дЛичностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История" 6 класс.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,
так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного предмета.
Содержание курса "История России" 6 класс. (40 ч.)
Введение. (1ч) Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. (5ч)Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Русь IX –первой половины XII вв.(10ч.) Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Русь в конце X — начале XII в. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.(3ч.) Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.(10ч.)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства.(8ч.) Политическая карта русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Итоговое повторение.(1ч.)
Содержание курса
История Средних веков (28 часов)
Введение. Живое Средневековье.(1ч)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Раннее Средневековье. (9 часов)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Королинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
.Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане.
Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Феодалы и крестьяне. Средневековый город. Католическая церковь(6ч.)
В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Горожане и их образ жизни.
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)(7ч)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
. Славянские государства и Византия. Народы Азии, Африки и Америки.(6ч.)
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Культура Западной Европы в XI-XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. СандроБоттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества.(1ч) Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| История России | 40 ч |
Раздел | Введение | 1ч. |
1 | Наша Родина - Россия | 1ч. |
Раздел | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 4 ч. |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Нижегородская земля в Первобытную эпоху | 1ч. |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1ч. |
4 | Образование первых государств. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края | 1ч. |
5 | Восточные славяне и их соседи | 1ч. |
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1ч |
Раздел | Русь в IX — первой половине XII в | 10 ч. |
7 | Первые известия о Руси | 1ч. |
8 | Становление Древнерусского государства | 1ч. |
9 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1ч. |
10 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1ч. |
11 | Русь при населедниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1ч. |
12 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1ч. |
13 | Место и роль Руси в Европе | 1ч. |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1ч. |
15 | Повседневная жизнь населения | 1ч. |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1ч. |
Раздел | Русь в середине ХII — начале XIII в | 3ч. |
17 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1ч. |
18 | Владимиро - Суздальское княжество. Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском | 1ч. |
19 | Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества | 1ч. |
Раздел | Русские земли в середине XIII — XIV в | 10ч |
20 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1ч. |
21 | Батыево нашествие на Русь. Юрий Всеволодович и монгольское нашествие | 1ч. |
22 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1ч. |
23 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1ч. |
24 | Литовское государство и Русь | 1ч. |
25 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1ч. |
26 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Александр Невский в истории Нижегородского края | 1ч. |
27 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. | 1ч. |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1ч. |
29 | Контрольная работа за I полугодие. | 1ч. |
Раздел | Формирование единого Русского государства | 9ч |
29 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1ч. |
30 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1ч. |
31 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1ч. |
32 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель | 1ч. |
33 | Русская православная церковь в XV - начале XVI вв. | 1ч. |
34 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1ч. |
35 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1ч. |
36 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Формирование единого русского государства" | 1ч. |
37 | Контрольная работа за курс "История России" 6 класс | 1ч. |
| История Средних Веков | 28ч. |
38 | Введение. Живое Средневековье. | 1ч. |
Раздел | Раннее Средневековье (VI-IX вв.) | 9ч. |
39 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII веках. | 1ч. |
40 | Возникнвение и распад империи Карла Великого | 1ч. |
41 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. | 1ч. |
42 | Англия в раннее средневековье. | 1ч. |
43 | Византийская империя при Юстиниане. Культура Византии. | 1ч. |
44 | Образование славянских государств. | 1ч. |
45 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1ч. |
46 | Культура стран халифата. | 1ч. |
47 | Повторительно обобщающий урок по теме "Раннее Средневековье" | 1ч. |
Раздел | Феодалы и крестьяне. Средневековый город. Католическая церковь. | 6ч. |
48 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. | 1ч. |
49 | Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средние века. | 1ч. |
50 | Горожане и их образ жизни. | 1ч. |
51 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1ч. |
52 | Крестовые походы | 1ч. |
53 | Повторительно - обобщающий урок по теме" Средневековый город и католическая церковь" | 1ч. |
Раздел | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 7ч. |
54 | Как происходило объединение Франции | 1ч. |
55 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1ч. |
56 | Столетняя война | 1ч. |
57 | Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции | 1ч. |
58 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1ч. |
59 | Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв. | 1ч. |
60 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Образование централизованных государств в Западной Европе" | 1ч. |
Раздел | Славянские государства и Византия. Народы Азии, Африки и Америки. | 6ч. |
61 | Славянские государства и Византия в XIV -XV веках | 1ч. |
62 | Культура Западной Европы в Средние века | 1ч. |
63 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1ч. |
64 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1ч. |
65 | Повторительно - обобщающий урок по курсу "История Средних веков" 6 класс по теме "Наследие средних веков в истории человечества" | 1ч. |
66 | Итоговая контрольная работа за курс "История" 6 класс | 1ч. |
67-68 | Резерв | 2ч |
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | дата |
Прим. | Факт. |
| История России | 40 ч | | |
Раздел | Введение | 1ч. | | |
1 | Наша Родина - Россия | 1ч. | | |
Раздел | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 4 ч. | | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России Нижегородская земля в Первобытную эпоху | 1ч. | | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1ч. | | |
4 | Образование первых государств. | 1ч. | | |
5 | Восточные славяне и их соседи | 1ч. | | |
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1ч | | |
Раздел | Русь в IX — первой половине XII в | 10 ч. | | |
7 | Первые известия о Руси | 1ч. | | |
8 | Становление Древнерусского государства | 1ч. | | |
9 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1ч. | | |
10 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1ч. | | |
11 | Русь при населедниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1ч. | | |
12 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1ч. | | |
13 | Место и роль Руси в Европе | 1ч. | | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1ч. | | |
15 | Повседневная жизнь населения | 1ч. | | |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1ч. | | |
Раздел | Русь в середине ХII — начале XIII в | 3ч. | | |
17 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1ч. | | |
18 | Владимиро - Суздальское княжество | 1ч. | | |
19 | Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества | 1ч. | | |
Раздел | Русские земли в середине XIII — XIV в | 10ч | | |
20 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1ч. | | |
21 | Батыево нашествие на Русь. Юрий Всеволодович и монгольское нашествие | 1ч. | | |
22 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1ч. | | |
23 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1ч. | | |
24 | Литовское государство и Русь | 1ч. | | |
25 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1ч. | | |
26 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Александр Невский в истории Нижегородского края | 1ч. | | |
27 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. | 1ч. | | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1ч. | | |
29 | Контрольная работа за I полугодие. | 1ч. | | |
Раздел | Формирование единого Русского государства | 9ч | | |
29 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1ч. | | |
30 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1ч. | | |
31 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1ч. | | |
32 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель | 1ч. | | |
33 | Русская православная церковь в XV - начале XVI вв. | 1ч. | | |
34 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1ч. | | |
35 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1ч. | | |
36 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Формирование единого русского государства" | 1ч. | | |
37 | Контрольная работа за курс "История России" 6 класс | 1ч. | | |
| История Средних Веков | 28ч. | | |
38 | Введение. Живое Средневековье. | 1ч. | | |
Раздел | Раннее Средневековье (VI-IX вв.) | 9ч. | | |
39 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII веках. | 1ч. | | |
40 | Возникнвение и распад империи Карла Великого | 1ч. | | |
41 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. | 1ч. | | |
42 | Англия в раннее средневековье. | 1ч. | | |
43 | Византийская империя при Юстиниане. Культура Византии. | 1ч. | | |
44 | Образование славянских государств. | 1ч. | | |
45 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1ч. | | |
46 | Культура стран халифата. | 1ч. | | |
47 | Повторительно обобщающий урок по теме "Раннее Средневековье" | 1ч. | | |
Раздел | Феодалы и крестьяне. Средневековый город. Католическая церковь. | 6ч. | | |
48 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. | 1ч. | | |
49 | Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средние века. | 1ч. | | |
50 | Горожане и их образ жизни. | 1ч. | | |
51 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1ч. | | |
52 | Крестовые походы | 1ч. | | |
53 | Повторительно - обобщающий урок по теме" Средневековый город и католическая церковь" | 1ч. | | |
Раздел | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 7ч. | | |
54 | Как происходило объединение Франции | 1ч. | | |
55 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1ч. | | |
56 | Столетняя война | 1ч. | | |
57 | Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции | 1ч. | | |
58 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1ч. | | |
59 | Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв. | 1ч. | | |
60 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Образование централизованных государств в Западной Европе" | 1ч. | | |
Раздел | Славянские государства и Византия. Народы Азии, Африки и Америки. | 6ч. | | |
61 | Славянские государства и Византия в XIV -XV веках | 1ч. | | |
62 | Культура Западной Европы в Средние века | 1ч. | | |
63 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1ч. | | |
64 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1ч. | | |
65 | Повторительно - обобщающий урок по курсу "История Средних веков" 6 класс по теме "Наследие средних веков в истории человечества" | 1ч. | | |
66 | Итоговая контрольная работа за курс "История" 6 класс | 1ч. | | |
67-68 | Резерв | 2ч | |