1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2007 г.
2. Программы «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2016
3. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение, 2012;
4. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса / Е.В. Пчелов –М.: «Русское слово», 2009.
5. «История России с древнейших времен до конца XVI века». Атлас. 6 класс, М., Дизайн.
6. Учебник «История Татарстана с древнейших времен до конца XVI века » для 6 класса /Ф.Ш. Хузин, В.И. Пискарёв.- Казань: ТаРИХ 2006г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса истории в 6 классе 70 часов. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Содержание представляет комплекс знаний и умений, соответствующих требований основных объектов изучения предмета, состоящего из курсов по истории средних веков – 29 часов, истории России с древнейших времён до конца 16 века – 31 часа, истории Татарстана - 10 часов. Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, информатики, географии, обществознания, мировой художественной культуры.
Цели и задачи определены Программой. Содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, внедряющиеся через системный и личностно- ориентированный подход при применении модульной, компьютерной и игровых технологий.
Ученик 6 класса должен достичь определённого уровня знаний и компетенций, как являющихся базовыми, так и отражающих уровень обученности, обеспечивающую преемственность по отношению к предыдущему году обучения. Он формирует умения сравнения исторических событий, давать самостоятельную оценку, работать с исторической картой, анализировать материал. Наряду с этим вводится ряд проблем, понимание которых определяет современного человека: система гуманистических и демократических ценностей, идеалы добра и справедливости.
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, методы и технологии обучения | Цели урока | Ожидаемый результат | Оборудование урока | Дом. задание | Сроки |
1. | Ведение. Живое Средневековье. | 1 | | Дать представление учащимся о хронологических границах Средневековья. | | Учебник « История средних веков» | | |
2. | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIIIвв. | 1 | Урок изучения нового материала | Познакомить с жизнью германцев и процессом Великого переселения народов, с историей возникновения Франкского королевства, с системой управления. | Умение показывать на карте пути переселений германцев и определять границы их государств к началу VI века. Умение сравнивать социальное положение людей в королевстве, определять главную задачу государства. | Карты «Европа в V-VIIвв.», «Народы и их передвижения в Европе в IV-VIIвв.». | №1, стр.12-20 | |
3. | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | Комбинирован ный урок | Познакомить учащихся с организацией христианской церкви, с понятиями духовенство, монастырь, миряне, проповедь, епископ, Папа ,феодал, феод. | Определение значения принятия христианства в королевстве франков, умение работать с учебником и делать краткие записи. | Карта «Франкское государство в Vв- середине IXв.», наглядный материал из альбома «Средние века» | №2 стр.21-27 | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | Урок закрепления знаний | Познакомить учащихся с личностью Карла Великого, рассказать о его военных походах и их результатах. | Оценка действий Карла Великого, умение сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. | Карта «Образование империи Карла Великого», наглядный материал | №3,стр.27-33 | |
5. | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | Комбинирован ный урок | Выяснить причины ослабления королевской власти во Франции в IX-XI вв. | Умение работать с историч. документом. Знать понятия по теме. | Карта «Империя Карла Великого», тестовые задания | №4,стр. 33-39 | |
6. | Англия в раннее Средневековье | 1 | Повторит.- обобщающий урок | Дать представление о начальном периоде складывания государства в Англии. Познакомить с понятиями бритты, круглый стол, саги норманны ,викинги. Систематизация и контроль качества знаний учащихся. | Формирование у учеников устойчивых представлений об истории Англии в данный период. | Карта « Англия в XI-XIVвв.», Учебное электронное издание Всеобщая история» | №5, стр. 40-47 | |
7. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий | Дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации. | Оценка правления и личности Юстиниана. Представление о византийской культуре. Умение работать с историей, документами. | Карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XIвв.», наглядный материал | № 6 стр.47-53 | |
8. | Культура Византии. Образование славянских государств. | 1 | | | | | П.7-8 стр.53-67 | |
Арабы в VI-XIвв. |
9. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Комбинирован ный урок | Дать представление о возникновении, ценностях и отличительных чертах исламской цивилизации. Познакомить с понятиями бедуины, ислам ,пророк, мусульманин, халиф, экспансия. | Умение показывать на карте завоеванные арабами территории, найти общее в причинах распада халифата и империи Карла Великого. | Карта «Арабы и их завоевания в начале VII-IXвв.», тестовые задания | № 9 стр.68-77 | |
10 | Культура стран халифата. | 1 | | | | | П.10 стр.77-85 | |
| Феодалы и крестьяне | |
11 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий | Познакомить учащихся с основными занятиями феодалов, совершить виртуальное путешествие в рыцарский замок. Определить виды крестьянской зависимости. | Умение различать виды крестьянской зависимости. Знать определение натуральное хозяйство. | Учебное электронное издание «Всеобщая история» | № 11, стр87-93. | |
12 | В рыцарском замке | 1 | Комбинирован ный урок с использованием компьют. технологий | Объяснить учащимся, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. | Уметь выделить качества, которые высоко ценились среди феодалов, понимание сути рыцарской чести. | Учебное электронное издание «Всеобщая история» | № 12, стр.94-101 | |
13 | Формирование средневековых городов . Городское ремесло. | 1 | Комбинирован ный урок | Рассказать об образовании городов, о жизни и быте горожан, выяснить причины борьбы городов с сеньорами. Познакомить с понятиями патриции, ратуша, самоуправление, бургомистр. | Умение называть последствия борьбы городов с сеньорами, описывать средневековый город. Умение работать с историческими документами. | Карта «Европа в средние века» | №13 стр. 102-111 | |
| |
14 | Торговля в средневековой Европе | 1 | Повторит.- обобщающий урок | Рассказать об образовании мелкого городского ремесла, привить уважение к трудолюбию средневековых ремесленников. | Умение называть последствия разделе-ния труда между городом и деревней. Определение роли цехов в жизни города. | Виды европейских городов средневековья, репродукции картин | №14 стр. 111-117 | |
15 | Горожане и их образ жизни. | 1 | | | | | П.15 стр.117-126 | |
16 | Контрольная работа. | 1 | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий | Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и эконом. организацию. Выяснить причину разделения церквей. | Представление о борьбе светской и духов-ной власти за влияние на подданных.Умение работать с учебником, выделять главное. | Учебное электронное издание «Всеобщая история», тестовые задания | №16 стр. 127-135 | |
18 | Крестовые походы | 1 | Комбинирован ный урок | Выяснить цели и причины крестовых походов, разъяснить суть религиозного фанатизма. | Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного ист. события. | Карта «Западная Европа в XI-XIIIвв. Крестовые походы», тестовые задания | № 17, стр.135-150. таб. с. 149 | |
Образование централизованных государств в Западной Европе ( 11-15 века) |
19 | Как происходило объединение Франции | 1 | Урок изучения нового материала | Выяснить причины объединения Франции, рассказать о положении разных слоев населения. | Умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений. | Карта «Англия и Франция в средние века» | №18 стр.151-158 | |
20. | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий | Определить, почему в Англии процесс усиления королевской власти был более ранним, чем во Франции. Рассказать о возникновении англ. парламента и его влиянии на дела государства. | Определение последствий нормандского завоевания Англии. Умение анализировать и сравнивать сходные процессы и явления в разных странах. | Карта «Англия и Франция в средние века» Учебное электронное издание «Всеобщая история» | №19 стр.158-167 | |
21. | Столетняя война. | 1 | Комбинирован ный урок | Выяснить причину Столетней войны, рассказать о положении крестьян, проследить ход военных действий. сформировать уважение к героине французского народа Жанне д Арк. | Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного исторического события. Умение показывать на карте места основных сражений. | Карта «Англия и Франция во времена Столетней войны» | №20 стр. 167-178 | |
22. | Усиление королевской власти в конце XVв. в Англии и Франции | 1 | Урок закрепления знаний | Сравнить пути завершения образования централизованного государства во Франции и Англии в средние века. | Представление о последствиях объединения Франции, усилении королевской власти в Англии. | Карта «Завершение объединения Англии и Франции» | №21 стр. 178-184 | |
23. | Реконкиста и образование централизованных гос.-в на Пиренейском полуострове | 1 | Повторит.- обобщающий урок | Познакомить учащихся с понятием Реконкиста, выяснить чем она завершилась, выяснить почему Италия осталась раздробленной. | Умение сравнить пути создания централизованных государств на юге Европы с фр. или английским, находить общие черты и различия. | Карта «Европа в средние века» | №22 стр.184-191 | |
24. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках | 1 | Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий | Выяснить причины отсутствия единого централизованного государства в Германии, дать представление о раздробленной Италии. | Представление о династии Габсбургов в XIII-XVвв., о политической борьбе в Италии. | Учебное электронное издание «Всеобщая история» | №23 стр.191-199 | |
| |
25. | Гуситское движение в Чехии | 1 | Комбинирован ный урок | Дать представление о развитии Чехии XIVв. Познакомить с личностью Яна Гуса и его идеями. Рассказать о вооруженной борьбе чешского народа против катол. церкви. Познакомить учащихся с понятиями табориты, умеренные, сейм. | Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений. Вывод учащихся о том, что идеи гуситов привели к подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе. | Карта, наглядный материал из альбома «Средние века» | №24 стр.200-207 | |
26. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Урок изучения нового материала | Дать представление о государстве, основанном на традициях и культуре мусульманской цивилизации. | Умение назвать последствия османс-кого завоевания для покоренных народов, назвать причины начавшегося упадка Османской империи во вт. половине XVIв. | Карта «Османская империя в XIV-XVвв.» | №25 стр.208-214 | |
27 | Контрольная работа. | 1 | | | | | | |
Культура Западной Европы в Средние века |
28. | Образование и философия. | 1 | Комбинирован ный урок с использованием компьютерных технологий | Дать представление о культуре, средневековой системе образования и становлении науки в средние века. | Формирование у учащихся устойчивого представления о достижениях средневековой культуры. | Учебное электронное издание «Всеобщая история» | №26 стр.214-223 | |
29. | Средневековая литература Средневековое искусство | 1 | Комбинирован ный урок с | Познакомить учащихся с развитием литературы, живописи, архитектуры эпохи средневековья. Сравнить средневековое искусство с античным. | Умение выделять особенности романского и готического стилей в архитектуре. | Наглядный материал из альбома «Средние века» | №27 -28 стр.224-235 | |
30 | Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | | | | | П.29 стр.236-243 | |
31 | Научные открытия и изобретения | 1 | Урок закрепления знаний | Дать представление о становлении науки в средние века. Рассказать о технических открытиях и изобретениях периода расцвета средневековья. | Умение определить значение технических открытий и изобретений. | Наглядный материал из альбома «Средние века» | П.30 стр.243-251 | |
| | | | | | | | |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
32 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | Урок изучения нового материала | Дать представление о государственном устройстве, быте нравах и обычаях, культуре китайского народа в средние века. | Умение сравнить крестьянскую войну в Китае с обычными восстаниями крестьян. Представление о куль-туре Китая. | Карта «Китай в средние века», тестовые задания | П.31 стр.252-264 | |
33 | Государства и народы Африки доколумбовой Америки . | 1 | Урок закрепления знаний | Дать представление о жизни, быте и нравах африканских народов в средние века, древнейших государствах и контактах с европейцами. | Умение работы с историческими документами, выполнять задания. | Карта «Африка в средние века», тестовые задания | П.32 стр.265-276 | |
34 | Мир в эпоху средневековья Контрольная работа. | 1 | Итоговый контрольный урок | Контроль знаний учащихся. Контрольная работа по теме «Мир в эпоху средневековья». | Умение называть даты, основные события по теме. | Карточки с датами, с заданиями, карты. | Повторить записи в тетради | |
История России (34 час) |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. |
1 | Введение. Наша Родина - Россия | 1 | | | | | | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | Урок изучения нового материала | Сформировать у учащихся представление о древнейшем периоде развития народов на территории нашей страны. Дать представление об истоках русской цивилизации и древнейших предках народов России. | Понимание, что эволюция на террито-рии современной России происходила аналогично подобным процессам на других землях. Умение сравнивать, извлекать данные для выявления исторических закономерностей. | Карта атласа «Древнейшие поселения на территории нашей страны» | П.1 стр. 10-19 | |
3 | Образование первых государств | 1 | Комбинированный урок | Рассказать о взаимоотношениях жителей греческих городов-государств с местным населением, дать представление о тюркских народах и их государствах на территор. нашей страны. | Представление о системе управления в государствах, образованных на территории нашей страны в древности. Умение работы с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. | Карта «Древнейшие народы и государства на территории СССР (IVв до н.э.-IIв н.э.)» | П.2 стр.19-26 | |
4 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказать о происхождении восточных славян, их хозяйственной жизни, быте и нравах, дать общее представление о религии древних славян. | Формирование у уч. представления о предках славян, духовном мире сла-вян. Умение работы с ист. документом, выделять главное в прочитанном тексте. | Карта «Древнерусское государство в IX-началеXIIв.» | П.3 стр.26-34 | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Русь в IX-первой половине XII в. |
5 | Первые известия о Руси. | 1 | Комбини- рованный урок с использован. компьютерных технологий | Рассказать о начале складывания Древнерус-ского государства, показать происходившие в нем изменения, осветить вопрос о происхождении названия «Русь». Познакомить учащихся с первыми русскими князьями. | Понимание, что к IX веку у восточных славян сложились предпосылки для появления государства. Умение показать на карте места расселения восточнославянских племен и их соседей. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века», тестовые задания | П.4 стр.36-39 | |
6 | Становление Древнерусского государства | 1 | Комбини- рованный урок | Дать представление об организации власти князя над покоренными племенами, рассказать о походах первых русских князей, дать предста-вление о гос. деятельности княгини Ольги, един. женщины из рода Рюриковичей, правившей в Киевской Руси. | Понимание того, что образование государства у восточных славян было прогрессивным явлением и ему предшествовала эволюция общества. Оценка роли первых русских князей в сложении государства. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-началеXIIвв.» | П.5 стр.39-49 | |
7 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | Комбини- рованный урок | Рассказать о внешней и внутренней политике князя Владимира, дать ученикам представление о принятии христианства на Руси, обосновать причины этого шага. | Понимание значения принятия христиан-ства на Руси, особен-ности новой религии по сравнению с язы-чеством. Умение работы с историч. документом. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-началеXIIвв.» | П.6 стр.49-56 | |
8 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | Комбини- рованный урок с использован. компьютерных технологий | Рассказать об усобицах в русском государстве после смерти Владимира I, дать представление о личности Ярослава Мудрого и его законодательной деятельности. | Формирование у учеников устойчивых представлений об истории страны в данный период. Оценка правления Ярослава Мудрого. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» | П.7 стр.56-63 | |
9 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | Комбини- рованный урок | Рассказать о личности Владимира Мономаха и его деятельности, которая была направлена на защиту и внутреннее сплочение русских земель. | Представление об одном из самых известных князей Древней Руси и его политики по стабилизации страны. | Карта « Киевская Русь в IX-началеXIIвв.» | П.8 стр.64-69 | |
10 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | Урок закрепления знаний | Сформировать у учеников целостное представление о Киевской Руси, рассказать о жизни горожан, познакомить с основными слоями древнерусского населения. | Представление о формировании древнерусской народности. Умение сравнивать образ жизни верхушки общества и основной массы населения. | Иллюстрации учебника | П.9 стр.69-83 | |
11 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | Повторит.- обобщающий урок с использован. компьютерных технологий | Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям, показать главные тенденции её развития. | Представление о развитии культуры Киевской Руси и её мировом значении. Умение работать с историческими документами. Умение составлять конспект в форме тезисов. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» | П.10 стр.84-93 | |
12 | Повседневная жизнь населения | 1 | | | | | П.11 стр.93-98 | |
13 | Контрольная работа. | 1 | | | | | | |
Русь в серединеXII- начале XIII в. |
14 | Политическая раздробленность на Руси | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси , рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями. | Умение учащимися сделать вывод о том, что раздробленность Древнерусского гос-ва носила закономерный характер и была вызвана экономическими и политическими причинами. | Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» | П.12 стр.100-108 | |
15 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Урок закрепления знаний | Познакомить с характером княжеской власти в северо-восточных землях, с личностями князей Ю.Долгорукого, А.Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо | Умение сравнивать, анализировать события и факты истории. Умение показать на карте земли княжества. | Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» | П.13.108-117 | |
16 | Новгородская республика | 1 | Комбинирован ный урок | Познакомить учащихся с новой формой политичес-кой власти в Древней Руси – феодальной республикой, достижениями куль-туры Новгородской земли. | Умение сравнивать, анализировать события и факты истории. Умение показать на карте земли Новгородской республики. | Карта «Феодальная раздробленность Руси в XIIв.- первой трети XIIIв» | П.14 стр.117-122 | |
17. | Работа с понятиями | 1 | | | | | | |
18 | Юго-Западная Русь | 1 | Комбинирован ный урок с использован. компьютерных технологий | Выяснить особенность Галицко-Волынской земли, причины борьбы между князьями и боярством. | Умение показать на карте Галицкое и Волынское княжества. | Учебное электр. издание «Уроки отеч. истории Кирилла и Мефо-дия до XIX века» | Стр.123-128 | |
19 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | | | | | |
Русские земли в середине XIII-XIV в. |
20 | Монгольская империя и изменение политической карты мира. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события, показать мужест-во и героизм простых русских людей в борьбе с монголо-татарами. Обратить внимание на личность мирового масштаба Чингисхана | Умение показать по карте направление ударов монголов и места решающих битв. Умение работать с историческим источником. | Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIIIв» | П.15 стр.4-11 | |
21 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | | | | | П.16 стр.12-19 | |
22 | Северо-западная Русь между востоком и западом. | 1 | Комбинирован ный урок | Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов, обратить внимание учащихся на полководческий талант Александра Невского. | Умение работать с историческим документом и анализировать его. | Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIIIв». Портрет А.Невского, | П.17 стр.19-26 | |
23 | Золотая Орда: гос. строй , население ,экономика, культура. | 1 | Комбинирован ный урок с использован. компьютерных технологий | Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, о последствиях ордынского владычества. | Формирование у учеников устойчивых представлений об истории страны в данный период. Умение работать с историческим источником. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» | П.18 стр.27-34 | |
24 | Литовское государство и Русь. | 1 1 | Комбинирован ный урок | Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. | Определение значения присоединения русских земель к Литве. | Карта «Русь в XIIIв» | П.19 стр.35-41 | |
25 | Усиление Московского княжества | 1 | Урок закрепления знаний | Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, объяснить причины возвышения Москвы. Познакомить с личностью князя Ивана Калиты. | Умение участвовать в учебном диалоге, задавать уточняющие вопросы, умение работать с картой. | Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVIвв)» | П.20 стр.41-48 | |
26 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | Урок закрепления знаний | Тестирование по теме «Борьба народов Руси против иноземных захватчиков». Выяснить причины распада державы Тамерлана, рассказать об образовании новых государств на юго-восточных рубежах Руси. | Умение характеризовать деятельность наиболее видных князей, умение работать с картой. Определение последствий распада Золотой Орды. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века» карточки с заданиями. | П.21 стр.48-57 | |
27 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв. | 1 | Повторит.- обобщающий урок с использован. компьютерных технологий | Познакомить учащихся с культурой единого Русского гос.-ва. Ознакомить с главными явлениями русского быта. Охарактеризовать основные этапы и направления развития. | Представление о развитии культуры Русского государства данного периода. | Учебное электронное издание «Уроки отечественной истории до XIX века» | П.22 стр.57-64 | |
| | | | | | | |
Формирование единого Русского государства |
| | | | | | | |
28 | Русские земли на полит. Карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | Урок изучения нового материала | Показать процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве. Осветить деятельность Ивана III по собиранию русских земель. Рас-сказать о его реформах. | Формирование представления о создании нового централизованного гос-ва. Оценка заслуги Ивана III в падении ордынского ига. | Карта «Образование и расширение Российского государства. XIV- XVIвв.» | П.23 стр.66-71 | |
29 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | Комбинирован ный урок | Сформировать представление о состоянии основных отраслей экономики в данный период. | Умение установить взаимосвязь политической и экономической мощи государства | Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVIвв.)» | П.24 стр.71-78 | |
30. | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | | | | | П.25 стр.78-83 | |
31. | Московское гос-во и его соседи во второй половине XV в. | 1 | | | | | П.26 стр.84-95 | |
32 | Формирование культурного пространства единого Российского гос-ва. | 1 | | | | | П.27 стр.107-116 | |
33 | Контрольная работа | 1 | | | | | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | | | | | | |