СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по истории для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение».

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гожанская основная общеобразовательная школа»





«Согласовано»

_________/_____________/

«___» _________ 2016





«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа»

_____ / В.Т.Садиокова/

Приказ № ______ от

«___» _________ 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории


5 класс




Разработана учителем: Мелкомуковой О..М.









2016- 2017учебный год



2. Пояснительная записка

Настоящая программа по истории для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения


Цели: создание более полного представления о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

Задачи:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

-формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве общества Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.







3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.






4.Содержание учебного предмета


Название раздела, тем

Кол- во

часов

Содержание учебного предмета

Формы организации урока

Виды учебной деятельности

Введение


1

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные ис­точники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изуче­нии истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении вре­мени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних госу­дарствах. Изменения счёта времени с наступлением христи­анской эры. Особенности

обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (сто­летие),

тысячелетие, эпоха, эра

Урок первичного предъявления новых знаний

Формируются представления о том, как жили древние люди; умеют работать с историческими картами и иллюстрациями.


Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч)



Урок общеметодологической направленности

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями

Древнейшие люди

1

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состо­яния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Родовые общины охотников и собирателей

1

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые ору­дия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности со­вместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине


Возникновение искусства и религиозных верований

1

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представле­ние о религиозных верованиях первобытных охотников и со­бирателей.

Урок овладения новыми предметными знаниями


Тест «Первобытные собиратели и охотники»

1

Какой опыт, наследие дала человечеству эпо­ха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотовод­ства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появле­ние городов, государств, письменности).

Урок контроля знаний

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Представ­ление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем­леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и измене­ния в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, тка­чество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изме­нение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа

Урок овладения новыми предметными знаниями

Появление неравенства и знати

1

Развитие ремёсел. Выде­ление ремесленников в общине. Изобретение гончарного кру­га. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родо­вой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преоб­разование поселений в города.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Счет лет в истории

1

Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.



Раздел II. Древний Восток (20 ч)




Географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умеют правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.


Тема 1. Древний Египет (8 ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями

Государство на берегах Нила

1

Страна Египет. Местопо­ложение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.



Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги

Урок овладения новыми предметными знаниями

Жизнь египетского вельможи

1

О чём могут рассказать гроб­ницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Военные походы фараонов

1

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ­ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска


Религия древних египтян

1

Боги и жрецы. Храмы — жи­лища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о сво­их богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древ­них египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, сарко­фаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».


Урок овладения новыми предметными знаниями

Искусство Древнего Египта


Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.



Письменность и знания древних египтян

1

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные кар­ты. Хранители знаний — жрецы

Урок овладения новыми предметными знаниями


Проверочная работа по теме «Древний Египет»

1

Достижения древних египтян (ирригацион­ное земледелие, культовое каменное строительство, станов­ление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).


Урок контроля знаний

Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями


Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро­сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы ­учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астро­номия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречье. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о за­конах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.




Финикийские мореплаватели

1

География, природа и за­нятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из­готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.


Библейские сказания

1

Ветхий Завет. Расселение древне­еврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древ­нееврейских общин. Библия как история в преданиях еврей­ских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как сто­лица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.


Урок овладения новыми предметными знаниями


Древнееврейское царство

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как сто­лица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.



Ассирийская держава

1

Освоение железа. Начало обработ­ки железа. Последствия использования железных орудий тру­да. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия по­беждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас­сирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетель­ства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Персидская держава «Царя царей»

1

Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — го­род Персеполь

Урок овладения новыми предметными знаниями


Тест «Западная Азия в древности»


Западная Азия в древности

Урок контроля знаний

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями


Природа и люди Древней Индии


Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и раз­витие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.


Индийские касты

1

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — ува­жение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука уч­тивости.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Первый властелин единого Китая

1

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер­ритории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические сви­детельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Проверочная работа «Древний Восток»

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.


Урок контроля знаний


Раздел III. Древняя Греция (21 ч )



Урок овладения новыми предметными знаниями

Географические и климатические особенности Древней Греции; умеют правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умеют на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; умеют на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; умеют делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.










Греки и критяне

1

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульпту­ра и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Урок овладения новыми предметными знаниями

Микены и Троя

1

В крепостных Микенах. Местона­хождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные воро­та. Обдик города-крепости: археологические Урок овладения новыми предметными знаниями находки и иссле­дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.



Поэма Гомера «Илиада»

Поэма Гомера «Одиссея»

1

В крепостных Микенах. Местона­хождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные воро­та. Обдик города-крепости: археологические находки и иссле­дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Миф о Троянской войне и поэ­мы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Религия древних греков

1

Боги Греции. Основные заня­тия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Урок овладения новыми предметными знаниями

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земле­дельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Урок овладения новыми предметными знаниями

Зарождение демократии в Афинах

1

Демос восстаёт про­тив знати. Демократические реформы Солона. Отмена долго­вого рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.


Урок овладения новыми предметными знаниями


Древняя Спарта

1

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское вос­питание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для ко­лонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным на­селением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колы­бель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Олимпийские игры в древности

1

Праздник, объединяв­ший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основа­нии Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о зна­менитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.


Урок овладения новыми предметными знаниями


Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фа­ланга

Урок овладения новыми предметными знаниями


Нашествие персидских войск

1

Подготовка эл­линов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступле­нии на военную службу. Идея Фемистокла о создании военно­го флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афин­ского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».


Урок овладения новыми предметными знаниями


В гаванях афинского порта Пирей

1

В военных и торго­вых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.


Урок овладения новыми предметными знаниями


В городе богини Афины

1

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — глав­ная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Урок овладения новыми предметными знаниями

В афинских школах и гимназиях. В афинском театре

1

Воспитание детей педа­гогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в шко­ле. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о при­роде человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортив­ные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Афинская демократия при Перикле

1

Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратни­ки Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.


Урок овладения новыми предметными знаниями


Тест «Афины»

1


Урок контроля знаний


Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток

1

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два век­тора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.


В Александрии Египетской

1

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистическо­го мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чу­дес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»



1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической куль­туры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии

Урок контроля знаний

Раздел IV. Древний Рим (17 ч)



Урок овладения новыми предметными знаниями

умеют оперировать терминами по разделу; знают географические и климатические особенности изучаемого региона; умеют формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; умеют выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знают основных исторических личностей по разделу; знают основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знают основные достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умеют анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.

Древнейший Рим

1

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи хол­мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим­ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.


Завоевание Римом Италии

1

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба пле­беев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.


Урок овладения новыми предметными знаниями

Устройство Римской республики

1

Плебеи — полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме


Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)

1

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение страте­гии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземно­морье.



Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.




Рабство в Древнем Риме

1

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.



Земельный закон братьев Гракхов

1

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.




Восстание Спартака

1

Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших.


Восстание Спартака

1

Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, прибли­зившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената не­бывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пораже­ния восставших.



Единовластие Цезаря

1

Превращение римской армии в на­ёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.



Установление империи

1

Поражение сторонников респу­блики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».



Соседи Римской империи

1

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.




В Риме при императоре Нейроне

1

Укрепление власти импера­торов. Складывание культа императоров. Актёр на император­ском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.



Первые христиане и их учение

1

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христи­анства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.




Расцвет империи во 2 –м веке. Жизнь в Римской империи.

1

Неэффективность раб­ского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строитель­ство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ре­месле. Обустройство городов в провинциях империи.

Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли­зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.



Римская империя при Константин. Взятие Рима Готами

1

Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.















































Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»

1

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управ­лении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие гре­ческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.



Урок контроля знаний

Урок обобщение и систематизация знаний особенности

«Особенности цивилизации Греции и Рима»

1

Особенности цивилизации Греции и Рима

Урок обобщения и систематизация

Урок обобщения и систематизаций знаний « Вклад народов древности в Мировую культуру»

1

Вклад народов древности в Мировую культуру

Урок обобщения и систематизация

Итоговое занятие

1


Урок обобщения и систематизация





Календарно -тематическое планирование














Название раздела, темы

Кол-во часов

Примерные сроки проведения

Фактически проведено уроков

1

Введение


1



2

Древнейшие люди

1



3

Родовые общины охотников и собирателей

1



4

Возникновение искусства и религиозных верований

1



5

Тест «Первобытные собиратели и охотники»

1



6

Возникновение земледелия и скотоводства

1



7

Появление неравенства и знати

1



8

Счет лет в истории

1



9

Контрольная работа «Жизнь первобытных людей»

1



10

Государство на берегах Нила

1



11

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1



12

Жизнь египетского вельможи

1



13

Военные походы фараонов

1



14

Религия древних египтян

1



15

Искусство Древнего Египта

1



16

Письменность и знания древних египтян

1



17

Проверочная работа по теме «Древний Египет»

1



18

Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1



19

Финикийские мореплаватели

1



20

Библейские сказания

1



21

Древнееврейское царство

1



22

Ассирийская держава

1



23

Персидская держава «Царя царей»

1



24

Тест «Западная Азия в древности»

1



25

Природа и люди Древней Индии

1



26

Индийские касты

1



27

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1



28

Первый властелин единого Китая

1



29

Проверочная работа «Древний Восток»

1



30

Греки и критяне

1



31

Микены и Троя

1



32

Поэма Гомера «Илиада»

Поэма Гомера «Одиссея»

1



33

Религия древних греков

1



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1



35

Зарождение демократии в Афинах

1



36

Древняя Спарта

1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1



38

Олимпийские игры в древности

1



39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1



40

Нашествие персидских войск

1



41

В гаванях афинского порта Пирей

1



42

В городе богини Афины

1



43

В афинских школах и гимназиях. В афинском театре

1



44

Афинская демократия при Перикле

1



45

Тест «Афины»

1



46

Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток

1



47

В Александрии Египетской

1



48

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»



1



49

Древнейший Рим

1



50

Завоевание Римом Италии

1



51

Устройство Римской республики

1



52

Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)

1



53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1



54

Рабство в Древнем Риме

1



55

Земельный закон братьев Гракхов

1



56

Восстание Спартака

1



57

Восстание Спартака

1



58

Единовластие Цезаря

1



59

Установление империи

1



60

Соседи Римской империи

1



61

В Риме при императоре Нейроне

1



62

Первые христиане и их учение

1



63

Расцвет империи во 2 –м веке. Жизнь в Римской империи.

1



64

Римская империя при Константин. Взятие Рима Готами

1



65

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»

1



66,67

Урок обобщение и систематизация знаний особенности

«Особенности цивилизации Греции и Рима»

1



68,69

Урок обобщения и систематизаций знаний « Вклад народов древности в Мировую культуру»

1



70

Итоговое занятие

1