УРОКОВ | ПАРАГРАФ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Введение (1 ч) | | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) | | |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч) | | |
2 | Древнейшие люди | §1 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | §2 | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | §3 | |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | §4 | |
6 | Появление неравенства и знати | §5 | |
7 | Счет лет в истории | | |
8 | Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». Проверочная работа. | | |
| Раздел II. Древний Восток (20 ч) | | |
| Тема 1. Древний Египет (8 ч) | | |
9 | Анализ проверочной работы. Государство на берегах Нила | §6 | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | §7 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | §8 | |
12 | Военные походы фараонов | §9 | |
13 | Религия древних египтян | §10 | |
14 | Искусство Древнего Египта | §11 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | §12 | |
16 | Повторение | | |
| Тема 2. Западная Азия в древности (7ч) | | |
17 | Древнее Двуречье | §13 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | §14 | |
19 | Финикийские мореплаватели | §15 | |
20 | Библейские сказания | §16 | |
21 | Царство Давида и Соломона | §17 | |
22 | Ассирийская держава | §18 | |
23 | Персидская держава «Царя царей» | §19 | |
| Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) | | |
24 | Природа и люди Древней Индии | §20 | |
25 | Индийские касты | §21 | |
26 | Китайский мудрец Конфуций | §22 | |
27 | Первый властелин единого Китая | §23 | |
28 | Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». Проверочная работа. | | |
| Раздел III. Древняя Греция (21 ч ) | | |
| Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | | |
29 | Анализ проверочной работы. Греки и критяне | §24 | |
30 | Микены и Троя | §25 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | §26 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | §27 | |
33 | Религия древних греков | §28 | |
| Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | §29 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | §30 | |
36 | Древняя Спарта | §31 | |
37 | Основание греческих колоний | §32 | |
38 | Олимпийские игры в древности | §33 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | §34 | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | §35 | |
| Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) | | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | §36 | |
42 | В городе богини Афины | §37 | |
43 | В афинских школах и гимнасиях | §38 | |
44 | В театре Диониса | §39 | |
45 | Афинская демократия при Перикле | §40 | |
| Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч) | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | §41 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | §42 | |
48 | В древней Александрии Египетской | §43 | |
49 | Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа. | | |
| Раздел IV. Древний Рим (17 ч) | | |
| Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | | |
50 | Древнейший Рим | §44 | |
51 | Завоевание Римом Италии | §45 | |
52 | Устройство Римской республики | §46 | |
| Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) | §47 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | §48 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | §49 | |
| Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч) | | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | §50 | |
57 | Восстание Спартака | §51 | |
58 | Единовластие Цезаря в Риме | §52 | |
59 | Установление империи в Риме | §53 | |
| Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч) | | |
60 | Соседи Римской империи | §54 | |
61 | В Риме при императоре Нейроне | §55 | |
62 | Первые христиане и их учение | §56 | |
63 | Расцвет империи во 2 –м веке | §57 | |
64 | Жизнь в Римской империи. | §58 | |
| Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч) | | |
65 | Римская империя при Константине | §59 | |
66 | Взятие Рима Готами | §60 | |
| Повторение (4 ч) | | |
67 | Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим» | | |
68 | Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира» | | |
69 | Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» | | |
6. Список литературы для учителя
Основная литература
Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
Тематическая литература
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
Мифы Древней Греции. — М., 2001.
НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.