Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Акуловская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Акуловской СОШ
____________ О. В. Данилова
Приказ № ___от ___________20__г
Рабочая программа
по истории
6 класс
Учебник: Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Е.В.Агибалова,Г.М.Донской; под. ред. А.А.Сванидзе. - М.: Просвещение, 2015. - 288.с.
История России. 6 класс. учеб.для общеобразоват.организаций.
В 2 ч. / под ред. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 127 с.
Составитель: Сысуева Дарья Дмитриевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Нормативная база.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ООО и соответствует:
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями.
Письму Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 081786 «О рабочих программах учебных предметов».
Авторской программы по истории.
Федеральному перечню учебников.
Образовательной программе основного общего образования школы.
Учебному плану МБОУ Акуловской СОШ.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа рассчитана на изучение истории в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа по истории скорректирована по производственному календарю на 2020-2021 год (учтены государственные праздники), поэтому 64 часа в год.
Учебно-методический комплект.
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Е.В.Агибалова,Г.М.Донской; под. ред. А.А.Сванидзе. - М.: Просвещение, 2015. - 288.с.
История России. 6 класс. учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / под ред. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 127 с.
Раздел 1.
Планируемые результаты изучения и освоения учебного курса.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков
Обучающийся получит возможность научиться:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др
овладевать умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
Быть готовым к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий • принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задать вопросы, формулирровать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество)
Обучающийся научится:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности •
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач •
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблемы
ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач
адекватного понимания причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и
разнообразии народов, культур и религий
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживание им
доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости
Раздел 2.
Содержание тем учебного курса.
История России.
История России с древности до XV в.
Введение. Наша Родина-Россия.
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города- государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Глава 2. Русь в IX - первой половине XII в.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Глава 3. Русь в середине XII - начале XIII в..
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Глава 4. Русские земли в середине XIII - XIV вв.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.). Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Глава 5. Формирование единого Русского государства.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и
управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Становление средневековой Европы (VI - XI века) . Древние германцы и Римская империя. Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII в.в. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Западная Европа в IX- XI в.в. Культура Западной Европы в раннее. Средневековье.
Византийская империя и славяне в VI - XI веках.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI - XI веках.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне.
В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Обобщение «Европа в VI - XI веках».
Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI - XIII века).
Как происходило объединение Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII - XV веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
Славянские государства и Византия в XIV - XV веках.
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в XI - XV веках.
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Средневековый Китай. Индия. Государство и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Обобщение «Наследие Средних веков в истории человечества».
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Наша Родина — Россия | 1 |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
2 | Русь в IX — первой половине XII в. | 10 |
3 | Русь в середине XII — начале XIII в. | 3 |
4 | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 11 |
5 | Формирование единого Русского государства | 5 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
| Итого | 36 |
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов) № раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | 1 |
1 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 |
2 | Византийская империя и славяне в VI - XI вв. | 2 |
3 | Арабы в VI-XI вв. | 2 |
4 | Феодалы и крестьяне. | 2 |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
6 | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 5 |
8 | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 |
9 | Культура Западной Европы в Средние века | 2 |
10 | Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 |
| Повторение и контроль | 1 |
| Итого | 28 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Даты |
Плановая дата | Фактическая дата |
1 | Введение. Наша Родина-Россия | 1 | 01.09.2020 | |
2 | Появление древних людей | 1 | 02.09.2020 | |
3 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | 08.09.2020 | |
4 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | 09.09.2020 | |
5 | Образование первых государств. | 1 | 15.09.2020 | |
6 | Восточные славяне и их соседи | 1 | 16.09.2020 | |
7 | Первые известия о Руси | 1 | 22.09.2020 | |
8 | Становление Древнерусского государства | 1 | 23.09.2020 | |
9 | Правление князя Владимира | 1 | 29.09.2020 | |
10 | Крещение Руси | 1 | 30.09.2020 | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | 13.10.2020 | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | 14.10.2020 | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | 20.10.2020 | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | 21.10.2020 | |
15 | Повседневная жизнь населения | 1 | 27.10.2020 | |
16 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | 28.10.2020 | |
17 | ВладимироСуздальское княжество. | 1 | 03.11.2020 | |
18 | Новгородская республика | 1 | 10.11.2020 | |
19 | Монгольская империя и изменение политической карты мира. | 1 | 11.11.2020 | |
20 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | 24.11.2020 | |
21 | Северо-западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | 25.11.2020 | |
22 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | 01.12.2020 | |
23 | Литовское государство и Русь. | 1 | 02.12.2020 | |
24 | Усиление Московского княжества | 1 | 08.12.2020 | |
25 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | 09.12.2020 | |
26 | Куликовская битва. | 1 | 15.12.2020 | |
27 | Куликовская битва. | 1 | 16.12.2020 | |
28 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV веков | 1 | 22.12.2020 | |
29 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV веков | 1 | 23.12.2020 | |
30 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 | 12.01.2021 | |
31 | Московское княжество в первой половине XV века | 1 | 13.01.2021 | |
32 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | 19.01.2021 | |
33 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | 20.01.2021 | |
34 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | 26.01.2021 | |
35 | Итоговое повторение по курсу «История России» | 1 | 27.01.2021 | |
36 | Введение. Что изучает история Средних веков. | 1 | 02.02.2021 | |
37 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VII веках. Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | 03.02.2021 | |
38 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | 09.02.2021 | |
39 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX- XI веках | 1 | 10.02.2021 | |
40 | Англия в раннее Средневековье. | 1 | 24.02.2021 | |
41 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | 02.03.2021 | |
42 | Культура Византии. Образование славянских государств. | 1 | 03.03.2021 | |
43 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | 09.03.2021 | |
44 | Культура стран халифата | 1 | 10.03.2021 | |
45 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | 16.03.2021 | |
46 | В рыцарском замке | 1 | 17.03.2021 | |
47 | Формирование средневековых городов | 1 | 23.03.2021 | |
48 | Торговля в Средние века.Горожане и их образ жизни | 1 | 24.03.2021 | |
49 | Могущество папской власти.Католическая церковь и еретики | 1 | 30.03.2021 | |
50 | Крестовые походы | 1 | 31.03.2021 | |
51 | Как происходило объединение Франции | 1 | 13.04.2021 | |
52 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | 14.04.2021 | |
53 | Столетняя война.Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии | 1 | 20.04.2021 | |
54 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | 21.04.2021 | |
55 | Государства,оставшиеся раздробленными | 1 | 27.04.2021 | |
56 | Гуситское движение в Чехии | 1 | 28.04.2021 | |
57 | Обобщающий урок: Реконкиста и Гуситское движение. | 1 | 04.05.2021 | |
58 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 1 | 05.05.2021 | |
59 | Образование и философия Средневековая литература и искусство | 1 | 11.05.2021 | |
60 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | 12.05.2021 | |
61 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | 18.05.2021 | |
62 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 2 | 19.05.2021 25.05.2021 | |
63 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | 1 | 26.05.2021 | |