МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОВСЯНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Принята на педагогическом совете № 1 от « » августа 2018 г | Утверждаю . Директор :__________Л.Л Осокина Приказ № ___ от « ___» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « История»
6 класс
Составитель: Широкова О.Н.,
учитель 1 квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
| Пояснительная записка | 3 |
1 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2 | Содержание учебного предмета | 6 |
3 | Тематическое планирование | 12 |
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Овсянковская основная школа», входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа опирается на УМК:
История Средних веков:
учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2016;
Рабочие программы . Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы, М. «Просвещение», 2016 год.
История России:
Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы М.: Просвещение, 2016год;
Наряду с УМК в учебном процессе используются исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.
Объём программы:
Предмет «История» в 6 – ом классе включает : история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
К концу 6 класса учащийся научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Учащийся получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
2.Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (44 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-
тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-
во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-
ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория
и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-
дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-
занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-
скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-
дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-
сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения».
Общая характеристика образовательных модулей. С целью индивидуализации образовательного процесса рабочая программа по истории включает внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения». Актуальность разработки обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одной из основных задач современного образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности в проектах.
Место учебного модуля в рамках предмета Модуль изучается на ступени основного общего образования в 6 классе в рамках курса «История России». Он рассчитан на 9 часов и направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности. Модуль включен в программу в соответствии с содержанием изучаемого материала, расширяет и дополняет его.
Цель:
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
Обогащение исследовательского опыта учащихся – поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Развитие общеисследовательских умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.
Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:
Регулятивные УУД:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи
выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)
обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности
планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии
Познавательные УУД:
находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Личностные УУД:
организация рабочего места, подбор необходимого оборудования,
подбор и приготовление необходимых материалов,
проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента,
измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других,
выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая , коммуникативная.
Содержание учебного модуля
№ | Тема урока | Основное содержание работы |
1 | История заселения территории родного края в древности. | 1.Используя дополнительные материалы, ученики изучают историю заселения Нижегородской области. |
2 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | Работа над проектом «Храмы и монастыри Семеновского района» |
3 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | Выполнение проекта «Национальный костюм» |
4 | Повседневная жизнь населения | Выполнение проекта «Один день из жизни крестьянина (горожанина, боярина, князя)» |
5 | Место и роль Руси в Европе. | Подведение итогов изучения истории края в начальный период его заселения (защита проектов). |
6 | Урок истории и культуры родного края в древности. | Подведение итогов изучения истории края в начальный период его заселения (защита проектов). |
7 | Родной край в истории и культуре Руси. | Выполнение проекта «Упоминания о Нижнем Новгороде в XII-XIII вв» |
8 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | Выполнение проекта «Нижегородская земля в период монгольского ига» |
9 | Урок истории и культуры родного края. | Подведение итогов изучения истории края в период феодальной раздробленности (защита проектов). |
Всеобщая история. История Средних веков (24часа)
Раздел 1.Введение
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне.
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 9. Славянские государства и Византия.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение.
Итоговое повторение курса История Средних веков.
3.Тематическое планирование По предмету «История «6 класс
№ п\п | Тема урока |
1 | Наша Родина - Россия |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
4 | Образование первых государств |
5 | Восточные славяне и их соседи |
6 | История заселения родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
7 | Контрольная работа «Народы и государства на территории нашей страны» |
8 | Первые известия о Руси.( п.4) |
9 | Становление Древнерусского государства( п.5) |
10 | Становление Древнерусского государства |
11 | Правление князя Владимира. Крещение Руси |
12 | Проверочная работа «Крещение Руси» |
13 | Русское государство при Ярославе Мудром |
14 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
15 | Общественный строй и церковная организация на Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения». |
16 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
17 | Повседневная жизнь населения. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
18 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
19 | Урок истории и культуры родного края в древности. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
20 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси (п.12) |
21 | Владимиро-Суздальское княжество |
22 | Новгородская республика |
23 | Южные и юго-западные русские княжества |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» |
25 | Контрольная работа «Русь в сер. XII- сер. XIII века» |
26 | Монгольская империя и изменение политической картины мира |
27 | Батыево нашествие на Русь |
28 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (п.17) |
29 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
30 | Литовское государство и Русь П. 19 |
31 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
32 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
33 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв |
34 | Родной край в истории и культуре Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв» |
36 | Контрольная работа «Русские земли в сер. XIII-XIV вв» |
37 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
38 | Московское княжество в первой половине XV в. |
39 | Распад Золотой Орды и его последствия |
40 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
41 | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. |
42 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
43 | Урок истории и культуры родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения |
44 | Контрольная работа «История России 11-16 в.» |
45/1 | Тема 1. Введение. Живое Средневековье. |
46/2 | Образование варварских королевств. Государство франков. |
47/3 | Христианская церковь в раннее Средневековье |
48/4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
49/5 | Западная Европа в IX-XI вв. |
50/6 | Англия в ранее Средневековье. |
51/7 | Контрольная работа «Становление Средневековой Европы» |
52/8 | Тема 2. Византия- государственное устройство и культура |
53/9 | Образование славянских государств |
54/10 | Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Проектная деятельность. |
55/11 | В рыцарском замке |
56/12 | Средневековая деревня и ее обитатели. Средневековый город. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни |
57/13 | Католическая церковь в Средние века .Крестовые походы |
58/14 | Проверочная работа «Крестовые походы» |
59/15 | Объединение Франции |
60/16 | Что англичане считают началом своих свобод |
61/17 | Столетняя война |
62/18 | Крестьянские восстания во Франции и Англии .Усиление королевской власти во Франции и Англии |
63/19 | Реконкиста |
64/20 | Усиление власти князей Германии |
65/21 | Расцвет итальянских городов |
66/22 | Гуситское движение в Чехии |
67/23 | Итоговая контрольная работа по предмету «История» |
68/24 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова |
18