СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа по предмету «История России. Всеобщая история» для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует Историко-культурному стандарту, разработанному в соответствии с поручением Президента РФ от 21.05.2012 г приказ № 1334, образовательной программе основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «История России. Всеобщая история» для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует Историко-культурному стандарту, разработанному в соответствии с поручением Президента РФ от 21.05.2012 г приказ № 1334, образовательной программе основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3.
Согласно утвержденному годовому календарному учебному графику МБОУ Курагинской СОШ №3 рабочая программа для 5-9 классов рассчитана на 350 часов (по 70 часов, 2 часа в неделю для 5, 6, 7, 8, 9 классов). В рамках курса 5 класса Истории России изучается одна тема «Восточные славяне в I тысячелетии нашей эры». В 6, 7, 8, 9 классах сначала изучается курс Всеобщей истории, затем курс Истории России.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В. Торкунова и предметную линию учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576):
-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение"2015
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. XVI-XVII в. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
-Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новая и Новейшая история. XIX начало XX в.Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. "Просвещение"
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Для реализации программы в 5 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
Вигасин А. А., Годер Г. И. История древнего мира. 5 класс: учебник.-303с., Москва, «Просвещение», 2015г
Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира. Москва, «Просвещение», 2013г
Вигасин А. А.,Соколова Л. А. История древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. Москва, «Просвещение». 2016г
Вигасин А. А. История древнего мира. Рабочая тетрадь в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2016г
Атлас с комплектом контурных карт по истории древнего мира
КИМ История Древнего мира: 5 класс/сост. К.В. Волкова Москва «ВАКО» 2011г.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс М,: издательство «Экзамен» 2012г
История Древнего мира. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Вигасина А. А. Годера Г.И. / автор Сорокина Е.Н. Москва «ВАКО» 2016г.
Крючкова Е.А Проверочные и контрольные работы Всеобщая история .История Древнего мира.5класс.- М., Просвещение, 2015;
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древнего мира
Для реализации программы в 6 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
Всеобщая история - История Средних веков:
Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2015г.;
История Средних веков. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / автор Колесниченко Н.Ю. - Волгоград: Учитель, 2013г;
Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2015г.;
Артемов В.В.,Соколова Л. А. История Средних веков. Тетрадь для проектов и творческих работ. Москва, «Просвещение». 2016г.
История Средних веков. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / автор Сорокина Е.Н. Москва «ВАКО» 2016г.
Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации 6 класс. М., Просвещение, 2015г;
КИМ История Средних веков: 6 класс/сост. К.В. Волкова Москва «ВАКО» 2011г.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс М,: издательство «Экзамен» 2012г
Крючкова Е.А Проверочные и контрольные работы Всеобщая история . История Средних веков.6 класс.- М., Просвещение, 2015г;
История России:
учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016г;
Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы
Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. . - М.: Просвещение, 2016г
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древней и средневековой Руси и всеобщей истории.
Для реализации программы в 7 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
Всеобщая история -Новая история конец XV-XVIIвв.:
1.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015. Параграфы 1-19
2. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учебнику / А.Я. 3. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015г.
4.Использование атласа и контурных карт по истории Нового времени для 7 класса (М.: 2015г.).
История России:
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 7 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2016г.
2. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Иллюстрированный атлас. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016г.
3. Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 7 класс. 4. Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016 г 5.Тороп В.В. История России. Контурные карты. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016г 6.Чернова Макарова тетрадь для пректов и творческих работ. . - М.: Просвещение, 2018г 7.Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по Новой истории и истории России.
Для реализации программы в 8 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
Всеобщая история - Новая история XVIII в.:
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015г. Параграфы 20-30
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
2. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учебнику / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.— М.: Просвещение, 2015г.
3.Использование атласа и контурных карт по истории Нового времени для 7 класса (М.: 2015г.).
История России:
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., История России. 8 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2016.г
2. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Иллюстрированный атлас. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016.г
3. Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 8 класс. 4. Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016г
5.Тороп В.В. История России. Контурные карты. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016г
6. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016г
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по Новой истории и истории России.
Для реализации программы в 9 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:
Всеобщая история - Новая история XIХ в.:
1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. XIXв. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
2.Использование атласа и контурных карт по истории Нового времени для 8 класса (М.: 2015г.).
История России:
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., История России. 8 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2016.г
2. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Иллюстрированный атлас. 9 класс. - М.: Просвещение, 2016г.
3. Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 9 класс
4. Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 9 класс. - М.: Просвещение, 2016г
5.Тороп В.В. История России. Контурные карты. 9 класс. - М.: Просвещение, 2016г
6. Барыкина Н.Е. Поурочные рекомендации. История России. 9 класс. - М.: Просвещение, 2016г
1 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История России. Всеобщая история»
Класс | Предметные результаты
|
5 | •определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. |
6 | • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. |
7 | • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); |
8 | • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); |
9 | • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени. |
2 Структура предмета «История России. Всеобщая история».
| Всеобщая история | Кол-во часов | История России | Кол-во часов | ||||||||
5 класс 70 часов | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА – 69 часов История России -1час | |||||||||||
Введение | 3 | Восточные славяне в I тысячелетии нашей эры | 1 | |||||||||
Первобытность. | 6 |
|
| |||||||||
Древний Восток | 20 | |||||||||||
Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | 39 | |||||||||||
Итоговое повторение | 1 | |||||||||||
6 класс 70 часов | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. -30 часов | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ VIII –XV вв.- 40 часов | ||||||||||
Введение | 1 | Введение | 1 | |||||||||
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. | 5 | |||||||||||
Раннее Средневековье | 10 | Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство | 11 | |||||||||
Зрелое Средневековье | 16 | |||||||||||
Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. | 2 | |||||||||||
Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 | |||||||||||
Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство | 9 | |||||||||||
Итоговое повторение | 1 | |||||||||||
|
| |||||||||||
Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство | 6 | |||||||||||
Региональный компонент | 2 | |||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | |||||||||||
7 класс 70 часов | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции.- 28 часов | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ- 42часа
| ||||||||||
Введение | 1 | Россия в XVI веке | 21 | |||||||||
Европа в конце ХV— начале XVII в. | 14 | Смута в России | 3 | |||||||||
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | 10 | Россия в XVII веке | 8 | |||||||||
Страны Востока в XVI—XVIII вв. | 2 | Культурное пространство | 6 | |||||||||
Итоговое повторение | 1 | Региональный компонент | 2 | |||||||||
| | Промежуточная аттестация | 1 | |||||||||
| Итоговое повторение | 1 | ||||||||||
8 класс 70 часов | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. - 24 часа | РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ. - 46 часов | ||||||||||
Вводный урок | 1 | Россия в эпоху преобразований Петра I | 14 | |||||||||
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
| 18 | После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | 6 | |||||||||
Страны Востока в XVIII вв. | 4 | Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I | 11 | |||||||||
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. | 9 | |||||||||||
Итоговое повторение | 1 | |||||||||||
Россия при Павле I | 2 | |||||||||||
Региональный компонент | 2 | |||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | |||||||||||
Итоговое повторение | 1 | |||||||||||
9 класс 70 часов | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества до начала Первой мировой войны.- 28часов | РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. - 42часа | ||||||||||
Вводный урок | 1 | Россия на пути к реформам (1801–1861)
| 15 | |||||||||
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. | 6 | Россия в эпоху реформ
| 15 | |||||||||
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. | 6 | Кризис империи в начале ХХ века | 8 | |||||||||
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. | 5 | |||||||||||
Региональный компонент | 2 | |||||||||||
Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке. Народы Африки в Новое время | 3 | Промежуточная аттестация | 1 | |||||||||
Итоговое повторение | 1 | |||||||||||
Развитие культуры в XIX в. | 2 | |||||||||||
Мир в 1900—1914 гг. | 4 |
| ||||||||||
Итоговое повторение | 1 |
№ п/п | Кол-во часов | Тема | дата | Основные виды деятельности | Формируемые универсальные учебные действия ( в соответствии с ФГОС ООО) | |||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Всеобщая история. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ- 30 часов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки.
| 04.09 | 04.09 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Называть и кратко характеризовать исторические источники, рассказывающие об истории Европы; определять место Средневековья на ленте времени, Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Усвоение понятия «Средние века». Знание периодизации истории Первичные представления об вспомогательных исторических дисциплинах умение различать письменные и вещественные исторические источники. Знание структуры учебника и правил работы с ним. | Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. | Познавательный интерес к истории. Понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. «Раннее Средневековье» 10 часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1 | Образование варварских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство.
| 06.09 | 06.09 | Показывать на карте территории варварских королевств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе, занятиях германцев. Сравнивать власть вождя и короля Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король | Имеют представление о формировании раннефеодального государства, получают историческую информацию из различных источников, составляют описание исторического события на основе текста Знают основные понятия и термины: Сенат, василевс, автократия, работают с исторической картой, знают итоги внешней политики, проводимой Юстинианом Имеют представление о возникновении, ценностях и особенностях ислама, характеризуют положение народов, входивших в Арабский халифат | Познавательные: структурируют учебный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, проводят сравнение по заданным критериям Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, составляют план, осуществляют пошаговый контроль деятельности, оценивают свою работу на уроке Коммуникативные: строят монологические высказывания, аргументируют свою позицию | Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Христианизация Европы. | 11.09 | 11.09 | Объяснять смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, римский папа, епископ, скрипторий, Называть причины и значение распространения христианства в Европе. Описывать положение и образ жизни духовенства. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Карл Великий. Распад Каролингской империи. | 13.09 | 13.09 | Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, Описывать его внутреннюю и внешнюю политику, высказывать суждение о том, почему его назвали Великим. Называть причины распада империи Карла Великого. | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1 | Складывание феодальных отношений в странах Европы. | 18.09 | 18.09 | Объяснять понятия феодальная лестница, вассал, сеньор, феод, Делать выводы о необходимости королевской власти, обязанности сеньоров и вассалов, оценивают военные реформы Карла Мартелла
| |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. | 20.09 | 20.09 | Раскрывать значение понятий: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги. Датские деньги. Работать с исторической картой. Рассказывать о борьбе англосаксов и бриттов, норманнов и англосаксов за Британию. Описывать занятия и образ жизни , причины победы норманнов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
| 25.09 | 25.09 | Показывать на карте территорию Византийской империи, объяснять, кто и как управлял Византийской империей, составить исторический портрет императора Юстиниана. Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику, отношения с соседями. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Культура Византии. | 27.09 | 27.09 | Раскрывать значение понятий крестово-купольный храм, канон, фреска, мозаика. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание выдающихся памятников Византии. Составлять кластер «Культура Византии» | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1 | Ранние славянские государства. | 02.10 | 02.10 | Анализировать документ «Византийский военный трактатVI- VIIв.в о славянах» Составлять сложный план «Образование славянских государств в IX-XI вв.» Работать с исторической картой. | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Возникновение и распространение ислама. | 04.10 | 04.10 | Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат, Сунны, мечеть, медресе, арабески. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён , составить исторический портрет Мухаммеда. Составлять кластер «Основы ислама». Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Называть достижения и особенности исламской культуры. | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 1 | Арабская культура. | 09.10 | 09.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. «Зрелое Средневековье» 16 часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 1 | Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. | 11.10 | 11.10 | Раскрывать понятия: община, феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, барщина, оброк. Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев (используя свидетельства источников) Описывать устройство рыцарского замка, вооружение рыцаря. Оценивать кодекс рыцарской чести. Называть признаки натурального хозяйства | Раскрывают смысл понятий: феодальная лестница, сеньор, вассал, характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян, дают оценку историческим событиям Называют города Древнего мира, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами, знают состав городского населения и кратко характеризуют его Знают , какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть. Знают причины установления феодальной раздробленности в Западной Европе, читают историческую карту с опорой на легенду Проводят описание Чехии в XIVвеке, характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения, оценивают деятельность Яна Гуса, различают исторический факт и его описание Знают понятия: корпорация, профессора, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, Знают основные достижения средневековой литературы, определяют её значение для мировой культуры | Познавательные: синтезируют учебный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоёв общества в Средневековье | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. | 16.10 | 16.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 1 | Средневековые города-республики. | 18.10 | 18.10 | Раскрывать значение понятий коммуна ,мэр, бургомистр. Называть причины и итоги борьбы городов и сеньеров. Провести заочную экскурсию в средневековый город. Работать с исторической картой. | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 1 | Облик средневековых городов. Быт горожан. | 23.10 | 23.10 | Раскрывать значение понятий цех, гильдия, мастер, подмастерье .Рассказывать о жизни горожан . Описывать ремесленное производство. Работать с исторической картой. | |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 1 | Разделение христианства на католицизм и православие | 25.10 | 25.10 | Раскрывать значение понятий: католицизм, православие, еретик, инквизиция. Сравнивать католическую и православную церковь по критериям. Называть источники доходов католической церкви. Объяснять причины борьбы с еретиками, и светской властью. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Крестовые походы. | 30.10 | 30.10 | Высказывать оценочные суждения о участниках, цели, причинах, и последствиях Крестовых походов. Составлять обобщающую таблицу «Крестовые походы», работать с исторической картой | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 1 | Образование централизованного государства в Англии и Франции. | 01.11 | 01.11 | Объяснять значение понятий: парламент, хартия, Генеральные штаты, Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе на примере Франции и Англии. Представлять характеристики Людовика IX Святого, Филиппа II Августа, Вильгельма Завоевателя, Генриха II Иоанна Безземельного. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Столетняя война. Жанна д*Арк. | 13.11 | 13.11 | Называть причины, цели стран участниц, повод, итоги и последствия войны. Описывать ход военных действий( составить хронологическую таблицу). Работать с исторической картой. Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д*Арк.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. | |||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 1 | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. | 15.11 | 15.11 | Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против. Работа с картой Представлять характеристики Людовика XI, Карла Смелого, Генриха VII Тюдора | |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 20.11 | 20.11 | Объяснять значение понятий: Реконкиста идальго, кортесы инквизиция, аутодафе. .Работа с картой . Называть особенности и этапы образования централизованных государств на Пиренейском полуострове. | |||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 1 | Германские государства в XII—XV вв. Итальянские республики в XII—XV вв. | 22.11 | 22.11 | Работа с картой, составление сравнительной таблицы «Государства оставшиеся раздробленными». Назвать причины и последствия сохранения раздробленности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
23
| 1
| Гуситское движение в Чехии | 27.11 | 27.11 | Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Описывать место действия, обстоятельства, участников гуситского движения,, Представлять характеристики известных исторических личностей ( Яна Гуса, Яна Жижки и др. | |||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 1 | Экспансия турок-османов и падение Византии.
| 29.11 | 29.11 | Показывать на карте направления наступления турок на Балканах. Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи и быстрых побед турок-османов | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 1 | Образование: школы и университеты. Развитие знаний о природе и человеке. | 04.12 | 04.12 | Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия .Объяснять значение понятий: школа, университет, схоластика, эпос, , | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1 | Средневековый эпос. Рыцарская литература. | 06.12 | 06.12 | Называть жанры средневековой литературы. Характеризовать основные достижения средневековой литературы. Составить перечень книг в средневековой библиотеке |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
27 | 1 | Романский и готический стили в художественной культуре. | 11.12 | 11.12 | Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение. Называть особенности стилей в художественной культуре. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. « Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки». 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 1 | Страны Востока в Средние века
| 13.12 | 13.12 | Объяснять понятия хан, орда, сёгун, самурай, каста, характеризовать общественное устройство государств Востока. Описывать систему управления. Рассказывать о положении различных групп населения. называть памятники культуры народов Востока. | Знают , какую роль играли народы и государства Востока в истории средневековья, читают историческую карту с опорой на легенду Знают основные достижения восточной культуры определяют её значение для мировой культуры | Познавательные: синтезируют учебный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных народов в Средневековье | ||||||||||||||||||||||||||||
29 | 1 | Государства доколумбовой Америки. | 18.12 | 18.12 | Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4 «Итоговое повторение» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
30 | 1 | Итоговый урок по курсу «История Средних веков». | 20.12 | 20.12 | Повторить и систематизировать исторический материал по курсу истории Средних веков. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
История России ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ VIII –XV вв.- 40 часов. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5 «Вводный урок» 1 час |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 1 | Введение. Роль и место России в мировой истории. | 25.12 | 25.12 | Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Знакомство с курсом истории России. Знают место и роль нашей страны в мировой истории | Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. | Познавательный интерес к истории России . Понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. «Восточная Европа в середине I тыс. н.э» 5 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 1 | Заселение территории нашей страны человеком. | 27.12 | 27.12 | Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества, Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, Научатся определять термины: вече Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия
| Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
| ||||||||||||||||||||||||||||
33 | 1 | Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. | 10.01 | 10.01 | Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России; Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры распада первобытного строя; | |||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 1 | Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. |
|
| Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья; Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря; Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); | |||||||||||||||||||||||||||||||
35 | 1 | Великое переселение народов. Расселение славян, их разделение на три ветви
|
|
| Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация; Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян, Описывать жилище славян. Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту; Называть орудия труда и оружие славян; Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях; |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
36 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности». |
|
| Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Характеризовать общие черты и особенности жизни народов и государств в древности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Образование государства Русь . Русь в конце X – начале XII в. 11 часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 1 | Первые известия о Руси. |
|
| Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;Описывать занятия, облик руссов; Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации); | Научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у славян раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян,
| Регулятивные: Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока; Планируют свою работу на уроке; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
| Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
| ||||||||||||||||||||||||||||
38 | 1 | Формирование территории государства Русь. |
|
| Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост; Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей; Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»; | |||||||||||||||||||||||||||||||
39 | 1 | Первые русские князья. |
|
| Выполнять и защищать индивидуальные и групповые проекты по теме «Первые русские князья» (на основе работы с материалами учебника и дополнительными источниками информации. Составлять краткую характеристику князей Рюрика, Олега, Ольги, Святослава. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
40 | 1 | Принятие христианства и его значение.
|
|
| Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника); Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране; Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах; Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича; |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
41 | 1 | Ярослав Мудрый.
|
|
| Показывать на карте территорию Руси при Ярославе; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава; Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях; Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого. | |||||||||||||||||||||||||||||||
42 | 1 | Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. |
|
| Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах; Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах; Рассказывать о княжеских усобицах; Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей; Составлять краткую характеристику Владимира Мономаха. | |||||||||||||||||||||||||||||||
43 | 1 | Общественный строй Руси Русская церковь. |
|
| Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды; | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | 1 | Древнерусская культура. |
|
| Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия; Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика); | |||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 1 | Повседневная жизнь, сельский и городской быт. |
|
| Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения; Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы; | |||||||||||||||||||||||||||||||
46 | 1 | Русь в культурном контексте Евразии. |
|
| Определять место Руси в системе европейских государств; Характеризовать основные направления внешней политики Руси; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | |||||||||||||||||||||||||||||||
47 | 1 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.» |
|
| Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. « Русь в середине XII- начале XIII вв.» 5 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | 1 | Формирование системы земель – самостоятельных государств |
|
| Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника); Называть хронологические рамки периода раздробленности; Называть и причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);
| Научатся определять термины: раздробленность, кочевники Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.
| |||||||||||||||||||||||||||||
49 | 1 | Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Суздальская |
|
| Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества | |||||||||||||||||||||||||||||||
50 | 1 | Галицкая и Волынская земли
|
|
| Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | |||||||||||||||||||||||||||||||
51 | 1 | Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская
|
|
| Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли; Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики; Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник; | |||||||||||||||||||||||||||||||
52 | 1 | Повторительно- обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности». |
|
| Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества; Выполнять задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. «Русские земли в середине XIII-XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.» 8+1 часов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | 1 | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков
|
|
| Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Составлять краткую характеристику Чингисхана | Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.
| Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
| Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
| ||||||||||||||||||||||||||||
54 | 1 | Походы Батыя на Восточную Европу. |
|
| Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь; Объяснять причины военных неудач русских князей; | |||||||||||||||||||||||||||||||
55 | 1 | Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.
|
|
| Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель; Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации; Осуществлять самооценку и взаимооценку | |||||||||||||||||||||||||||||||
56 | 1 | Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. |
|
| Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход». Называть признаки и последствия политические и экономические зависимости от Золотой орды Описывать государственное устройство, экономику, развитие культуры. Образ жизни населения. Показывать на исторической карте ханства после распада Золотой орды. | |||||||||||||||||||||||||||||||
57 | 1 | Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. |
|
| Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель; Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:- отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков, | |||||||||||||||||||||||||||||||
58 | 1 | Усиление Московского княжества |
|
| Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы; Составлять краткую характеристику Ивана Калиты | |||||||||||||||||||||||||||||||
59 | 1 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
|
| Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы; Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы; Составлять краткую характеристику Дмитрия Донского | |||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 1 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. |
|
| Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос; Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; | |||||||||||||||||||||||||||||||
61 | 1 | Промежуточная аттестация за курс истории 6 класса.
|
|
| Актуализировать и систематизировать исторический материал. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 10 «Формирование единого Русского государства» 7 часов |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | 1 | Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. |
|
| Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | Научатся определять термины: централизация Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран.
| Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.
| определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | ||||||||||||||||||||||||||||
63 | 1 | Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. |
|
| Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие; | |||||||||||||||||||||||||||||||
64 | 1 | Ликвидация зависимости от Орды |
|
| Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III); Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига; Составлять краткую характеристику Ивана III | |||||||||||||||||||||||||||||||
65 | 1 | Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели) |
|
| Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия; Определять роль православной церкви в становлении российской государственности; Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»; Высказывать мнение о причинных появления ересей; Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей; | |||||||||||||||||||||||||||||||
66 | 1 | «Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды» |
|
| Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы; Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их; | |||||||||||||||||||||||||||||||
67 | 1 | Формирование культурного пространства единого Российского государства |
|
| Объяснять понятия: поэма, регалии; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); | |||||||||||||||||||||||||||||||
68 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». |
|
| Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»;Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для современного общества |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 11 «Региональный компонент» 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69
| 1 | История и культура Красноярского края в древности и в период раздробленности русских земель.
|
|
| Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Красноярского края; Работать с текстом документов, рабочим листом: - отвечать на вопросы, делать выводы; - анализировать высказывания историков, делать выводы; |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
70 | 1 | История и культура Красноярского края в период формирования единого Русского государства |
|
|
Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации
по истории России 6 класс.
Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 6 классе. Объектом контроля являются следующие умения:
Знать понятия и термины, основные даты по истории
Знать выдающихся деятелей истории.
Определять причины и следствия важнейших исторических событий
Уметь извлекать информацию при работе с исторической картой, схемой, иллюстрацией Определять последовательность важнейших событий истории, соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Уметь извлекать информацию из исторического источника
Настоящая работа по истории России составлена в формате теста и состоит из заданий различной степени сложности. Часть 1 содержит 7 тестовых заданий (с 1-2 и 4 -7 вопросы первой части дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. В задании 3 нужно написать краткий ответ. За каждый верный ответ -1 балл, Всего за первую часть 7 баллов. Часть 2 состоит из 5 заданий. Задания 8-12 оцениваются каждый правильный ответ 2 балла. Всего за вторую часть 10 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -17.
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-7 баллов | 8 – 11 баллов | 12 – 14 баллов | 15-17баллов |
Форма проведения – письменная (по вариантам).
На написание работы отводится 45 минут.
Часть 1 .
К восточным славянам относятся
поляне 2) хазары 3)половцы 4) варяги
2.Рассмотрите иллюстрацию и определите, в каком году произошло событие, изображенное на схеме.
1).1223 г. 2).1240 г. 3).1240 г. 4).1380 г.
3. Рассмотрите иллюстрацию
и укажите название битвы ________________________________
4.Впервые было ограниченно право перехода крестьян от одного землевладельца к другому при
Дмитрии Донском
Иване Калите
Ярославе Мудром
Иване III
5.Что из перечисленного было одним из следствий политической раздробленности Руси?
Ослабление обороноспособности Руси
Усиление власти киевского князя
Упадок древнерусской культуры
Прекращение торговли с другими государствами
6. Какой из перечисленных документов был принят в XV?
1) «Русская правда» 2) Судебник
3) «Поучение детям» 4) «Устав»
7. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком историческом событии идет речь.
«Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк—Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир—Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав —Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль. Васильку — Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
1)призвании варягов новгородцами
2) съезде князей в Любече
3) заключении договора князя Владимира Святославовича с Византией
4) совете князей перед битвой на Калке
Часть 2
8. Соотнесите исторических деятелей и события:
1. Ярослав Мудрый А) Создание славянской азбуки
2. Кирилл и Мефодий Б) Образование Древнерусского государства
3. Князь Олег В) Написание свода законов «Русская Правда»
9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства. Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда. 1) вервь 2) вече 3) союзы племен 4) народное ополчение 5) ярлык
10. Верны ли указанные суждения. Ответ запиши в таблицу (да, нет)
А) Вервь- это название общины на Руси
Б) Полюдье – это объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
В) Первым князем Древнерусского государства был Игорь
Г) Столицей Киевской Руси был город Новгород
Д) Создателем «Повести временных лет» был Нестор
а | б | в | г | д |
|
|
|
|
|
11. Рассмотрите иллюстрации. Найдите и укажите изображение храма, «выпадающего» из данного ряда.
А | Б | В | Г |
|
| | |
12. Работа с исторической картой.
А) Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на карте стрелками.________________________________
Б) Укажите век, когда произошли события, обозначенные на карте стрелками.