СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «История России. Всеобщая история»  для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским  историческим  обществом, на основе  программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы  (5—9 классы),   программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева,   А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. /под ред. А.А.Сванидзе. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс – М.: Просвещение, 2019
  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. (под ред. Торкунова А.В.). История России. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2022

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района



РАССМОТРЕНО

методическим советом

_________ С.А.Ведерина

Протокол №1 от 18.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________С.А.Ведерина

26.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________Н.П.Тегляй


Приказ от 30.08.2022 №136


М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«История России. Всеобщая история»



для 6 класса на 2022-2023 учебный год


Уровень общего образования основное общее образование


Общее количество часов 68

Количество часов в неделю 2






Учитель: Ведерина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория











п. Новомирский

Азовского района Ростовской области

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом, на основе программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы (5—9 классы), программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. /под ред. А.А.Сванидзе. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс – М.: Просвещение, 2019

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. (под ред. Торкунова А.В.). История России. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2022


Цели и задачи исторического образования на уровне основного общего образования (5—9 классы):

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.


Изучение курсов истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию обучающихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.


Общая характеристика учебного курса

Содержание учебного предмета ««История России. Всеобщая история»» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Изучение предмета начинается с курса всеобщей истории, который охватывает период «История средних веков (VI-XV век)». Согласно Историко-культурному стандарту при переходе на линейную систему изучения истории вводится новая периодизация истории России: в 6 классе изучается «История России c древнейших времен до начала XVI вв.». В программу включен краеведческий материал по истории Донского края.


Место предмета в учебном плане

Предмет «История России. Всеобщая история» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Учебный план отводит для обязательного изучения учебного предмета «История России. Всеобщая история» в 6 классе - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Курс «История России» изучается в объеме 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) – 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В связи с особенностями календарного учебного графика школы на 2022-2023 учебный год (в 6 классе – 34 учебные недели, а также с учётом общероссийских праздничных дней - 8 марта, 9 мая), календарно-тематическое планирование в 6 классе рассчитано на 68 часов, при этом содержание учебного материала оптимизировано и предполагает усвоение программы в полном объеме.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения учебного предмета «История России. Всеобщая история»


Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участияв дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.


В результате изучения предмета «История России. Всеобщая история» История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс)

Выпускник научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:
  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Всеобщая история

История средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.

Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государcтва Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв.

Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй.

Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.


История России

От Древней Руси к Российскому государству

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век.

Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси.

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность.

Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо- Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и средневековье.


ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ

860 г. — поход Руси на Константинополь

862 г. — легендарное призвание Рюрика

882 г. — захват Олегом Киева

882—912 гг. — княжение Олега в Киеве

907 г. — поход Олега на Константинополь 911 г. — договор Руси с Византией

941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией

964—972 гг. — походы князя Святослава

978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве

988 г. — Крещение Руси

1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого

XI в. — Русская Правда («краткая редакция»)

1097 г. — Любечский съезд князей

1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого

Начало XII в. — «Повесть временных лет»

XII в. — Русская Правда («пространная редакция»)

1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях

1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев

1223 г. — битва на реке Калке

1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем

15 июля 1240 г. — Невская битва

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище

1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве

1327 г. — антиордынское восстание в Твери

1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского

11 августа 1378 г. — битва на реке Воже

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва

1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем

1389—1425 гг. — княжение Василия I

1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром

15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва

1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве

1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного

1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви

1462—1505 гг. — княжение Ивана III

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве

1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества

1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве

1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы.

Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.

Крестово-купольный храм. Базилика. Граффити. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные грамоты. Былины.

Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские ордена. Крестоносцы.

Централизация. Кормление. Царь. Герб.


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». Новгородская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Галицко-Волынская летопись. «Житие Александра Невского». «Житие Михаила Ярославича Тверского». «Задонщина». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г.


ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ

Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Гедимин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Структура курса

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В течение первого полугодия изучается курс всеобщей истории, во втором полугодии – отечественной истории. В рабочей программе на изучение всеобщей истории отведено 28 часов, на изучение курса История России с древнейших времен до начала XVI века отведено 40 часов, включая региональный компонент.

Планирование предполагает изучение содержания крупными модулями. В конце изучения каждого модуля предусмотрено проведение повторительно-обобщающих уроков и уроков контроля знаний.


Учебно-тематический план


Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)

№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов


Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.

Раннее Средневековье

12

Тема 2.

Расцвет Средневековья

11

Тема 3.

Страны Азии, Америки и Африки в Средние века

1


Обобщение и контроль

3


Итого

28


История России. История России с древности до конца XV в. (40 часов)

№ раздела

Название темы (раздела)

Кол-во часов


Введение. Наша Родина – Россия

1

Тема 1.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

3

Тема 2.

Русь в IX – первой половине XII в.

10

Тема 3.

Русь в середине ХII – начале XIII в.

5

Тема 4.

Русские земли в середине XIII – XIV в.

8

Тема 5.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII – XV в.

2

Тема 6.

Формирование единого Русского (Российского) государства в XV в.

7


Обобщение и контроль

4


Итого

40












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «История Средних веков», 6 класс

УМК: Агибалова Е.В., Донской Г.М. /под ред. А.А.Сванидзе. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс – М.: Просвещение, 2019

урока

Название разделов, тем, уроков

курса «История средних веков»

Кол-во часов

Виды деятельности, контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Введение. Что изучает история Средних веков.

1

Лента времени, решение хронологических задач

Введение, с.5-11, придумать хронол. задачу

06.09


Тема 1. Раннее средневековье (12 ч.)

2

Образование варварских королевств.

1

Работа с картой (с.18), составление рассказа о древних германцах

§ 1, с.20, в.1-3, карта, подготовиться к стартовому контролю

07.09


3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

Стартовый контроль по материалу, изученному в 5 классе. Работа со схемой (с.21)

§ 2, с.26, в.1-5

13.09


4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

Работа с картой (с.13, 24), терминологией (феод, феодал)

§ 3, с.32, зад.1-2

14.09


5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках

1

Работа с картой, со схемой (с.36), решение хронол. задачи

§ 4, с.39, в.1-5

20.09


6

Англия в раннее Средневековье. Обобщение по теме «Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)»


1

Работа с картой (с.41), терминологический словарь темы

§ 5, с.45, в.1-5

21.09


7

Проверочная работа по теме «Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)»


1

Работа в группах с текстом параграфа, картой, иллюстрациями

с.46 вопросы и задания к главе 1

27.09


8

Всероссийская проверочная работа по истории по программе предыдущего года обучения

1



28.09


9

Византия при Юстиниане. Культура Византии.

1

Работа в группах с текстом параграфа, картой, иллюстрациями

§ 6-7, с.53, в. 1-5

04.10


10

Образование славянских государств. Самостоятельная работа по теме «Византия в VI – XI вв.»

1

Работа с картами (с.65), подготовка проектов (с.67)


§ 8, с.66, в.1-4

05.10


11

Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат. Культура стран халифата

1

Работа с картой (с.74, 76), Составление обобщающей таблицы

§ 9, с.74, карта

11.10


12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее средневековье».

1

Составление обобщающей таблицы (с.84)

§ 10, вопросы для повторения

12.10


13

Контрольное тестирование по теме «Раннее средневековье».

1


С.84, зад.4

18.10


Тема 2. Расцвет Средневековья (11 ч.)

14

Феодалы и крестьяне.

1

Работа в группах: составление рассказов «День феодала», «День крестьянина», работа над проектами «Средневековая деревня», «Рыцарский замок»

§ 11-12, с.93, в.4-7, рассказ от лица феодала, крестьянина

19.10


15

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.


1

Работа с картой (с.114); работа в группах: составление рассказов «средневековый город», «В мастерской ремесленника», «В средневековом цехе»

§ 13-14, с.114, карта, творческие задания группам

25.10


16

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.


1

Практическая работа: составление простого плана

Работа с картой (с.140),

составление таблицы «Крестовые походы»

§ 15-16, с.149, зад.9

26.10


17

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод

1

Составление плана, работа с картой (с.154), заполнение таблиц (с. 158, 166) на основе прочитанного текста

§ 17-18, с.167, зад. 6 (презентация)

II ч.

08.11


18

Столетняя война.

Практическая работа: составление характеристики Жанны д,Арк

1

Работа с картой (с.177), составление характеристики Жанны д,Арк

§ 19, с.178, зад.2,6

09.11


19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

Работа с текстом параграфа, заполнение таблицы (с.184, зад.7)

§ 20, с.184, зад.3-4 (по выбору)

15.11


20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Работа с картой (с.186), выявление причин образования самостоятельных государств: Испания и Португалия

§ 21, с.191, зад.1-3

16.11


21

Германия и Италия в XII – XV вв.

Тест по теме «Образование централизованных государств».


1

Работа с картой (с.186), текстом параграфа

§ 22, с.198, вопросы и задания к главе 7.

22.11


22

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками – османами Балканского полуострова

1

Работа с картой (с. 205), в группах, составление плана, выполнение заданий на с.207

§ 23-24, с.207, зад.7, с.213-214, вопросы и задания к главе 8

23.11


23

Культура Западной Европы в Средние века Практическая работа подготовка групповых проектов

1

Работа в группах, составление таблицы, работа с иллюстрациями

§ 25-27, творческие задания группам

29.11


24

Обобщающий урок по теме «Расцвет средневековья»

1

Защита проектов по теме «Расцвет средневековья»

Вопросы для повторения (с.251)

30.11


Тема 3. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 ч.)

25

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Работа с картой (с.254, 261), иллюстрациями, заполнение таблицы (с.264) на основе текста параграфа

§ 28, с.264, зад.4, 5 (по выбору)

06.12


Итоговое обобщение и контроль (3 ч.)

26

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества».

1

Повторение основных фактов, событий, хронологии

С. 275, вопросы для повторения

07.12


27

Контрольное тестирование по курсу «История Средних веков».

1

Контрольное тестирование

Повторить термины (с.276-283)

13.12


28

Анализ тестирования. Терминологический диктант по курсу.

1

Зачет по терминам, изученным в курсе «История Средних веков»


14.12



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «История России с древнейших времен до конца XV в.» 6 класс

УМК: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией А.В.Торкунова. История России. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2022

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Виды учебной деятельности/контроля

Домашнее задание

Дата проведения


план

факт


Введение. Роль и место России в мировой истории

1

Актуализация знаний, беседа, работа с картой

С.6-8, карта

20.12



Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 ч.)

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция

1

Изучение нового материала, работа с картой, описание облика и орудий труда древних людей (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками)

§ 1-2, с.18, в.1-4, карта

21.12



Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Р/к История заселения территории родного края в древности.

1

Работа с картой (с.28), текстом параграфа, документом (с.25) Работа с картой (с.28), составление схемы «Три ветви славян», работа с документом (с.33-34), рассказ о жизни в славянском поселении

§ 3-4, с.26, зад.4-5, с.33, зад.1-5

27.12



Обобщение и контроль по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

Проверочная работа «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

С.34, вопросы для повторения

28.12



Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (10 ч.)

Первые известия о Руси.

1

Работа с картой (с.47), работа с текстом параграфа, поиск информации в Интернете и доп. литературе

§ 5, с.39, зад.1,2

III ч.

10.01



Образование государства Русь

1

Работа с картой (с.47), анализ схемы «Родословная Рюриковичей», работа с источником (с.45), выполнение заданий на с.49 «Думаем, сравниваем, размышляем», подготовка групповых проектов по теме «Первые русские князья»

§ 6, с.48, зад.1-4

11.01



Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

Самостоятельная работа: составление плана-конспекта темы «Введение христианства на Руси»

§ 7, с.56, зад.1-4

17.01



Русское государство при Ярославе Мудром

1

Анализ содержания «Русской Правды», работа с картой (с.60), составление характеристики исторического деятеля по алгоритму

§ 8, с.61, зад.1-4, характеристика Ярослава Мудрого по плану

18.01



Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Работа с текстом параграфа, составление генеалогического древа князей, подготовка сообщений

§ 8, с.69, зад.1,2

24.01



Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

Исторический диктант «Древняя Русь»,

подготовка групповых проектов

§10, с.76, задания 1-3 (по выбору)

25.01



Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

Описание памятников древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), произведений древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);

Соотнесение информации учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе; преобразование текста в таблицу (С.93)

§11-12, с.93, зад.5, подготовка сообщений

31.01



Повседневная жизнь населения.Р/к История и культура родного края в древности.

1

Поиск информации в различных источниках. Родной край в VIII-первой половине XII вв. образ жизни, занятия населения, организация общественной жизни

§13, С.97, зад.4

(рассказ от лица земледельца, ремесленника)

01.02



Повторение по теме «Место и роль Руси в Европе»

1

Выполнение практических заданий, работа с контурной картой, тренировочные тесты

С.98, вопросы для повторения

07.02



Обобщение и контроль по теме «Русь в IX – первой половине XII в.»

1

Контрольная работа по теме «Русь в IX – первой половине XII в.»

Повторить даты и термины темы

08.02



Тема 3. Русь в середине ХII начале XIII в. (5 ч.)

Политическая раздробленность на Руси.

1

Работа с картой (с.105): показ на карте крупнейших княжеств Руси XII – начала XIII вв. Составление схемы «Причины политической раздробленности», определение последствий раздробленности (на основе работы с текстом учебника).

§ 14, с.108, зад.5 (подготовить презентацию)

14.02



Владимиро-Суздальская земля.

1

Работа с картой (с.105), текстом параграфа, иллюстрациями, составление сравнительной таблицы «Основные центры феодальной раздробленности на Руси»

§ 15, с.116, зад.1-5 (по выбору)

15.02



Новгородская республика

1

Работа с картой (с.105), текстом параграфа, иллюстрациями, составление сравнительной таблицы «Основные центры феодальной раздробленности на Руси», составление рассказа об устройстве Новгорода

§ 16, с.122, зад.4,5 (по выбору)

21.02



Южные и юго-западные русские княжества.

1

Работа в группах по подготовке проектов; характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития княжества

§ 17, закончить составление обобщающей таблицы

22.02



Повторение и контроль по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.»

1

Контрольная работа: «Русские земли в XII – начале XIII вв.»

С.128, вопросы для повторения

28.02



Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV в. (8 ч.)

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1

Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей,

составление рассказа о битве на р.Калке на основе текста параграфа, карты (с.8)

§ 18, с.11, зад.1-3 (по выбору)

01.03



Батыево нашествие на Русь.

1

Работа с картой (с.16) показывать на карте направления походов Батыя, составление хронологической таблицы основных событий, связанных с походами Батыя на Русь.

§ 19, с.18-19, зад.1-3 (анализ источника)

07.03



Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

Работа в группах: составление рассказа о Невской битве и Ледовом побоище на основе текста параграфа, карты, схем (с.16, 21, 23), составление характеристики Александра Невского

§ 20, характеристика А. Невского

14.03



Литовское государство и Русь

1

Тестирование по теме: «Монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость»

Работа с картой (с.30), текстом учебника и документами

§ 21, с.33, зад.1

15.03



Усиление Московского княжества

1

Составление схемы «Причины возвышения Москвы», работа по карте; составление рассказа о деятельности Ивана Калиты; начать составление схемы «Династия Московских князей»

§ 22, с.40, зад.1,4 (по выбору)

IVч.

28.03



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Работа с картой, схемой (с.45), источником (с.48). Продолжить составление схемы «Династия московских князей».

Практическая работа: составление характеристики Д.Донского

§ 23, с.49, зад.4

29.03



Культурное пространство Руси в середине XIII - XIV вв.






1

Работа с текстом параграфа, иллюстрациями, документом (с.154). Составление таблицы «Достижения культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

Исторический диктант.

§ 22, с.62, зад.1-7 (к тексту параграфа)

04.04



Обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

1

Контрольный тест по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

С.56, вопросы для повторения

05.04



Тема 5. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII – XV в. (2 ч.)

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды, рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества, составить терминологический словарь темы урока

§ 25, с.64, зад.1-7

11.04



Распад Золотой Орды и его последствия




1

Работа с текстом учебника, картой, составление терминологического словаря темы. Практическая работа: работа с картой

§ 26, с.70, зад.1,2

12.04



Тема 6. Формирование единого Русского (Российского) государства в XV в. (7 ч.)

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века

1

Работа с исторической картой; задания на сравнение главных причин централизации на Руси и в Европе. Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта).

§ 27, с.77, зад.1,2

18.04



Московское княжество в первой половине XV в.

1

Продолжить составление схемы «Династия московских князей»; работа с исторической картой (с.82).

§ 28, с.83, зад.1-6

19.04



Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

1

Работа с картой (с.92) и текстом учебника; задания на знание хронологии процесса становления единого Русского государства.

Практическая работа: Иван III – «государь всея Руси» (написание характеристики).

§ 29, характеристика Ивана III

25.04



Практикум по подготовке проектов «Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв.», «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.»

1

Исторический диктант.

Работа с текстом учебника, дополнительными материалами составление проектов по выбранной теме.

§30-31, подготовка презентации по теме проекта

26.04



Культурное пространство единого Российского государства в XV в.

1

Составление таблицы «Культура Руси в XV веке»; работа с текстом учебника, картой (с.111)

§32, повторить факты, события, хронологию, термины темы 6.

02.05



Обобщение по теме «Формирование единого Русского (Российского) государства в XV в.»

1


Повторить факты, события, хронологию, термины темы 6.

03.05



Контрольная работа «Формирование единого Русского государства в XV в.»

1


Подготовка итогового проекта с.118-119

10.05




Итоговое повторение и контроль (4 ч.)







Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»

1

Защита проектов по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»

Повторить факты, события, хронологию курса

16.05



Итоговое контрольное тестирование по курсу «История России с древнейших времен до начала XVI в.»

1

Контрольное тестирование по курсу «История России с древнейших времен до начала XVI в.»

Повторить термины и даты за курс 6 кл. (с.119-126)

17.05



Зачёт по терминам и датам за курс 6 класса.

1

Зачёт по терминам и датам за курс 6 класса

Индивидуальные задания

23.05



Р/к Донской край в XV в.

1

Анализ итогового контроля.


24.05






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Программно-нормативное обеспечение:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011.

  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016


Учебно-методическая литература

Всеобщая история:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. /под ред. А.А.Сванидзе. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс – М.: Просвещение, 2019

  2. Годер Г. И., Ртищева Г.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019

  3. Годер Г. И. История Средних веков. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017

  4. Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

История России:

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией А.В.Торкунова. История России. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2022

Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

  • Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

  • Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  • Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.


Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Всеобщая история. – М.: Кордис & медиа, 2006

  2. История России IX – XVI века. Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой для 6 класса. – М.: Дрофа, 2005

  3. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. Интерактивное наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2006

  4. Энциклопедия истории России 862-1917 г. М.: «Коминфо», 2006

  5. Авторские презентации, разработанные в программе power point к урокам истории для 6 класса

Интернет – ресурсы

  • http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  • http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  • http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  • http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

  • http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  • http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

  • http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

  • http://www.fipi.ru - ФИПИ

  • http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  • http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

  • http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

  • http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

  • http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

  • http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

  • http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал


Наглядные средства обучения

Настенные исторические карты:

  1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;

  2. Великое переселение народов;

  3. Франкское государство в V – начале IX в.;

  4. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.;

  5. Арабы в VII – XI вв.;

  6. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

  7. Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы;

  8. Англия и Франция в XI – начале XIV в.;

  9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.;

  10. Европа в XIV – XV вв.;

  11. Англия и Франция во второй половине XV в.;

  12. Чехия в XIII – XV вв.;

  13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;

  14. Индия и Китай в средние века;

  15. Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVII в.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!