СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на учеников 6 класса. Составлена в соответствии  с новыми ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крыжинская основная общеобразовательная школа


У ТВЕРЖДЕНО

приказом № 102

от 30.08.2019

Директор ______________

Е.И. Струтинская

Р АССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей

_основного звена

Н. Г.Васина_____________

«30» августа.2019г

Протокол №1 от 30.08.2019







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОИСТОРИИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

6 КЛАСС



С огласовано

Заместитель директора по УВР

Семёнова Е.Е.

«29» августа 2019 года

программа разработана

учителем истории

Струтинской Е.И.

первой

квалификационной категории
















Принято к реализации педагогическим советом МБОУ Крыжинской ООШ

Протокол № 1 от 29.08.19

Пояснительная записка


Рабочая программа по истории для 6 класса разработана в соответствии с :

•п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,

• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577).

•Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

•ООП ОО на 2015 – 2020 гг (принята решением педсовета 28.08.2015 года, протокол № 1 с изменениями 2016,2017, 2018 , 2019гг)

•Приказом Департамента образования и науки Брянской области от 22 апреля 2019№ 2478-04-О «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организации Брянской области на 2019/2020 учебный год»

•Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по МБОУ Крыжинской ООШ от 31.08.15 года

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г № 345 « Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

-Письмом Министерства образования и науки РФ № 08-2655 От 07.12.2016 г. «Разъ­яснение Министерства образования и науки о переходе с концентрической системы пре­подавания на линейную».

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, с учетом примерных программ по учебным предметам. Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Программа по всеобщей истории составлена на основании авторской программы по всеобщей истории для 5 – 9 классов./ А.А. Вигасин ,Г.И. Годер, Н.И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2014. Программа по истории России составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт),на основе Примерной программы по истории для 6-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др.издательства «Дрофа».


Рабочая учебная программа составлена из расчета -2 часа в неделю 70 часов в год, что является оптимальным для изучения дисциплины. Предмет «.История России. Всеобщая история» в 6 – ом классе включает два курса: истории средних веков и истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В соответствии с примерным учебным планом предмет относится к учебным предметам обязательным для изучения на ступени среднего полного общего образования. Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.



1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Планируемые результаты изучения учебного предмета учащихся проектируется с учетом и на основе федеральных государственных образовательных стандартов.


Выпускник научится:

• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси;

б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История"

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школевыражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.




2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


История средних веков (30 часов)



Введение 1час

Введение. Живое Средневековье.



Ч Что изучает история Средних веков Дискуссии учёных .о временных границах эпохи Средневековья. Условность термин «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Раздел1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 5часов

Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв.

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига - вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хдодвигом. основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян Элементарность государственного устройства у франков при сильней королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков Переход orобычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом. Духовенство и миряне. Новые образны и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинти — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность, Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях Развитие феодальных отноше­ний в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Системавассалитета—феодальная лестница. «Вассал моего вассала- не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.Англия в раннее Средневековье. Англия ВIX- XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность.

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. 2часа

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.Культура Византии . Образование славянских государств

Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое госу­дарство. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Византии наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тин храма — храм Святой Софии Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи, Церковь — «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян

Управление и организацияжизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян, Образование государства у южных славян— Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий IIБолгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования болгарского государства его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византин. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Раздел 3.Арабы в VI—XI вв. 2часа

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра.

Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран —священная книга ислама. Религиозный характер морали и Ирана в исламе. Нормы шариата - мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покоренных арабами.

Арабский халифат. Халиф- заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения, багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы.. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде, Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания мост между арабской и европейской культурами.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне 2часа

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцари. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Средневековая деревня и её обитатели.Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2часа

Формирование средневековых городов. Совершенство ванне орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально - раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская жизнь. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов

Раздел 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы 2часа

Могущество папской власти. Католическая церковьи еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей власть короля. Нужда в новых -доходных» источниках. Усиление влияния короля. Церковь—крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовное могущество.Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григории VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе, Крестовые походы и крестоносцы, Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением -- мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад -Дин и Третий крестовыйпоход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы. Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце - со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. 5часов

Как происходило объединение Франции.

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян -земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции! Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод.

Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание

Столетняя война.

Столетняя война; причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников: Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре .Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан -трагедия и надежда. Партизанская война, Жанна д'Арк Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карча. Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

«Чернаясмерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства, Жакерия во Франции: её победы и последствия, ГильомКаль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание УотаТайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым, Усиление власти французского кормя в конце XV в. Завершение Объединения Франции. Установление единой централизован­ной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английском короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств наПиренейском полуострове.

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия— многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадскнй халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период -междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV — XVI вв. 2 часа Гуситское движение. Социальные, этнические и религиозные противоречия и их значение. Ян Гус, Ян Жижка.Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах.

Раздел 9. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. 2 часа

Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет-новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля -его домен.

Германия в IX- XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. ОттонI. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.

Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяга. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора. Фалеса: взгляд средневековых ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем изме­рений, меры веса и др. Служители церкви- хранители зда­ний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонские эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский «Песнь о Нибелунгах». французский— «Песнь о Роланде»,



Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 часа

Средневековый Китай.

Империя Гаи единое государство.Император—«Сын неба». Население страны подданного одного господина - императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными государственных земель. Образование крупных поместий. Усиление позиций феодалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опас­ность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и

развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеан­ского региона.

Индия. Государства и культура.

Географическая и эт­ническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпо­ху Средневековья. Установление феодальных отношений Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества Междоусобные войны раджей. Ослабление страны Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование само­стоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скуль­птура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического тайна и пения, Книжная миниатюра.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Население Северной и Южной Америки и его занятия Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жиз­ни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изуче­нии природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Неравномерность развития народов Африки Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с ислам­ской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества 1час

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в це­лом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений, Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и авто­номия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской куль­туре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений

История России с древнейших времен до XVI века (40 часов)

Введение. Человек и история (1 час)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Периодизация российской истории. Источники по истории России. История России – история всех населяющих ее народов.

Тема № 1. Народы и государства Восточной Европы в древности (3 часа)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

Великое оледенение. Заселение территории нашей страны.. Климатические изменения в древности. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Неолитическая революция.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление метеллических орудий и их влияние на развитие первобытного общества.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI века .

Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Античные города государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Связи с народами, их взаимовлияние. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Великое переселение народов. Нашествие гуннов.Создание славянкой письменности Кириллом и Мефодием.

Первые государства на территории Восточной Европы.

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй Хазарский каганат, Волжская Булгария: экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь славян.

Тема № 2 Русь в IX – первой половине XII веков. (10 часов)

Образование древнерусского государства.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Различные подходы к проблеме образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь» из варяг в греки». Начало правления Владимира Святославовича. Языческая реформа.

Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства.

Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. . Территориально-политическая структура Руси. Органы власти: князь, вече. Старшая и младшая дружина. Внутриполитическое развитие. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Древнерусское право: Русская правда. Реконструкция Киева. Распространение православия. Поставление Иллариона митрополитом. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, странами Центральной, западной и Северной Европы.

Русь в середине XI – начале XII веков

Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба между братьями Ярославовичами. Развитие древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Народные восстания и половецкая угроза. Общерусская борьба против половцев. Дипломатические контакты. Заключительный период единства Руси и годы правления Мстислава. Почитание святых Бориса и Глеба как призыв к прекращению распрей. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха.

Общественный строй Древней Руси.

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Укрепление и районы древнерусского города. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общественной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения.

Древнерусская культура.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Двоеверие. Формирование единого культурного пространства.. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет».. Иконопись.Фреска. мозаика. . Архитектура. Начало храмового строительства: храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.

Тема № 3 Русь в середине XII – начале XIII веков. (7 часов)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

Причины распада Древней Руси. Политическая раздробленность. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Факторы единства земель в в удельный период. Роль русской православной церкви в сохранении единства Руси. Киевская и Галицко-Волынские земли: особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславович. Отношения южнорусских княжеств с кочевниками: войны, торговля, династические браки. «Слов о полку Игореве»

Княжества Северо-Восточной Руси.

Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Организация деспотической власти. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Владимирская икона Божьей матери. Заговор против Андрея Боголюбского. Дальнейшее укрепление княжества при Всеволоде Большое Гнездо.

Боярские республики Северо-Западной Руси.

Новгород – крупный центр Северо-Западной Руси: причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные должностные лица аристократической республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князя в Новгородской земле. Обособление Псковской республики.

Культура Руси.

Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Картина мира средневекового человека. Календарь и церковные праздники. Смысл древнерусских изображений и текстов. Летописание и памятники литературы.«Моление» Даниила Заточника. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Наружное оформление храма и его внутреннее устройство.

Тема № 4 Русские земли в середине XIIIXIV веках ( 7 часов)

Поход Батыя на Русь.

Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина «повелителем Вселенной» (Чингисханом). Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223г. Битва на реке Калке. Улус. Джучи. Походы Батыя на Восточную Европу. Разгром ВолжскойБулгарии. Поход на Северо-Восточную Русь. Гибель Юрия Всеволодовича. Взятие Батыем «злого городка» Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги.

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Русские земли под властью Орды.

Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославович. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Экономическая зависимость Руси. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Карательные походы ордынских войск.

Москва и Тверь: борьба за лидерство.

Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья (Михаил Ярославович, Дмитрий Грозные Очи) Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович, Соперничество между Тверью и Москвой за ярлык на великое княжение владимирское. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Москва – центр собирания русских земель. Тверское восстание 1327 года. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.

Тема № 5 Русские земли в XIII – первой половине XV века. (4 часа)

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Даниловича. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Тверского княжества Москве. Борьба за власть в Золотой Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.

Московское княжество в конце XIV – середине XV веков.

Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I Присоединение к Москве Нижнегородско-Суздальского княжества, Мурома и Тарусы. Нашествие Тамерлана. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. Поместная система и служилые люди. Государев двор. Начало поместного землевладения. Судебник 1497 года. Юрьев день

Соперники Москвы.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с Одой и Москвой. Грюнвальдская битва. Тверское княжество в конце XIV – превой половине XV веков. Политика Бориса Александровича . Великий Новгород между Москвой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони.

Тема № 6 Формирование единого русского государства в XV веке (6 часов)

Объединение русских земель вокруг Москвы.

«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Отношения с Новгородом. Войны с Литвой. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Поход хана Ахмата. Стояние на реке Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского государства. Историческое значение возникновения единого русского государства.

Русское государство во второй половине XV – начале XVI веков

Укрепление власти московского государя. Брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог. Рост международного авторитета Руси. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор. Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и церковь. Автокефалия Русской православной церкви. Проблема церковного землевладения. Перемены в устройстве двора великого князя, новая государственная символика, царский титул и регалии.

Русская культура в XIV – начале XVI веков

Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. ЕпифанийПремудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия.Дворцовой и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Укрепление из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Итоговое повторение по курсу истории России с древнейших времен до XVIвека. (2 часа)

3. Тематическое планирование


Рабочая учебная программа составлена из расчета -2 часа в неделю ,70 часов в год, что является оптимальным для изучения дисциплины.Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков и истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.


темы

Название темы

Количество часов

Всеобщая история. История Средних веков 30 часа.

1

Введение

Живое Средневековье

1

2

Тема№ 1

Становление средневековой Европы (VI –XI века)

5

3

Тема№ 2

Византийская империя и славяне в VI –XI веках

2

4

Тема№ 3

Арабы в VI –XI веках

2

5

Тема№ 4

Феодалы и крестьяне

2

6

Тема№ 5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Тема№ 6

Католическая церковь в XI- XIII веках. Крестовые походы

2

8

Тема№ 7

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

5

9

Тема№ 8

Славянские государства и Византия в XIV- XV веках

2

10

Тема№ 9

Культура Западной Европы в Средние века

2

11

Тема№ 10

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

12

Итоговое Повторение

Наследие Средних веков в истории человечества

1

Итого 30 часов

История России 40 часов


Введение

Человек и история

1


Тема № 1

Народы и государства Восточной Европы в древности

3


Тема № 2

Русь в IX –первой половине XII веков

10


Тема № 3

Русь в середине XII – начале XIII веков

7


Тема № 4

Русские земли в середине XIII – XIV веков

7


Тема № 5

Русские земли в XIII – первой половине XV веков

4


Тема № 6

Формирование единого русского государства в XV веке

6


Итоговое повторение

Защита проектов

2

Итого 40 часов

Всего 70 часов


Календарно тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Дата

1

Всеобщая история.

Введение. Живое Средневековье

1



Становление средневековой Европы (5ч)


2

Древние германцы и Римская империя

1



3

Королевство франков и христианская церковь в ранее Средневековье

1



4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1



5

Западная Европа в IX – XI вв.

Англия в раннее Средневековье


1



6

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения


1



Византийская империя и славяне в 6-11 вв (2ч)


7

Византия-государственное устройство при Юстиниане


1



8

Образование славянских государств.


1



9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1



10

Культура стран Арабского халифата


1



11

Средневековая деревня и ее обитатели


1



12

В рыцарском замке.

1



13

Средневековый город. Ремесло и торговля в Средние века

1



14

Горожане и их образ жизни

1



15

Католическая церковь в Средние века


1



16

Крестовые походы.

1



17

Объединений Франции.

1



18

Что англичане считают началом своих свобод

1



19

Столетняя война


1



20

Крестьянские восстания

1



21

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии


1



22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове


1



23

Усиление власти князей в Германии


1



24

Расцвет итальянских городов в XII –XV веках

1



25

Гуситское движение в Чехии.


1



26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова



1



27

Образование, философия, литература, искусство Средневековья. Культура раннего Возрождения в Италии.

1



28

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.


1



29


Контрольная работа за курс «Всеобщая история. История Средних веков»

1



30

Защита проектов

1



31

История России.

Введение. Человек и история

1



32

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

1



33

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э – середине VI века н.э

1



34

Первые государства на территории Восточной Европы

1



35

Обобщающий урок

Контрольное тестирование№ 1

1



36-37

Образование Древнерусского государства

2



38-39

Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства

2



40-41

Русь в середине XI- начале XII веков

2



42

Общественный строй Древней Руси

1



43-44

Древнерусская культура


2



45

Обобщающий урок

Контрольное тестирование № 2

1



46

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

1



47

Княжества Северо-восточной Руси

1



48

Боярские республики Северо-Западной Руси

1



49-50

Культура Руси

2



51

Обобщающий урок


Контрольное тестирование №3

1



52

Походы Батыя на Русь

1



53

Борьба Северо-западной Руси против экспансии с Запада

1



54-55

Русские земли под властью Орды

2



56

Москва и Тверь: борьба за лидерство

1



57

Обобщающий урок

Контрольное тестирование № 4

1



58

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1



59

Московское княжество в конце XIV – середине XVвеков

1



60

Соперники Москвы

1



61

Объединение русских земель вокруг Москвы

1



62

Русское государство во второй половине XV – начале XVIвеков

1



63-64

Русская культура в XPV – начале XVIвека

2



65

Обобщающий урок

Контрольное тестирование №5

1



66-67

Итоговое повторение


2





68-69


Защита проектов


2






70


Контрольная работа за курс История России


1






28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей