СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории средних веков и и стории России (Агибалова, Андреев)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

«МЕЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТАРОДУБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

243253 Брянская область, Стародубский район, село Меленск, улица Школьная, 1-а. телефон: 8(48348)91116


РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к применению

методическим Советом

МБОУ «Меленская СОШ»

Протокол № 4 от 29.08.2018г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Меленская СОШ» по УВ и НМР:

___________________

Будаев А.Ф.30.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

к применению

Директор МБОУ «Меленская СОШ»

____________ Н.В. Пилипков

Приказ №129 от 01.09.2018г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИСТОРИИ


(название предмета (дисциплины)








УЧЕБНЫЙ ГОД:

2018 – 2019

КЛАСС:

6

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


1 год


УРОВЕНЬ:


общеобразовательный


УЧИТЕЛЬ:

Кузовахо С.В.
















МЕЛЕНСК – 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ. 6 КЛАСС.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История"

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

К концу изучения курсов истории средних веков и истории России в 6 классе ученики должны овладеть следующими умениями и на­выками:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебные пособия

  1. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2016.

  2. История России с древнейших времён до XVI века, 6 класс, Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., 2016.


  1. Содержание программы учебного курса

История средних веков (30 часов)

Введение 1час

Введение. Живое Средневековье.

Что изучает история Средних веков Дискуссии учёных .о временных границах эпохи Средневековья. Условность термин «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Раздел1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 5часов

Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв.

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига - вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хдодвигом. основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян Элементарность государственного устройства у франков при сильней королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков Переход or обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом. Духовенство и миряне. Новые образны и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинти — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность, Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях Развитие феодальных отноше­ний в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета—феодальная лестница. «Вассал моего вассала- не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.Англия в раннее Средневековье. Англия В IX- XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность.

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. 2часа

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии . Образование славянских государств

Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое госу­дарство. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Византии наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тин храма — храм Святой Софии Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи, Церковь — «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян

Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян, Образование государства у южных славян— Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования болгарского государства его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византин. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Раздел 3.Арабы в VI—XI вв. 2часа

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра.

Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран —священная книга ислама. Религиозный характер морали и Ирана в исламе. Нормы шариата - мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покоренных арабами.

Арабский халифат. Халиф- заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения, багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы.. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде, Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания мост между арабской и европейской культурами.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне 2часа

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцари. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2часа

Формирование средневековых городов. Совершенство ванне орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально - раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская жизнь. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов

Раздел 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы 2часа

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей власть короля. Нужда в новых -доходных» источниках. Усиление влияния короля. Церковь—крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовное могущество.Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григории VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе, Крестовые походы и крестоносцы, Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением -- мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад -Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы. Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце - со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. 6часов

Как происходило объединение Франции.

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян -земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции! Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод.

Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание

Столетняя война.

Столетняя война; причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников: Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре .Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан -трагедия и надежда. Партизанская война, Жанна д'Арк Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карча. Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

«Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства, Жакерия во Франции: её победы и последствия, Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым, Усиление власти французского кормя в конце XV в. Завершение Объединения Франции. Установление единой централизован­ной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английском короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия— многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадскнй халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период -междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV — XVI вв. 2 часа Гуситское движение. Социальные, этнические и религиозные противоречия и их значение. Ян Гус, Ян Жижка.Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах.

Раздел 9. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. 3 часа

Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет -новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля -его домен.

Германия в IX- XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.

Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяга. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора. Фалеса: взгляд средневековых ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем изме­рений, меры веса и др. Служители церкви- хранители зда­ний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонские эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский «Песнь о Нибелунгах». французский— «Песнь о Роланде»,


Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 часа

Средневековый Китай.

Империя Гаи единое государство. Император—«Сын неба». Население страны подданного одного господина - императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными государственных земель. Образование крупных поместий. Усиление позиций феодалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опас­ность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и

развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеан­ского региона.

Индия. Государства и культура.

Географическая и эт­ническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпо­ху Средневековья. Установление феодальных отношений Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества Междоусобные войны раджей. Ослабление страны Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование само­стоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скуль­птура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического тайна и пения, Книжная миниатюра.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Население Северной и Южной Америки и его занятия Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жиз­ни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изуче­нии природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Неравномерность развития народов Африки Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с ислам­ской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества 1час

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в це­лом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений, Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и авто­номия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской куль­туре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений

История России с древнейших времен до XVI века (38 часов)

Введение. Человек и история (1 час)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Периодизация российской истории. Источники по истории России. История России – история всех населяющих ее народов.

Тема № 1. Народы и государства Восточной Европы в древности (4 часа)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

Великое оледенение. Заселение территории нашей страны.. Климатические изменения в древности. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Неолитическая революция.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление метеллических орудий и их влияние на развитие первобытного общества.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI века .

Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Античные города государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Связи с народами, их взаимовлияние. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Великое переселение народов. Нашествие гуннов.Создание славянкой письменности Кириллом и Мефодием.

Первые государства на территории Восточной Европы.

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй Хазарский каганат, Волжская Булгария: экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь славян.

Тема № 2 Русь в IX – первой половине XII веков. (11 часов)

Образование древнерусского государства.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Различные подходы к проблеме образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь» из варяг в греки». Начало правления Владимира Святославовича. Языческая реформа.

Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства.

Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. . Территориально-политическая структура Руси. Органы власти: князь, вече. Старшая и младшая дружина. Внутриполитическое развитие. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Древнерусское право: Русская правда. Реконструкция Киева. Распространение православия. Поставление Иллариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, странами Центральной, западной и Северной Европы.

Русь в середине XI – начале XII веков

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба между братьями Ярославовичами. Развитие древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Народные восстания и половецкая угроза. Общерусская борьба против половцев. Дипломатические контакты. Заключительный период единства Руси и годы правления Мстислава. Почитание святых Бориса и Глеба как призыв к прекращению распрей. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха.

Общественный строй Древней Руси.

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепление и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общественной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Древнерусская культура.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Двоеверие. Формирование единого культурного пространства.. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет».. Иконопись.Фреска. мозаика. . Архитектура. Начало храмового строительства: храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.

Тема № 3 Русь в середине XII – начале XIII веков. (7 часов)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

Причины распада Древней Руси. Политическая раздробленность. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства земель в в удельный период. Роль русской православной церкви в сохранении единства Руси. Киевская и Галицко-Волынские земли: особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславович. Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки. «Слов о полку Игореве»

Княжества Северо-Восточной Руси.

Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Организация деспотической власти. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Владимирская икона Божьей матери. Заговор против Андрея Боголюбского. Дальнейшее укрепление княжества при Всеволоде Большое Гнездо.

Боярские республики Северо-Западной Руси.

Новгород – крупный центр Северо-Западной Руси: причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица аристократической республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князя в Новгородской земле. Обособление Псковской республики.

Культура Руси.

Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Картина мира средневекового человека. Календарь и церковные праздники. Смысл древнерусских изображений и текстов. Летописание и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Наружное оформление храма и его внутреннее устройство.

Тема № 4 Русские земли в середине XIIIXIV веках ( 6 часов)

Поход Батыя на Русь.

Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина «повелителем Вселенной» (Чингисханом). Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223г. Битва на реке Калке. Улус. Джучи. Походы Батыя на Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Поход на Северо-Восточную Русь. Гибель Юрия Всеволодовича. Взятие Батыем «злого городка» Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги.

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Русские земли под властью Орды.

Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославович. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Экономическая зависимость Руси. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Карательные походы ордынских войск.

Москва и Тверь: борьба за лидерство.

Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья (Михаил Ярославович, Дмитрий Грозные Очи) Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович, Соперничество между Тверью и Москвой за ярлык на великое княжение владимирское. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Москва – центр собирания русских земель. Тверское восстание 1327 года. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.

Тема № 5 Русские земли в XIII – первой половине XV века. (4 часа)

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Даниловича. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Тверского княжества Москве. Борьба за власть в Золотой Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.

Московское княжество в конце XIV – середине XV веков.Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I Присоединение к Москве Нижнегородско-Суздальского княжества, Мурома и Тарусы. Нашествие Тамерлана. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Поместная система и служилые люди. Государев двор. Начало поместного землевладения. Судебник 1497 года. Юрьев деньСоперники Москвы.Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Одой и Москвой. Грюнвальдская битва. Тверское княжество в конце XIV – превой половине XV веков. Политика Бориса Александровича . Великий Новгород между Москвой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони.

Тема № 6 Формирование единого русского государства в XV веке (5 часов)

Объединение русских земель вокруг Москвы.

«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Отношения с Новгородом. Войны с Литвой. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Поход хана Ахмата. Стояние на реке Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского государства. Историческое значение возникновения единого русского государства.

Русское государство во второй половине XV – начале XVI веков

Укрепление власти московского государя. Брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог. Рост международного авторитета Руси. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор. Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и церковь. Автокефалия Русской православной церкви. Проблема церковного землевладения. Перемены в устройстве двора великого князя, новая государственная символика, царский титул и регалии.

Русская культура в XIV – начале XVI веков

Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия. Дворцовой и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Укрепление из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Итоговое повторение по курсу истории России с древнейших времен до XVI века. (2 часа)

Тематическое планирование

Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)

№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе


Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

5

Тема 2.

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

Тема 3.

Арабы в VI-XI вв.

2

Тема 4.

Феодалы и крестьяне.

2

Тема 5.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Тема 6.

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

Тема 7.

Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.

6

Тема 8.

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Тема 9.

Культура Западной Европы в Средние века

3

Тема 10.

Страны Азии, Америки и Африки в Средние века


2


Повторение и контроль


1


Итого

30


История России. История России с древности до XV в. (40 часов)

№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе


Введение. Человек и история.

1

Тема 1.

Народы и государства Восточной Европы в древности

4

Тема 2.

Русь в IX – первой половине XII века.

11

Тема 3.

Русь в середине ХII — начале XIII в.


7

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в.


6

Тема 5.

Русские земли в XIII – первой половине XV века.

4

Тема 6.

Формирование единого Русского государства.


5


Итоговое повторение

2


Итого

40




Приложение

Календарно тематическое планирование по истории.

6 класс


Название темы урока

Дата

план

факт

Всеобщая история История Средних веков 30 часов


1.

Введение. Живое Средневековье



Тема № 1 Становление средневековой Европы (VIXI века) - 5 часов



2.

Образование варварских королевств. Государство франков



3

Христианская церковь в ранее Средневековье



4

Возникновение и распад империи Карла Великого



5

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв.



6

Англия в раннее Средневековье



Тема 2.Византийская империя и славяне в VIXI веках. -2 часа



7

Византия при Юстиниане. Культура Византии



8

Образование славянских государств.



9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.



10

Культура стран Арабского халифата



Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа



11

Средневековая деревня и ее обитатели



12

В рыцарском замке.



Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 ч



13

Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в Средние века



14

Горожане и их образ жизни



Тема 6.Католическая церковь в XI –XIII веках. Крестовые походы – 2 ч



15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.



16

Крестовые походы.



Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(XIXV века) – 6 часов



17

Как происходило объединение Франции.



18

Что англичане считают началом своих свобод



19

Столетняя война



20

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии



21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове



22

Германия и Италия в XII –XV веках



Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках-2 часа



23

Гуситское движение в Чехии.



24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова



Тема 10.Культура Западной Европы в XIXV веках – 3 часа



25

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии



26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.



27

Научные открытия и изобретения.



Тема 10.Народы Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа



28

Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.



29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки



30

Итоговое повторение. Наследие средних веков в истории человечества



История России с древнейших времен до XVI века – 40 часов



31

Введение. Человек и история



Тема № 1 Народы и государства Восточной Европы в древности - 4 ч



32

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины



33

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э – середине VI века н.э



34

Первые государства на территории Восточной Европы



35

Обобщающий урок «Народы и государства Восточной Европы в древности»



Тема № 2 Русь в IX – первой половине XII века – 11 часов



36

Образование Древнерусского государства.



37

Образование Древнерусского государства



38

Русь в конце X – первой половине XIв. Становление государства



39

Русь в конце X – первой половине XIв. Становление государства



40

Русь в середине XI – начале XIIв.



41

Русь в середине XI – начале XIIв.



42

Общественный строй Древней Руси



43

Древнерусская культура



44

Древнерусская культура



45

Древнерусская культура (практикум)



46

Обобщающий урок «Русь в IX – первой половине XII века»



Тема № 3 Русь в середине XII – начале XIII веков – 7 часов



47

Начало удельного периода.

Княжества южной Руси



48

Княжества Северо-Восточной Руси



49

Боярские республики Северо-Западной Руси



50

Культура Руси



51

Культура Руси



52

Культура Руси (практикум)



53

Обобщающий урок «Древнерусское государство в сер.12-нач.13в.в.» (домонгольский период)



Тема № 4 Русские земли в середине XIIIXIV веках - 6 часов



54

Походы Батыя на Русь



55

Борьба Северо- Западной Руси против экспансии с Запада.



56

Русские земли под властью Орды



57

Русские земли под властью Орды



58

Москва и Тверь: борьба за лидерство



59

Обобщающий урок «Русь в III –XIVв.в.»



Тема № 5 Русские земли в XIII – первой половине XV века. – 4 часа



60

Начало объединение русских земель вокруг Москвы



61

Московское княжество в конце XIV – середине XV века.



62

Соперники Москвы



63

Обобщающий урок «Русские земли в XIII – первой половине XV века»



Тема № 6 Формирование единого древнерусского государства в XV веке -5 часов



64

Объединение русских земель вокруг Москвы



65

Русское государство во второй половине XV-начале XVIв



66

Русская культурав XIV- начале XVIв



67

Русская культура в XIV- начале XVIв



68

Обобщающий урок «Формирование единого древнерусского государства в XV веке»



Итоговое повторение- 2 часа



69

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до XVI века



70

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до XVI века






14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!