I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
II. Содержание учебного предмета.
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение и Реформация
Эпоха Великих географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Открытие ближней Америки. Энрике Мореплаватель, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернандо Магеллан. Значение Великих географических открытий.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Единая система государственного управления. Единая экономическая политика. Рост городов и торговли. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Главные беды - эпидемия, голод и войны. Европейский город Нового времени.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
Рождение гуманизма. Первые утопии. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Разрушение средневекового представления о Вселенной.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации и её распространения в Европе. Лютеранская церковь. Протестантизм. Борьба католической церкви против реформации. Орден иезуитов. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Борьба между католиками и гугенотами. Франция сильнейшее государство на европейском континенте.
Основные виды учебной деятельности: Объяснять смысл понятия «Новое время».Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.Оценить открытия Х.Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.Рассказать о значении Великих географических открытий.Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона.Объяснять причины появления республик в Европе.Рассказать об условиях развития предпринимательства.Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.
Рассказывать о социальных изменениях.Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия.Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домоведения.Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.Составлять развёрнутый план параграфа.
Составлять доклад и его презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.
Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация».Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма.Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина.Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.Сравнивать позиции католиков и гугенотов.
Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.Обобщать и систематизировать изученный материал.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (Борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Начало освободительной войны. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Преследование пуритан. Начало революции. Первые реформы парламента. Реставрация Стюартов. Права личности и парламентская система.
Причины международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Причины и начало тридцатилетней войне. Условия и значение Вестфальского мира. Семилетняя война, её участники и значение.
III.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Россия в XVIв. | 20 |
3 | Смутное время. Россия при первых Романовых. | 19 |
4 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 15 |
5 | Первые революции Нового времени. Международные отношения (Борьба за первенство в Европе и колониях) | 4 |
6 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 |
7 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 |
IV. Календарно-тематическое планирование
Составлено на основе УМК Учебник: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина «История Нового времени», Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А. В. Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю
№ тем | № п/п | Тема урока | К-во час | Дата |
План | Факт |
| 1 | Введение | 1 | 3.09 | |
1. | Тема Россия в XVI-XVII вв. | 20 | | |
| 2 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | 6.09 | |
| 3 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в | 1 | 10.09 | |
| 4 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | 13.09 | |
| 5 | Российское государство в первой трети XVI веке. | 1 | 17.09 | |
| 6 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века. | 1 | 20.09 | |
| 7 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | 24.09 | |
| 8 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | 27.09 | |
| 9 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI века. | 1 | 1.10 | |
| 10 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVIвека. | 1 | 4.10 | |
| 11 | Внешняя политика России во второй половине XVI века. | 1 | 8.10 | |
| 12 | Внешняя политика России во второй половине 16 века. | 1 | 11.10 | |
| 13 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | 1 | 15.10 | |
| 14 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». | 1 | 18.10 | |
| 15 | Опричнина. | 1 | 22.10 | |
| 16 | Опричнина. | 1 | 25.10 | |
| 17 | Россия в конце XVIвека. | 1 | 8.11 | |
| 18 | Церковь и государство в XVI веке. | 1 | 12.11 | |
| 19 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. | 1 | 15.11 | |
| 20 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке. | 1 | 19.11 | |
| 21 | Контрольная работа | 1 | 22.11 | |
2. | Россия в XVII веке | 19 | | |
| 22 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-начале XVIIв. | 1 | 26.11 | |
| 23 | Смута в Российском государстве. | 1 | 3.12 | |
| 24 | Смута в Российском государстве. | 1 | 6.12 | |
| 25 | Окончание Смутного времени. | 1 | 10.12 | |
| 26 | Экономическое развитие России в XVII веке. | 1 | 13.12 | |
| 27 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. | 1 | 17.12 | |
| 28 | Изменения в социальной структуре российского общества. | 1 | 20.12 | |
| 29 | Народные движения в XVII веке. | 1 | 24.12 | |
| 30 | Россия в системе международных отношений. | 1 | 27.12 | |
| 31 | Россия в системе международных отношений. | 1 | 14.01 | |
| 32 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. | 1 | 17.01 | |
| 33 | Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | 21.01 | |
| 34 | Русские путешественники и первопроходцы XVII века. | 1 | 24 | |
| 35 | Культура народов России в XVII веке. | 1 | 28.01 | |
| 36 | Культура народов России в XVII веке. | 1 | 31.01 | |
| 37 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины , Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | 4.02 | |
| 38 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины , Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | 7.02 | |
| 39 | Смутное время. Россия при первых Романовых. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 11.02 | |
| 40 | Контрольная работа по курсу «Россия в XVI- XVII веках.» | 1 | 14.02 | |
1. | Мир в начале Нового времени. | 15 | | |
| 41 | От Средневековья к новому времени. | 1 | 18.02 | |
| 42 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | 21.02 | |
| 43 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | 25.02 | |
| 44 | Усиление королевской властив XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | 28.02 | |
| 45 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | 4.03 | |
| 46 | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | 7.03 | |
| 47 | Повседневная жизнь. | 1 | 11.03 | |
| 48 | Великие гуманисты Европы. | 1 | 14.03 | |
| 49 | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | | |
| 50 | Рождение новой европейской науки. | 1 | 18.03 | |
| 51 | Начало реформации в Европе. | 1 | 21.03 | |
| 52 | Контрреформация в Европе. | 1 | 1.04 | |
| 53 | Королевская власть и Реформация в Англии. | 1 | 4.04 | |
| 54 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | 8.04 | |
| 55 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 11.04 | |
2. | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 4 | | |
| 56 | Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. | 1 | 15.04 | |
| 57 | Революция в Англии. | 1 | 18.04 | |
| 58 | Установление парламентской монархии. | 1 | 22.04 | |
| 59 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | 25.04 | |
3. | Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | | |
| 60 | Великие просветители Европы. | 1 | 29.04 | |
| 61 | Мир художественной культуры Просвещения. | 1 | 2.05 | |
| 62 | На пути к индустриальной эре. | 1 | 6.05 | |
| 63 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | 9.05 | |
| 64 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | 13.05 | |
| 65 | Франция в XVIII в. Причины и началоФранцузской революции.Французская революция. От монархии к республике. | 1 | 16.05 | |
| 66 | Французская революция. От монархии к республике. | 1 | 20.05 | |
| 67 | От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | 23.05 | |
4. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 3 | | |
| 68 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | 25.05 | |
| 69 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | 27.05 | |
| 70 | Итоговая контрольная работа | 1 | 30.05 | |