Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, Программы Основного общего образования МБОУ СШ №17 , на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова (6—9 классы).
ЦЕЛИ КУРСА
-образование и развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
ЗАДАЧИ КУРСА
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества;
воспитание учащихся в духе патриотизма, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 –м классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Личностные результаты:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей страны
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Содержание учебного предмета.
История России с древнейших времен до конца ХVI века
Введение (1 ч)
Задачи и содержание курса «История России. 6 класс». История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Классификация некоторых языков и языковых групп. Исторические источники и вспомогательные исторические науки. Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника и формами работы.
Глава 1 Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)
Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда.
Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Восточная Европа и евразийские степи в середине Iтысячелетия н. э. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, ВеликаяБулгария, Скифское царство. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу Iтыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Основные понятия: первобытно-общинный строй, родоплеменная и соседская общины, племя, союз племен, микролит, неолитическая революция, кочевой и оседлый образ жизни, ремесленники, разделение труда, присваивающее и производящее хозяйства, эксплуатация, государство, народ (народность), переложная система земледелия, двуполье, трехполье, язычество, идол, вече, народное ополчение, колонизация, индоевропейские народы, славяне, балты.
Глава 2. Русь в IX— первой половине XII в. (11 ч)
Происхождение народа русь. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Клев — центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев.
Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир IСвятой. Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы, любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Православная церковь и ее роль в жизни общества. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками.
Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былина и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 3. Русь в середине XII— начале ХШв. (5 ч)
Эпоха политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси. Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политическойдецентрализации. Идея единства Руси. Развитие русской культуры. Международные связи русских земель, отношения с кочевниками.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Особенности княжеской власти в различных землях Руси. Ростово-суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Рост и расцвет городов.
Новгородская республика: территория, политические особенности, категории населения, занятия новгородцев, культура.Южная и Юго-Западная Русь: территории княжеств, особенности правления, занятия населения, культура.
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава4. Русские земли в середине XIII—XIVв. (10ч)
Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и его завоевательные походы. Влияние Монгольской империи на развитие народов Евразии. Первые столкновения русских князей с монголами - Битва на Калке. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу, их последствия.
Северо-Западная Русь. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского.
Образование Золотой Орды. Государственный строй, армия и вооружение, экономика, население и культура Золотой Орды. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на менталитет, культуру и быт населения Руси. Религиозная политика в Орде и статус Русской православной церкви. Золотая Орда в системе международных связей. Борьба русского народа против ордынского владычества.
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Русская православная церковь в условиях ордынского владычества. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Набег хана Тохтамыша.
Культура и быт русских земель. Книжное дело, летописание, устное народное творчество. Архитектура и живопись.
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Глава 5. Формирование единого Русского государства (8 ч)
Мир к началуХУв. Политическая география русских земель. Процессы централизации. Генуэзские колонии в Причерноморье. Упадок Византии и его последствия.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Изменения в порядке владения землей в Московском княжестве. Развитие ремесла и торговли в Московском княжестве. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XVв. Василий Темный.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Характер экономического развития Московского государства. Новгород и Псков в XVв. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на Угре. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Расширение международных связей Московского государства. Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Повседневная жизнь и быт населения. Основные категории населения и их положение. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Посадские люди. Появление казачества.
Культурное пространство единого Российского государства. Летописание общерусское и региональное. Литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. «Хронограф». Архитектура и живопись. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Московский Кремль.
Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
Содержание учебного предмета.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тематическое планирование.
История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Наша Родина — Россия | 1 |
Тема 1. | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
Тема 2. | Русь в IX — первой половине XII в. | 11 |
Тема 3. | Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 |
Тема 4. | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 |
Тема 5. | Формирование единого Русского государства | 8 |
| Итого | 40 |
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов).
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | 1 |
Тема 1. | Становление средневековой Европы(VI-XI вв.) | 4 |
Тема 2. | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 |
Тема 3. | Арабы вVI-XI вв. | 2 |
Тема 4. | Феодалы и крестьяне. | 2 |
Тема 5. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
Тема 6. | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
Тема 7. | Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 5 |
Тема 8. | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 |
Тема 9. | Культура Западной Европы в Средние века | 3 |
Тема 10. | Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 |
| Повторение и контроль | 2 |
| Итого | 28 |
№ тем | сроки | тема |
По плану | Факт. |
История Средних веков |
1 | | | Повторение. Живое средневековье. |
2 | | | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках |
3 | | | Христианская церковь в раннее Средневековье. |
4 | | | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробле Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв. нность. |
5 | | | Англия в раннее Средневековье |
6 | | | Византия при Юстиниане. Культура Византии |
7 | | | Образование славянских государств. |
8 | | | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата |
9 | | | Культура стран халифата. |
10-11 | | | В рыцарском замке Средневековая деревня и ее обитатели |
12 | | | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни |
13 | | | Торговля в Средние века |
14 | | | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
15 | | | Крестовые походы. |
16 | | | Как происходило объединение Франции. |
17 | | | Что англичане считают началом своих свобод |
18 | | | Столетняя война. |
19 | | | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии. |
20 | | | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 – 15 веках |
21 | | | Гуситское движение в Чехии. |
22 | | | Завоевание турками - османами Балканского полуострова |
23 | | | Образование, философия, литература в XI-XV вв. |
24 | | | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. |
25 | | | Научные открытия и изобретения |
26 | | | Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония. |
27 | | | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки |
28 | | | Историческое и культурное наследие Итоговое повторение |
История России |
1 | | | Введение.(1 час) Наша Родина — Россия |
2 | | | Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов) Древние люди и их стоянки на территории современной России |
3 | | | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
4 | | | Образование первых государств |
5 | | | Восточные славяне и их соседи |
6 | | | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» |
7 | | | Русь в IX — первой половине XII в.(11 часов) Первые известия о Руси |
8-9 | | | Становление Древнерусского государства |
10 | | | Правление князя Владимира. Крещение Руси |
11 | | | Русское государство при Ярославе Мудром |
12 | | | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
13 | | | Общественный строй и церковная организация на Руси |
14 | | | Культурное пространство Европы и культура Руси |
15 | | | Повседневная жизнь населения |
16 | | | Место и роль Руси в Европе |
17 | | | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в IX — первой половине XII в.» |
18 | | | Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 часов) Политическая раздробленность на Руси |
19 | | | Владимиро- Суздальское княжество |
20 | | | Новгородская республика |
21 | | | Южные и юго-западные русские княжества |
22 | | | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII— начале XIIIв.» |
23 | | | Русские земли в середине XIII — XIV в.(10 часов) Монгольская империя и изменение политической картины мира |
24 | | | Батыево нашествие на Русь |
25 | | | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
26 | | | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура |
27 | | | Литовское государство и Русь |
28 | | | Усиление Московского княжества |
29 | | | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
30 | | | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. |
31 | | | Родной край в истории и культуре Руси |
32 | | | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
33 | | | Русские земли на политической карте Европы и мира в нача-леХУв. |
34 | | | Формирование единого Русского государства ( 8 часов) Московское княжество в первой половине XV в. |
35 | | | Распад Золотой Орды и его последствия |
36 | | | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
37 | | | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
38 | | | Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
39 | | | Формирование культурного пространства единого Российского государства |
40 | | | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства» |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Контрольно-измерительные материалы
1. Юрий Максимов: История Средних веков. 6 класс. Тесты. ФГОС. Экзамен, 2016 г.
2. Тесты по истории России. 6 класс. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. С древнейших времен до конца XVI века" Симонова Е.В.
Перечень тем рефератов, проектных и учебно-исследовательских работ
Африка в Средние века
Восток и Запад в Средние века
Доколумбова Америка (ацтеки, майя, инки)
Значение Средних веков в истории человечества
Искусство в Средние века
Готический стиль Средневековья
Романские соборы
Исторические источники Средневековья
Культура в Средние века
Культура Западной Европы в 14-15 веках
Культура средневекового Китая
Раннее Возрождение (Ренессанс)
Образование и наука в Средние века
Первые университеты
Схоластика в Средневековье
Основные события Востока в Средние века
Средневековая Индия
Средневековые цивилизации Европы и Азии
Средневековый Китай
Тюркские народы и государства (каганаты)
Что такое Средние века (Средневековье)?
Восточные славяне в древности
Государство Киевская Русь
Феодальная раздробленность
Владимирско-Суздальское и Галицко-Волынское княжества; Новгородская феодальная республика
Культура древнерусского государства (IX — 30-е гг. XIII в.)
Монгольское нашествие. Установление ига
Образование русского централизованного государства (вторая половина XIII-XIV в.)
Культура периода создания русского централизованного государства (вторая половина ХIII — начало XIV в.)
Образование русского централизованного государства (XV — начало XVI в.)
На холмах, на долинке, на светлой реке... Древняя Москва
Русь в правление Ивана Грозного. Период реформ
Русь в правление Ивана Грозного. Опричный период
Василий Блаженный. Времена Ивана Грозного
Культура XVI века
Правление Бориса Годунова. Начало Смутного времени
Польско-Шведская интервенция. Конец смуты
Русская Золушка на царском престоле
Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке
Внешняя политика России в XVII веке
Народные движения XVII в.
Культура XVII в.
Петр I Алексеевич. Биография